Адаптация в доу по фгос

Полезный материал на тему: "Адаптация в доу по фгос" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)

Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс.

В нашем ДОУ функционируют 6 групп, 3 из которых — группы раннего возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас особенно актуален.

В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса.

Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются:

  • анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);
  • выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.
  • Вся работа проводится в три этапа:

    1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

    — характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2)

    — оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

    — оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

    По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь — не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

    2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

    3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) — по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

    На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

    Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

    Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

    Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

    Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

    Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами — манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.

    Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

    • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
    • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
    • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

    [2]

    При проведении занятий учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

    Читайте так же:  Как влияет утомление на реакцию водителя

    Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой — усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу «здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

    По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

    По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико — психолого — педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

    Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

    Адаптация в доу по фгос

    По мере взросления ребенку приходится приспосабливаться к условиям жизни, отличным от домашней среды. Сначала малыш отправляется в детский сад, затем в школу. Кроме того, что в этих учреждениях он должен находиться без своих родных, ему надо привыкнуть к новым правилам поведения. Такая смена окружения и обстановки влияет на психологическое здоровье ребенка, часто вызывает стресс.

    Содержание:

    Задача родителей состоит в том, чтобы подготовить ребенка к детскому саду, научить ребенка самостоятельности, есть, одеваться и раздеваться без посторонней помощи, правильно вести себя во время споров и ссоры.

    Для предупреждения негативных последствий резкой смены обстановки, создания благоприятных психологических условий для малыша, специалисты разработали план адаптации детей в дошкольных учреждениях.

    Как заполняется лист адаптации ребенка в детском саду по ФГОС?

    Частью такого плана адаптации становится наблюдение за вновь прибывшим малышом. Воспитатель изучает его поведение при общении с другими детьми в группе, его настроение в течение дня, активность в играх, аппетит и сон. Все эти данные в течение месяца заносятся в специальный лист адаптации, который ведется на каждого ребенка.

    Ниже можно скачать лист адаптации ребенка для родителей в ДОУ по ФГОС:

    Вариант №1

    Вариант №2

    Лист адаптации оформляется согласно федерального государственного образовательного стандарта. Кроме фамилии, имя, отчества ребенка и даты поступления в детский сад, записывают наблюдения за поведением ребенка по пяти пунктам:

    • аппетит;
    • сон;
    • общение с детьми/взрослыми;
    • познавательная/игровая активность;
    • настроение, эмоциональное состояние;
    • а также возраст, рост и вес.

    Анализ наблюдения ведет психолог, он может дополнить пункты листа адаптации по своему усмотрению теми положениями, которые посчитает необходимыми:

    • индивидуальные особенности;
    • заболевания;
    • социальные контакты.

    Если адаптация ребенка проходит быстро и легко, то заполнять лист адаптации до конца месяца не обязательно.

    Уровни адаптации ребенка к детскому саду

    Уровни адаптации бывают разные:

    При высокой адаптации ребенок привыкает к новой обстановке за неделю, при среднем уровне за 3 недели, при сложностях с адаптацией – за 5 недель. Если ребенок привыкает к новой обстановке более 5 недель, то считается, что ребенок не умеет приспосабливаться к социальным условиям.

    После наблюдения за реакциями ребенка на окружающие факторы, анализа его поведения, воспитатели делают выводы относительно адаптации. При выявлении отклонений, воспитатели совместно с родителями разрабатывают план работы с ребенком для его привыкания к новым условиям.

    Рекомендации должны составить психолог, логопед, невролог.

    В детском саду ребенок не только проводит свое время в отсутствии родителей, здесь он развивается как личность, учится общаться со сверстниками и посторонними взрослыми, готовится к учебе в школе. Поэтому комфортное пребывание в дошкольном учреждение, психологическое здоровье ребенка, является крайне важными показателями для развития новой личности, здорового и успешного человека в будущем.

    Адаптационный лист ребенка — бланк для ДОУ

    Бланк адаптационного листа предназначен для ведения статистики адаптации ребенка в группе детского сада. Его легко распечатать на домашнем принтере на листе а4.

