Большакова алалия начальный этап

Полезный материал на тему: "Большакова алалия начальный этап" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

АЛАЛИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АВТОРСКИЙ ПОДХОД

Даты
проведения
Название семинара Цена Время проведения

В 1991 г. окончила МПГУ по специальности «Дефектология». Имеет нейропсихологическую специализацию. Работала в д/саду для детей с тяжелыми нарушениями речи, Центре патологии речи и Нейрореабилитации, ГКБ №61, Московском Институте Открытого Образования, центре «Логомед прогноз». Стажировалась в отделении Нейропсихологической Реабилитации Клиники Pitie-Salpetriere, Париж. Там же читала курс для сотрудников «Массаж при дизартрии». Сфера профессиональных интересов: алалия, аутистический спектр, сенсорная интеграция, методика нейропсихологического сопровождения. Является автором книг по логопедии.

1 день — «Начальный этап работы: от безречья к фразе».

1. Понятие алалии:
— современный взгляд на причины расстройства, вопрос о локализации поражения мозга;
— проблема постановки диагноза у безречевых детей в разном возрасте;
— механизм алалии (нарушение структуры и функционирования языковой системы);
— психопатологические нарушения и расстройства эмоционально — волевой сферы

2. Направления коррекционной работы. Концентрическая система как основа процесса.

3. Структура начального этапа:
— советы специалиста родителям по организации общения в семье;
— рекомендации родителям для эффективных домашних занятий;
— уравновешивание процессов возбуждения – торможения, упорядочение моторной активности;
— формирование контактности, доминанты общения со взрослым;
— приобретение навыка диалога (очередности);
— обучение выполнению инструкций как базы учебной деятельности;
— приучение к работе (игре) по правилам;
— организация слухоречевого внимания и памяти;
— формирование моторных навыков (корпоральная координация, реципрокное взаимодействие, ритмическая деятельность);
— закладка эмоционально-волевых качеств (настойчивости, усидчивости);
— работа над артикуляционной моторикой, дыханием, голосом;
— стимуляция элементарной произвольной подражательной деятельности;
— использование авторского метода мануального сопровождения;
— самостоятельное называние первых слов;
— образование простой фразы;
— введение внешних опор: схема предложения, буква, слоговая структура слова.

2 день — «Основной этап работы, первый концентр: предложение и связная речь».

1. Работа с родителями:
— формирование эффективного родительского поведения;
— организация преемственности домашних занятий;
— решение поведенческих проблем ребенка.

2. Обогащение структуры предложения. Введение схемы.

3. Грамматическое оформление высказывания:
— изменение глагола: по лицам, числам, отрицательная форма, повелительное наклонение;
— личные местоимения;
— согласование прилагательного с существительным, глагола с существительным в числе;
— первые падежные формы;
— освоение предложно-падежных конструкций;
— работа с наречиями.

4. Стимуляция «языкового чутья».

5. Слоговая структура слова.

7. Начало обучения чтению.

8. Заучивание стихов.

9. Связная речь: виды рассказов. Схема текста.

10. Фонематический слух. Звуковой анализ

Целевая аудитория: логопеды, дефектологи, студенты дефектологических факультетов.

Место проведения: ул. Кольская, дом 2, корпус 4, 3 этаж

Время проведения: смотрите в календаре

Стоимость: 4 000 руб., для юридических лиц +50% — 6 000 руб.

По окончании выдается сертификат о повышении квалификации — 16 часов

Справки и запись по телефону: (925) 585-49-35 (Viber, WhatsApp), (495) 150-75-52

В режиме он-лайн семинар не транслируется.

Купить Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня, Светлана Евгеньевна Большакова

Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня

Если Вы не читали «Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня», Вы можете приобрести её в следующих магазинах:

Купить «Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня», Светлана Евгеньевна Большакова в магазинах:

Вы можете приобрести книгу Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня дешевле, чем в обычных магазинах, для этого выберите наиболее подходящий для Вас интернет-магазин и перейдите по ссылке «Купить». Вы сможете использовать различные варианты оплаты товара, наиболее удобные для Вас.

Информацию о способах оплаты и доставки Вы сможете узнать на странце каждого магазина, после того, как перейдете по ссылке Купить книгу Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня.

Карта сайта

Страница не найдена, чтобы продолжить работу на сайте перейдите на:

Уважаемые родители!
Наши логопеды будут работать с Вашими детьми в нашем Учебном центре по адресу: ул. Кольская, д. 2, корп. 4, 3 этаж (БЦ РТС). тел. +7 (495) 150-43-47. С 10 июня по 19 августа наш Детский центр на Снежной улице закрывается на каникулы.
21 августа Детский центр вернется к нормальной работе.

Дорогие покупатели!
С 2 апреля по 31 мая действует специальная, весенняя, скидка 5% на книги и дидактический материал авторов: Бардышевой Т.Ю. и Моносовой Е.Н.
Началась активная пора подготовки к следующему учебному году. Именно поэтому мы решили дать возможность сэкономить самым ответственным родителям, представителям родительских комитетов и педагогам! При покупке книг и пособий авторов Бардышевой Т.Ю. и Моносовой Е.Н. от 5 штук – Вы получаете скидку 5%.
Ваша скидка будет учтена менеджером при подтверждении заказа по телефону.

