Адаптация в младшей группе детского сада

Полезный материал на тему: "Адаптация в младшей группе детского сада" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Адаптация в младшей группе детского сада

Уважаемые родители и гости!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!
На страницах нашего сайта Вы найдете:

  • статьи, публикации, памятки, касающиеся вопросов воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста;
  • опыт работы наших педагогов с детьми и родителями;
  • полезную информацию, которая поможет вам в решении широкого круга повседневных воспитательных проблем.

Надеемся, что наш сайт поможет вам избежать сложных ситуаций, возникающих в процессе воспитания, обучения и общения с детьми!

Родительское собрание в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду»

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Закаливание (1)
  • Театрально — игровая деятельность (1)
  • Развитие мелкой моторики (7)
  • Развитие речи (2)
  • Планирование с детьми (4)
  • Предметно — развивающая среда (1)
  • Проекты (2)
  • Наши мероприятия (8)
  • Работа с родителями (9)
  • Родительское собрание в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду»

    Рисование.
    Учим правильно и удобно держать в руке карандаш, кисточку. Также учим работать с красками. Развиваем творческие способности.

    Физкультура.
    Учимся ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом. Учиться прыгать (на двух ногах с продвижением вперед), играем в подвижные игры, хороводные, малоподвижные игры.

    Познавательное развитие.
    Знакомим с окружающим нас миром. С временами года, с предметами одежды, с профессиями, с видами транспорта. Пополняем знания детей о живой природе.

    Лепка.
    Знакомим детей с пластилином, со свойствами его. Учим работать с ним, помогаем осуществлять придуманное; развиваем наблюдательность, умение внимательно следить за действиями воспитателя во время показа техники лепки и повторять их.

    Формирование математических представлений.
    Знакомим с основными цветами, учим называть их; знакомим с геометрическими фигурами; с понятием величины; учим различать количество предметов, знакомим с понятием много – мало.

    Социализация.
    Развиваем способность создавать сюжетно – игровой замысел. Учим действовать по подражанию и самостоятельно; развиваем воображение, игровые навыки, воспитываем заботливое отношение к окружающим.

    Конструирование.
    Знакомим детей со строительным материалом (кубик, кирпичик). Развиваем мелкую моторику, тактильные ощущения, внимание; воспитываем интерес к конструктивной деятельности.

    Речевое развитие.
    Учим детей слушать небольшие по объёму произведения, понимать содержание, учим чёткому произнесению различных звуков, звукосочетаний, учим детей при рассматривании картинки называть предметы, изображенные на ней, учим детей воспринимать художественный текст без наглядного сопровождения также учим стихотворения, потешки, читаем сказки.
    Минута благодарности. Воспитатель благодарит родителей за активное участие в проведении собрания и желает успехов в воспитании детей.

    Проект «Идем в детский сад» (адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению)

    Наименование проекта: «Идем в детский сад»

    Описание проблемы, на решение которой направлен проект

    Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы к дошкольному учреждению?

    Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

    Задачи проекта

    1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

    [2]

    2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

    3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;

    4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.

    Сроки реализации проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года.

    Критерии эффективности проекта

    1. Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

    2. Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

    3. Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения.

    4. Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности между родителями.

    5. Повысится профессиональная компетентность педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.

    Аннотация

    Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.

    Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе.

    Современные родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.

    В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период, активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

    Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

    Содержание проекта

    • Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду
    • Целеполагание проекта
    • Ожидаемые результаты реализации проекта
    • Механизм реализации проекта
    • Этапы и содержание проектной деятельности
      1. Подготовительный этап
      2. Основной этап
      3. Заключительный этап
    • План образовательной работы с детьми и родителями
    • Мониторинг проекта
    • Перспективы деятельности к завершению проекта

    Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду

    В нашем детском саду воспитываются часто болеющие острыми респираторными заболеваниями дети, дети с рецидивирующими бронхитами, пневмонией в период реконвалисценции, бронхиальной астмой вне обострения. Здесь много уделяется именно здоровью ребенка. Ведь, к сожалению, ни для кого не секрет, что первое время ребенок начинает болеть, иммунитет снижается. И связано это не только с тем, что его окружение становится многообразнее, но и с тем, что первое время ребенок испытывает дискомфорт и стресс от происходящего. Поэтому медицинская поддержка ему просто необходима.

