Что называется целеполаганием

Полезный материал на тему: "Что называется целеполаганием" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Целеполагание в педагогике

Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему: государственные цели – цели отдельных образовательных систем и этапов образования – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста – цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.

Можно также выделить глобальную или идеальную цель, конкретно-историческую и цель деятельности педагога, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель.

Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в. Необходимость всестороннего развития обоснована высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам; потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

Конкретно-историческая цель – цель, сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

Целеполагание в педагогике включает в себя три основных компонента:

1) обоснование и выдвижение целей;

2) определение путей их достижения;

3) прогнозирование ожидаемого результата.

На выработку целей воспитания влияют следующие факторы:

— потребности детей, родителей, педагогов, образовательного учреждения, социального окружения, общества в целом;

— социально-экономические условия и условия образовательного учреждения;

— особенности ученического коллектива, индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:

[1]

1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;

2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач;

3) организация коллективного целеполагания;

4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:

а) обоснование и выдвижение целей;

б) определение путей их достижения;

в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание — непрерывный процесс. Нетождествен­ность цели и реально достигнутый результат становятся осно­вой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска не­реализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит харак­тер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их вза­имодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществ­ляется с учетом следующих требований:

1) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и коррек­тировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с уче­том возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнес­ти желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3) Преемственность, которая означает:

а) осуществление свя­зей между всеми целями и задачами в воспитательном процес­се (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.);

б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагоги­ческой деятельности.

4) Идентификация целей, которая достигается через вклю­ченность в процесс целеполагания всех участников деятельно­сти.

5) Направленность на результат, «замер» результатов до­стижения цели, что возможно, если четко, конкретно опреде­лены цели воспитания.

Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С. Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ – это задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8594 —

| 7070 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Целеполагание

Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.

Целеполагание — первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач [1] .

Термин «целеполагание» применяется для именования краткосрочных обучающих курсов — тренингов, — популярных в бизнес-среде, изучающих системы планирования, методики управления временем (time management), в результате которых должны достигаться:

  • умение планировать рабочее время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач;
  • способность к выявлению оптимальных путей в решении задач;
  • умение правильно устанавливать цели и достигать их.
Читайте так же:  Почему в отели не заселяют одиноких мужчин

Результатом целеполагания в производстве и сервисе является увеличение производительности труда и снижение совокупной стоимости владения решением.

Целеполагание

Содержание

Что такое целеполагание?

Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. В менеджменте – один из важных этапов стратегического бизнес-планирования. Термин на английском языке: targeting. Цель – это четкое представление о требуемом результате. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, то есть дает возможность обоснованно ответить на вопрос – достигнута цель или нет. Различают краткосрочные и долгосрочные цели, цели компании во внешней (продукция, клиенты, конкуренты) и во внутренней среде, связанные с производством, персоналом. Исходными пунктами для постановки той или иной цели могут выступать Миссия, Видение, ценности компании, принцип отношений с конкурентами, проблемы компании, потребности компании.

Определение видения и миссии компании предшествуют целеполаганию. Но отправной точкой в постановке целей является положение компании. Положение здесь и сейчас — для краткосрочных целей. Положение в будущем — для долгосрочных целей — которое не следует путать с видением и миссией. Анализ положения компании соединяет в одно целое представления о внутренних и внешних возможностях, учитывая их ограничения.

Принцип построения

Для построения целей в менеджменте используется известный принцип из общественных наук – так называемое дерево целей, схожее с пирамидой потребностей Маслоу. Вершина в данном случае – это общая цель компании. Формирование следующих уровней складывается таким образом, чтобы обеспечить достижение целей более высокого уровня. Каждый такой уровень пирамиды-дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный конечный результат, выраженный каким-либо показателем. В любом случае, иерархия целей напрямую связана со структурой предприятия и с ее особенностями.

Также применяется методика ССП (Сбалансированная система показателей) Каплана – Нортона. Ее используют как мелкие предприятия, некоммерческие организации, так и целые города.

Пример успешной многолетней реализации метода ССП – город Шарлотт в штате Севеная Каролина (США)

В начале проекта стратегии здесь указаны цели, которые город Шарлот намерен достич:

— быть самым безопасным большим городом Америки

— самым процветающим городом для каждого его жителя

— стать городом впечатляющих небоскребов

— первым городом, интегрирующим использование пространства и альтернативы транспорту

Методы оценки эффективности

Правильность поставленных целей в проектном менеджменте проверяют методами SMART (Specific Measurable Accepted Realistic Timely) и ССП-BSC (сбалансированная система показателей — Balanced Scorecard).

SMART – критерий точного определения целей в процессе целеполагания.

S Определенный. Цели должны быть точно определены, описаны.

M Измеримые. Цели должны поддаваться оценке (Критерии оценки целей).

