Адаптация в группе детского сада

Полезный материал на тему: "Адаптация в группе детского сада" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Адаптация в детском саду
консультация (младшая группа) на тему

Консультация для родителей.

[1]

Вложение Размер
adaptatsiya.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка в детском саду

Что такое адаптация? Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть айсберга — поведение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка.

В огромной степени — отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с мамой — это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало — отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада.

По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.

Тяжелая степень адаптации — дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду.

Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, нуден еще педиатр или узкий специалист!

Средняя степень адаптац ии — в эту группу опадают дети без нервных расстройств — они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. Еще бы, происходит «обмен» всевозможными инфекциями. Подобную «прививку» могут выдержать далеко не все дети — у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.

Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

Легкая адаптация — наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу — они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего — полмесяца.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.

Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру на положительный результат.

Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво относятся к эмоциональным реакциям детей.

В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.

Читайте так же:  Рентген грудной клетки в проекции

• Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

• Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

• Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

• Щадить его ослабленную нервную систему.

• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

• Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

• Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.

• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

• При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

Адаптация в детском саду — советы родителям

Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду дают многие психологи, воспитатели и родители, прошедшие этот этап со своим малышом. Сегодня поговорим о том, что сделать заранее и в первые дни посещения садика, чтобы малыш быстро адаптировался в новом коллективе. Интересно? Читайте далее.

  1. Советы родителям по адаптации детей в детском саду
  2. Ребенок первый раз идет в детский сад: рекомендации в период первых посещений учреждения
  3. Консультация доктора Комаровского на тему адаптации к детскому саду: информация для родителей

Итоги

Советы родителям по адаптации детей в детском саду

Прежде всего, выясним, что же такое адаптация.

Адаптация – это умение приспособиться к изменившимся условиям внешней среды.

Вы, например, когда устраиваетесь на новую работу, тоже какой-то период проходите период адаптации: знакомитесь с персоналом, привыкаете к требованиям и характеру руководителя, вливаетесь в коллектив, одним словом.

А теперь поставьте себя на место вашего ребенка. Он всю свою жизнь находился вместе с мамой, а тут его привели в незнакомое место, где куча непонятных детей и нужно слушаться какую — то чужую тетю.

Поэтому рассмотрим основные советы по адаптации в детском саду

Совет № 1

Прежде чем отдавать малыша в садик, познакомьте его с ним. Да-да не удивляйтесь. Месяца за 2-3 до предполагаемого торжественного события погуляйте рядом с садиком. Желательно не один день. Зайдите во двор и покажите само здание, площадку, деток, играющих на площадке. Скажите, что детки дружат между собой и им весело вместе играть. А вон та тетя – это добрый воспитатель, который присматривает за ребятами. Попросите воспитателя разрешить вашему малышу поиграть вместе с детками на площадке в вашем присутствии. Многие воспитатели идут на это. Вы в это время разговаривайте с воспитателем. Ребенок, видя что мама общается с воспитателем, запоминает, что и он может обратиться к ней.

Желательно, чтобы первое знакомство с воспитателем проходило на нейтральной территории.

Совет № 2

Прежде чем отдавать малыша в садик научите его элементарным навыкам самообслуживания. Держать ложку и вилку, пить из стакана, а не из бутылки или поильника. Также ребенок должен уметь самостоятельно снимать и надевать трусики, носки, штаны или колготки, самостоятельно обуваться. Желательно отучить от соски и от груди (если ребенок еще находится на ГВ), и приучить пользоваться горшком. Также следует научить малыша объяснять свои желания. Ребенок должен уметь сказать, что он хочет пить или хочет в туалет, хотя бы на языке жестов, если он еще не говорит. Если ребенок чего-то из приведенного перечня не умеет, то в садике, в общем-то научат. Но представьте каково будет малышу, когда он в незнакомом коллективе элементарно не сможет покушать.

Совет № 3
Приучайте малыша к садиковскому режиму заранее. Например, будите его в то же время, в которое ему нужно будет вставать в сад. Укладывайте спать в обед в то же время, в которое укладывают детей в саду. Ведь если ваш малыш привык вставать в 9 утра, а вы его вдруг ни с того ни с сего начнете поднимать в 7, то он как минимум не выспится, и вероятнее всего, будет капризничать и во время сборов и в самом садике. Я, например, терпеть не могла садик именно потому, что меня поднимали ни свет ни заря, сажали в холодную люльку мотоцикла и везли через весь город в садик.

