Анализ информации интерпретация

Полезный материал на тему: "Анализ информации интерпретация" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Анализ и интерпретация информации.

Описательное исследование — маркетинговое исследование, направленное на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков, например, демографической ситуации, отношения потребителей к продукции компании.

При проведении данного вида исследований обычно ищутся ответы на вопросы, начинающиеся со слов: Кто, Что, Где, Когда и Как. Как правило, такая информация содержится во вторичных данных или собирается путем проведения наблюдений и опросов, постановки экспериментов.

Например, исследуется, кто является потребителем продукции фирмы? Что рассматривается как продукты, поставляемые фирмой на рынок. Где рассматривается как места, где потребители приобретают эти продукты. Когда характеризует время, когда потребители наиболее активно покупают эти продукты. Как характеризует способ использования приобретенного продукта. Заметим, что данные исследования не дают ответа на вопросы, начинающиеся со слова «почему«. (Почему возрос объем продаж после проведения рекламной компании?). Ответы на подобные вопросы получают при проведении казуальных исследований.

Основными методами при проведении описательных исследований являются:

  • Анализ вторичных данных;
  • Наблюдения;
  • Опросы;
  • Эксперименты.

Распределение частот представляет в табличной или графической форме распределение исследуемых единиц (в случае опроса — респондентов) по тому или иному признаку, выраженное обычно абсолютными или относительны­ми (в процентах) числами. Распределение частот позволяет сделать вывод остепени подробности результатов измерений. Простейшим методом описа­ния данных является одномерное распределение.

Если респондентов распределяют на группы по двум или более признакам (например, выделяют мужчин в возрасте до 40 лет, имеющих высшее образо­вание), то говорят о комбинированном распределении.

Для отображения распределения частот используются таблицы, графики, диаграммы.

[2]

Размах вариации определяет абсолютную разность между максимальным и минимальным значениями измеряемого признака. Данная мера определя­ет интервал распределения значений признака.

^ Среднее квадратическое отклонение является обобщающей статистичес­кой характеристикой значений признака. Если эта мера мала, то кривая рас­пределения имеет узкую, сжатую форму (результаты измерений обладают высокой степенью схожести). В противном случае кривая распределения имеет широкую, вытянутую форму (степень различия оценок велика).

При статистическом исследовании зависимостейрешаются две основные задачи. Первая связана смоделированием формы зависимости (количествен­ной характеристики влияния независимых переменных на зависимую). Она находит свое решение с помощью регрессионного анализа. Вторая задача сводитсяк измерению тесноты зависимости между переменными путем ис­пользования корреляционного анализа.

^ Регрессионный анализ предполагает определение формы взаимосвязи зави­симойпеременной с одной (простая регрессия) или несколькими (многофак­торная регрессия) независимыми переменными. Традиционной сферой ис­пользования этого метода можно считать определение зависимости между объемами продаж конкретного продукта в определенном сегменте рынка с та­кими факторами, как уровень цены, качество обслуживания, виды рекламы, средства ее распространения ит. д. Так, для специалиста по маркетингу всегда представляют интерес проблемы, касающиеся спроса и продаж, например:

  • какой будет продолжительность пребывания в гостинице гостей в зави­симости от цели путешествия;
  • какую сумму денег израсходует па питание в ресторане за время пребы­вания в гостинице клиент в зависимости от его дохода, возраста, семей­ного положения, образования;
  • какой будет предпочитаемая туристами продолжительность отдыха в зависимости от семейного положения и состава семьи.

Перечень подобных проблем можно продолжать бесконечно. Именно по­этому неудивительно, что регрессионный анализ (вне зависимости от того, простая это регрессия или многофакторная) является одним из наиболее применяемых инструментов анализа данных при проведении маркетинговых исследований как в туризме, так и в других сферах деятельности.

Корреляционный анализ позволяет специалисту по маркетингу решить три задачи:

□ ответить на вопрос, имеет ли связь между переменными закономерный инеслучайный характер;

□ определить тесноту и значимость связи между переменными (через ко­эффициент корреляции);

□ оценить степень влияния одной независимой переменной или их груп­пы на зависимую переменную.

