Адаптация к условиям обучения

Полезный материал на тему: "Адаптация к условиям обучения" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Адаптация студентов к условиям обучения в ВУЗе: психологические особенности и проблемы

Адаптация – это процесс приспособления организма к условиям внешней среды. Адаптация позволяет человеку приспособиться к новым условиям, а также сформировать другие новые способы поведения для успешной деятельности и преодоления возникающих трудностей. Эти новые поведенческие привычки носят индивидуальный характер и формируются по мере накопления и совершенствования опыта.

Психологические особенности адаптации студентов к условиям обучения в вузах

За свою жизнь каждый человек проживает несколько периодов адаптации.

Адаптация позволяет в новых условиях скомпенсировать недостатки привычного поведения, благодаря адаптации личность может оптимально функционировать в новой обстановке. Если адаптация не проходит успешно, то личность постоянно испытывает дополнительные трудности в деятельности или в освоении предмета.

Свой первый опыт адаптации ребенок получает в детском саду, следующий в первом классе школы. Следующим важным этапом в жизни человека считается переход из начальной школы в среднюю и затем наступает момент выбора профессии.

Если рассматривать с точки зрения целей обучения в вузе, то социальная адаптация первокурсника предполагает его способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также реализовывать свои потребности и способности, развиваться в новой непривычной для себя среде, не вступая в противоречие с этой средой. Процесс обучения в любом случае и не только вузовское обучение – это нелегкое дело.

Одна их самых важных предпосылок для успешной учебы первокурсника – его своевременная успешная адаптация к условиям обучения в вузе. Этот этап можно рассматривать как начальный этап вовлечения человека в профессиональную деятельность. Первый курс для студента может стать либо точкой опоры, либо привести к изменению поведения, деформациям в общении и обучении.

Именно на первом курсе обучения в вузе формируется отношение человека к учебе, продолжается «активный поиск себя», складывается его отношение к будущей профессиональной деятельности. И даже те, кто окончил среднюю школу на «отлично», не сразу обретают уверенность в своих силах на первом курсе.

Первые неудачи очень часто приводят к разочарованиям, отчуждению, утрате перспективы, пассивности. Кроме того, успешность адаптации зачастую влияет на дальнейший ход профессиональной деятельности человека.

При переходе от общего к профессиональному образованию сложность адаптации состоит не только в том, что меняется социальное окружение, но ещё и в необходимости принятия решений, связанных с выбором будущей профессии, в возникновении тревожности по поводу правильности сделанного выбора, что для многих сопоставимо с нахождением смысла жизни. Первые трудности студента связаны с первичной социализацией в вузе и новыми условиями жизни.

С получением статуса студента молодым людям приходится сталкиваться с рядом таких трудностей как иная система обучения, взаимоотношения с сокурсниками и преподавателями, самостоятельная жизнь в городских условиях (для иногородних студентов), социально-бытовые проблемы, недостаточное знание принципов работы вуза, его структур и возможностей для самореализации в науке, творчестве и общественной жизни. При этом усиливаются противоречия и возникают новые трудности в самооценке, становлении самосознания и формировании своего «Я».

Если адаптация не проходит успешно, то первыми признаками являются усталость, снижение работоспособности, сонливость, часто подавленное настроение, головные боли, повышение уровня тревожности, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, сопровождающаяся плохой дисциплиной, систематическим невыполнением домашних работ, постоянные пропуски занятий, потеря мотивации учебной деятельности. От того, насколько долго длится процесс адаптации, зависят текущие и будущие успехи студента.

Адаптация в новом студенческом коллективе

Знакомство и общение с новым коллективом – это один и немаловажных этапов, которого, обучаясь в вузе никак не избежать. От обстановки в группе, психологического климата в ней, от того, насколько студентам комфортно и безопасно во время занятий и во взаимодействии с педагогами и одногруппниками зависит процесс адаптации студентов в новом коллективе.