Дорогие дамы!
Поздравляем Вас с праздником 8 марта!

Внимание! Наш речевой центр и магазин 8 марта не работают.

С 8 по 10 марта доставка интернет-магазина осуществляться не будет.

Карта сайта

Страница не найдена, чтобы продолжить работу на сайте перейдите на:

Уважаемые родители!
Наши логопеды будут работать с Вашими детьми в нашем Учебном центре по адресу: ул. Кольская, д. 2, корп. 4, 3 этаж (БЦ РТС). тел. +7 (495) 150-43-47. С 10 июня по 19 августа наш Детский центр на Снежной улице закрывается на каникулы.
21 августа Детский центр вернется к нормальной работе.

Дорогие покупатели!
С 2 апреля по 31 мая действует специальная, весенняя, скидка 5% на книги и дидактический материал авторов: Бардышевой Т.Ю. и Моносовой Е.Н.
Началась активная пора подготовки к следующему учебному году. Именно поэтому мы решили дать возможность сэкономить самым ответственным родителям, представителям родительских комитетов и педагогам! При покупке книг и пособий авторов Бардышевой Т.Ю. и Моносовой Е.Н. от 5 штук – Вы получаете скидку 5%.
Ваша скидка будет учтена менеджером при подтверждении заказа по телефону.

Дорогие дамы!
Поздравляем Вас с праздником 8 марта!

Внимание! Наш речевой центр и магазин 8 марта не работают.

С 8 по 10 марта доставка интернет-магазина осуществляться не будет.

Карта сайта

Страница не найдена, чтобы продолжить работу на сайте перейдите на:

Уважаемые родители!
Наши логопеды будут работать с Вашими детьми в нашем Учебном центре по адресу: ул. Кольская, д. 2, корп. 4, 3 этаж (БЦ РТС). тел. +7 (495) 150-43-47. С 10 июня по 19 августа наш Детский центр на Снежной улице закрывается на каникулы.
21 августа Детский центр вернется к нормальной работе.

Читайте так же:  Психические расстройства после

Дорогие покупатели!
С 2 апреля по 31 мая действует специальная, весенняя, скидка 5% на книги и дидактический материал авторов: Бардышевой Т.Ю. и Моносовой Е.Н.
Началась активная пора подготовки к следующему учебному году. Именно поэтому мы решили дать возможность сэкономить самым ответственным родителям, представителям родительских комитетов и педагогам! При покупке книг и пособий авторов Бардышевой Т.Ю. и Моносовой Е.Н. от 5 штук – Вы получаете скидку 5%.
Ваша скидка будет учтена менеджером при подтверждении заказа по телефону.

Дорогие дамы!
Поздравляем Вас с праздником 8 марта!

Внимание! Наш речевой центр и магазин 8 марта не работают.

С 8 по 10 марта доставка интернет-магазина осуществляться не будет.

Алалия – начальный этап работы: от безречья к фразе

Даты
проведения
Название семинара Цена Время проведения

В 1991 г. окончила МПГУ по специальности «Дефектология». Имеет нейропсихологическую специализацию. Работала в д/саду для детей с тяжелыми нарушениями речи, Центре патологии речи и Нейрореабилитации, ГКБ №61, Московском Институте Открытого Образования, центре «Логомед прогноз». Стажировалась в отделении Нейропсихологической Реабилитации Клиники Pitie-Salpetriere, Париж. Там же читала курс для сотрудников «Массаж при дизартрии». Сфера профессиональных интересов: алалия, аутистический спектр, сенсорная интеграция, методика нейропсихологического сопровождения. Является автором книг по логопедии.

1. Понятие алалии:

— современный взгляд на причины расстройства, вопрос о локализации поражения мозга;

— проблема постановки диагноза у безречевых детей в разном возрасте;

— механизм алалии (нарушение структуры и функционирования языковой системы);

— психопатологические нарушения и расстройства эмоционально-волевой сферы;


2. Направления коррекционной работы. Концентрическая система как основа процесса.

3. Структура начального этапа:

— советы специалиста родителям по организации общения в семье;

— рекомендации родителям для эффективных домашних занятий;

— уравновешивание процессов возбуждения-торможения, упорядочение моторной активности;

— формирование контактности, доминанты общения со взрослым;

— приобретение навыка диалога (очередности);

— обучение выполнению инструкций как базы учебной деятельности;

— приучение к работе (игре) по правилам;

— организация слухоречевого внимания и памяти;

— формирование моторных навыков (корпоральная координация, реципрокное взаимодействие, ритмическая деятельность);

— закладка эмоционально-волевых качеств (настойчивости, усидчивости);

— работа над артикуляционной моторикой, дыханием, голосом;

— стимуляция элементарной произвольной подражательной деятельности;

— использование авторского метода мануального сопровождения;

— самостоятельное называние первых слов;

— образование простой фразы;

— введение внешних опор: схема предложения, буква, слоговая структура слова.