Становится понятным, почему корреляционный анализ является очень важным методом анализа в маркетинговых исследованиях. Дело в том, что маркетологов и руководителей предприятий индустрии туризма всегда ин­тересует, какие факторы оказывают наибольшее влияние на поведение кли­ентов, выбор места отдыха, конкретного отеля или ресторана ит. д.

Характеристикой тесноты зависимости между переменными является, как известно, коэффициент корреляции (г), который может изменяться в преде­лах: -1

+ 1. При проведении маркетинговых исследований коэффициент корреляции не может быть равен единице.В противном случае это означало бы, что наблюдаемый признак, играющий роль причины,полностью опреде­ляет следствие (а это уже не корреляционная, а функциональная связь). Ан­глийский ученый М. Кендалл справедливо обращал внимание на тот факт, что коэффициенты корреляции, незначительно отличающиеся от единицы, свидетельствуют о том, что исследователь что-то делает неправильно.

Значение коэффициента корреляции меньше нуля свидетельствует, что связь между переменными является отрицательной. К примеру, достаточно часто в процессе маркетинговых исследований выявляется, что существует отрица­тельная корреляционная связь между фактором «возраст» и зависимой пе­ременной «доходы» (особенно это касается лиц старшего возраста: когда они достигают определенного возраста, их доходы обычно уменьшаются).

При значениях коэффициента корреляции выше нуля связь считается поло­жительной. Это означает, что с возрастанием значения независимой перемен­ной увеличивается и значение зависимой. Чем ближе коэффициент корреляции (r) к единице, тем более тесной считается взаимосвязь между переменными: при |r| 0,60 — сильной. Например, при проведении конкретного маркетингового исследования выявлено, что коэффициент корреляции, характеризующий влияние образова­ния клиентов на вид и цены приобретаемых в гостинице дополнительных услуг, составил 0,42. Полученный результат можно интерпретировать так: образова­ние оказывает среднесильное влияние на склонность гостей отеля к приобрете­нию дополнительных услуг. При этом указанная связь является положитель­ной: клиенты с высоким уровнем образования покупают более дорогостоящие дополнительные услуги.

Читайте так же:  Как вызвать ревность у мужчины

Для исследования зависимости между переменными применяются и дру­гие методы. Так, вариационный анализ предназначен для проверки того, существенно ли влияет изменение независимых переменных па зависимые. С подробной характеристикой методов исследования зависимостей между переменными можно подробно познакомиться при изучении специальной литературы [26,27,28].

Для исследования взаимосвязеймежду изучаемыми признаками чаще все­го находят применение методы кластерного, факторного, дискриминантного анализа и совместного измерения.

^ Кластерный анализ позволяет объединять переменные или объекты в груп­пы (кластеры) таким образом, чтобы различия между объектами, составляю­щими один кластер, были бы меньше их отличий от других кластеров. Доста­точно часто кластеры являются очевидными и доступными для обнаружения даже при обычном просмотре собранной информации (например, группиров­ка выборки в зависимости от пола респондентов).

В маркетинговых исследованиях кластерный анализ используется:

□ для определения типологии исследуемых переменных или объектов;
разработки прогнозов, основанных на формировании кластеров;

□ генерирования и тестирования гипотез в отношении образованных кла­стеров.

Каждое из перечисленных направлений применяется при сегментации рын­ка (см. раздел 6.4) — основной сферы применения кластерного анализа в мар­кетинге.

Кластеры обычно формируются на основе двух или более признаков одно­временно. Для этого множества отдельных объектов объединяются в срав­нительно гомогенные и немногочисленные кластеры в такой последователь­ности:

□ рассмотрение всех объектов как самостоятельных кластеров, которые подлежат группировке по тем или иным признакам;

□ отнесение объектов к конкретному кластеру;

  • укрупнение кластеров на базе кластеров предыдущего уровня;
  • корректировка укрупненных кластеров (например, если предваритель­ные ожидания относительно оптимальных признаков сегментации рын­ка не оправдываются, тогда часть объектов перегруппировывается в бо­лее подходящие кластеры).

На практике для выбора признаков при осуществлении кластерного ана­лиза применяются два подхода: интуитивно-эмпирический и теоретичес­кий.