Поиграйте дома в детский сад и почитайте сказки на эту тему, чтобы ребенок понимал, что и как он будет делать в группе. Например, возьмите мишку, его маму медведицу, придумайте игрушку — воспитателя и деток из группы. Расскажите, что мама привела мишу (игрушку можно назвать именем малыша, тогда он будет ассоциировать себя с ней) в садик. У каждого малыша есть свой шкафчик, куда они складывают свои вещи. Потом малыш заходит в группу к деткам, а мама уходит на работу. Детки садятся завтракать, потом занимаются (лепят, рисуют), потом выходят на площадку и играют между собой. А вот миша захотел писать. Он подошел к воспитателю и попросил помочь ему снять штанишки. Воспитатель отвела его в специальную комнату и помогла сесть на маленький унитазик. В группе много игрушек, которыми может играть каждый из ребят.

Потом они заходят в группу обедают и ложатся спать. У каждого малыша есть своя кроватка. После сна, детки кушают и выходят на прогулку. Потом приходит мама медведица и забирает малыша.

О том, что мама забирает из садика нужно сказать обязательно. Чтобы ребенок не решил, что его оставили в садике на всегда.

Совет № 5

Постарайтесь не отдавать малыша в садик, если дома происходят какие-либо изменения. Например, переезд или появление братика или сестрички. Во втором случае, малыш может решить, что от него пытаются избавиться, чтобы заниматься другим ребенком. Возможно, что он станет ревновать и проявлять агрессию.

💡 У нас в группе есть девочка Алина, мама которой родила второго ребенка. Родители очень долго ждали именно мальчика и мама находится в состоянии эйфории. Алину отдали в садик практически сразу после рождения братика. Девочка стала очень агрессивной. Причем не только по отношению к деткам в садике, но и по отношению к маленькому братику. Она стала очень часто болеть, видимо, подключилась соматика. В итоге девочку забрали из садика совсем».

Совет № 6

Если ваш малыш большую часть времени проводил дома в кругу родных и близких, то перед началом посещения садика желательно почаще ходить в гости или на площадку, чтобы ребенок привыкал к новым местам и лицам. Если вы идете в гости, попробуйте оставить малыша на какое-то время, чтобы он привыкал бывать без мамы.

При общении вашего малыша с другими детками, например, на площадке подскажите, как ему играть с ними. Расскажите:

  • как правильно поздороваться с другим ребенком или группой деток;
  • спрашивать разрешения поиграть с этими ребятами;
  • как правильно реагировать на отказ;
  • как обмениваться игрушками и договариваться с другими детками.
Читайте так же:  Мышечная деятельность утомление

При выборе игрушки на улицу объясните, что его игрушку может кто-то попросить поиграть, поэтому лучше взять такую, которой не жалко будет поделиться.

Приучайте к садиковской еде, основу которой составляют каши, тушеные овощи, котлеты, супы и т.д. Ведь если ваш малыш ест исключительно макароны, то он вряд ли согласится есть картошку, например.

[2]

Если малыш видит в тарелке знакомую пищу, то ему легче будет привыкнуть к садику. Потому как основные показатели успешной адаптации в садике – спокойный сон, еда и желание справлять нужду в положенном месте.

Теперь рассмотрим советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду в первые дни посещения дошкольного учреждения (ДОУ).

Ребенок первый раз идет в детский сад: рекомендации в период первых посещений учреждения

Совет № 1

Будите малыша заранее, а не в притык к выходу. Малышу нужно подняться, потянуться, проснуться, в конце концов. Ведь если вы его будете постоянно торопить, понукать, а потом нестись сломя голову через весь город, то настроение явно от этого не улучшиться. Причем не у него, не у вас.

Совет № 2

Не оставляйте малыша сразу на целый день. Лучше всего постепенно вводить его в группу: сначала на 1-2 часа, потом на 3-4 часа и т.д.

Совет № 3

Пусть малыш возьмет с собой какую-нибудь игрушку. Ведь прижимая какого-нибудь домашнего мишку, малыш будет чувствовать рядом что-то привычное, что будет напоминать кусочек дома.

Совет № 4

Если малыш постоянно плачет, расставаясь с вами, попросите кого-то из близких родственников, с которыми ему проще расстаться, отвезти его в садик.

Совет № 5

Придумайте свой особый ритуал прощания это может быть поцелуй в щечку, воздушный поцелуй, помахать ручкой и сказать «пока-пока».

А далее посмотрите какие рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду дает доктор Комаровский.

Консультация доктора Комаровского на тему адаптации к детскому саду: информация для родителей

Консультация для родителей адаптация к детскому саду

Рекомендаций по адаптации детей в детском саду довольно много в сети. Я же собрала только рабочие методы и советы для адаптации ребенка к садику.

Прежде чем отдавать свое драгоценное дитя в садик, объясните, что это такое, а в идеале покажите и здание, и группу, и деток. Познакомьте его с воспитателем. Поиграйте в сюжетно-ролевые игры на тему садика. Обязательно научите малыша навыкам самообслуживания. Не стоит отдавать ребенка сразу после переезда или рождения еще одного малыша.