Учебный коллектив имеет двойную структуру. С одной стороны учебную группу можно рассматривать как объект и результат сознательных и целенаправленных воздействий педагогов и кураторов, которые определяют многие особенности студенческого коллектива. С другой стороны – это достаточно самостоятельно развивающееся явление, подчиняющееся особым социально-психологическим закономерностям. Отличительной особенностью студенческой группы первого курса является то, это ещё не сложившийся коллектив и в нем нет общепринятых и закрепившихся правил и норм поведения.

В этой студенческой группе каждый – новый человек для каждого другого члена группы. В школе ученика знали много лет, и он имел определенный статус, не всегда объективный по отношению к нему. Теперь при поступлении в ВУЗ у него есть возможность получить новую позицию в коллективе и заработать иной статус.

В формировании характеристик данной группы, установлении норм и правил поведения принимает участие каждый член группы. У каждого члена новой студенческой группы есть возможность завоевать авторитет и уважение однокурсников, проявить себя с самых различных сторон, найти «свое место под солнцем».

Критериев проявления личности существует большое количество, например, поведение, поступки, одежда, творческие способности, стиль общения, профессиональные способности и т.д. Влияние старших студентов тоже имеет место в процессе социализации студентов в вузе. Студенты определенного факультета представляют собой особую группу с определенными чертами, которые отличают её от других групп и никак не выражены в остальном студенческом обществе.

Первокурсники, попадая в эту группу, стараются стать её полноправными членами и бессознательно перенимают её характерные черты от старшеклассников. Можно заметить уже в первые недели студенческой жизни, что у них появляется несвойственная манера мышления, новые привычки и даже слова «матан» — математический анализ, «лабы» — лабораторные работы и т. д. В процессе формирования новой студенческой группы проявляются, рождаются на глазах и небольшие подгруппы.

Для каждого студента большую роль играет та категория, к которой он относится, к какой группе его можно мысленно отнести: к трудолюбивым или разгильдяям, бедным или богатым и т.д. На первом этапе становления новой студенческой группы организатором её жизни и деятельности является куратор. Он оказывает студентам помощь в адаптации к новым для них социальным условиям, закладывает основы благоприятного климата в группе, формируемого постепенно в течение всей «совместной жизни» студентов в вузе.

Читайте так же:  Отпустить ситуацию в отношениях

С целью успешности адаптации студентов куратором группы, психологом и социальным педагогом проводятся адаптационные тренинги, совместные выезды, различные мероприятия, например, день первокурсника различные концерты, КВН и т.д. Обычно такая работа, проводимая с пониманием важности таких мероприятий в тесном взаимодействии педагогическим коллективом, приносит ощутимые результаты, и примерно к концу первого полугодия заметно снижается тревожность у студентов первого курса, появляются признаки успешных студенческих групп.

Адаптация первокурсников к условиям учебного заведения как условие успешной учебы

Подросток переступил порог колледжа и стал его студентом. Если это произошло в 15–16 лет, после окончания 9 классов средней школы, то проблемы с обучением, адаптацией в новом коллективе, конечно, есть. Одна из причин — это подростковый возраст первокурсника, наиболее ответственный период в развитии личности. У подростков активно формируется самосознание, стремление к самоутверждению среди сверстников, желание лучше узнать себя и сверстников, понять окружающий мир, критически относясь к взрослым. В этом возрасте резко проявляются колебания характера, неприязнь к опеке, потребность в популярности, критичность, бескомпромиссность, значимость истины и независимости. В то же время подростки отзываются на доброту, внимание со стороны взрослых, справедливость.

Адаптация первокурсников к обучению в колледже происходит по-разному. Так, у одних учащихся адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей. Нарушения психологического характера не способствуют становлению личности и приводят к отчислению из училища по нежеланию учиться. Адаптация ускоряется, если с первокурсниками предварительно проведена работа по ознакомлению с возможными ситуациями предстоящих занятий.