Интуитивно-эмпирический подход основан на опыте, интуиции и ожида­ниях исследователей при выборе признаков кластеризации. При этом исполь­зуется большое количество признаков. Предполагается, что в этом случае струк­тура кластеров проявится сама собой. Применение такого подхода чревато опасностью образования нереальных кластеров вследствие отсутствия тео­ретических предпосылок их формирования.

Теоретический подход предполагает выбор кластерообразующих признаков, исходя из той или иной модели или концепции. Так, проводя сегментацию рынка по признаку мотивации поездок, следует исходить из уже существую­щих теорий мотивации. К сожалению, отсутствие обоснованных теорий и мо­делей препятствует широкому применению этого подхода на практике. Поэто­му маркетологи вынуждены использовать интуитивно-эмпирический подход, что требует значительно больших затрат времени, средств и усилий.

Существует несколько способов проверки допустимости образованных кластеров:

  • применение к одним и тем же объектам различных приемов кластерно­го анализа, приемлемыми считаются только те кластеры, которые сфор­мированы с использованием всех или большинства приемов;
  • разделение объектов случайным образом на две половины, для каждой из которых осуществляется кластерный анализ; если кластеры являют­ся стабильными, то принадлежность объектов к отдельным кластерам в двух выборках будет идентичной;
  • разработка ипоследующая проверка предположений о том, какое влия­ние при кластеризации оказал бы на структуру исследуемой совокуп­ности пропуск некоторых признаков.

Метод совместною измерения позволяет установить относительную значи­мость характеристик продукта при оценке предпочтений потребителей. Такая информация может быть использована для обоснования путей совершенство­вания конкретного продукта. Преимущество совместного измерения по срав­нению с другими традиционными методами состоит в возможности принимать во внимание феномен замещения и обеспечивать получение оперативной ин­формации о выгодах, которые потребитель связывает с идеальными характе­ристиками продукта. Например, на основе опроса относительно небольшой выборки потребителей (165 респондентов) проведена оценка относительной значимости характеристик гостиницы для трех различных сегментов: 1 — чув­ствительного к цене (59 опрошенных); 2 — чувствительного к качеству об­служивания (71 опрошенный); 3 — чувствительного к имиджу предприятия (35 опрошенных). Для оценки использованы следующие характеристики: стоимость размещения, предложение дополнительных услуг, товарная мар­ка, качество обслуживания, безопасность, имидж предприятия.

Метод фокус- группы.

Фокус-группа – метод сбора и анализа информации, который позволяет с высочайшей степенью достоверности оценить эффективность рекламной продукции на любом этапе ее создания: от возникновения рекламной идеи, до конкретного рекламного продукта.

Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 471 | Нарушение авторских прав

Методы анализа и интерпретации данных

Социологическое исследование — это не только сбор данных. Цель его состоит в том, чтобы дать научно обоснованную интер­претацию изученных фактов. Собранный первичный материал непригоден для теоретического анализа, его необходимо обрабо­тать (упорядочить, классифицировать).

Можно выделить два класса процедур анализа: дескриптивные и аналитико-экспериментальные процедуры.

Дескриптивные процедуры включают в себя ряд методов. Простая группировка — это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно веду­щего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную сово­купность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по выска­занным суждениям и т.д.

Перекрестная группировка — это связывание данных предвари­тельно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показате­лям) с целью:

а) обнаружить какие-то взаимозависимости;

б) осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель, определить направление связей влияния одного явления на другое.

Одна из задач перекрестной классификации — поиск устойчивых связей, выявляющих струк­турные свойства изучаемого явления, поиск тенденции, дина­мики процесса.

Читайте так же:  Буллинг что это значит

Эмпирическая типологизация — наиболее сильный прием ана­лиза по описательному плану. Этот метод можно характеризовать как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Задачи много­мерной эмпирической типологизации свойств решают с помощью математических процедур распознавания образов — таксономии и кластерного анализа.

Теоретическая типологизация — обобщение признаков соци­альных явлений на основе идеальной теоретической модели, по теоретически обоснованным моделям и критериям. Такая типоло­гизация, в отличие от эмпирической, есть условие прямой проверки теории путем сопоставления конструируемых типов с эмпириче­скими свидетельствами соответствия, или уклонений от идеальной модели. В теоретической типологизации критерии свойств выявляются путем логического анализа. Анализ эмпирических данных, согласно теоретической типологии, предпо­лагает, во-первых, определение частот распределения по каждому типу; во-вторых, изучение распределения отклонений от идеали­зированных моделей по отдельным параметрам и, если возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений.