    Читайте так же:  Кризис 40 лет

    В детском саду для комплексного оздоровления детей оборудованы разнообразные помещения: физиотерапевтический кабинет, ингаляционный кабинет, физкультурно-музыкальный зал, который совмещен с залом ЛФК, «волшебная» сауна для развития и оздоровления воспитанников детского сада.

    Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает облегчить адаптацию малыша. Основой такого сотрудничества являются такие формы взаимодействия, как экскурсии по детскому саду, беседы, консультации, открытые занятия, совместные мероприятия. На наш взгляд, наиболее эффективным является выставление информации (папки-передвижки) на тему «Как помочь ребенку без слез пойти в детский сад», «Идем в детский сад (как облегчить адаптацию малыша к дошкольному учреждению)», «Как правильно вести себя родителям с ребенком в первые дни посещения детского сада».

    Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в то же время они возлагают большие надежды на педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса для меня очень важно.

    Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям использую следующие формы и способы:

    1. элементы телесной терапии (обнять, погладить);

    2. исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

    3. релаксационные игры (песок, вода) ;

    4. сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;

    5. игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

    6. культура общения, тактичность и взаимопонимание.

    Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

    1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

    2. постепенное заполнение группы;

    3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

    4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

    5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;

    6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра) ;

    7. протекание адаптации (медицинская сестра).

    В нашем учреждении работают группа кратковременного пребывания, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.

    Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.

    Формы работы с родителями:

    1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

    2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду

    3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

    Целеполагание проекта

    Для реализации проекта я определила его общую цель:

    создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

    Цели проекта конкретизируются решением следующих задач:

    1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

    2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

    3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;

    4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.

    Ожидаемые результаты реализации проекта:

    1. безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

    2. позитивное развитие отношений в детском коллективе;

    3. повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

    4. снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;

    5. вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

    6. активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.

    7. формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.

    Механизм реализации проекта

    Изучив сборник научно-популярных статей для родителей и педагогов «Адаптация к детскому саду», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:

    План образовательной работы с детьми и родителями

    Мониторинг проекта

    При проведении мониторинга проекта был проведен анализ листов адаптации, из которого можно сделать вывод о том, что легкая степень адаптации у 17 детей, средняя степень тяжести у 2 детей, тяжелая степень адаптации у 1 ребенка.

    Перспективы деятельности к завершению проекта

    Накопленный нами интересный опыт по творческому проекту «Идем в детский сад» будет использоваться и в дальнейшей работе. В наших дальнейших планах предусматривается приобретение оборудования для игр с водой «Водный мир», «Поймай уточку», а также комплект деревянных игрушек-забав.

    Автор: Григорьева Алина Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №19», г. Чебоксары, Чувашская республика, РФ.

    Статья размещена в авторской редакции

    Родительское собрание в младшей группе на тему «Давайте познакомимся! Адаптация ребенка к детскому саду».

    чт., 01.03.2012

    Самохвалова Светлана Николаевна

    вторая квалификационная категория

    МАДОУ МО г.Нягань «Д/с №8 «Росинка»

    Цель: познакомить родителей друг с другом, с тем как протекает процесс адаптации у малышей в детском саду.

    Ход собрания.

    Уважаемые родители! Детский сад – новый период в жизни не только ребёнка, но и вас – взрослых. Вам предстоит прожить вместе несколько лет. Поэтому для знакомства друг с другом проведем игру с мячиком.

    1.Приветствие.Участники, передавая мяч по кругу, называют свое имя.

    2. Мой ребенок ( какой ребенок по характеру).

    3.Какой я родитель. Участники по кругу говорят, какие они , по их мнению родители.

    Ну вот мы и познакомились. А теперь поговорим об адаптации.

    Легкая адаптация — почти половина детей составляет самую благополучную группу — они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
    Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

    Читайте так же:  Ракицкий сеанс гипноза

    Дорогие родители! Заканчивая свои рекомендации, хотелось бы заострить Ваше внимание не нескольких моментах.
    Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку. Если ребенок сильно скучает, облегчить его состояние сможет фотография мамы в шкафчике для одежды или под подушкой его кроватки, тому же самому может послужить какая-то небольшая вещь мамы, например: ее шарфик или платочек.

    Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.
    В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
    Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.

    [3]

    Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать. Удачи Вам!

    Адаптация в младшей группе детского сада

    А даптация в детском саду — тяжелое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по – разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.

    Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

    Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

    Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Многие из этих игр просты. Но детям нравится повторять их много раз.

    1.«Мы охотимся на льва» – проговаривать текст, выполнять движения, согласно тексту:

    Мы охотимся на льва.

    Не боимся мы его

    У нас длинное ружье

    И подзорная труба

    А это — поле: топ-топ-топ (дети повторяют )

    А это – болото: чав-чав-чав (дети повторяют)

    А это – море: Буль-буль-буль (дети повторяют)

    А это- тропинка: Шур-шур-шур (дети повторяют)

    Мы вышли на полянку

    Кто это там лежит? Давайте потрогаем. Это лев, ой, мамочка! Испугались его и побежали домой.

    По тропинке: Шур-шур-шур

    По морю: Буль-буль-буль

    По болоту: чав-чав-чав

    По полю: топ-топ-топ

    Прибежали домой. Дверь закрыли, ух, устали!

    2.«Эхо»–называть имя, прохлопывать его, все дети повторяют.

    3.«Цветочки»– детям предлагается собрать цветочки с полянки (заранее нужно вырезать из бумаги и разложить их на ковре) и подарить друг другу. Вместо цветов можно использовать также листочки и вместе собрать букет.

    4.Игра «Гномики – гномики» – это веселые человечки, которые очень любят играть и веселиться. Давайте и мы попробуем изобразить гномиков:(все движения делаются под музыку)

    — хлопают в ладоши

    — кружатся (под музыку)

    — мирятся (улыбаются друг другу, взялись за руки, обнялись)

    5.«Зайки и слоны»— детям предлагается изобразить зайчиков ( показать заячьи ушки, сидеть тихо ) и слонов, которые спокойно и степенно идут куда хотят и ни кого не боятся.

    «Смена ритмов»

      – хлопаем в ладоши – тихо — громко – сменяем ритм хлопков, (сначала все вместе, затем каждого попросит хлопнуть в ладоши громко или тихо)

    Игра «Карусель»

        — нужно встать в кружок и выполнять движения по тексту:

    Завертелись карусели, (дети вместе с педагогом идут медленно по кругу)

    А потом, потом, потом (постепенно ускоряясь, бегут по кругу)

    Все бегом, бегом, бегом!

    Тише, тише, не спешите, (затем замедляют бег)

    Карусель остановите, (переходят на шаг)

    Раз, два. Раз, два. (приседают)

    Вот и кончилась игра!

    Игра «Кто в кулачке?»

    Нужно сначала раскрыть кисти рук и пошевелить пальцами. Затем плотно сжать кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показать детям несколько раз, и потом прошу повторить. Возможно, придется помочь детям убрать большой палец в кулачек.

    Читать стихотворение и вместе с детьми выполнять движения:

    Кто залез ко мне в кулачек?

    Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)

    Ну-ка, ну-ка, вылезай!

    Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец).

    9. « Котёнок»

    Показать детям игрушечного котёнка и предложить погладить его.

    — Смотрите, какой к нам пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давайте погладим котёнка—вот так.

    Действие сопровождается стихотворением:

    Киса, кисонька, кисуля! —

    Позвала котёнка Юля.

    Не спеши домой, постой! —

    И погладила рукой.

    Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

    10. « Сорока-белобока»

    Нужно взять руку ребенка в свою руку и прочитать потешку, сопровождая текст движениями:

    Кашку варила,(круговыми движениями водить пальчиком по его ладошке)

    Этому дала, этому дала,(загибать поочерёдно пальчики, начиная с мизинца)

    Этому дала, этому дала,

    А этому не дала (повернуть большой палец ребёнка и пощекотать его ладошку)

    Тебе каши не дадим.