И помните, вы самая лучшая мама для своего ребенка. Он вас любит больше всех на свете и очень боится вас потерять и остаться один на один со своими проблемами.

Адаптация к детскому саду: 13 правил для родителей

Нужен ли ребенку детский сад и что там делать в первые дни

Около месяца осталось до начала детсадовской жизни вашего малыша. Для тех, кто еще не начал подготовку ребенка к детскому саду, приводим советы опытного педагога о том, как говорить с ребенком о садике и адаптироваться к будущему режиму. Для тех же, кто еще сомневается, нужен ли детский сад — размышления о плюсах и минусах домашнего и коллективного воспитания.

У многих из нас сохранились воспоминания о детском садике, причем самого разного рода. Кто-то помнит кашу с комками и то, как отличившихся укладывали спать под портретом Ленина, а кто-то — любимую воспитательницу и до сих пор поддерживает дружбу с одногруппниками.

К сожалению, при решении вопроса о том, отдавать ли ребенка в детсад или нет, родители ориентируются прежде всего на собственный опыт, а это неправильно. Ваш опыт — не опыт вашего ребенка. Из того, что вы чувствовали себя в саду брошенным и одиноким, вовсе не следует, что вашего ребенка постигнет та же участь. И наоборот, если ваши воспоминания о садике окрашены исключительно в теплые тона, не факт, что ваш сын или дочь тоже полюбит его.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Выбор следует делать взвешенно, осознанно и без эмоций, скрупулезно суммируя все плюсы и минусы.

Плюсы и минусы домашнего воспитания

Не секрет, что каждый ребенок развивается индивидуально. При этом в чем-то он оказывается успешнее сверстников, а в чем-то отстает от них. Любая работа в группе — своего рода прокрустово ложе: ребенок вынужден работать в темпе группы, а значит, тормозить там, где вполне мог бы разогнаться, и пропускать то, чего понять не успел. Развивая ребенка дома, вы можете работать в удобном для него ритме, что намного эффективнее.

При этом, выбирая домашнее образование, вы обретаете свободный график — нет необходимости ежедневно вставать ни свет ни заря и куда-то ехать, невзирая на погоду. Можно дождаться, пока ребенок проснется во всех смыслах, и уже после начать с ним работать. Впрочем, это же и своеобразные «грабли». Регулярное посещение садика все же дисциплинирует, причем не только ребенка, но и его родителей.

Вы покупаете ребенку те игрушки, которые считаете нужным, исключив, к примеру, из его игрового «рациона» Человека-паука и прочих монстров.

Конечно же, лучше и вкуснее мамы никто не накормит! Особенно это важно в том случае, если ребенку предписаны ограничения по питанию, например, при пищевой аллергии. Однако это правило действует, если мама понимает, какое именно питание на самом деле необходимо ее ребенку.

Очевидно, что дома безопаснее, к тому же в садиках дети часто болеют, заражая друг друга.

А вот еще один, пожалуй, самый весомый довод в пользу пребывания дошкольника в стенах дома: здесь плохому не научат! Я убежден, что в первую очередь опасаться стоит именно того, что скажут ребенку в садике не дети, а взрослые. Взрослые бывают разными, тем более что в сфере дошкольного образования сегодня ощущается нехватка кадров. Вскользь брошенное уставшим воспитателем обидное слово может серьезно травмировать малыша вплоть до развития у него неврозов, энуреза или заикания.

Однако при этом родитель, оставшийся с ребенком дома, должен осознавать, что он «вышел на работу» одновременно в качестве воспитателя, учителя и медицинской сестры. И ответственность за всестороннее развитие сына или дочери лежит исключительно на нем.

Знаете ли вы, в каком возрасте ребенок должен научиться считать до пяти? Сколько калорий в день съедать? Сколько физической нагрузки ему положено? Как подобрать мебель по росту и что произойдет, если этого вовремя не сделать? В детском саду ответы на эти и подобные им вопросы давно известны.

Немаловажен и фактор социализации: ребенок должен научиться знакомиться с ровесниками, играть с ними, взаимодействовать в группе, слышать и выполнять указания взрослых. Он должен научиться отстаивать свои интересы и научиться подчиняться и, главное, понять разницу между первым и вторым.

Все эти житейские навыки сродни навыкам вождения автомобиля — только за партой их не освоишь.

Иногда родители годами могут биться над какой-нибудь банальной бытовой проблемой, а ребенок, придя в садик, за считаные дни справляется с ней. Так, например, в яслях дети очень быстро привыкают к горшку, начинают самостоятельно одеваться и есть. Все, что было нужно, — это немножко по-другому поставить ребенку задачу.