Статистический метод в социологии — совокупность методов и моделей прикладной статистики, используемых в социологии при сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении данных разных исследований. Большинство этих методов применяется в ряде социальных и гуманитарных наук, часть из них развита при­менительно к нуждам социологии. Эти методы можно разделить на две большие группы.

К первой группе можно отнести выборочный метод (выборка), описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирования экс­периментов.

Вторая группа включает ряд методов многопеременной статистики, различных методов шкалирования, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей, таксономические процедуры (математико-статистические методы многомерной типологизации социальных объектов, дополняющие корреляционный и факторный анализ).

Использование статистического метода с учетом специфики социологии позволяет проводить обработку больших массивов информации (единиц наблюдения, переменных операций), а следо­вательно, расширяет эмпирическую базу социологических иссле­дований и сферу их приложения.

Выбор методов обработки и анализа информации зависит от целей и задач исследования, а также от способов измерения исполь­зуемых показателей. Как правило, при решении реальных задач не удается обойтись одним каким-либо методом, поэтому их приме­няют комплексно — последовательно, на разных стадиях решения задачи, или параллельно, на одной и той же стадии, для более глу­бокого анализа материала.

Методы математической статистики имеют важное значение для выявления закономерностей и фактов, но они лишь средство, которое не должно заслонять собою цель. Достоверная статистиче­ская тенденция — это все же не социологическая закономерность; выпадающие из общей картины индивидуальные значения, воз­можно, являются отражением закономерностей иного порядка, чем те, что выявляются с помощью математических методов.

В заключении следует сказать, что эмпирические социологические исследования на сегодняшний день вышли за рамки собственно социологической проблематики. Политологи и политики, юристы и управленцы, философы и теологи, филологи и журналисты, экономисты и бизнесмены, психологи и педагоги, историки, культурологи и деятели культуры, социальные работники и все прочие специалисты социогуманитарного профиля – активные потребители информации, вырабатываемой путем проведения эмпирических социологических исследований. Используя ее, они решают свои профессиональные проблемы как практического, так и теоретического характера.

Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 678 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Анализ и интерпретация полученных данных.

При обработке данных используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и пр.), так и общенаучные процедуры (систематизация, классификация, группировка, типологизация и т.д.). Рассмотрим такие процедуры анализа данных, как группировка, классификация и типологизация.

Стратегия анализа предполагает обнаружение неких общих закономерностей в различных явлениях действительности, а также выяснение причинно-следственных связей между разнородными фактами. С этой целью имеющиеся в распоряжении журналиста данные классифицируются и группируются по определенным признакам и критериям. Метод типологизации ориентирован на поиск устойчивых признаков и свойств изучаемых объектов. Этот процесс начинается с момента отбора фактов. Для решения задачи журналисты могут использовать два способа. В первом случае характерные свойства ряда объектов переносятся на отдельное явление. Во втором – найденный в жизни тип (характер, судьба, стиль поведения) становится основой дальнейшей типизации. Журналист настойчиво ищет в жизни такие объекты и явления, в которых, как в неких «самородках», были бы сконцентрированы интересующие его черты. Метод типологизации активно используется в прессе. Именно благодаря ему становится возможным создание портретов героев нашего времени, обобщение социальных явлений.

Методы анализа и интерпретации данных

Социологическое исследование — это не только сбор данных. Цель его состоит в том, чтобы дать научно обоснованную интер­претацию изученных фактов. Собранный первичный материал непригоден для теоретического анализа, его необходимо обрабо­тать (упорядочить, классифицировать).

Можно выделить два класса процедур анализа: дескриптивные и аналитико-экспериментальные процедуры.

Дескриптивные процедуры включают в себя ряд методов. Простая группировка — это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно веду­щего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную сово­купность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по выска­занным суждениям и т.д.

Перекрестная группировка — это связывание данных предвари­тельно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показате­лям) с целью:

а) обнаружить какие-то взаимозависимости;

б) осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель, определить направление связей влияния одного явления на другое.