    Материал подготовил:
    воспитатель 1мл.группы
    Сысолятина Наталья Николаевна

    Адаптация в младшей группе детского сада

    Работаю с детьми я довольно давно. Мой педагогический стаж 31 год. Через мои руки и мое сердце прошли многие дети, разные, интересные и, конечно любимые. Берешь в свою группу совершенно маленького, беззащитного ребенка. Отдаешь много сил, энергии, заботы, тепла, педагогического мастерства. И когда дети уходят из детского сада в школу, большие, самостоятельные, готовые к учебе в школе, не раз заноет и заболит сердце, так как их любишь всей душой и очень жаль с ними расставаться.

    Читайте так же:  Лечение диабетической полинейропатии

    На смену им приходят дети с «большими проблемами маленького человека». И мы воспитатели сильно переживаем, беспокоимся, ставя перед собой вопрос: «Какие это дети?», «Как с ними надо будет работать?».

    Время не стоит на месте, меняются сегодня и взрослые и маленькие.

    [1]

    Два года я работала с детьми младшего возраста. Я могу с уверенностью отметить, что изменились и родители, и дети, которые требуют особого внимания и индивидуального подхода, и, конечно же, педагогической логики и мастерства. Эти годы прошли со своими сложностями и трудностями. Но и, конечно же, заметен положительный результат работы. Детям в этом году будет 4-5 лет. Они уже самостоятельные, уверенно двигаются, знают что можно, а что нельзя.

    Очень сложный и важный период в младшем возрасте – это адаптация детей. В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают волнения. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти волнения имеют перед собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и физическом здоровье детей. Нам воспитателя в это время надо приложить максимум внимания, так как малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.

    Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – воспитатели и няни. На первых порах не привычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.

    На эти перемены малыши отвечают по-разному, многие отвечают реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, у дверей детского сада в страхе прижимаются к маме или папе. Период адаптации – тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Длительность адаптации у детей раннего возраста длится обычно 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка небезобиден. В моей младшей группе адаптационный период затянулся до полугода.

    В группе очень много сложных детей с разными индивидуальными особенностями. Много детей капризных, не умеющих выслушивать старших, не знающих меру в том, что можно, а что нельзя. Поэтому приходилось проводить большую воспитательную работу с родителями. И могу сделать такой вывод, что прислушивание к мнению воспитателя, дети этих родителей адаптируются быстрее. От того; насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

    Из опыта работы можно отметить, что в проведении вновь принятых в группу детей можно наблюдать черты свойственные детям раннего возраста. У детей приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала. Случаются и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры.

    Вот в этой ситуации и возникает проблема в отношениях между родителями и воспитателями.

    Из наблюдений: Ангелина, приходя в детский сад, начинала громко плакать. Она плакала, когда ее переодевали в раздевалке, когда ели за столом и когда укладывали спать. На этом фоне возникала рвота. Родители обвиняли в том, что ребенка в группу принимают больного. С родителями проводились беседы, консультации и объяснения этого случая. Девочке было оказано максимум внимания, она привыкла и с удовольствием ходит в детский сад.

    В детском саду дети заболевают чаще, чем дома. Это и понятно, так как в группе может быть заболевший ребенок, который становится источником инфекции для других малышей. В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма. Затрудняет или облегчает привыкание к детскому саду состояние здоровья ребенка? Опыт показывает, что сложнее и дольше протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, частыми ОРЗ. И наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.

    Известные трудности в этот период адаптации испытывают дети, привыкшие к общению только с мамой и папой. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение к окружающим людям – причины тормозящие образование у малыша умение контактировать с незнакомыми людьми. А это значит, что первые дни пребывания в детском саду он негативно относится к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним.

    Дети радушных, гостеприимных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптация длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, много играют, общаются с персоналом группы.

    Из наблюдений: Таня вместе с мамой за 2-3 недели до поступления в детский сад, приходила на территорию и наблюдала, сначала издали, затем подходила поближе, знакомилась и общалась со взрослыми и детьми. Эта девочка быстро адаптировалась, не плакала и удовольствием ходит в детский сад.

    Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, чтобы гладко и легко прошел период адаптации, я заранее с родителями вела беседы по подготовке их детей к поступлению в детское учреждение. Раздавала анкеты, затем делала вывод о том, как правильно принять ребенка в свою группу, какие советы дать маме, чтобы облегчить адаптационный период.

    Хочу отметить, что плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, он плохо усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношения, приучение к которым начинается с первого дня пребывания его в детском саду. Чтобы помочь родителям в период адаптации велась совместная работа со старшим воспитателем, с медсестрой и специалистом по физическому воспитанию. В родительском уголке вывешивались различные памятки по укреплению здоровья малышей, специально укрепляющая здоровье гимнастика, давались полезные советы по адаптации детей. Был оформлен уголок «Азбука вежливости» (Разговор с родителями), где давались советы, как помочь ребенку войти по возможности безболезненно в жизнь детского сада, приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду, как важно упорядочить часы сна, питания, игры и как правильно поощрять детскую самостоятельность.

    Читайте так же:  Психические расстройства вызванные алкоголем

    Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с мамой, давала совет, чтобы первые несколько недель приводили его в детсад папа, бабушка или дедушка, и не оставляли в дошкольном коллективе на целый день, забирали пораньше, чтобы дома создавали спокойный, бесконфликтный климат, щадили ослабленную нервную систему ребенка, в воскресные дни создавали для него режим такой же как и в детский сад.

    Если малыш любит играть вместе со всеми, спокойно переносить разлуку, может занять себя каким-то делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, хорошо спит и у него не пропадает аппетит, мы можем не тревожиться. Он готов к новым изменениям в своей жизни.

    В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду — это важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

    Автор: воспитатель Ширчкова Галина Васильевна (МБДОУ «Детский сад «Теремок» комбинированного вида», г. Ковылкино, Республики Мордовия).

    Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

    Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

    Дата публикации: 29.10.2014

    Статья просмотрена: 1928 раз

    Библиографическое описание:

    Волкова А. С., Болкунова В. В. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 149-151. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6473/ (дата обращения: 24.08.2019).

    Период адаптации детей к дошкольному учреждению очень важен не только для детей, но и для родителей. Адаптация успешна только в случае правильного подхода со стороны родителей в первую очередь. Правильно настроить малыша, подготовить его эмоционально к посещению первого социального института в его жизни. На протяжении всего периода поддерживать малыша и интересоваться его жизнью в группе дошкольного учреждения.

    Родители должны быть готовы к тому, что этот период будет не прост и потребует много затрат времени, терпения и внимания к ребёнку. Как подготовить не только детей, но и родителей к периоду адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, мы рассмотрим в этой статье.

    Первое с чего стоит начать это конечно подготовка родителей ребёнка к детскому саду психологически, родители должны сформировать ожидание посещения детского сада как радостного события в жизни малыша. Например, проходя мимо здания детского сада, рассказать ребёнку как там интересно, обратить внимание, сколько детей там весело играют. Приходить на прогулку на территорию дошкольного учреждения и находиться на участке группы, таким образом ребёнок ещё не входя в само здание уже начнёт привыкать к окружающей местности, детям и взрослым. Далее следует родителям пройти экскурсию по всему зданию и познакомиться с детским садом и его сотрудниками. Всё это осуществляется постепенно, в течение нескольких дней — это период ознакомления. С момента, когда ребёнок начнёт оставаться в группе без родителей, можно считать началом периода адаптации к условиям детского сада.

    Родители, оставляя ребёнка, также испытывают высокую тревожность. Для них важно подробное информирование о том, как ребёнок себя вел в их отсутствие, на что им обратить внимание. Например, ребёнок скучал, как быстро он включился в игру, как взаимодействовал с другими детьми, с сотрудниками дошкольного учреждения, что ребёнку интересно в развивающей среде группы. Конечно все особенности психики, интересов и привычек малыша предварительно выясняют у родителей и законных представителей ребёнка, проводя анкетирование и в беседах. В новых условиях у детей иногда проявляется интерес к ранее равнодушной деятельности. Ребёнок, который не особенно проявлял интерес к рисованию дома, вдруг садится и начинает рисовать, здесь стоит обратить внимание психолога на его рисунки, они могут раскрыть его эмоциональные переживания, может быть таким образом, то есть рисуя, ребёнок избегает контакта с другими детьми. Важно вовремя обратить внимание на особенности поведения малыша, чтобы помочь ему преодолеть период адаптации.