Правила адаптации к детскому саду

Помните, что в период адаптации к детскому саду дети часто болеют, а их интеллектуальное развитие может не только замедляться, но даже откатываться назад, словно ребенок мечтает вернуться в тот возраст, когда мама еще не оставляла его с чужими людьми. Вот несколько простых правил для смягчения процесса адаптации:

Читайте так же:  Можно вылечить психические расстройства

Группы адаптации к детскому саду

Вашему малышу исполнилось 2 или 3 года и вы думаете о том, что пришло время для детского сада.
Действительно, посещение яслей позитивно влияет на развитие ребенка, — детки становятся более самостоятельными, уверенными, дисциплинированными, они лучше социализированы, не бояться других детей, легче вступают в коммуникацию.
Однако период привыкания к детскому саду может стать серьезным стрессом и испытанием для малыша.

Причины стресса:
• Страх оставаться без родителей, ощущение, что родители покинули и оставили
• Новый коллектив
• Новая дисциплина и правила
• Новые впечатления, изобилие которых может утомлять
• Новый режим и новая еда

Таким сильные изменения могут стать стрессом для ребенка, от чего становится раздражительным, плаксивым, капризным, может чаще болеть, проявлять агрессию и непослушание, становится гиперактивным и неуправляемым. Такой период длится в среднем месяц, но в некоторых случаях может растянуться и на более длительный срок.

Чтобы этого не случилось, и адаптация прошла легко, существуют группа адаптации к детскому саду, которые помогают ребенку легче перестроиться и войти в новый режим.

Что такое группы адаптации (от 1,2 до 3 лет)?
Адаптация в детскому саду – это временное посещение и пребывание в яслях нашего клуба под специальным присмотром педагога и прохождение специальной программы, которая поможет ребенку за 1 – 2 месяца привыкнуть к детскому саду и безболезненно пойти даже в такие ясли, в которых количество детей 15 – 20 человек.

В наших группах количество детей не превышает 8-10 человек.
Занятия проходят утром, по 3 занятия каждый день, с до 9.45 до 11.00
Малыши занимают отдельное здание и гуляют на отдельной площадке, где к ним не придет никто посторонний, где они находятся под постоянным присмотром воспитателя.

Чтобы ребенок привык к яслям, важно, чтобы он чувствовал безопасность, доверие, заботу и внимание, и мы ставим это в основу всего образовательно-воспитательного курса для малышей.
В наших яслях домашняя атмосфера, воспитателю хватает времени на каждого ребенка, никто не остается без внимания. Таким образом, мы создаем эмоционально-комфортную основу для пребывания в детском саду.

У нас живет маленькая лошадка – мини-шетти Аня, с ней мы занимаемся иппотерапией, катаемся на лошадке, смотрим на нее в окошко, кормим, гуляем вместе с ней.
Этот необычный питомец вызывает у детей огромный интерес, помогает быстрее привыкнуть к новому месту, забыть о том, что мама ушла, а на следующее утро даже самые домашние дети с радостью идут опять смотреть на Аню и кататься на ней

Развитие и обучение:
Занятия в группах адаптации направлены на физическое, творческое и интеллектуальное развитие ребенка.
Все занятия проходят в увлекательной игровой форме, детки рисуют, лепят, поют, танцуют, учатся общаться между собой, договариваться, учатся быть самостоятельными и дисциплинированными, делать открытия и узнавать что-то новое, все время поддерживается и развивается любознательность ребенка и его познавательная деятельность.
И самое главное – дети учатся спокойно оставаться без мамы.
По сути, это полноценный детский сад, но ребенок приходит сюда только на половину дня и занимается в очень маленькой группе, в которой у воспитателя есть возможность уделить достаточно внимания каждому.

Рекомендации:
• посещать группу адаптации ежедневно, с понедельника по пятницу, — это создаст у ребенка новый, устоявшийся распорядок дня и привыкание произойдет проще и быстрее.
• Желательно полностью исключить или минимизировать другие нововеддения в жизни ребенка (не делать ремонт, не менять места жительства и т.д.).
• По возможности сократить конфликты и особенно внимательно относиться с радостной и доброжелательной атмосфере в семье.
• Больше общаться с ребенком – ведь за то время, пока ребенок был в яслях, он соскучился по мам.
• Приучать ребенка к режиму детского сада заранее.
• Приучать ребенка к разнообразной пище – каши, супы, салаты, чтобы в садике не было проблем с питанием.
• Постепенно обучать ребенка самостоятельности – самостоятельно одеваться, раздеваться.