Будущий успех зависит от способности строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием. С другой стороны, процесс обучения в колледже является новым этапом в жизни школьника и требует от него большей самостоятельности и активности в получении и усвоении знаний на фоне возросшей информационной нагрузки, а также умения, способности быть психологически и социально адекватным изменившимся условиям учебы и социального бытия. Новыми элементами для первокурсников училища являются изменившиеся формы и методы преподавания, повышение педагогических требований, увеличение объема учебной работы, необходимость самостоятельно планировать учебное время.

Но выпускник школы, особенно сельской, не всегда может быстро и безболезненно включиться во взрослую жизнь, адаптироваться к тем социально-экономическим условиям, в которых он должен будет жить, так как ему не хватает жизненно необходимых знаний, умений, навыков (правовых, юридических, экономических, психологических, социальных, практических). У него зачастую не сформированы ценностные ориентации, адаптивные способности, то есть те важные личностные качества, которые необходимые ему будут для успешного жизненного самоопределения и самореализации.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться “свободой”, денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований ССУЗа.

Трудности, ожидающие студента любой специальности, можно подразделить на несколько групп, в зависимости от содержания причин, их порождающих:

1. Дидактические трудности:

[1]

— Резкая смена содержания и объёма материала. Одна лекция содержит информацию в объеме пяти школьных уроков;

— Разнообразие новых (в сравнении со школьными) форм и методов преподавания (лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и т. д.);

— Сложный язык научных текстов и лекционного материала. Первокурсник оказывается неподготовленным к восприятию информации в такой форме;

— Отсутствие навыков самостоятельной работы.

2. Социально-психологические трудности:

— Перестройка сложившихся привычек и навыков: у многих изменяются место жительства, прежний уклад жизни, общественное окружение. Разрушаются старые привычки, представления, связи, а новые еще не окрепли. Не все переживают этот процесс безболезненно;

— Резкий переход к самостоятельной взрослой жизни. Встают новые материальные трудности, возрастает необходимость самообслуживания;

— Сомнения в своих способностях, неуверенность в силах, страх перед сессией, опасение быть отчисленным (слабый тип нервной системы, высокий уровень беспокойства-тревожности и т. д.).

3. Профессиональные трудности:

— Сомнения в правильности выбора вуза, специальности. (Часто возникают, когда ложно сформировавшаяся модель будущей деятельности сталкивается с реальностью)

Эти трудности обычно относят к периоду адаптации студента-первокурсника к новой для него системе обучения.

В связи с этим целью психологического сопровождения нашего колледжа является психологическая адаптация к ссузовскому обучению.

К основным задачам можно отнести:

— создание благоприятного микроклимата для студентов-первокурсников.

— профессиональная ориентация студентов, помогающая окончательно и осознанно определяться с выбором специальности.

— помощь студентам в процессе социализации.

— сохранение контингента студентов первого курса.

Для выявления показателей успешности адаптации студентов-первокурсников к условиям ссузовского обучения мы использовали многоуровневый личностный опросник “Адаптивность-02” (МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным.

В результате исследования были определены основные трудности адаптации первокурсников такие как:

— неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней.

— отсутствие умения самостоятельной работы;

— неумение осуществлять психологические саморегулирования поведения и деятельности.

— готовность выполнять общественные поручения в группе — 80 % опрошенных студентов;

— мечта и выбор профессии совпали — у 40% студентов

  • 36% — имеют низкие адаптивные способности, низкий уровень нервно-психической устойчивости, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки.
  • У 13% — низкий уровень коммуникативных способностей, испытывают затруднения в построение контактов с окружающими, проявляют агрессивность.
  • 10% — не могут адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения.