    В шапке заполняются ФИ ребенка, дата рождения и дата поступления в ДОУ. В таблице заполняются следующие данные:

    1. Аппетит дошкольника на завтрак, обед и ужин.
    2. Сон ребенка.
    3. Общение с детьми и взрослыми.
    4. Активность игры и речи.
    5. Настроение воспитанника.

    В заключении ниже таблицы записываются выводы. Там же необходимо обозначить адаптацию ребенка по приведенному критерию.

    Публикации по теме:

    Интересное в этом разделе

    Бланк учета посещаемости детей на месяц

    Пустой бланк с обозначениями дней месяца, столбца с ФИ ребенка, общего количества присутствующих и отсутствующих .

    Карта усвоения материала в старшей группе ДОУ

    Бланк предназначен для старшей группы детского сада. Тут фиксируются данные об усвоении программного материала по .

    Диагностическая карта по экологическому воспитанию в подготовительной группе

    Бланк составлен в текстовом редакторе и имеет возможность дополнительного редактирования. Предназначен для определения и фиксации .

    Для педагога

    Автор: Васильева Надежда Александровна
    Должность: старший воспитатель
    Учебное заведение: МДОУ «Центр развития ребенка № 7 Дзержинского района Волгограда»
    Населённый пункт: Волгоград, Волгоградская область
    Наименование материала: статья
    Тема: «Эффективные формы сопровождения адаптации детей раннего возраста в рамках реализации ФГОС ДО»
    Дата публикации: 26.02.2016
    Раздел: дошкольное образование

    Читайте так же:  Законы развития мышления

    Эффективные формы сопровождения адаптации детей раннего возраста

    Схема взаимодействия на ознакомительном этапе
    Адаптационный этап. Продолжается 1- 2 недели июня. Малыши вместе с родителями посещают серию занятий в течение 1 недели по подгруппам. Цель занятий: вызвать у детей радость от прихода в дошкольное учреждение, от занятий вместе с мамой, от взаимодействия с чужими людьми. Важно организовать совместные прогулки мам с детьми на участке детского сада.
    Схема взаимодействия на адаптационном этапе.

    служба
    Ст. медицинская сестра Врач — педиатр Физио мед. сестра
    Родители
    ребенка, поступающего в детский сад Педагог – психолог Старший воспитатель Заведующий Воспитатели групп раннего возраста
    Педагогическая

    Социально – педагогическая программа Клуба по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, по нашему мнению, полностью смогла удовлетворить запросы родителей детей раннего возраста, а также повысить педагогическую культуру родителей, подготовить сотрудников к реализации программы, создав для этого определённые условия. Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования одинаковы, то малышу легко будет в них сориентироваться. Работа клуба «Будущий дошкольник» помогает родителям, педагогам и детям лучше понять друг друга, а в дальнейшем легко и интересно проживать всем вместе дошкольные годы. По нашему мнению, Клуб дает возможность создания равных стартовых условий для детей, пришедших в дошкольное учреждение, а также является инструментом создания системы оценки качества, которая будет содержательно раскрывать вопросы адаптации к детскому саду.

    Работа педагога в период адаптации детей к ДОУ

    Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

    Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.

    Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

    Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

    Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

    Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

    В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

    Педагог –

    [3]

    не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

    Профессия воспитателя детского сада

    – одна из благородных и нужных людям.

    Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».

    Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

    Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики», и т.д.

    В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми.

    Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: «Кто в кулачке», «Игра с кистями рук» и т.д.

    Такие игры, как «Книжка – угадай-ка», «Вместе с мишкой», «Чертим разные фигуры», “Игры с куклой” не только ободрят робкого и развеселят плачущего малыша, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

    Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

    Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

    В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

    Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

    Читайте так же:  Отчаяние и боль

    Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

    Очень важно организовать уход и воспитание за детьми таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период — осложнение физического и психического состояния, суть которого, прежде всего в психологической природе и находится в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи.

    Адаптационный период считается законченным, если:

    • Ребенок ест с аппетитом;
    • Быстро засыпает, вовремя просыпается;
    • Эмоционально общается с окружающими.
    • Играет.

    Адаптация – это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным, или постоянно меняющимся условиям. С научной точки зрения адаптация – это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Если этих изменений недостаточно, и две среды – внутренняя и внешняя – остаются несбалансированными, т.е. адаптация неэффективна, то человек автоматически компенсирует дисбаланс тем или иным способом.