Одна из задач перекрестной классификации — поиск устойчивых связей, выявляющих струк­турные свойства изучаемого явления, поиск тенденции, дина­мики процесса.

Читайте так же:  Как перестать себя жалеть и начать жить

Эмпирическая типологизация — наиболее сильный прием ана­лиза по описательному плану. Этот метод можно характеризовать как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Задачи много­мерной эмпирической типологизации свойств решают с помощью математических процедур распознавания образов — таксономии и кластерного анализа.

Теоретическая типологизация — обобщение признаков соци­альных явлений на основе идеальной теоретической модели, по теоретически обоснованным моделям и критериям. Такая типоло­гизация, в отличие от эмпирической, есть условие прямой проверки теории путем сопоставления конструируемых типов с эмпириче­скими свидетельствами соответствия, или уклонений от идеальной модели. В теоретической типологизации критерии свойств выявляются путем логического анализа. Анализ эмпирических данных, согласно теоретической типологии, предпо­лагает, во-первых, определение частот распределения по каждому типу; во-вторых, изучение распределения отклонений от идеали­зированных моделей по отдельным параметрам и, если возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений.

Статистический метод в социологии — совокупность методов и моделей прикладной статистики, используемых в социологии при сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении данных разных исследований. Большинство этих методов применяется в ряде социальных и гуманитарных наук, часть из них развита при­менительно к нуждам социологии. Эти методы можно разделить на две большие группы.

К первой группе можно отнести выборочный метод (выборка), описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирования экс­периментов.

Вторая группа включает ряд методов многопеременной статистики, различных методов шкалирования, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей, таксономические процедуры (математико-статистические методы многомерной типологизации социальных объектов, дополняющие корреляционный и факторный анализ).

Использование статистического метода с учетом специфики социологии позволяет проводить обработку больших массивов информации (единиц наблюдения, переменных операций), а следо­вательно, расширяет эмпирическую базу социологических иссле­дований и сферу их приложения.

Выбор методов обработки и анализа информации зависит от целей и задач исследования, а также от способов измерения исполь­зуемых показателей. Как правило, при решении реальных задач не удается обойтись одним каким-либо методом, поэтому их приме­няют комплексно — последовательно, на разных стадиях решения задачи, или параллельно, на одной и той же стадии, для более глу­бокого анализа материала.

Методы математической статистики имеют важное значение для выявления закономерностей и фактов, но они лишь средство, которое не должно заслонять собою цель. Достоверная статистиче­ская тенденция — это все же не социологическая закономерность; выпадающие из общей картины индивидуальные значения, воз­можно, являются отражением закономерностей иного порядка, чем те, что выявляются с помощью математических методов.

В заключении следует сказать, что эмпирические социологические исследования на сегодняшний день вышли за рамки собственно социологической проблематики. Политологи и политики, юристы и управленцы, философы и теологи, филологи и журналисты, экономисты и бизнесмены, психологи и педагоги, историки, культурологи и деятели культуры, социальные работники и все прочие специалисты социогуманитарного профиля – активные потребители информации, вырабатываемой путем проведения эмпирических социологических исследований. Используя ее, они решают свои профессиональные проблемы как практического, так и теоретического характера.

Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования

Заключительный этап исследования — анализ полученных эмпирических фактов, их обобщение и интерпретация является очень важным и нередко очень трудным (особенно дляначинающего исследователя). Анализу подвергаются все эмпирические данные, полученные психологом во время проведения исследования: данные беседы, наблюдения и, естественно, результаты выполнения всех экспериментальных проб.

Анализ результатов исследования требует не только квалификации отдельных симптомов нарушения психических функций, в качестве которых выступают качественные характеристики нарушения протекания познавательной деятельности и различных сторон личности (например, выявление снижения или искажения процесса обобщения, нарушения динамики умственной деятельности, нарушения ее мотивационного компонента, нарушения опосредованной или кратковременной памяти и т. п.). Перед психологом стоит задача обобщить все данные и выделить основные нарушений психической деятельности в целом. Другими словами, анализ экспериментальных данных должен протекать аналогично клиническому анализу — от симптома к синдрому /22/.

