Агрессия у ребенка 8 лет

Полезный материал на тему: "Агрессия у ребенка 8 лет" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Как поступить если у ребенка 7-ми лет частые приступы гнева, агрессии?

У ребенка 7-ми лет частые вспышки агрессии и гнева направленные на окружающих. Он может на кого-то кинуться с кулаками, ногами или с тем, что попадется под руку. Его мама является близкой подругой и рекомендации мои не воспринимает, на просьбу обратиться к другому специалисту — игнорирует.

Как поступить? В школе ведется индивидуальная работа, но этого не достаточно.

Комментарии

Стоит подумать о том, что, возможно, ребенку некуда «сливать» накапливающийся негатив. В таких случаях родителям нужно играть с ребенком побольше в подвижные и контактные игры. И не надо запрещать играть в игры, где есть какое-то противоборство и агрессия – ведь именно в это время дети прорабатывают различные социальные конфликты и «сливают» накопившийся негатив.Есть ряд упражнений,посмотрите,может понадобятся.
«Три подвига Андрея»

Цель
• формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях. Упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок на время становится основным действу­ющим лицом, а остальные наблюдают за происходящим.
Ведущий источник Чудо семья. рассказывает историю о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фанта­стическую планету. Выбраться оттуда домой Андрей сможет толь­ко тогда, когда совершит три подвига, источник Чудо семья. очень трудных и опасных.
Далее дети вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги, например, как Андрей избавил город от громадного зло­го дракона или спас маленькую девочку от беспощадного банди­та. Остальные дети при этом играют сопутствующие роли, например, роли дракона, замка, в котором он жил, деревьев в дремучем лесу по источник Чудо семья. дороге к замку и т. п. Каждый подвиг может разыгрываться на отдельном занятии.
«Почему подрались мальчики»

Цель
•развивать у детей рефлексию (способность ана­лизировать причины и следствия)своего агрессивного поведения.
Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены Дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как источник Чудо семья. можно было бы поступить по-другому. На последующих занятиях можно рассматривать другие ана­логичные рисунки, задавая те же вопросы.

[1]

Я согласна с вами, что с

Я согласна с вами, что с ребенком нужно играть. вот в этом и проблема. в школе с ребенком ведется и коррекционная работа и профилактическая. но мы учим одному а домой ребенок возвращается и все по другому. мать ребенка не желает слушать мои рекомендации. она считает себя правой по отношению к нему..и каждый раз подавляет любые проявления агрессии. ребенок приходит в школу и при малейшем раздражении взрывается.

МАРИНА ЛЕОНИДОВНА СКОРЕЕ

МАРИНА ЛЕОНИДОВНА СКОРЕЕ ВСЕГО У РЕБЕНКА ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИЯ, ПЕРВОЕ, ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ ЭТО ПРОВЕСТИ ДИАГНОСТИКУ ЕГО ЭМОУИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ; ИЗМЕНИТЬ УСТАНОВКУ МАТЕРИ( ИЗБЕГАТЬ НЕГАТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ, УСТРАНИТЬ СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ); ОБУЧИТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ Т.Е. РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА, ЭМПАТИИ,УЧИТЬ ВЫРАЖАТЬ ГНЕВ ДР. СПОСОБАМИ. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ: ЕДИНСТВО ЛЕЧЕБНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ; ЕДИНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В Д/С И СЕМЬЕ(ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ).Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
Наказания не должны унижать ребенка.
Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
Отрабатывать навык реагирования в конфликтах.
Учить брать ответственность на себя. ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ ПРЯМУЮ АГРЕССИЮ В КОСВЕННУЮ( МЯТЬ БУМАГУ, МЫТЬ РУКИ ВОДОЙ(ВОДА ХОРОШО УСПОКАИВАЕТ), ИГРЫ С ПЕСКОМ, ГЛИНОЙ И ТД.). БОЛЕЕ ПОДРОБНО -ЗАЙДИТЕКО МНЕ НА САЙТ(ОТКЛОНЯЮЩИЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ). УДАЧИ ВАМ.

работа ведется в полной мере

работа ведется в полной мере и диагностика и коррекция, но суть проблемы заключается в матери ребенка, которая является моей подругой и никакие установки менять не желает, считая себя правой по отношению к ребенку

и опять таки повторяюсь. в

и опять таки повторяюсь. в учебном учреждении работа с ребенком ведется и все правила поведения с ребенком соблюдаются. но проблема в маме, которая не воспринимает рекомендации. в школе учим одному. по возвращении домой совсем другое..