    В психологической литературе понятие адаптации раскрывается как совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определенных условиях среды.

    Главным педагогическим условием успешной адаптации ребенка к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в группе, а также воспитатель узнает об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках.

    Список используемой литературы.

    адаптация ребёнка в ДОУ

    • В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
    • Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения детского сада
    • В выходные дни не меняйте резко режим дня ребенка.
    • Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период.
    • Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
    • На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр телевизора, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему.
    • Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
    • Будьте терпимее к его капризам.
    • Выполняйте советы и рекомендации воспитателя.
    • Не наказывайте, « не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.
    • Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто плохим настроением.

    Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ

    Адаптационный период серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Семья ребенка также требует какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.

    Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

    Еще одной причиной «плохого» поведения малыша может быть… его возраст. Все наслышаны о знаменитом кризисе. Садик может ускорить взросление ребенка, и этот самый кризис свалится вам на голову без предупреждения вместе с проблемами адаптации крохи в коллективе.

    Единственный совет, который можно дать родителям в этот период – терпение и еще раз терпение. Помните, что маленькому человеку очень тяжело, пытайтесь помочь ему справится с эмоциями, не провоцируйте его лишний раз, старайтесь сохранять в доме спокойную обстановку.

    Главное – помнить, что это все тот же малыш. Проводите с ним все время, побольше обнимайте его, лежите и сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенкуВы быстро заметите и положительное влияние садика на развитие ребенка. Он станет более самостоятельным, научится есть, одеваться и обуваться самостоятельно, сам скатываться с горки и забираться на стульчик. Он принесет из садика новые слова, новые выражения лица и жесты. Не грустите, когда-то это должно было произойти, ваш птенец понемногу расправляет крылышки и пробует вылететь из теплого и мягкого маминого гнездышка.

    В добрый путь, малыш!

    Памятка родителям

    по сопровождению процесса адаптации

    ребенка к условиям ДОУ

    Адаптация к ДОУ – сложный период, как для детей, так и для взрослых, родителей и воспитателей. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывают тревогу за своего ребенка и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.

    Читайте так же:  Почему в отели не заселяют одиноких мужчин

    Лист адаптации ребенка в детском саду

    Лист адаптации предназначен для фиксации важных параметров поведения ребенка в дошкольном заведении, а также состояние здоровья.

    Сверху таблицы записывают ФИ ребенка и дату поступления в ДОУ. Сам бланк содержит ячейки с учетом на 1 месяц. Указываются следующие параметры:

    1. Сон.
    2. Аппетит.
    3. Бодрствование.
    4. Настроение.
    5. Индивидуальные особенности.
    6. Соц. связи.
    7. Познавательные потребности.
    8. Индивидуальные проявления.
    9. Заболевания.

    Стандартный бланк можно сразу вывести на печать в текстовом редакторе, например Word.

    Публикации по теме:

    Интересное в этом разделе

    Бланк учета посещаемости детей на месяц

    Пустой бланк с обозначениями дней месяца, столбца с ФИ ребенка, общего количества присутствующих и отсутствующих .

    Карта усвоения материала в старшей группе ДОУ

    Бланк предназначен для старшей группы детского сада. Тут фиксируются данные об усвоении программного материала по .

    Диагностическая карта по экологическому воспитанию в подготовительной группе

    Бланк составлен в текстовом редакторе и имеет возможность дополнительного редактирования. Предназначен для определения и фиксации .

    Проект «Идем в детский сад» (адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению)

    Наименование проекта: «Идем в детский сад»

    Описание проблемы, на решение которой направлен проект

    Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы к дошкольному учреждению?

    Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

    Задачи проекта

    1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

    2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

    3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;

    4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.

    Сроки реализации проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года.

    Критерии эффективности проекта

    1. Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

    2. Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

    3. Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения.

    4. Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности между родителями.

    5. Повысится профессиональная компетентность педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.

    Аннотация

    Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.

    Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе.

    Современные родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.