Надо отметить, что для достоверной квалификации патопсихологических симптомов и синдромов необходимо анализировать не только данные отдельных методик, но и объективно оценивать всю экспериментальную ситуацию в целом. При интерпретации экспериментальных данных необходимо обращать внимание на:

1) отношение испытуемого к эксперименту, которое находится в зависимости от его состояния;

2) особенности взаимодействия испытуемого и экспериментатора;

3) характер отношения испытуемого к инструкциям эксперимента;

4) особенности проведения каждой отдельной экспериментальной пробы (здесь важны как количественные показатели работы, так и качество выполняемой деятельности);

5) отношение к совершаемым ошибкам, возможность поиска путей их коррекции самим испытуемым;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

6) восприимчивость испытуемого к оказываемой помощи и др.

Правильно разобраться в этих вопросах возможно только в том случае, если оценки результатов по отдельным методикам сопоставлять с оценкой целостного контекста всех проб. Важно также не только выявить структуру нарушений психической деятельности больного, но и определить сохранные функции и компенсаторные возможности.

В. М. Астапов /1/ также выделяет ряд последовательных этапов, через которые проходит процесс анализа и интерпретации результатов исследования:

— обобщение всех экспериментальных данных, характеризующих состояние испытуемого во время эксперимента, так как от этого состояния во многом зависят процесс и результаты деятельности, что необходимо учитывать при оценке отдельного симптома;

— оценка мотивированности испытуемого в исследовании, наличие или отсутствие заинтересованности;

[1]

— анализ всей совокупности данных, получаемых по каждой из конкретных методик (понимание инструкции, отношение к заданию, способ выполнения, рассуждения по поводу принимаемых решений, ошибки и возможность их коррекции, проявления эмоционально-волевой сферы и т. п.);

Читайте так же:  Приступы эпилепсии после инсульта

— сопоставление результатов выполнения различных методик, в результате чего выявляются характерные особенности нарушения отдельных психических процессов и сторон личности (патопсихологические симптомы);

— сопоставление патопсихологических симптомов и формирование и обоснование выявляемого патопсихологического синдрома,под которым понимается совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности испытуемого, сформулированных в психологических понятиях.

Таким образом, в результате проведенного многоступенчатого анализа патопсихолог дает психологическую квалификацию нарушения, т. е. устанавливает психологический диагноз, который является большим подспорьем в уточнении психиатрического диагноза или при решении других значимых для клиники задач.

На основании проведенного анализа результатов исследования составляется заключение, которое в письменной форме отражает и обосновывает характеристику выявленного патопсихологического синдрома, т. е. квалифицирует нарушение психической деятельности больного.

Заключение по данным экспериментально-психологического исследования, по мнению Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и многих других патопсихологов, не может быть стандартным, так как само патопсихологическое исследование в целом не является стандартным. Заключение по сути представляет собой продукт творческого мышления психолога по поводу поставленной перед ним конкретной значимой для клиники задачи. Поэтому форма заключения не может быть единой, более того, в содержании и оформлении заключения обязательно проявляются индивидуальные особенности патопсихолога и объективные условия, в которых реализовывалась его деятельность (на объем заключения может повлиять, например, большая загруженность и дефицит времени).

Несмотря на то, что заключение не поддается унификации, могут быть даны рекомендации относительно схемы заключения, которое включает в себя несколько частей (введение, основную часть и заключительную, резюмирующую часть).

Вначале можно коротко описать характер запроса, по поводу которого проводится исследования (запрос врача, педагога, жалобы родителей), а также диагностически значимые анамнестические сведения (о возможных причинах нарушения, времени его возникновения и основных проявлениях). Также в вводной части можно описать жалобы больного по поводу состояния его памяти, внимания, умственной работоспособности. Это особенно важно, когда психическое состояние больного во время обследования отличается от описываемого врачом или родителями, педагогами или когда обнаруживается контраст между психологическим самочувствием больного и результатами исследования.