Анализ полученных данных позволяет воссоздать целостную картину состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе, основными из которых являются:

1. Проведение тренинговых занятий с целью формирования сплоченности и развитие чувства доверия в студенческих группах;

2. Обучение студентов приемам снятия психологического напряжения, методам саморегуляции;

Читайте так же:  Виктория катарсис инстаграм

3. Проведение профилактических мероприятий с потенциальными участниками конфликтов;

4. Повышение психологической грамотности молодых преподавателей, психологическое сопровождение кураторской деятельности;

5. Проведение индивидуальных консультаций.

Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям, но как показывает опыт работы в нашей психологической службе, проведенные мероприятия позволяют установить комфортный микроклимат в группах, повысить учебную мотивацию и положительное отношение к учебной деятельности.

Таким образом, изучение особенностей протекания процесса адаптации первокурсников к ссузовскому обучению должно помочь сформировать подходы к оказанию психологической помощи студентам в оптимизации учебной деятельности.

Литература

  1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69
  2. Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся // Журнал Завуч. – 2004. – №8. –С. 67-76.
  3. Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 1008 с. – (Серия «Мир психологии»).
  4. Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А.. Психологические проблемы готовности к деятельности.– Минск: Изд-во БГУ, 1976.– С. 73–162.
  5. Границкая А.С. Научить думать и действовать./ Адаптивная система обучения. – М.: Просвещение, 1991, – 175 с.
  6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал.–1997.– № 6.– С. 35
  7. Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И. Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.
  8. Куршакова Т.Ю., Томилова В.М. Пути совершенствования и развития воспитательной системы Вуза. – Пермь, 2003. Материалы областной конференции.
  9. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии).– Ереван: АН Арм. ССР, 1988.– 263 с.
  10. Потапов С.О. Практическая психология. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999, – 333 с.
  11. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 368 с.
  12. Чурикова И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа. – Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина, 2004. – С.63-64.

Адаптация первоклассников к школе

  • Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе — учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
  • Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  • Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
  • У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
  • Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
  • На вопрос: «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» он решительно отвечает: «Нет!»

2. Уход от деятельности.
Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

3. Негативистская демонстративность.
Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание — лишение внимания.
Внимание в любой форме — безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

5. Ребенок ленится» — Это очень частые жалобы.
За этим может стоять все, что угодно.
1) сниженная потребность познавательных мотивов;
2) мотивация избегания неудач, неуспеха («и не буду делать, у меня не получится, я не умею»), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.
3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему «ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ», они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности.
4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него «порции» любви.
Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.

[3]

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Существуют следующие виды адаптации:

Физиологическая адаптация – приспособление организма к условиям существования

В нашем случае мы остановимся на психологической адаптации.

В любой школе у определенного количества учащихся присутствуют проблемы, связанные с адаптацией, будь то первоклассник или пятиклассник, не важно. Факт в том, что об этой проблеме важно не забывать, а лучше что-то предпринимать для ее либо профилактики, либо, собственно, коррекции. Трудности адаптации учащихся пятых классов сейчас очень актуальная проблема.

Адаптацияозначает приспособление к новым условиям, требованиям, отношениям, видам деятельности.Школьная адаптация— это, по сути, тоже своего рода процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения. Итог школьной адаптации может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный итог — непосредственно адаптированность, которая обеспечивает успешность последующей учебной деятельности, а отрицательный итог – дезадаптированность, то есть, неадекватный процесс адаптации ребенка к школе. Сюда можно отнести следующее: нарушение поведения, конфликтные отношения, искажения в личностном развитии, повышенная тревожность и так далее.

В любой школе у определенного количества учащихся присутствуют проблемы, связанные с адаптацией, будь то первоклассник или пятиклассник, не важно. Факт в том, что об этой проблеме важно не забывать, а лучше что-то предпринимать для ее либо профилактики, либо, собственно, коррекции.

Читайте так же:  Государственный служебный конфликт

Трудности адаптации учащихся пятых классов сейчас очень актуальная проблема.