Особенности адаптации детей в младшей группе детского сада

Начало посещения детского сада является важным событием, как для детей, так и для родителей. Одни дети посещают детский сад с удовольствием, для других же пребывание в нем, начиная с младшей группы детского сада, становится настоящим испытанием. Могут ли родители повлиять на отношение ребенка к детскому саду?

Причины нежелания детей посещать детский сад

  • Ребенок получил отрицательное впечатление от первого посещения детского сада

Такая ситуация возможна, когда ребенка приводят в сад, и он наблюдает ссоры работников детского учреждения. Воспитатель игнорирует индивидуальные особенности ребенка, проявляет излишнюю напористость в день знакомства.

  • Новые требования и режим дня

Детям, у которых дома отсутствовал режим дня, будет сложнее адаптироваться к режиму дня детского сада. Но даже тем детям, родители которых соблюдали режим дня, нужно время для того, чтобы принять другой режим. В ответ на требование соблюдать дисциплину и режим дня дети могут сопротивляться и капризничать.

  • Отсутствие у ребенка самостоятельности и навыков самообслуживания

В младшей группе детского сада детей уже приучают одеваться самостоятельно. Как правило, воспитатель поможет ребенку сделать какие-то трудные для него действия, но в целом будет стимулировать детей к их самостоятельному выполнению. Первое время у ребенка возникнут трудности, особенно если он привык, что дома все делали за него. У одних детей негативные эмоции проявляются сразу же в ответ на препятствие и неудачу — они могут плакать, кидать вещи, просить о помощи воспитателя. Другие дети могут стесняться выплеснуть свои эмоции или попросить о помощи — они накапливают отрицательную энергию. В результате могут заболеть или наотрез отказаться посещать детский сад.​

  • Личность воспитателя и его воспитательные меры

Так бывает, что отношения у ребенка и воспитателя могут не сложиться. Первое время ребенку, безусловно, нужно привыкнуть к воспитателю. Случается и так, что даже со временем ребенок не находит контакта с ним, а потому отказывается идти в детский сад. Некоторые действия воспитателя могут вызывать у детей отрицательное отношение к детскому саду: например, принуждение кушать, запрет ходить в туалет во время тихого часа.

  • Психологические особенности детей

Тип темперамента и характера ребенка может повлиять на его желание посещать детский сад. В определенном возрасте некоторые дети не нуждаются в коллективном общении. Нежелание посещать детский сад может быть взаимосвязано с сильной привязанностью между мамой и ребенком. В первую очередь, мать сама не может отпустить от себя малыша.

Адаптация детей в детском саду

Воспитатели рекомендуют в первые дни не оставлять детей до закрытия детского сада, а забирать их после дневного сна. Особенно это важно, если ребенок ранее не посещал занятия без мамы. Хорошо, если до посещения детского сада родители водили ребенка в группу короткого пребывания или на развивающие занятия. Срок адаптации у детей разный, зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В среднем период адаптации длится 2-3 недели. Самый тяжелый период — первая неделя. У некоторых детей адаптация может длиться месяц и более.

Дети с разным типом темперамента по-разному реагируют на новые обстоятельства. Меланхолики проявляют ярко выраженный протест в ответ на намерения родителей отвести его в детский сад. В группе они могут не реагировать на воспитателей в знак несогласия с решением родителей.

Действия родителей должны быть направлены на мирное урегулирование вопроса. Нельзя приказывать и вести силой ребенка в детский сад. Необходимо попытаться договориться, заинтересовать ребенка, описать ему предстоящее событие, выделяя положительные моменты.

Читайте так же:  Работа с возражениями клиентов

Флегматики стараются всячески избежать коллективного общения, предпочитая в одиночестве сидеть на стульчике или играть в те игрушки, которые не заняты другими детьми. Таким детям нужно разрешать брать с собой какие-то значимые вещи, которые напоминали бы привычную для него домашнюю обстановку. Эту возможность необходимо заранее обсудить с воспитателем. Сложности в адаптации детей с таким типом темперамента состоит в том, что они воспринимают детский сад как незнакомую ему территорию, а воспитателей — как чужих людей.

Для успешной адаптации детей холериков родителям необходимо задолго до планируемого посещения детского сада устанавливать правила поведения для ребенка. В то же время, не нужно наказывать холериков за их чрезмерную активность и конфликты со сверстниками. Особенно в первое время после начала посещения младшей группы детского сада дети-холерики становятся агрессивными и непослушными. Так проявляется их реакция на разлуку с родителями, в первую очередь — с мамой.

Легче всего приходится с детьми сангвиниками. Для успешной адаптации детей в детском саду необходимо, чтобы ребенку было интересно там находиться. Дети в детском саду должны не просто проводить в нем время — важно, чтобы были занятия различной направленности.