Целевая аудитория: логопеды, дефектологи, студенты дефектологических факультетов.

Место проведения: ул. Кольская, д.2, корп.4, 3 этаж, офисы 301-303

Время проведения смотрите в календаре ниже

Стоимость: 2000 руб., для юридических лиц +50% — 3000 руб.

По окончании выдается сертификат о повышении квалификации — 8 часов

Справки и запись по телефону: (925) 585-49-35 (Viber, WhatsApp), (495) 150-75-52

Книга по алалии — как захватывающий роман…

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ (15)
  • СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ (23)
  • ПЕДАГОГАМ (5)
  • Книга по алалии — как захватывающий роман…

    Книга по алалии — как захватывающий роман…

    Самая типичная ситуация для логопеда на консультации — трехлетний неговорящий ребенок на приеме с растерянной мамой, которую все убеждали не паниковать, «разговорится», «у нашей соседки до пяти молчал, потом как прорвало».Гораздо грустнее, если приходят позже…

    «Неговоряшки», «детишки-молчуны» -так ласково называют между собой логопеды на форумах этих детей. За ласковым именем скрывается сложное речевое заключение — АЛАЛИЯ.

    И мы эмоционально не воскликнем на приеме маме с таким ребенком: «Где же вы были раньше? Зачем слушали соседей и подруг? Почему не обратились к профессионалам?

    Ведь мы-то знаем, что диагностика и занятия на ранних этапах , пока не ушел «поезд сензитивного периода», очень эффективны! Мы знаем, что чем позже начинаем работу с таким малышом — молчуном, тем дольше период коррекции! Что приходится таким деткам учить родной русский язык как иностранный с отработкой каждой грамматической категории подолгу и помногу, нарабатывая «километры речи», как метко выразилась Светлана Евгеньевна Большакова в своей книге и лекции по алалии. Мы все это не скажем. Мы просто начнем работать, выводя таких малышей из безречья и приводя их к радости речи!

    Так вот речь в этой статье не о непростых буднях логопеда с неутешительными заключениями, а о потрясающих трех лекциях по алалии, которые нам посчастливилось прослушать и о только что вышедшей книге удивительного творческого логопеда Светланы Евгеньевны Большаковой.

    Мы владеем методиками работы с детьми-алаликами. Но лекция Светланы Евгеньевны произвела небольшую революцию в нашем сознании, и мы горячо рекомендуем ее специалистам. А книгу « Алалия. Работа на начальном этапе. Междисциплинарный авторский подход» и родителям, как кладезь идей для игр с «малышом — молчуном». Книга читается удивительно легко, как захватывающий роман со счастливым концом, ведь алалия — это «оптимистичный» диагноз. И при своевременных правильных занятиях со специалистом ребенок обязательно «выйдет» на правильную речь.

    И подход действительно междисциплинарный, который заставил нас вновь открыть лекции по неврологии, нейрофизиологии и освежить азы нейропсихологии.

    Книга и лекция насыщены таким интересным ярким практическим материалом для занятий, что просто не терпелось уже начинать заниматься. И вы знаете, игры детей завораживают, а четкость, ритмичность построения занятий, о которых говорит Светлана Евгеньевна, увлекают настолько, что им не хочется покидать кабинет. И по словам родителей, они с радостью повторяют эти игры дома!

    А еще многие игры просто идут на ура при работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы. И даже при простой работе над нарушением произношения звуков мы активно применяем некоторые двигательные упражнения в качестве физминутки или для веселой автоматизации звуков. Т.е. спектр применения широк.

    И здесь мы хотим поделиться самыми любимыми играми наших детей.

    Абсолютный хит и долгожданное поощрение за проделанное непростое задание на занятие — игра на ленте. Да, да — на атласной ленте. Светлана Евгеньевна открыла просто кладезь идей для занятий с помощью простой яркой атласной ленты.

    И за этим непростым для некоторых деток заданием скрывается решение многих коррекционных задач, а именно координации движений, развития самоконтроля, произвольного внимания (что так важно для будущих школьников).

    Правила, казалось бы, очень просты, но от этого не менее захватывающие:

    -пройти по ленте, как аист, поочереди поднимая колени ног

    -пройти перекрестным шагом

    -пройти как гномик, стопа к стопе

    -пройти по заданной программе (прыжок через ленту, хлопок руками над головой, перевернуться и опять все повторить)

    и еще много интересных идей.

    Читайте так же:  Консультация для родителей кризис 3 лет

    Еще одна любимая игра-забава на координацию процессов возбуждения — торможения, развитие самоконтроля, слухового внимания и памяти (вот сколько задач она решает в веселой форме) — «Хлопки»:

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если я хлопну один раз — превратись в длинного жирафа (вытянуться на носочках, руки вверх);

    1 хлопок — вытянуться как жираф и стать длинным -длинным!