Адаптация означает приспособление к новым условиям, требованиям, отношениям, видам деятельности. Школьная адаптация — это, по сути, тоже своего рода процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения. Итог школьной адаптации может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный итог — непосредственно адаптированность, которая обеспечивает успешность последующей учебной деятельности, а отрицательный итог – дезадаптированность, то есть, неадекватный процесс адаптации ребенка к школе. Сюда можно отнести следующее: нарушение поведения, конфликтные отношения, искажения в личностном развитии, повышенная тревожность и так далее.

Период школьной адаптации ,а именно ее успешность, зависит не только от интеллектуальной готовности, но и наличие тех умений и навыков, необходимые налаживать контакты и общаться и с учителями, и одноклассниками, принимать школьные требования и приспосабливаться к новым ситуациям.

Переход учащихся из начальных классов в среднее звено можно сравнить с кризисом. В среднем звене новые условия, новый темп и стиль жизни и ребенку необходимо время, чтобы это все «переварить» и привыкнуть. На этом фоне может временно снизиться успеваемость. Поэтому учителям и родителям необходимо на этом этапе тесно сотрудничать. И прежде чем ребенка ругать за двойки и неправильные ответы на уроках стоит немного «покопаться» в психологии и все же обратить внимание на такой феномен как школьная адаптация.

[2]

В среднем звене дети, получается, принадлежат сами себе. Здесь им нужно переходить самостоятельно из класса в класс, уже решать кое-какие проблемы с учителями, в начальной школе такого не было. Ребенку здесь необходим попеременный контроль со стороны взрослого над учебным процессом. Поэтому некоторые дети, обладая определенными психологическими особенностями, к такому повороту событий просто не готовы. Они растеряны, встревожены, им страшно, кто-то привык к контролю взрослых и просто не может без их указаний и постоянной подсказки. На фоне этого и снижается успеваемость, самооценка, уверенность в себе, появляется тревожность. А это веские причины, которые могут способствовать распространению дезадаптированности, отсюда появляются дети так называемой «группы риска». Опыт показывает, что все же можно избежать проблем с учебой в этот период.

Адаптационный период охватывает первые два месяца обучения в 1-м и 5-м классах. Период адаптации у пятиклассников может занять от двух месяцев до года.

Важно родителям, классному руководителю и учителям-предметникам правильно настроиться на работу с детьми в этот период.

Вроде простые, но довольно своеобразные причины, могут повлиять на неуспеваемость у детей при переходе в пятый класс.

Существует еще несколько причин, которые связаны с неуспеваемостью при переходе в среднее звено.

Это, во-первых, как было упомянуто ранее, неуверенность в себе. Опять же причина – повышенная тревожность, завышенные требования со стороны учителей, родителей. В результате – падение самооценки и тому подобное.

Во-вторых, наличие личных проблем. В среднем звене появляется первая любовь, чаще всего безответная, ссоры с друзьями, родителями.

В-третьих, физиологические изменения тоже могут повлиять на неуспеваемость. Каким образом. Переход в среднее звено может совпасть с началом физиологических изменений. В итоге что получается – ребенок рассеян, плаксив, он не высыпается. Нужно опять же больше внимания.

Причины можно перечислять и перечислять, говорит это о том, что период адаптации и неуспеваемость тесно связаны, одно вытекает из другого.

Кроме всего выше перечисленного, так же важным моментом остается необходимость помочь ребенку наладить взаимоотношения в классе, если это необходимо.

Психологу образовательной организации обязательно важно иметь в своей копилке программу адаптации и заниматься ее реализацией.

Психологу необходимо совместно с педагогом:

— отслеживать психолого-педагогическое развитие учащихся;

— создать положительный психологический климат для успешной адаптации личности ребенка;

— развивать коммуникативные навыки;

— актуализировать мотивацию обучения.

Нужно включить в свою работу психологическую диагностику, консультации с родителями и педагогами, методическую, коррекционно-развивающую, аналитическую работу, направленную на оказание всевозможной помощи в период адаптации пятиклассников.