    Период адаптации должен сопровождаться эмоционально положительным состоянием малыша. Если при расставании ребёнок начинает плакать, значит, не было со стороны родителей должной подготовки. Если родители дали правильные установки малышу об интересе к общению, познанию, то такие дети быстрее включаются в игровую деятельность, начинают проявлять познавательный интерес к игрушкам, предметам, они начинают любознательно обследовать новую территорию и не замечают, как быстро пролетает время, и родители приходят за малышом, который ещё не наигрался. Объяснения ребёнку, почему родители оставляют его в детском саду, такие как «нам надо на работу», «все дети ходят в детский сад» в корне не правильные. У ребёнка возникает противоречие между «хочу» и «надо», взрослые должны создать условия, чтобы ребёнок захотел посещать детский сад. Ребёнок идёт в детский сад не потому, что должен или это необходимо родителям, а потому что у него есть возможность весело провести время в отличной от домашней обстановки, поиграть со сверстниками, приобрести различные навыки продуктивной деятельности. То есть рисовать, лепить, петь, танцевать, всё это и многое другое ребёнку удобнее делать в специальных условиях дошкольного учреждения, для этого создаётся развивающая среда.

    Развивающая среда в группе младшего дошкольного возраста должна быть насыщенной и отвечать всем потребностям ребёнка, всё, что находится в доступе для малышей, способствует их развитию и конечно играет важную роль в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

    Для детей со сложной адаптацией можно рекомендовать брать с собой из дома любимую игрушку, у него будет ощущение, что он не один, постепенно он всё меньше будет проявлять интерес к своей игрушке, и когда этот интерес совсем пройдёт, можно сказать, что ребёнок освоился и чувствует себя в дошкольном учреждении как дома.

    Также при сложной адаптации особенно эффективны игрушки музыкальные. Дети реагируют положительно на любые звуки, особенно если эти звуки они извлекают самостоятельно, маракасы, бубенцы, бубны, трещотки и другие шумовые и музыкальные инструменты положительно влияют на эмоциональное состояние детей.

    Читайте так же:  Тони бьюзен интеллект

    При проведении режимных моментов важно соблюдать индивидуальный подход к каждому ребёнку, так как не у всех детей одинаково сформированы навыки самообслуживания, а дети не должны ждать, то помощник воспитателя должен оказывать необходимую помощь, например если одни дети помыли руки или оделись, то они не ждут остальных, а садятся за столы и получают завтрак. Дети которые не успевают быстро одеваться, должны тратить столько времени на одевание, сколько им нужно, таким образом соблюдается принцип постепенности привыкания к режимным моментам детского сада. Чтобы привыкание к режимным моментам проходило быстрее, родители должны и в домашних условиях стараться, только оказывать помощь детям, а не полностью одевать детей, это способствует развитию самостоятельности у малышей.

    В период трёх лет формируется желание к самостоятельной деятельности — «Я сам». Этот фактор необходимо задействовать и в период адаптации. Родителям необходимо хвалить и поощрять малыша за проявления его самостоятельности. В психике ребёнка формируется самосознание и первичная самооценка, поэтому в этот период необходима поддержка и одобрение со стороны взрослых. Психологические возрастные особенности детей «кризис трёх лет» приходится учитывать и в период адаптации внимательно и с уважение относиться к формированию личности ребёнка.

    Психологические аспекты периода адаптации детей к условиям детского сада возникают и у родителей. Родители ожидают большего от дошкольного учреждения, не понимая, что главными в успешной адаптации детей, являются они сами. К тому же наступает момент сравнения своего ребёнка с другими детьми. И традиционные ошибки в воспитании, сравнивать и оценивать своего ребёнка с успехами другого недопустимо, ребёнка сравнивать можно только с его собственными достижениями. Например, сравнить ребёнка, каким он пришёл в детский сад и какие у него успехи спустя месяц, насколько он стал более самостоятельный, какие у него появились навыки в самообслуживании и какой более чёткой и понятной стала его речь. Мы как педагоги должны предостеречь родителей от подобных ошибок, так как это может отрицательно сказаться на развитии психики ребёнка. Родители должны понять какая огромная ответственность лежит на их плечах и запастись терпением на весь период адаптации.