    2 хлопка — превратись в пылесос (передвигаться на руках и ногах);

    3 хлопка — бежать вокруг кресла;

    4 хлопка — быстро спрятаться от волка в домик, построенный из подушек:

    Прятаться от волка в домике — самая захватывающая часть игры!

    Игра оказалась интересной, но непростой даже для детей с казалось бы легкими речевыми нарушениями. Нелегко удержать в памяти все превращения после хлопка, и еще сложнее дослушать хлопки до конца и не начать превращение раньше времени!

    Замечательная книга, интереснейшие лекции Светланы Евгеньевны Большаковой, которые обогатили наш практический опыт!

    И хочется закончить статью цитатой из книги Светланы Евгеньевны: «Вспоминаются слова Алексиса Груса: Работа должна быть такой, чтобы о работе забыли». И нам повезло, что наша работа именно такова — творческая, увлекающая, полная идей и радости общения с детьми и учебы у таких замечательных специалистов, как Светлана Евгеньевна!

    Большакова алалия начальный этап

    Наиболее полное, подробное и современное исследование проблемы моторной алалии было проведено к.п.н. доцентом факультета дефектологии РГПУ им. Герцена Ковшиковым Валерием Анатольевичем («Экспрессивная алалия и методы ее преодоления» СПб., 2006г)

    Моторная (Экспрессивная) алалия.

    Моторная (экспрессивная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. ( Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.)

    Экспрессивная алалия — это языковое расстройство, которое характеризуется нарушением усвоения в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования, что в процессе порождения речи проявляется в невозможности или в разладе производства грамматических, лексических и фонематических операций при полной или относительной сохранности смысловых и моторных (артикуляторных) операций. ( Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. — СПб.: КАРО, 2006.)

    Наиболее частое обращение родителей ребёнка с Моторной (Экспрессивной) алалией к логопеду: Ребёнок всё понимает, но ничего не говорит (мало говорит)

    Трауготт в 1940г в СССР на основании исследований выявила 1% всех видов алаликов из всех детей.

    В настоящее время в США выделяют детей только с Моторной алалией 8-10% из всех детей;

    В настоящее время в России отмечают рост количества детей с Моторной алалией, но точная статистика пока отсутствует.

    Моторная алалия лечится (корректируется) логопедом дефектологом.

    В раннем детском возрасте (2-3 года) моторная алалия выглядит как ребёнок всё понимает, но не говорит. Очень часто это успокаивает родителей. Со временем появляются дополнительные симптомы моторной алалии приводящие к негативным последствиям.

    Причины мешающие излечению Моторной алалии :

    Негативное влияние общества на родителей детей с Моторной алалией.

    Родители детей с Моторной Алалией испытывают постоянное давление общества, которое мешает им заняться решением проблемы. Это давление могут оказывать близкие родственники, друзья, знакомые различные социальные группы в обществе и в интернете. Что же слышат такие родители?

    1. «Не беспокойтесь, само все пройдет. У моего соседа ребенок молчал до четырех лет, а потом заговорил сразу целыми фразами» — очень распространенная история на различных форумах. У меня вызывает сомнение правдивость этой истории. Во-первых, откуда эти люди знают, говорил или молчал ребенок дома. Во-вторых, многие дети на улицах не разговаривают с чужими людьми. В-третьих, возможно, там хорошо поработал логопед, и все увидели уже конечный результат; поскольку часто родители не афишируют свои занятия с логопедом. В-четвертых, это могла быть не моторная алалия, а какое-либо другое речевое или неречевое (психологическое) нарушение, но в любом случае само оно не прошло. В-пятых, понятие «не говорил» у каждого свое – кто-то считает, что пока ребенок не выговорит «бронетранспортер», он не говорит.

    Вред этой истории огромен, так как такие советчики останавливают родителей, и родители упускают драгоценное время, необходимое для успешного лечения моторной алалии.

    Причем многие врачи жалуются на ту же тенденцию среди населения по поводу «само пройдет».

    2. «Примите ребенка таким, какой он есть».Наиболее популярный ответ в интернете по запросу «ребенок не говорит в 2, 3, 4 года» — «само все пройдет», а по тому же запросу « … в 5-6 лет» — «примите его таким какой он есть». Куда же делась у «советчиков» логопедическая работа? Причем, обратила внимание, что часто это говорят одни и те же люди. Если я чего-то не знаю – я об этом не говорю, а они могут.

    3. Многие «грузят» родителей чувством вины (в результате которого у детей формируется Речевой негативизм) —

    · Ищут виноватых: мама, папа или дедушка, который поздно заговорил. Настоящие причины возникновения алалии смотри здесь.

    · Говорят, что родители мало занимались с ребенком. А при моторной алалии самостоятельная работа родителей без логопеда практически не приносит результата.

    · Объясняют родителям, что «логопеды тянут деньги», ибо «Вон у соседа ребенка за 3 месяца рычать научили, а вы за полгода еще не закончили».

    · Обвиняют ребенка в том, что он просто ленивый или упрямый– «он же все понимает, но не хочет говорить», а родители его не воспитывают.