Основное содержание вводной части составляет описание (также очень краткое) поведения больного во время проведения исследования. Отмечается то, как больной работал — старательно или неохотно, проявлял ли заинтересованность в достижении правильных результатов, мог ли критически оценить свои успехи. Все эти данные, характеризующие отношение больного к факту обследования и к качеству своих действий и обозначаемые как микростатус («статус за столом», по выражению С. Я. Рубинштейн), имеют большое значение дляоценки, в первую очередь, личности испытуемого. У сохранной личности обязательно присутствует эмоциональная реакция на исследование в целом, а психическая болезнь искажает такую реакцию: у психопатов, например, она носит чрезвычайно утрированный характер, а у больных шизофренией или при глубокой депрессии отмечается безучастное отношение к факту исследования. При описании поведения больного также обязательно регистрируется наличие признаков установочного поведения, так как установочное поведение ставит под сомнение достоверность некоторых результатов (в первую очередь впечатление об интеллектуальной недостаточности), которые требуют дополнительной проверки и аргументации, а иногда и повторного проведения обследования.

Основная часть заключения должна содержать сведения о характере познавательной деятельности испытуемого, т. е. об обнаруженных при исследовании особенностях мышления, памяти, внимания, темпа его сенсомоторных реакций, наличия или отсутствия признаков повышенной истощаемости. Обязательно описываются особенности личностно-эмоциональной сферы, выявленные в исследовании. Иногда не меньшую роль играет констатация отсутствия у обследуемого тех или иных психических расстройств. Например, если при обследовании не обнаруживаются характерные для шизофрении нарушения мышления и личностно-аффективные изменения, то это значимо для проведения дифференциальной диагностики между неврозом и неврозоподобной шизофренией.

Надо отметить, что заключение ни в коем случае не должно быть простым перечнем выполненных заданий. Нельзя ограничиваться только оценкой выполнения или невыполнения тех или иных методик. На основе анализа экспериментальных данных необходимо выделить ведущие патопсихологические особенности, а конкретные данные из протоколов могут быть использованы в качестве иллюстраций, подтверждающих квалификацию нарушения.

В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при исследовании, характеризующие особенности нарушения психической деятельности и личности испытуемого, т. е. дается аргументированная квалификация патопсихологического синдрома.

Контрольные вопросы

1. Какой метод является основным в патопсихологическом исследовании?

2. Какие принципы проведения патопсихологического экспериментального исследования выделила Б. В. Зейгарник?

3. Какой из принципов патопсихологического исследования является основным?

4. Какие функции выполняет беседа с больным (клиническая беседа) в патопсихологическом исследовании?

5. Какую роль играет наблюдение в получении диагностически значимых данных?

6. Что понимают под анамнезом в клинике и психологии?

7. Охарактеризуйте принципы подбора патопсихологических методик.

8. Как влияет цель исследования на выбор конкретных патопсихологических методик?

9. Какие задачи решает патопсихолог на подготовительном этапе исследования?

10. В чем сущность метода анализа продуктов деятельности, применяемого в детской патопсихологии?

11. Является ли патопсихологическое экспериментальное исследование стандартизированным? Какова общая схема его проведения?

12. Опишите структуру протоколов, применяемых в патопсихологии.

13. Как влияет наличие установочного поведения на порядок предъявления экспериментальных методик?

14. Какие этапы проведения анализа эмпирических данных выделил В. М. Астапов?

Читайте так же:  Молитвы от депрессии тоски и уныния

15. Какую структуру имеет патопсихологическое заключение?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8293 —

| 7247 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

После кодирования и записи информации на определенных носителях неизбежно возникает необходимость использования элементарных методов статистического анализа,из которых основными являются следующие:

1) группировка данных в таблицы (простое табулирование);

Пример 1.Ответы на вопрос «Какое значение имеет для Вас месторасположения автосалона?»:

· Абсолютно не имеет

Ответы могут быть представлены в таком виде:

Таблица 6 – Простое табулирование

Ответ Абсолютное количество ответов Относительное количество ответов, %
Очень большое
Достаточно большое
Незначительное
Абсолютно не имеет
Всего

2) Перекрестное табулирование. Это более сложный анализ, который предполагает составление комбинированных таблиц, демонстрирующих зависимость одной переменной от другой.