В тот момент, когда идет приучение ребенка к самостоятельности, самое главное – это не переусердствовать с действиями и не пропустить тот важный момент, именно с которым ребенок не в состоянии справиться без взрослых. Большинство детей воспринимают переход из начальной школы в среднее звено как важный шаг в своей жизни и гордятся, что они уже «не маленькие».

Таким образом, становится явным тот факт, что в период адаптации учителя и родители должные учитывать все моменты. Спокойная домашняя атмосфера так же является тем важным фактором, который способствует эффективному решению проблем в школе.

Список литературы

1. Адаптация человека: сб. статей / ред. З. И. Барбашова, И. И. Лихницкая. Л.: Наука, 1972. 267 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология. М.: Издательство МГУ, 1988. 429 с.

3. Битянова М. Р. Социальная психология: учеб. пособие. 2 изд. перераб. СПб.: Питер, 2008. 368 с.

4. Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: М., 1980. 21 с.

5. Социология. Основы общей теории: учеб. /отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма, 2008. 912 с.

6. Психология возрастных кризисов: хрестоматия /сост. К. В. Сельчонок. Харвест; М.: Аст, 2002. 560 с.

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе

Дата публикации: 05.12.2017 2017-12-05

Статья просмотрена: 827 раз

Библиографическое описание:

Завражнов В. В., Чагина М. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших школьников к условиям обучения в школе // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 422-424. — URL https://moluch.ru/archive/183/46927/ (дата обращения: 23.08.2019).

В последние десятилетия интерес российских педагогов и психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость. Постоянно увеличивается число дезадаптированных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Понятия «адаптация» и «дезадаптация» приобретают повышенную актуальность в процессах воспитания, обучения, трудовой деятельности.

Зачастую, придя в школу, дети с неодинаковым успехом адаптируются к новой системе социальных условий, плохо приспосабливаются к новым отношениям, требованиям, режиму жизнедеятельности. Введение новых, более сложных экспериментальных, педагогических программ, большая нагрузка, ускоренное прохождение учебного материала усложняют процесс адаптации младших школьников к школьному обучению. Влияние неблагоприятных факторов может вызвать дезадаптацию.

Читайте так же:  Зрелые пикаперы анал

Проблемами адаптации младших школьников к условиям обучения в школе занимались Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Н. В. Вострокнутов, Ж. М. Грозман, А. К. Мункоев, Р. В. Овчарова, А. Ю. Потанина, В. Г. Степанов и др.

Адаптированность определяется как некий уровень приспособления человека. Он может проявляться через его социальный статус, а также через удовлетворенность или неудовлетворенность собой лично и своей собственной жизнью. Для человека может быть характерна как гармония и адаптация, так и дисгармония и дезадаптация. По результатам исследований было выявлено, что для дезадаптации характерен психосоматический характер, протекающей в трех формах: капитулятивно-депрессивной (нарушения поведения и психосоматические заболевания), невротической (неврозы), агрессивно-протестной [1].

Под адаптацией в широком смысле понимают — приспособление к внутренним и внешним условиям [5]. Адаптация ребенка к условиям обучения в школе — это довольно длительный процесс, который требует напряжения сил детского организма и детской психики. Период адаптации детей к общеобразовательной школе, по мнению М. Р. Битяновой, связывается с изменениями в окружении младшего школьника, возникновением новой социальной роли [1].

Ребенка, вписавшегося в систему школьных требований, норм и социальных отношений довольно часто называют адаптированным. Некоторые из педагогов включают еще один критерий — ребенок должен привыкнуть к школе без существенных внутренних потерь, снижения самооценки, настроения, ухудшения самочувствия. Это напрямую связано с дальнейшим психологическим, личностным и социальным развитием [2].

Процесс адаптации во многом зависит от мотивационной, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных функций, коммуникативных навыков, сферы взаимодействия с учителем. Несформированность любой из данных сфер может являться одной из причин, которые приводят к той или иной форме дезадаптации [7].