    Многие мамы детей с моторной алалией, в целях сохранения психики в таких условиях общественного прессинга, объединяются в различные форумы по алалии для эмоциональной поддержки друг друга. Эмоциональная поддержка там действительно есть. Но при отсутствии специалистов на таких форумах зачастую, наравне с полезными способами разговорить ребенка, присутствует много совершенно ненужных и даже вредных, например, обмен таблетками без рецепта невропатолога. Представьте, что будет с возбудимым ребенком, если ему дать вместо успокаивающих препаратов возбуждающие? Так можно и в реанимацию попасть. Полезные способы ускорить коррекционную логопедическую работу.

    У этих форумов есть еще один минус – наравне с людьми, которые всерьез ищут средства лечения ребенка с моторной алалией, там встречаются и ленивые мамы, которые не хотят ребенком заниматься, и им нужно всего лишь оправдание своей лени. Они же очень часто убеждают остальных, что алалия не лечится, значит нужно принять детей такими, какие они есть. А так как есть «положительная динамика» развития, это многих успокаивает. Все забывают, что ребенок с моторной алалией – живой, и как любое другое живое существо он будет развиваться, даже если ничего не делать.Только без логопедической работы речь в норму не придет.

    Читайте так же:  Типы людей флегматик холерик

    Так как большинство родителей не выдерживают пресс общественного мнения при длительной коррекционной работе с детьми с алалией, в советское время была создана система детских садов (школ) для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В этих детских садах наряду с коррекционной логопедической работой детям обеспечивали правильную языковую среду и ограждали детей от влияния общества, где родители видели своего ребенка только на выходных.

    Вывод: дорогие родители, помните, что это только ваш ребенок, и не позволяйте окружающим мешать лечению вашего ребенка, ведь моторную алалию можно излечить, и чем раньше это начать, тем больше шансов на положительный результат.

    Родители занимаются не коррекционной логопедической работой, а поисками других способов решения проблемы.

    Если задать поисковый запрос по поводу лечения МА, то мы увидим много сайтов, которые говорят о медицинской помощи моторным алаликам, где логопедическая работа упоминается как второстепенная. Хотя на самом деле все наоборот. Это происходит потому, что большинство сайтов по запросу «моторная алалия», находящиеся на первых строчках поисковиков – медицинские. На них предлагаются услуги десятков тысяч врачей, поэтому они находятся наверху поиска. Но о коррекционной логопедической работе большинство из этих сайтов не имеет даже представления. И у людей создается обманчивое впечатление, что логопедическая работа занимает 1-5% сил, времени, денег во всей коррекции алалии, и ровно настолько же она неважна. Хотя те же врачи прекрасно знают, что в коррекции речевых нарушений, таких как алалия, ведущий специалист – логопед.

    Еще одна причина, почему многие ищут медицинские способы решения проблемы, связана с тем, что Моторная алалия является следствием органического поражения коры головного мозга. А значит многие думают что лечить ее должен врач, а не какая-то тетя с картинками.

    Да, моторная алалия – это следствие органического поражения КГМ. Так же как и афазия, дизартрия, и многие другие нарушения речи, лечением которых занимаются логопеды-дефектологи, обучающиеся несколько лет в университетах. Почему логопеды, лечащие все остальные речевые нарушения органического происхождения, не должны лечить моторную алалию?

    Все привыкли, что самое «страшное» это когда ребенок не выговаривает звук Р. На самом деле поставить звук Р, и все другие звуки могут логопеды без высшего образования после 6-месячных курсов или студенты на 1ом курсе после первой сессии. Все остальные годы обучения в ВУЗе логопеды-дефектологи учатся работать с тяжелыми нарушениями речи, куда входит моторная алалия.

    Раньше в советское время логопедия входила в состав «лечебной педагогики», а по-английски логопеды и сейчас так и называются «речевыми терапевтами».

    Многие видели дословный перевод алалии как «отсутствие речи» и посчитали, что это является определением алалии. На самом деле отсутствие речи на раннем этапе является лишь одним из симптомов этого речевого нарушения. И многие родители думают, что как только ребенка «разговорили», моторная алалия прошла. Это не так – просто ребенок перешел на следующий уровень Общего недоразвития речи – с ОНР-1 на ОНР-2. А так как самостоятельно, без помощи логопеда, речь ребенка в полную норму не приходит, обучаться в обычной школе он не сможет. Поэтому родителям необходимо запастись терпением не на один год коррекции, чтобы дать ребенку полноценную жизнь в дальнейшем. Посмотреть, сколько времени занимает коррекция моторной алалии у меня, и чем мы занимаемся, можно в Плане коррекционной работы.

    Трудности в диагностики Моторной алалии.