Маме стоит прислушаться к

Маме стоит прислушаться к себе. Если она раздражается, то ребёнок ищет внимания. Если мама злится, то ребёнок борется за самоутверждение против родительской опеки. Если же ответное чувство мамы — обида, то ребёнок мстит, и надо разбираться за что. Чувство отчаяния и безнадежности появляется у родителей, когда причина агрессии ребёнка — неуверенность в себе. Поняв мотив поведения ребёнка, нужно только дать то, что ему не хватает.

я согласна с вами)))но как же

я согласна с вами)))но как же побудить маму ребенка к действию. как сделать так чтобы у нее было желание нормализовать поведение. а не подавлять вспышки агрессии.

Мария Леонидовна если мама

Мария Леонидовна если мама так «туго» понимает, что вредит своему ребенку, обратитесь к социальному педагогу(если есть в школе, а если нет то в соц.центр); поговорите конечно с мамой ребенка, что вы будите вынуждены обраться в центр(потому, что мама влияет пагубно на ПСИХИКУ и развитие ЛИЧНОСТИ своего ребенка). Очень жаль, что ваша подруга этого не понимает. А ведь может случится и такое, что родители всех учеников в классе напишут заявление на нее и что потом — ребенок в коррекционной школе в лучшем случае, а в худшем ее поставят на учет(она ведь не хочет лешиться своих родительских прав). А вообще семья полная? Если да, то куда смотрит отец ребенка?

Агрессивный ребенок (причины, проявления, коррекция, советы родителям).

Агрессивный ребенок (причины, проявления, коррекция, советы родителям).

Агрессия — мотивированное, эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение, форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Агрессия — это вид действий или состояние, а агрессивность — черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно. Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д.

Читайте так же:  Что повышает тревожность

Проявления у детей агрессии, злости — естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы, за этим стоят какие-либо причины, и проявление агрессии — естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий. Часто агрессия — отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Но если вовремя не помочь ребенку справиться с этим состоянием, агрессия может стать устойчивой формой поведения, переходя со временем в негативное качество личности. Прежде чем запрещать или подавлять проявления злости и агессии, нужно разобраться в причинах, их вызывающих.

Первая причина — в семье, где растет малыш. Если в семье ребенка ему демонстрируют агрессивное поведение (папа бьет маму или мама обижает самого ребенка и т.д.), ребенка обижают и унижают, в конце концов, эта модель поведения закрепляется в сознании малыша и приводит к агрессивным проявлениям вне дома.

Вторая причина — в дошкольных учреждениях, на различных кружках или секциях. Из различных игр с другими детьми, дети учатся у других детей, если в таких семьях так принято себя вести («я самый сильный — поэтому мне все можно». «кто круче, тот и прав». ).

Третья причина — из СМИ. Дети часто смотрят телевизор вместе со своими родителями, и зачастую не совсем полезные программы, где демонстрируют сцены насилия, убийства и т.д. Далее дети переносят эти сцены в реальную жизнь через игры и даже не осознают, что их уровень агрессивности, мягко говоря, уже повышен.

Дети проявляют Агрессию, если:

— Если ребенка часто оскорбляют, унижают, ставят в ситуации, травмирующие его (отбирают его игрушки, бьют. );

— Ребенок проявляет злость, если он, например, плохо себя чувствует, а к нему пристают с различными заданиями или просьбами. ;

— Вы не обращаете на него внимания (пример: вы разговариваете по телефону, играете в компьютере. ), он сердится и проявляет злость;

— Ребенок копирует поведение взрослого, думая, что так можно вести себя и ему (например: грубить, швырять вещи, не убираться. );

— Если ребенок пережил травмирующее событие (развод родителей, смерть одного из любимых близких, насилие, сильный страх, переезд, сильный испуг, рождение другого ребенка в семье. );

— Если ребенку внушили, что он «плохой». Он будет болезненно воспринимать критику в свой адрес и проявлять агрессивное поведение

И многое, многое, многое другое.