    Воспитатели, рассказав родителям о том, чем занимались и как провели время дети, дают возможность задавать наводящие вопросы ребёнку, так как не все дети могут подробно рассказать и вспомнить интересные моменты. Такое общение между родителями и детьми способствует более доверительным отношениям и развивает речь малышей. Уделять развитию речи именно в этот период, когда ребёнок хочет поделиться впечатлениями, высказать свои чувства, родители могут способствовать естественному желанию ребёнка разговаривая с ним проговаривая значение слов которые он ещё не знает, как рассказать о своих эмоциях и переживаниях. Только в ситуации общения можно сформировать правильные способности коммуникации ребёнка.

    Игровая деятельность ведущая у детей дошкольного возраста и эту психологическую особенность необходимо использовать. Воспитатели сразу вовлекают малышей в игру, в свою очередь со стороны родителей необходимо сотрудничество и по возможности проводить совместные праздники и другие мероприятия в группе детского сада. Отводя ребёнка в детский сад, родителям рекомендуется говорить ребёнку не фразу «ты там побудешь недолго, я за тобой приду», а лучше «ты поиграешь, а я постараюсь поскорей присоединиться, и продолжим игру вместе» или «расскажешь о том, в какую игру ты играл, дома поиграем» и так далее. В игре ребёнок воссоздает воображаемые ситуации и легко справляется со сложностями окружающей действительности. Совместная деятельность ребёнка и взрослого выстраивает более близкий контакт между ними.

    Ещё один из мотивов для успешной адаптации ребёнка, могут быть такие как «помочь кому — то» кукле, или воспитателю, другим детям, или «ты очень нужен», «тебе так здесь рады», «тебя очень ждут» воспитатели, дети и так далее.

    Рефлексия также важна, у детей младшего возраста должно быть место в группе, где они могут реализовать свою потребность в уединении, так как длительно находясь в постоянном контакте с другими детьми у детей случаются эмоциональные перегрузки, поэтому удобный уголок релаксации должен быть оборудован в каждой группе детей младшего возраста.

    Таким образом, сложность адаптации в первую очередь в том, что дети остаются на время без родителей в незнакомой обстановке. Значит необходимо хорошо познакомить детей с дошкольным учреждением в присутствии родителей, дать малышу освоиться и не испытывать страха и эмоциональных переживаний расставания с родителями.

    Психологическое состояние ребёнка очень важно, именно эмоциональное благополучие поможет малышу справиться с неизбежными инфекционными заболеваниями, так как иммунитет будет оказывать более высокую сопротивляемость, чем находясь в состоянии стресса.

    С желанием или нет ребёнок идёт в детский сад, является показателем успешной или нет адаптации. Дети чувствуют внимательное и заботливое отношение взрослых. Не правильное отношение в период адаптации к проявлению упрямства или плаксивости ребёнка не только затягивает сам процесс адаптации, но и в целом формирует негативное отношение к дошкольному учреждению у ребёнка.

    Если ребёнок активно двигается, улыбается, пытается рассказать о своих впечатлениях взрослым, то можно говорить об успешной адаптации к условиям детского сада. Успех этот прежде всего основан на педагогическом мастерстве воспитателей и внимательном заботливом отношении родителей.

    1. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. Статья: Воспитание детей раннего возраста.- М., 1968.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    2. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.

    Источники


    1. Анатолий Некрасов Путы материнской любви / Анатолий Некрасов. — Москва: ИЛ, 2015. — 256 c.

    2. Петрушин, С. В. Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2014. — 144 c.

    3. Теплицкий, А.Ю. Зеленый коридор. Таможенные правила. Трудовое законодательство. Жилищное право. Семейное право. Нотариат / А.Ю. Теплицкий, А.Б. Гурович, Е.Г. Карпова. — М.: Л. ИКА Здравствуйте, 2011. — 128 c.
      Адаптация в младшей группе детского сада
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here