    Чаще всего диагноз моторная алалия ставят детям не раньше 5-7 лет, хотя раньше ее диагностировали с 2х-2,5 лет, поскольку именно с этого возраста набирали группы в детские сады с ТНР, а во Франции и Швейцарии и сейчас начинают работу с моторными алаликами в раннем возрасте. Все понимают, алалия это органическое поражение участков головного мозга полученное во время беременности, родов или в самом раннем возрасте. Но при этом ставят диагноз в столь позднем возрасте, так как будто ребёнок прекрасно развивался до 5-7 лет, а потом внезапно перестал говорить, стал агрессивен и поглупел. Или ещё хуже — уже в 2 года был, без речи, агрессивным и со сниженным интеллектом. Таких детей очень мало и они попадают под наблюдение других специалистов сразу же. Но потом в 5-7 лет из ниоткуда появляется много моторных алаликов. Часто проблема ещё и в том, что её просто не умеют увидеть раньше. Для помощи логопедам в диагностике Моторной алалии я собрала много информации.

    Неправильный выбор логопеда для коррекции моторной алалии.

    Ко мне часто обращаются родители неговорящих детей с моторной алалией в возрасте 5-6ти лет. И на вопрос «Где же вы раньше были?» отвечают, что ходили-занимались, результата не было, «вы у нас 5ый (8-ой) логопед». Или -«За нас никто не берется».

    Почему же многие логопеды, несмотря на то, что они должны уметь исправлять моторную алалию, не добились результатов?

    1. В отличие от постановки звуков, для коррекции моторной алалии необходимо использовать больше половины всех знаний, полученных в институте, а учатся в университетах все по-разному.

    2. Моторная алалия – не самый приятный диагноз. И некоторые логопеды стараются понравиться родителям, не говоря им неприятные вещи. И не заставляют родителей изменить свою жизнь на ближайшие годы или не умеют им объяснить, как это сделать. Результатов это, естественно, не дает.

    3. Часть логопедов отказывается от работы с моторными алаликами, потому что неоднократно слышали фразу «вы тянете деньги» — а процесс коррекции алалии длительный. Поэтому им на самом деле проще «починить» 10-20 дислаликов за то же время и те же деньги, получить много благодарностей, вместо одного недовольного длительностью процесса алалика.

    4. Некоторые логопеды не умеют «разговорить» маленького ребенка с моторной алалией, поэтому говорят «приходите после 5ти лет».

    [2]

    5. Ну и самая главная проблема при выборе логопеда, о которой родители не знают, — это концепция моторной алалии, по которой логопед работает. Существуют моторная, психологическая и языковая (психолингвистическая) концепции. Две первых концепции устарели еще в прошлом веке (сами основатели этих концепций пришли к выводам о нерезультативности работы по ним), но логопедов и психологов, работающих по ним, очень много. Я работаю по языковой концепции, поэтому мои выпускники, так же как и у других логопедов использующих эту концепцию, могут не только поступить в обычную школу, но и окончить ее. О том, как я работаю с моторной алалией, выможете прочитать здесь.

    Читайте так же:  Формы психических расстройств

    Для того, чтобы логопедам освоить языковую концепцию, у меня есть подборка рекомендуемой литературы. Так как в интернете большинство литературы по моторной концепции и устарело.

    Большакова алалия начальный этап

    «

    Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

    «Алалия – одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком как знаковой системой и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу. Свойственный им сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений» (Ковшиков В.А. «Экспрессивная алалия и методы ее преодоления»).

    Алалия – это тяжелое нарушение речи центрального происхождения, выражающееся в глубокой несформированности речевой функции при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. нарушаются все ее компоненты, что проявляется в полном отсутствии речи, в непонимании обращенной к ребенку речи, общение с помощью лепетных слов, а при появлении зачатков речи в более поздние периоды проявляется в бедности словарного запаса, наличии аграмматизмов, нарушении слоговой структуры слов, нарушении звукопроизношения.

    Алалия – это одно из самых тяжелых нарушений речи, при котором без специализированной логопедической помощи дети начинают намного позже говорить,чем при других нарушениях речи, или совсем не начинают говорить (поэтому алалия и получила свое название: «а» – приставка, обозначающая отсутствие чего-либо, и « lalio »–«говорю», «речь»).

    В современной логопеди и Алалию подразделяют на 2 основных формы – Экспрессивная (моторная) алалия и Импрессивная (сенсорная) алалия. Существует так же их сочетание — сенсомоторная алалия.

    Экспрессивная (моторная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

    Импрессивная (сенсорная) алалия – это речевое нарушение центрального генеза, проявляющееся в неспособности ребенка понимать обращенную речь вследствие недостаточности работы речеслухового анализатора.

    Все 3 вида алалии корректируются (часто до речевой нормы). В последнее время получили бурное развитие гуманитарные (изучающие человека) науки – нейрофизиология, нейрохимия, нейропсихология, психолингвистика. Именно психолингвистический подход, на основе которого создаются коррекционные методики, позволяет решать проблемы алалии.

    Отличия между сенсорной и моторной алалией.