Дети проявляют Агрессию, как:

— В Словесной форме: крик, обзывательства, угрозы, оскорбления, угрожающе смотрит (строит ужасные гримассы). ;

— В Физической форме: нападает на других детей или взрослых (часто на родителей), дерется, толкается, ломает игрушки другим детям, кусается. ;

— В действиях «За спиной»: игнорирование, ябедничает, провоцирует сверстников, пока никто не видит, манипулирует другими.

Тесты и методики выявления Агрессивности:

1. Кинетический рисунок семьи (КРС). Цель — выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

[3]

2. Методика Рене Жиля. Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель — изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

3. «Несуществующее животное». Проективный метод исследования личности.

4. «Руки». Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.

5. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Цель методики — Определить уровень, степень тревожности ребенка.

6. «Кактус». Графическая методика. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

7. «Дом — Дерево — Человек» Оценка агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения таких как конфликтность, негативизм, враждебность.

8. Тест на определение внутренней агрессивности С. Дайхоффа.

9. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В.Тарабриной). Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Направления коррекционной работы с Агрессивными детьми:

— Снижение уровня личностной тревожности;

— Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации;

— Снятие деструктивных элементов в поведении;

— Развитие позитивной самооценки;

— Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом;

— Развитие контроля над деструктивными эмоциями;

— Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;

— Обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, отреагированию негативной ситуации в целом;

— Консультационная работа с родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Советы Родителям Агрессивных детей:

— С помощью психолога выяснить, что является причиной агрессивного поведения вашего ребенка;

— Будьте внимательны к своему ребенку, полезно прислушаться к нему и постараться понять;

— Знайте, что жесткое подавление агрессии ребенка, только усилит его агрессию;

— Будьте последовательны, но неагрессивны при реагировании на негативное , нежелательное поведение ребенка;

— Нельзя часто наказывать ребенка, приказывать ему выполнить то или иное, ребенку придется подавлять свой гнев, он будет накапливаться внутри него, и выльется в агрессию, по отношению к самому себе;

— Ребенок должен понимать, что вы любить его, но в данной ситуации недовольны его поступком или действием. Объясните ему, почему;

— Если ребенок проявляет гнев по вполне объяснимым причинам, постарайтесь не реагировать на это, у него есть на это право, но объясните, как лучше поступить или как можно по-другому отреагировать на тот или иной раздражитель. А далее, переключите его на что-то иное;

— Контролируйте собственные эмоции и их проявления в присутствии ребенка, ведь он «как губка» впитывает их от вас;

Читайте так же:  Боюсь рожать первый

— Адекватно понимать, что и когда ребенку можно запретить и настоять на своем решении, а когда можно и уступить ему. Он тоже личность, хоть и маленький, и у него тоже есть права, чувства и эмоции;

— Обращать внимание ребенка на то, как окружающие люди ведут себя в различных жизненных ситуациях, объяснять ребенку, что непонятно;

— Избегать показа в СМИ, сцен насилия, убийств и т.д.;

— Учить его: добру, сопереживанию, сотрудничеству, отстаиванию своих личных границ, осознавать ответственность за содеянное. ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— Относиться к окружающему вас миру и к своему малышу позитивно.

Уважаемые читатели! Присылайте свои предложения, пожелания, замечания.

Детская агрессия. Как быть?

В данной статье, дорогие родители, я расскажу вам про детскую агрессию. Сразу же хочу обратить ваше внимание, что агрессивное поведение у ребенка – это не всегда что-то нехорошее! Этот момент подробно мы обсудим немного попозже.

Я расскажу Вам, что из себя представляет агрессия, каким образом она выражается у ребенка. Что стоит за агрессией у детей, каковы ее мотивы?

Самое основное, обсуждение мер предосторожности, действий, которые предупреждают агрессивное поведение ребенка. Также мы поговорим о своеобразном «лечении».

Что же такое агрессия?

Агрессия – это такое поведение, которое характеризуется причинением вреда по средствам физической силы или с помощью слов.

Истеричный плач младенца, злость и возмущение. Причина более, чем проста. Это неудовлетворенные физические нужды малыша. Более подробно эту тему я описывала в статье «Тише, Танечка, не плачь… Что нам может рассказать детский плач».

Давайте перейдем к деткам постарше. Вспышки ярости и физические нападки на ровесников, конфликтные ситуации из-за игрушек начинаются у малышей в период полутора – пяти лет. Дорогие родители, вы должны относиться терпимо к такому поведению, т.к. есть возможность сформировать своеобразные символические агрессивные действия в будущем! К примеру, непослушание, нытье, упрямое поведение.