Результатом неудавшейся адаптации является психологическая дезадаптация. Она может приводить к внешней или внутренней дисгармонизации взаимодействия личности с обществом и самим собой, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушении взаимоотношений и деятельности [6].

Дезадаптация может быть школьной. Она выражается в образовании неадекватных механизмов приспособления ребенка к условиям школы. Это могут быть конфликтные отношения, повышенный уровень тревожности и т. д. Уже в первом классе выявляются дети с данными проблемами. Несвоевременное выявление их сущности, отсутствие специализированной коррекционной работы, влекут за собой отставание в усвоении школьных знаний, снижение мотивации учебной деятельности, различные формы отклоняющегося поведения [7].

Существуют различные классификации форм школьной дезадаптации. Р. В. Овчарова предложила следующую классификацию форм школьной дезадаптации: неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением; неспособность принять темп школьной жизни; школьный невроз или «фобия школы» — неумение разрешить противоречие между семейным и школьным «мы».

Р. В. Овчарова выделяет семейное влияние в качестве главной причины школьной дезадаптации в младших классах. По мнению автора, ребенок приходящий в школу из семьи, где он не чувствует переживания «мы», проецирует данные ощущения и на учебный процесс. Соответственно ему будет трудно войти в новую социальную общность. Стремление к отчуждению на бессознательном уровне, неприятие общественных норм и правил, ради сохранения неизменного «я» составляет основу дезадаптации детей к школьному обучению, воспитывающихся в семьях с несформировавшимся чувством «мы» [8].

Таким образом, проблема адаптации к условиям обучения в общеобразовательной школе включает в себя два взаимосвязанных процесса: адаптации и дезадаптации. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как довольно длительный процесс, который требует напряжения сил детского организма и детской психики. Период адаптации детей к общеобразовательной школе связывается с изменениями в окружении младшего школьника, возникновением новой социальной роли Школьная дезадаптация выражается в образовании неадекватных механизмов приспособления ребенка к условиям школы. Это могут конфликтные отношения, повышенный уровень тревожности и т. д. Уже в первом классе выявляются дети с данными проблемами. Несвоевременное выявление их сущности, отсутствие специализированной коррекционной работы влекут за собой отставание в усвоении школьных знаний, снижение мотивации учебной деятельности, различные формы отклоняющегося поведения

Важнейшими направлениями работы педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста по повышению адаптивных свойств личности к школьному обучению являются: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа и консультативно-просветительская деятельность.

Психологическая диагностика выражается в виде углубленного психолого-педагогического изучения учащихся, в течение всего этапа обучения, определение склонностей личности, ее индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление механизмов нарушений в учебной деятельности, социальной адаптации [4]. Данное направление работы педагога-психолога ориентировано на решение ряда задач: составление социально-психологического портрета школьника; определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в адаптации; выбор средств и форм психологического сопровождения школьников [3].

В основу коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога общеобразовательной школы входит создание психолого-педагогических условий для полного психологического развития школьников. Целевой компонент коррекционно-развивающей работы с детьми определяется пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослым. Психокоррекционная работа с младшими школьниками отличается рядом специфических особенностей. Это связано с новым социальным статусом ребенка: переход от дошкольника к ученику, смена ведущей деятельности, расширение межличностных связей и изменение социального окружения, формирование оптимального уровня активности и произвольности и т. д. [8].

В основу консультативно-просветительской деятельности, в контексте изучаемой проблемы, входит формирование у обучающихся и их родителей, педагогов и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития обучающихся. Консультации необходимы для передачи родителям и педагогам знаний о психологических особенностях младшего школьника и вариантах решения конкретных проблем в системах взаимодействия «ребенок-родитель», «ребенок-учитель» [4].