Условия успешной адаптации детей в детском саду

  • Системность и соблюдение принципов в воспитании

Готовность ребенка к коллективу формируется еще задолго до его посещения. В первую очередь, важно, чтобы не было вседозволенности, существовали правила поведения. Родителям важно не реагировать на манипуляции со стороны ребенка, не идти на уступки, когда малыш с помощью слез пытается добиться желаемого. В детском саду жизнь строится по иным правилам, и, если в жизни ребенка не было разумных ограничений, адаптироваться к новым требованиям будет нелегко. Воспитание не должно базироваться на том, что мир враждебен. Для ребенка важно понять и ощутить безопасность и научиться доверять миру. Тогда и адаптация к новым условиям и людям будет проходить легче.

  • Подготовленность к предстоящему событию

До того, как впервые оставить малыша в детском саду, необходимо подготовиться к этому событию. Родители могут показать ребенку детский сад, сопровождая посещение рассказом о том, как там интересно, что ожидает малыша. Хорошо помогают ролевые игры в детский сад, чтение книжек на эту тематику. Перед походом в сад можно рассказать ребенку, что будет происходить с ним в группе, и где будет мама. Также родители могут конкретизировать время, когда ребенка заберут домой. Важно, чтобы сказанное родителями было понятно детям. Необходимо дать ребенку возможность выбрать игрушку или другую значимую для него вещь, которую он возьмет в садик. Некоторые из взятых с собой вещей можно оставлять в детском шкафчике. Младшая группа детского сада может быть не первой группой в жизни ребенка. Некоторых детей лучше отдавать в детские коллективы гораздо раньше. Можно начать знакомство ребенка с детским садом с группы короткого пребывания.

  • Индивидуальный подход к ребенку

Дети в детском саду легче адаптируются, если взрослые учитывают их индивидуальные особенности. Важно, чтобы родители слушали и слышали своего ребенка. Если ребенку требуется больше времени на привыкание к новой обстановке, не стоит торопить его, сравнивать с другими детьми, которые раньше адаптировались к детскому саду.

  • Психологическая устойчивость родителей, в первую очередь, мамы

Известно, что дети легко улавливают настроение родителей, а с мамой у них изначально более тесная связь. Посещение детского сада для ребенка — как своеобразная проверка на прочность связи между ним и мамой. Если отдавая ребенка в детский сад, мама испытывает тревогу, нервничает, а тем более плачет, то для ребенка это сигнал — «что-то не так».

  • Позитивное восприятие детского сада

Не следует при ребенке говорить о детском садике в негативном ключе, а тем более пугать его садиком или воспитательницей: «Если не будешь слушаться, мы отдадим тебя в детский сад». Родители могут рассказать о своем опыте посещения садика.

Особенности детей в младшей группе детского сада

Младшая группа детского сада формируется из детей возраста 3-4 лет. В этот период дети стремятся к познанию окружающего мира, многие из них готовы к коллективным играм. Специфика этого возраста в том, что иммунная система еще не полностью сформировалась, а потому дети, оказавшись в новых стрессовых условиях, знакомясь с новым для них микробным окружением, часто болеют. Дети в младшей группе детского сада начинают проявлять самостоятельность. На этом этапе важно поощрять ее, поддерживать детей, если у них что-то не получается. Дети в этом возрасте учатся одеваться и раздеваться самостоятельно, соблюдать гигиену и правила поведения за столом. Особое внимание в младшей группе детского сада уделяется занятиям в игровой форме, развитию мелкой моторики, физическому и музыкальному развитию малышей.

Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду, советы психолога

Адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе неизбежна. Утренние истерики перед сборами в садик-признаки тяжелой адаптации ребенка к детскому саду. Кто-то её проходит плавно, поплакав первую-вторую неделю, а чьё-то поведение заставляет родителей задуматься о том, что возможно рано малыша отдавать в сад, или стоит сменить группу и воспитателя.

Как мама троих деток я имею определенный опыт и могу подтвердить, что утверждения психологов о том, что существуют три вида адаптации к детскому саду вполне справедливы. Поговорим о :

  • Понятие адаптации
  • Степень адаптации ребенка в детском саду
  • Советы психолога по адаптации ребенка в детском саду
  • Личный опыт того, как помочь малышу ясельной группы пройти адаптацию.

Разберемся что такое понятие адаптации. Это подстраивание/привыкание всего организма вашего карапуза под непривычную для него среду. Имеется ввиду как его эмоциональное состояние так и физическое. Адаптация это всегда стресс. Что может быть страшнее для ребенка, чем разлука с мамой? Кто-то находится в этом сложном состоянии первый месяц, а кто-то пол-года не может адаптироваться к саду.