Вскрики, слезы, крик, укусы, «битье» ножками у малыша трех лет связано с «ущемлением» природной жажды в исследовании всего окружающего мира, своего рода столкновение любознательности малыша с родительским «нет».

Дальше агрессивные действия проявляются в дошкольном возрасте, в младшем школьном и в подростковом.… Но это совсем другая история.

Давайте разберемся, всегда ли агрессивное поведение плохо? Конечно же, не все время. Агрессия имеет свои позитивные характеристики, которые нужны для психического роста, и для всего жизненного пути в целом! Неуклонность, настырность в достижении целей, целеполагание и желание достичь, желание побеждать, одоление препятствий. Поэтому воспитание должно быть направлено не на полное исключение агрессивного поведения из личности ребенка, а на сдерживание и контролирование ее негативных сторон, а также вознаграждение ее позитивных проявлений.

Что же лежит в основе детской агрессивности? Причины агрессивности.

Самые основные случаи:

  1. Несоответствие желаний ребенка его возможностям.
  2. Потребности ребенка не удовлетворены, все возможные методы удовлетворения не действуют, крайняя мера – агрессивность.
  3. Ребенок ведет себя агрессивно следуя образцу, так сказать «выученное» поведение. Чаще всего пример родителей, других детей, литературных персонажей, киногероев.
  4. Но не стоит забывать, что на агрессивность могут влиять и биологические характеристики (например, свойства нервной системы ребенка, наследственные факторы, биохимия).

Когда все-таки нужна консультация профессионала? Только в двух случаях агрессивности вашего ребенка:

  1. Гиперактивный малыш. Он беспокойный, агрессивный, все и вся задевает на своем пути, оставляет след «разрушения», имеет много обид. Его поведение можно охарактеризовать как импульсивное, с необдуманными действиями, нарушает «табу». Обратите внимание, в сердцах такой малыш добрый и любящий, но в его головном мозге есть биохимический дисбаланс, который делает его сверхэнергичным. За таким ребенком должен вести наблюдение врач, он пропишет ему нужные лекарства.
  2. Ко второму случаю относятся детки постарше (пять лет и более). Такой тип редок, но имеет место быть. Ребенок получает удовольствие он того, что мучает животных и слабых. Следует проконсультироваться с психоневрологом.

Меры предосторожности. Как предупредить агрессивное поведение?

А знаете, какой самый лучший способ избежать избыточного агрессивного поведения вашего малыша? Ответ прост. Это ваша любовь, проявляйте любовь! Нет детей, которые ощущая себя любимыми, были бы агрессивными.

У малыша должен быть шанс выплескать свою агрессию. Активные игры, например, буду очень кстати (только не перед сном, помните об этом). Сверхактивный ребенок не должен сидеть без дела! Обязательно исключите ТВ-программы и кино со сценами насилия или с жестоким сюжетом.

Также необходимым этапом «борьбы» с агрессивным поведением должен стать поиск друзей. Научите, как правильно общаться с другими детьми (надо делиться, не надо бить и т.д.). В совместной деятельности малыш поймет, как устроены нормы социального поведения.

Помните, малыш учится на вашем примере. Не допускайте при ребенке вспышки злости и гнева. Родители, не оскорбляйте друг друга, не отзывайтесь гневно при ребенке о ваших коллегах по работе. Ни в коем случае, не прибегайте не применяйте к наказаниям, с помощью физической силы.

Запомните самое главное, ваша забота и душевная теплота – это лучшая «таблетка» для ребенка. Если вы будете думать, что ваш малыш «испорчен», то это, обязательно, поймет и он сам. Малыш будет страдать от этого, он будет одинок, и, как следствие, вырастет трудным ребенком.

Малыш в каждую минуту своей жизни должен чувствовать и понимать, что его любят, он нужен вам, его принимают, таким как он есть. Любите, не смотря не на что!

Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей

Агрессивный ребенок: возраст, темперамент или сигнал родителям?

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс развития ребенка и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Читайте так же:  День когда брошу пить

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Что происходит. Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.


Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей.
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.

    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.

  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.
Читайте так же:  Причины педагогических конфликтов

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Автор Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Как бороться с детской агрессией: советы психолога

Агрессия – это модель, которая закладывается с раннего детства. Агрессивность детей – это острая проблема не только самих родителей, но и педагогов и всего общества в целом. Какие причины и способы борьбы существуют — рассказывает психолог Инга Войтко.