    В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период, активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

    Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

    Содержание проекта

    • Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду
    • Целеполагание проекта
    • Ожидаемые результаты реализации проекта
    • Механизм реализации проекта
    • Этапы и содержание проектной деятельности
      1. Подготовительный этап
      2. Основной этап
      3. Заключительный этап
    • План образовательной работы с детьми и родителями
    • Мониторинг проекта
    • Перспективы деятельности к завершению проекта

    Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду

    В нашем детском саду воспитываются часто болеющие острыми респираторными заболеваниями дети, дети с рецидивирующими бронхитами, пневмонией в период реконвалисценции, бронхиальной астмой вне обострения. Здесь много уделяется именно здоровью ребенка. Ведь, к сожалению, ни для кого не секрет, что первое время ребенок начинает болеть, иммунитет снижается. И связано это не только с тем, что его окружение становится многообразнее, но и с тем, что первое время ребенок испытывает дискомфорт и стресс от происходящего. Поэтому медицинская поддержка ему просто необходима.

    В детском саду для комплексного оздоровления детей оборудованы разнообразные помещения: физиотерапевтический кабинет, ингаляционный кабинет, физкультурно-музыкальный зал, который совмещен с залом ЛФК, «волшебная» сауна для развития и оздоровления воспитанников детского сада.

    Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает облегчить адаптацию малыша. Основой такого сотрудничества являются такие формы взаимодействия, как экскурсии по детскому саду, беседы, консультации, открытые занятия, совместные мероприятия. На наш взгляд, наиболее эффективным является выставление информации (папки-передвижки) на тему «Как помочь ребенку без слез пойти в детский сад», «Идем в детский сад (как облегчить адаптацию малыша к дошкольному учреждению)», «Как правильно вести себя родителям с ребенком в первые дни посещения детского сада».

    Читайте так же:  Окр и шизофрения

    Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в то же время они возлагают большие надежды на педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса для меня очень важно.

    Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям использую следующие формы и способы:

    1. элементы телесной терапии (обнять, погладить);

    2. исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

    3. релаксационные игры (песок, вода) ;

    4. сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;

    5. игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

    6. культура общения, тактичность и взаимопонимание.

    Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

    1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

    2. постепенное заполнение группы;

    [1]

    3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

    4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

    5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;

    6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра) ;

    7. протекание адаптации (медицинская сестра).

    В нашем учреждении работают группа кратковременного пребывания, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.

    Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

    Формы работы с родителями:

    1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

    2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду

    3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

    Целеполагание проекта

    Для реализации проекта я определила его общую цель:

    создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

    Цели проекта конкретизируются решением следующих задач:

    1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

    2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

    3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;

    4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.

    Ожидаемые результаты реализации проекта:

    1. безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

    2. позитивное развитие отношений в детском коллективе;

    3. повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

    4. снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;

    5. вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

    6. активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.

    7. формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.

    Механизм реализации проекта

    Изучив сборник научно-популярных статей для родителей и педагогов «Адаптация к детскому саду», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:

    План образовательной работы с детьми и родителями

    Мониторинг проекта

    При проведении мониторинга проекта был проведен анализ листов адаптации, из которого можно сделать вывод о том, что легкая степень адаптации у 17 детей, средняя степень тяжести у 2 детей, тяжелая степень адаптации у 1 ребенка.

    Перспективы деятельности к завершению проекта

    Накопленный нами интересный опыт по творческому проекту «Идем в детский сад» будет использоваться и в дальнейшей работе. В наших дальнейших планах предусматривается приобретение оборудования для игр с водой «Водный мир», «Поймай уточку», а также комплект деревянных игрушек-забав.

    Автор: Григорьева Алина Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №19», г. Чебоксары, Чувашская республика, РФ.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Статья размещена в авторской редакции

    Источники


    1. Хочу замуж! Как не ошибиться в выборе, притереться характерами и все такое. — М.: Феникс, 2005. — 288 c.

    2. Норвуд, Робин Женщины, которые любят слишком сильно. Если для Вас «любить» означает «страдать», эта книга изменит Вашу жизнь / Робин Норвуд. — М.: Добрая книга, 2015. — 352 c.

    3. Марина, Нефедова 12 семейных историй. Счастье быть вместе / Нефедова Марина. — М.: Никея, 2015. — 276 c.
      Адаптация в доу по фгос
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here