Пример 2: Ответы на вопрос «Какое значение имеет для Вас месторасположения автосалона?» и «Ваш возраст»:

Таблица 7 – Перекрестное табулирование

Ответ Возраст
До 30 лет 30-50 лет более 50 лет Всего ответов
Очень большое
Достаточно большое
Незначительное
Абсолютно не имеет
Всего

3) выбор показателя, отражающего общую (центральную) тенденцию и его статистическое оценивание (определение наиболее точного приближенного значения параметра) по выборочным данным;

4) определение диапазона возможных значений переменных и выбор показателей рассеивания;

Для интервальных или пропорциональных переменных при измерении центральной тенденции обычно используется среднее арифметическое значение. Его рассчитывают как средневзвешенное значение с учетом количества наблюдений, имеющихся в каждом интервале.

Простой расчет среднего значения может быть обманчивым, поэтому он должен сопровождаться расчетом показателей вариации (рассеивания), которые описывают структуру распределения. Поэтому для интервальных и пропорциональных переменных используют следующие показатели рассеивания:

Используется в тех случаях, когда степень рассеивания более естественно описывать, сопоставляя ее со средним значением.

Коэффициент вариации — величина безразмерная. Выборочная характеристика коэффициента вариации рассчитывается по формуле:

Дисперсия.Часто для обозначения теоретической дисперсии используют греческую букву «сигма» и обозначают ее s 2 . выборочная дисперсияслучайной величины обычно обозначается s 2 и рассчитывается по формуле:

где n – количество наблюдений; xi – значение исследуемого признака в i-м наблюдении выборки; – среднее значение в выборке.

Среднее квадратическое отклонение (классический показатель рассеивания случайной величины получается извлечением квадратного корня из дис­персии). Формула расчета выборочного среднеквадратического отклонение имеет вид:

[3]

5) оценка представительности и объективности данных и т.д.

Такой простой статистический анализ может помочь сделать выводы об общей структуре данных и предварительные выводы о справедливости некоторых гипотез, выдвинутых на предшествующих этапах исследования.

При выполнении данного этапа работы студентам рекомендуется использовать компьютерные программы EXEL, STATISTICA, SPSS и др. Это позволит представить результаты анализа не только в виде таблиц, но и диаграм, которые должны быть представлены в курсовом проекте.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В заключение курсового проекта студентам следует представить основные результаты маркетингового исследования в виде выводов и рекомендаций по решению выдвинутой проблемы.

1. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Уч. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 320с.

2. Голубков Е. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика (2–е изд.). – М.: Финпресс, 2000. – 446 с.

3. Косенков С.І. Маркетинговi дослiдження. – К.: Скарби, 2004. – 464 с.

4. Маркетингові дослідження. Навч.-метод. посіб. /за ред. А. Войчака – Київ.: КНЕУ, 2001. – 106 с.

5. Парсяк В.Н. Маркетинговые исследования. – К.: Наук. думка, 1995. – 145с.

6. Полторак В.А. Маркетинговые исследования: методы и технологии. – Днепропетровск: Арт-Пресс, 1998. – 136 с.

7. Старостіна А.О. Маркетингові дослідження. Практичний аспект. – К.: Наукова думка, 1998. – 256 с.

8. Черчилль Г. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Структура курсового проекта. 4

2. Содержание курсового проекта 4

2.1. Определение предмета исследования 4

2.2. Постановка проблемы, требующей решения. 5

2.3. Формулировка гипотез и определение состава собираемой информации 6

2.4. Разработка плана исследования. 8

2.4.1 Определение состава наблюдаемых переменных. 8

2.4.2 Источники получения информации. 8

2.4.3 Выбор метода сбора информации. 10

2.4.4 Выбор метода записи и хранения. 10

2.4.5 Выбор метода анализа информации . 12

2.5. Организация сбора информации. 13

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2.6. Запись, проверка и первичная обработка информации. 13

Источники


  1. Юрчук, В. В. 500 способов обольстить, привязать и удержать богатого мужчину / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2012. — 352 c.

  2. Камаровская, Елена Как сделать из обычного мужа образцового отца / Елена Камаровская. — М.: Питер, 2018. — 176 c.

  3. Гамаюн, Элена Хватит быть хорошей девочкой, начни жить / Элена Гамаюн. — М.: АСТ, 2016. — 320 c.
    Анализ информации интерпретация
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here