Детская агрессия – явление распространенное. Иногда родители не знают, что послужило ее появлению. Но удивляться не стоит. Большинство причин того, что ребенок растет агрессивным, можно найти в самом обществе. Взять только видеоигры и телевидение: кругом насилие, драки и разбои.

Психолог Инга Войтко помогла разобраться с вопросом о детской агрессии и дала советы как с ней бороться.

Что такое детская агрессия, какие причины ее возникновения?

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio — нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Следует обратить внимание на то, что агрессия — это выражение эмоции, а эмоция — это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний, тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию гнева, нельзя запретить.

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. За агрессивным поведением могут стоять разные причины. Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка, будь то капризы, слезы, драки и т.д., свидетельствуют не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни что-то не так.

Неприятие детей родителями является одной из базовых причин агрессивности, и, кстати, не только детской. Дети, которые испытывают недостаток родительской любви, начинают проявлять агрессивность, пытаясь напомнить о себе. Если кроха не чувствует никакого интереса со стороны взрослых к своей персоне, агрессия — самый очевидный способ обратить на себя внимание. К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту.

Агрессивные реакции у детей могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, — в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах. Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека).

Одной из причин подавляемой до поры до времени детской агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Если поведение ребенка жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались, и ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Еще одна причина агрессивности — недовольство собой. Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования — немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребенку такого непоправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично. Очень часто агрессивная реакция бывает обусловлена текущей ситуацией, или ее предысторией. Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то, так же может влиять действие таких факторов, как уровень шума, вибрация, теснота и высокая температура воздуха.

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребёнка:

  • Наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;
  • Психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребёнка;
  • Наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребёнка.
  1. Травмы головного мозга,
  2. Особенности нервной системы,
  3. ММД (прим. ред. Минимальная мозговая дисфункция) и т. п.
  • Неблагоприятные условия воспитания;
  • Неадекватно-жестокий родительский контроль;
  • Враждебное или оскорбительное отношение к ребёнку;
  • Конфликт между супругами.

[2]

  • Реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;
  • Чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
  • Введение ограничений в поведение ребёнка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребёнка);
  • Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
  • Нарастание утомления и пресыщения у ребёнка.
Читайте так же:  Проекция скорости точки

В каком возрасте чаще всего проявляется детская агрессия?

Чаще всего агрессия проявляется в возрасте от 3 лет до 7, и в подростковом возрасте. В раннем возрасте это связано с осознанием себя и мира, адаптацией в начальной школе. В подростковом возрасте (12-16) с осознанием своей личности.

Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить:

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: если ты себя так поведешь. то мама с папой тебя больше любить не будут!. Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом. Если следовать этим советам, можно бороться с детской агрессией.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы.

3. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим ужасным поведением.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками — обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто

5. Чтобы ребенок не рос агрессивным, уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что у их детей от них не должно быть никаких секретов. Недопустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

7. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

8. Также, очень важно прояснить и установить границы. Здесь необходима последовательность: не стоит один и тот же поступок ребенка оценивать по-разному в зависимости от своего настроения. Система ограничений и запретов должна быть четкой и стабильной, от этого зависит стабильность внутренней жизни ребенка.

9. К некоторым, важным в жизни ребенка событиям, лучше готовиться заранее. Если вам предстоит сделать первый визит к врачу, в детский сад, постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы, учитывая возможности и особенности ребенка.

С детской агрессией можно бороться, и к тому же, ее можно вовсе предотвратить, если быть внимательным к ребенку, его чувствам и желаниям. Психолог Инга Войтко дала советы, как это сделать эффективно, пускай в вашей семье не будет проблем!

Читайте также:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вам понравилась эта статья? Поделитесь ею с друзьями

Источники


  1. Арнольд, Ольга Почему убегают мужчины / Ольга Арнольд. — М.: Эксмо-Пресс, Яуза, 2007. — 176 c.

  2. От заботы до власти. Мамочка, пожалуйста. Как стать лучшей мамой. Мысли многодетной мамы. — Москва: Мир, 2016. — 983 c.

  3. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие / В.Г. Крысько. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. — 200 c.
    Агрессия у ребенка 8 лет
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here