  1. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. — М.: Владос, 2002. — 112 с.
  2. Данилова, Е. Е. Первоклассники. / Е. Е. Данилова // Школьный психолог. 2002. № 6. С. 14.
  3. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
  4. Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — Изд. 6-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 442 с.
  5. Костина, Л. М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности. / Л. М. Костина // Вопр. психол. 2004. № 1. С 137–143.
  6. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. — М.: Владос, 2001. — 256 с.
  7. Новикова, Е. В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у школьников. / Е. В. Новикова // Общение и формирование личности школьника. — М.: Наука, 2007. — С 32–40.
  8. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. — М.: Сфера, 2002. — 240 с.
Читайте так же:  Сон жена бросает мужа

Социально-психологическая адаптация

Социально-психологическая адаптация — это процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях[6].

Я.Л Коломинский и Е. А Панько считают что социально — психологическая адаптация — это процесс активного приспособления в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически [5].

Этот процесс многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к. ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям [11].

Начало обучения 6-летних и подготовка к нему связаны с необходимостью учета ряда важных психологических закономерностей развития детей этого возраста. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфическими «дошкольными» способами их удовлетворения. По мнению А.Л. Венгер интеллектуальная сфера ребенка не только в определенной мере уже готова к систематическому обучению, но и требует его. Это противоречие распространяется и на личностную сферу.

В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку.

Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и начинает стремиться к ней.

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность к нравственно-психологическим нормам и правилам поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Говоря словами Л.С. Выготского, в этот период осуществляется переход от учения по его собственной программе к учению по программе, заданной взрослыми. Можно сказать, что в этот период возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.

Сензитивность этого периода четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если мы упустим момент, запоздаем с обучением грамоте, ее усвоение будет проходить с большими трудностями.

Из сказанного можно заключить, что целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей. И важная роль здесь принадлежит семье. Именно поэтому данный вопрос будет рассматриваться более подробно ниже в моей работе.

Необходимо, чтобы ребенок пошел в школу физически развитым, крепким, здоровым. Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от его физической готовности к ней, здоровья. В настоящее время ребенку — первокласснику необходима выносливость — важнейшая физическая способность, которая теснейшим образом связана с работоспособностью, качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Выносливость необходима ребенку, чтобы овладеть программой, предусмотренной для первоклассников в школе.

Специальные исследования показывают, что положительное влияние на физическую работоспособность детей этого возраста, обучающихся в школе, оказывает увеличение самопроизвольной двигательной активности и целенаправленное, с акцентом на точность выполнения движений, развитие у детей двигательных навыков во время ежедневного проведения динамических пауз на свежем воздухе, обучение плаванию в бассейне, проведение утренней гимнастики.

Однако, очевидным является то, что одной физической готовности для успешного обучения в школе явно мало. Необходима готовность ребенка к изменению своего социального положения. Этот процесс адаптации, или привыкания, подчиняется особым психологическим закономерностям, которые очень важно учитывать при работе с первоклассниками.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе: чтобы адаптироваться, необходимо приложить специальные усилия.

Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные. Педагогу надо помочь детям адаптироваться в новых социальных условиях. Но адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам — к новым для них воспитанникам, а родителям — к своему ребенку, который теперь стал школьником [8].

Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Результат адаптации — адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешности последующей жизнедеятельности.

Шинтарь З.Л. анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, выделяет формы, знание которых позволяет реализовать идеи преемственности в работе учителя общеобразовательной школы:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Составную часть психологической готовности ребенка к школьному обучению составляет именно интеллектуальная готовность. В это понятие входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Однако, главное- это то, как ребенок ориентирован в окружающем и как он осмысляет полученные сведения [5].

Источники


  1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М.: Academia, 2011. — 192 c.

  2. Сергей, Александрович Муратов Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов / Сергей Александрович Муратов. — М.: Юрайт, 2016. — 773 c.

  3. Ван, Пелт Н. Найти и удержать / Ван Пелт Н.. — М.: Источник Жизни, 2002. — 971 c.
    Адаптация к условиям обучения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here