Психологами подмечено, что мальчики тяжелее девочек переносят это состояние. Именно в период от 3-5 они максимально привязаны к матери, плюс кризис 3 лет у них проходит обычно более выражено. Под гипнозом почти все взрослые вспоминают страхи и ощущение безмерного детского горя.

Психические травмы малыш прячет в себя (Петя укусил, а мамы нет рядом, воспитатель сказала, что если не будешь спать заберет бабайка, и мама любит только хороших и послушных деток),и этим подрывает своё здоровье, начиная часто болеть. К непривычному климату ясельной группы, воспитателям (по сути чужим тетям на первом этапе) добавляется адаптация к новым вирусам и микробам.

Поведение и есть те признаки по которым мама должна понять, что происходит с её сокровищем, и конечно же помочь ему в этот период всеми доступными методами. К первому дню в детском саду стоит готовиться заранее.

Степень адаптации ребенка в детском саду

  • Тяжелая
  • Средняя
  • Легкая

Тяжелая степень

Это безусловно те детки, которые идут в сад с истериками, даже спустя месяц, так что слышит весь двор. Зачастую к этому прибавляются «бесконечные» простуды и повышенная нервозность, плаксивость.

Средняя степень

Утренняя плаксивость характерна на первых порах от 2 недель до месяца и время от времени возникающих позже. Особых нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит «вирусную и бактериальную адаптацию в ясельной группе», начинает болеть.

Легкая степень

Малыш по утрам более-менее охотно идет в сад. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

Советы психолога по адаптации ребенка в детском саду

Дети с тяжелой формой адаптации трудно идут на контакт. Воспитатель может установить контакт только через родителя (бабушку, сестру).Попытки воспитателя заинтересовать его игрушкой имеют кратковременный эффект, или вообще остаются без внимания. Даже с учетом того, что все дети 2 лет играют особняком этот малыш заметнее других одинок и растерян. Переходит от одной игрушки к другой, старается забиться в угол, спрятаться. На похвалу / замечания не реагирует, словно его здесь нет. Отказывается от еды. При более активных попытках привлечь внимание начинает плакать ища маму. Часто болеет. Болезни зачастую затяжные, с осложнениями.

Читайте так же:  Ео тхан хроническая усталость

В подходе к таким малышам справится только опытный воспитатель путем где-то повышенного внимания, а где-то просто оставив малыша в его «уголке». Таких малышей чаще остальных нужно брать на руки, даря им «оставленное дома» ощущение безопасности и любви ( для скорейшего привыкания к воспитателю). В такой ситуации не обойтись без помощи психолога (они есть в каждом дошкольном учреждении).

Не стесняйтесь поговорить о сложившейся ситуации, если ваш воспитатель сам не проинформировал специалиста. Ребенка забирайте почаще до дневного сна. Пусть врач пропишет комплекс витаминов. Психолог создаст «моделирование» положительной ситуации нахождения карапуза в группе.

Средняя степень адаптации это когда малыш по утрам более- менее спокойно отправляется в свою группу, без регулярных истерик и умоляющего плача. У малыша также есть стресс от разлуки с мамой, но после того, как кроху оставляют в группе он совсем недолго хныкает, грустит время от времени. Проблемы заключаются в том, что стресс скрытый. Перемены в его поведении замечают только близкие (стал более «ручным», беспокойно стал спать). При обмене различными бактериями иммунитет не выдерживает двойной нагрузки и малыш болеет. Отличие от тяжелой адаптации и в том, что оказавшись дома карапуз очень быстро идет на поправку, никаких осложнений после болезни нет.

Советы психолога в данной ситуации. Малыша рекомендуется переключать на игрушки,хваля отводить в группу, вовлекать в игры. Родителям рекомендуется почаще вслух хвалить малыша за то,что он ходит в садик. С восторгом замечать все его достижения.

Хорошим признаком служит то, что после месяца — двух ваше сокровище активно начнет знакомиться с детками, будет инициатором игр (хотя это более характерно для деток после 3 лет).

Легкая адаптация в младшей группе сада характерна для половины малышей. Малыши поначалу активно хотят в сад. Им нравятся новые игрушки. Некоторые плачут утром, но при легкой адаптации дети никогда не закатывают утренних истерик, только хныкание и незначительные капризы (хочу идти в тапочках, возьму железную дорогу, пойду в пижаме). Привыкание к новому укладу жизни наступает примерно через 2-5 недель. Нет болезненности (иммунитет справляется).

адаптация ребенка в группе

В отношении психологов у меня двойственное мнение. Одни из них за мягкость и плавность, другие настаивают на том, что чем больше родитель пытается смягчить процесс адаптации к саду, тем только все усложняет, словно растягивая душевную боль. Нужно ясно дать понять ребенку что будет только так и никак иначе. Болеют все дети, и это нормально.