    Многие родители задают логопедам вопрос:«Какая из алалий хуже – сенсорная или моторная?». Без лечения прогноз для развития личности ребенка при СА хуже, чем при МА. В коррекционной работе отличия таковы : при Сенсорной алалии первые этапы логопедической работы по переходу с ОНР 1 на ОНР 2 занимают в 2-3 раза больше времени. Но при этом у детей с Моторной алалией последующая коррекционная работа занимает в 2-3 раза больше времени. Подробнее об отличиях моторной и сенсорной алалии

    СМА – самая тяжелая форма алалии, при которой нарушены обе стороны устной речи: понимание и говорение, присутствуют все симптомы и сенсорной и моторной алалии. Именно детей с СМА чаще всего путают с аутистами. Лечение сенсомоторной алалии начинать следует с сенсорного компонента, потому что онтогенетически у ребенка первоначально развивается понимание человеческой речи, только после этого становится возможным «воспроизведение». Потом, уже развив понимание (у меня это занимает до полугода работы), приступаю к параллельной работе с сенсорным и моторным компонентом. Длительность коррекции СМА складывается из длительности лечения сенсорной и моторной алалий и занимает в 2 раза больше времени.

    По моим наблюдениям в процессе логопедических занятий:

    · у неговорящих детей 2-2,5 лет с сенсорной алалией моторные (экспрессивные) нарушения отсутствуют (из двух десятков занимавшихся у меня детей с СА симптомов моторной алалии не было). Поэтому если ребенку в этом возрасте поставили диагноз СМА, в процессе коррекционной работы диагноз может быть уточнен до простой сенсорной алалии.

    · Неговорящие дети 5-6 лет все имели диагноз Сенсомоторная алалия, т.е. присутствовали проявления и той и другой алалии. Чистой сенсорной алалии в этом возрасте я не встречала. Конечно, 3 десятка сенсомоторных алаликов этого возраста – это мало по сравнению с исследованиями в университетах, чтобы утверждать, что нет первичной СМА.

    · Занимаясь коррекцией алалии у детей от 2,5 до 5 лет, я обратила внимание, что чем позже начали заниматься, тем больше моторных проблем выявляется, и тем дольше идет логопедическая работа. По результатам наблюдений можно сделать предположение, что многие дети с СМА имеют нарушение экспрессивной (моторной) речи вторично, т.е. раннее начало логопедической работы сократит ее сроки ещё и по этой причине.

    Причины возникновения Алалии.

    На возникновение алалии оказывают влияние различные экзогенные и эндогенные отрицательные факторы, воздействующие на формирующийся мозг ребенка во внутриутробный период, во время родов и в период до года. Максимально полные исследования причин алалии были проведены российским логопатологом В.А. Ковшиковым на материале 300 историй болезней детей с алалией. По его данным:

    1. Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет – 66,9%

    2. Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей – 72%

    3. Патология во время беременности у 92% матерей:
    — сильный токсикоз у 30%;
    — соматические заболевания (грипп и ОРЗ) перенесли 36,3% матерей;
    — угрожающий выкидыш 12,6%;
    — психотравмы 11,3%;
    — неправильное положение плода 8%;
    — кровотечения 5,6%;
    — попытки прерывания беременности 3%;
    — резус-несовместимость 2,6%.

    4. Во время родов:
    — роды раньше или позже срока 36,6%
    — патологические роды (стремительные, затяжные, сухие) 67,3%;
    — осложнения родов 44,6% (стимуляция, наложение щипцов);
    — травмы головы 24%;
    — родились в асфиксии 66%;
    — одновременно и травма, и асфиксия 22%, т.е. в общей сложности 88% детей родились в асфиксии, и как следствие асфиксии: двустороннее поражение мозга, т.е. левой и правой гемисферы, а далее нарушение языковой системы.

    Читайте так же:  Самомнение сверх меры

    5. В первые годы жизни (до 1 года)
    — 94% детей до года имели частые и разнообразные заболевания

    (ОРЗ — 31%, пневмония — 23%, детские инфекции — 15,3%, желудочные заболевания — 12,6%, грипп — 9%).

    — небольшой процент детей имели мозговые заболевания (4,7%) и ушибы головы (5,3%).

    6. Наследственность отмечалась в 6% случаев.

    Следует отметить, что алалию, скорее всего, вызывает не один какой-либо фактор, а их совокупность (3 и более вредоносных фактора), что влияет на формирование нервной системы ребенка в целом и на речевую функцию в частности.

    Алалия без коррекционной логопедической работы прогрессирует:

    После появления речи (слов и фраз) –речь развивается медленнее, без коррекционной работы отставание от сверстников увеличивается с каждым годом.

    Речь при алалии обладает искаженным патологическим сценарием развития. Ошибки в речи самостоятельно не исправляются, не изживаются, а множатся.

    Если в 2-3 года ребенок с алалией имеет первично сохранный интеллект (они умненькие, забавные, сообразительные), то к 4-5 годам, из-за отставания в речевом развитии, становится заметно отставание в интеллектуальном развитии (У детей с сенсорной алалией это заметно раньше). А к первому классу школы психиатры им обоснованно пишут «вторичное снижение интеллекта» и могут рекомендовать специализированное учебное заведение вместо обычной школы.