Я знаю на примере своих знакомых десятки историй того, как какой малыш проходил адаптацию к саду. Анечку я родила в 36, и глядя на поведение малышей практически наперед угадывала, как пройдет у них этот процесс привыкания к садику. Дети, у которых были двоюродные сестры и братья приспосабливаются легче.Труднее всего малообщительным малышам и как ни странно тем, с кем активно занимались до сада, уделяя им повышенное внимание. Так, моя принцесса к 2 годам знала животных, геометрические фигуры, цвета. Я занималась с ней играючись по карточкам Домана.

Каждое утро она шла в группу с любимой игрушкой (это был розовый фламинго, сейчас переключилась на мишку). Я специально создала вокруг игрушки образ защитника, частичку меня. Когда что-то случалось и мне приходилось её жалеть, то непременно подключалась игрушка (мишка тоже Анечку жалеет, как мама). Одна моя знакомая имела возможность нанимать няню на весь день, но решила, что не будет создавать «тепличные условия» и отвела сыночка в обычный садик, но с бассейном, зарядкой, видеоплеером и прочими бонусами. Адаптация к саду шла печально.

После консультации у детского психолога они нашли выход- диктофон, куда мама записала ему сказки, песенки. В сложные моменты воспитатели включали ему записи. Это спасло ситуацию. Ставлю акцент, что это был именно диктофон, а не смартфон, который бы посадил малышу зрение и облучал бы его, вызвав привыкание. Пришлось бы потом ломать голову как отучить малыша от гаджета.

Другой пример. Малыш тяжело привыкал к яслям, капризничал, плакал, и в итоге его практически силой каждое утро тянули в сад.Нужно отдать должное маме, которая мгновенно приняла правильное решение. Она отправилась на разведку в другой сад. Обратила внимание, что там с детками по утрам делают зарядку, другое питание, воспитатели ближе к 40 годам.

зарядка для облегчения адаптации в ясельной группе

В день перевода в другой сад словно сама судьба подсказала ей, что она поступает правильно. Мамочка услышала разговор молодых воспитательниц о малышах из группы. Сейчас все дети дебильные и истеричные и какой у них каторжный труд. Всех нормальных детей распределили в другие группы оставив им самых сложных и неуправляемых. Случается и такое. К моему сожалению мама при переводе не стала говорить об этом заведующей, когда та допытывалась о причинах перевода.

[3]

По словам мамы мальчишку словно подменили. Привыкание к саду проходило прекрасно. Шел с радостью, поскольку понимал, что там будет занята каждая минутка: зарядка, чтение, игры, поделки.

Мои советы , чтоб привыкание к саду протекало легко

  1. Готовьтесь к саду заранее,
  2. Осмотрите цветовую гамму будущей группы, наличие игрушек, книг, теплого покрытия на полу, отсутствие сквозняков,
  3. Дайте малышу в сад любимую игрушку,
  4. Будьте готовы к некоторой акклиматизации, пейте витамины,
  5. Обратите внимание на отношение воспитателей к другим детям,
  6. Фотографируйте сами своего малыша в группе сами, чтобы потом показывать ему по вечерам эти фотографии и общаться вопросами. Какие игрушки ты любишь? Малыш пальчиком покажет. Покажи на какой кроватке ты спишь? А где ты сидишь за столиком? Твоя кроватка самая хорошая, да?
  7. Устраивайте «каникулы» от посещений сада, оставляя малыша дома внепланово на день-другой,
  8. Если кроха остается дома (заболел, просто оставили) придерживайтесь режима дня как в ясельной группе,
  9. Всегда будьте на стороне своего малыша. Если адаптация/привыкание идет тяжело слушайте только своё сердце. Никто кроме вас не знает что лучше для вашего карапуза. Одним действительно нужна строгость, другим- мягкость.

Надеюсь, что моя статья о том, как протекает адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе вам поможет. По личному опыту могу сказать, что даже проходив в сад год ребенок будет испытывать голод от общения именно с вами. Делайте выходные максимально насыщенными общением. Как никто другой знаю насколько это сложно. Всего пару дней выходных и нужно многое успеть. Помните, что активное детство ребенка длится с 2 лет до 6. Всего 4 года.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Автор текста и владелица сайта: Наталья Чалая

Источники


  1. Общая психология. Тексты. Субъект познания. Том 3. Книга 1. — М.: Когито-Центр, 2013. — 704 c.

  2. Спок, Бенджамин Ребенок и уход за ним / Бенджамин Спок. — М.: Машиностроение, 2008. — 496 c.

  3. А. Пятина Я верю в любовь / А. Пятина. — М.: Эксмо, 2012. — 992 c.
    Адаптация в группе детского сада
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here