    До 2 лет большинство детей с алалией не имеют психологических проблем, позже психиатры им ставят Задержку Психического Развития, которая прогрессирует и приводит к отклонениям в психике (замкнутость или, наоборот, агрессия). Большинство родителей, начавших у меня заниматься после 5 лет, бросают логопедические занятия по причине того, что уже не могут справиться с ребёнком.

    [3]

    Лечение (логопедическая коррекция) алалии.

    Использование современных психолингвистических методик при коррекции данных нарушений — залог успеха коррекционной работы. (При работе с моторной алалией они входят в «Языковую концепцию»). Именно Психолингвистический подход преподают сейчас в университетах будущим логопедам вместо устаревшего звукового подхода, который эффективен при коррекции анартрии.

    [1]

    Логопедическая работа требует ежедневной многочасовой работы. Поэтому логопед в одиночку без помощи родителей или специального детского сада для детей с ТНР часто не может справиться, и это является причиной отказа логопедов от индивидуальных занятий с детьми с алалией. Наиболее частое обращение ко мне по коррекции алалии – «Вы у нас 4…. 8 логопед, все остальные от нас отказались».

    В лечении алалии важно создание правильной языковой среды – для каждого вида алалии своя специфика.

    Создание правильной информационной среды: моторным алаликам требуется много новой информации, впечатлений и эмоций; детям с сенсорной алалией искусственно создают«информационный голод» на первых этапах работы.

    При коррекции алалии важно соблюдать Речевой режим – во избежание появления речевого негативизма у ребенка.

    Использование различных развивающих игр, повседневныхдел, медицинских препаратов, ускоряющих развитие речи – для каждого нарушения, в зависимости от уровня развития речи, свои приёмы.

    А так же много информации из учебников по алалии и собственного опыта работы собрано в этом разделе (ссылки на нужные страницы этого сайта — внизу этой страницы).

    Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп .

    Работа с сопутствующими алалии диагнозами.

    Часто детям с алалией 2-4 лет психиатры (психоневрологи) ставят Задержку Психического Развития (ЗПР) или Задержку Психо-Речевого Развития (ЗПРР), что верно, так как при отсутствии вербальной речи нельзя сказать о полноценно развитой личности. Данные нарушения являются вторичными (являются следствием алалии). И при раннем начале логопедической работы данные диагнозы снимаются (после доведения речи до нормы) без участия других специалистов. Логопед убирает причину и вторичное нарушение пропадает. Включается регулятивная функция речи — у ребенка появляется самоконтроль. Родители это замечают после окончания логопедических занятий как — ребенок стал лучше себя вести.

    У детей с алалией (неговорящие — ОНР 1) в 5-7 лет (у сенсориков раньше) тот же диагноз ЗПР, одним логопедом «починившем» речь не снимается и требует дополнительной работы психологов. по коррекции поведения при ЗПР. В этом же возрасте начинают проявляться признаки вторичного снижения интеллекта ЗПР, о чем психиатры тоже могут известить родителей и направить в спец. учреждение 8 типа. Хотя хороший психолог (дефектолог, олигофренопедагог), совместно с логопедом дефектологом, ещё могут справиться с алалией и ЗПР.

    Билингвизм может являться причиной задержки речевого развития у детей. Чаще всего ЗРР такого типа преодолевается ребенком самостоятельно за полгода. Т.е. к 2 – 2,5 годам двуязычные дети должны уметь говорить. (Если ребенок не заговорил к этому возрасту – можно предположить речевую патологию, и билингвизм здесь ни при чем). При коррекции речи у билингвов с алалией длительность логопедической работы также увеличивается на полгода.

    На основании моей практики с несколькими десятками билингвов я обратила внимание на несколько моментов:

    · у ребенка с алалией речь отсутствует на всех языках, для ЗРР (с которой часто путают алалию в 2, 3 года) такое не характерно;

    · при начале коррекционной работы со мной на русском языке — речь ребенка на втором языке начинает появляться и развивается (с небольшой задержкой) самостоятельно;

    · если есть возможность выбора между двумя логопедами, работающими на разных языках, и точно способными вылечить алалию – выбирать следует логопеда, говорящего на языке, который ребенок чаще слышит, чаще всего это мамин язык;

    · если родители подключают к работе логопеда на втором языке (моторная алалия с уровня ОНР-2, сенсорная – с ОНР-3)– скорость развития речи увеличивается на обоих языках, примерно в полтора раза; но на первых этапах коррекционной работы (ОНР-1) два логопеда работают хуже, чем один.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    · но при работе двух логопедов на одном языке – процесс замедляется из-за конфликта методик.

    Источники


    1. Рубин, Гретхен Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь / Гретхен Рубин. — М.: Эксмо, 2013. — 512 c.

    2. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — Москва: Мир, 2015. — 480 c.

    3. Муратов, С.А. Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем. Учебное пособие для вузов / С.А. Муратов. — М.: Юрайт, 2018. — 279 c.
      Большакова алалия начальный этап
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here