A Принятие. Цели должны быть приняты теми, кто эти цели должен достигать (достижимость, привлекательность, взыскательность).

R Реализуемость. Цели должны быть достижимы (Варианты в английском языке: Result-oriented – ориентированные на результат, а не на усилия; Real – реальны, достижимы; Relevant – релевантные, адекватные текущим внешним и внутренним условиям).

T Ограниченность во времени. Цели должны относиться к конкретным временным рамкам (должен быть составлен план, когда, какая цель должна быть реализована).

ССП-BSC-концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения, механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании на их достижение. BSC разработана на основе выводов исследования, проведенного в начале 1990-х годов профессором Harvard Business School Робертом Капланом (Dr. Robert S. Kaplan) и президентом консалтинговой фирмы Renaissance Solutions Дэвидом Нортоном (David P. Norton). На уровне бизнес-процессов контроль стратегической деятельности осуществляется через так называемые ключевые показатели эффективности (КПЭ), в английском варианте – Key Performance Indicator (KPI). KPI являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Методология BSC позволяет перевести стратегию на уровень операциональной деятельности компании. Правильное применение методологии позволяет решить следующие задачи:

1. Установление конкретных параметров стратегических целей: стратегических показателей с их численными значениями – KPI (key performance indicators), причинно-следственных связей между целями, связей между стратегическими показателями, сроков достижения стратегических целей;

2. Распределение между должностными лицами компании ответственности за достижение стратегических целей;

3. Определение инструментов достижения стратегических целей.

Однако полновесное применение методологии требует существенных ресурсов. Разработка системы BSC при наличии в компании специализированного подразделения может занять более двух месяцев. При этом требуется серьезный контроль качества результатов. Трудоемкость и сложность разработки часто отталкивает руководство компаний от применения методологии BSC.

Когда менеджер решает, какие сферы должны охватывать цели, он не должен ограничиваться одной сферой, а направлять их сразу на несколько. Независимо от специфики сферы, для которой менеджер ставит цель, необходимо учитывать:

1. Цели затрагивают верхушку организации. Если высшее руководство не имеет ясных целей, нижние уровни организации теряют направление, и люди на этих уровнях могут предположить, что постановка целей сама по себе не важна.

2. Цели имеют ясную формулировку и все члены организации знакомы с ними. Подчиненные часто не имеют достаточного представления о целях, и это ведет к тому, что миссия, которая наполняет работу смыслом и значением, становится второстепенной. Менеджеры должны систематически напоминать людям ключевые цели организации, задавая вопросы: «Для чего мы работаем? Что является целью этой организации? На чем она фокусирует свое внимание?»

3. Каждый человек, рабочая группа или единица в организации имеют, по меньшей мере, одну ясную, понятную и регулярно контролируемую цель.

Не назначайте кому-либо больше, чем 6-9 целей одновременно. Перегрузка подчиненных слишком большим количеством целей рассеивает их усилия и подрывает их эффективность.

Мотивация в целеполагании

Люди всегда лучше мотивированы, когда они понимают свою роль в достижении значимых результатов». Поэтому ясное понимание миссии и смысла деятельности организации, ясный вектор стратегического развития (видение, намерения, приоритеты), понятная визуализация стратегии организации и ее бизнес-единиц, общий язык общения, а также своего вклада в общее дело являются вдохновляющим фактором. Но также не надо забывать о материальном и нематериальном поощрении, связанном с достижением поставленных целей.

Читайте так же:  Неуверенность в отношениях

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Что называется целеполаганием

целеполагание — целеполагание … Орфографический словарь-справочник

[3]

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — англ. realization of goal/aim; нем. Zielverfolgung. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно идеального образа желаемого (целеформирование) и воплощении ее в объективно реальном результате деятельности… … Энциклопедия социологии

целеполагание — tikslo kėlimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mąstymo ir valios proceso etapas, kuriame vyraujantys motyvai lemia numatomo veiklos rezultato pasirinkimą. Tai specifinis žmogaus veiklos komponentas, lemiantis kitus jos komponentus… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

целеполагание — целеполаг ание, я … Русский орфографический словарь

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в его продукции и услугах и исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения … Большой экономический словарь

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — переосмысление человеком того места, которое он занимает в экономической, социальной, производственной структуре мира … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — англ. realization of goal/aim; нем. Zielverfolgung. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно идеального образа желаемого (целеформирование) и воплощении ее в объективно реальном результате деятельности… … Толковый словарь по социологии

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — процесс формирования и выдвижения целей индивидуальным или совокупным субъектом; начинается на уровне потребностей (см.), переходит уровень мотивов (см.) и определяется в цели. Цель образуется при встрече мотива (как осознанного стремления к… … Российская социологическая энциклопедия

Целеполагание — постановка цели субъектом деятельности. (1) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Определение целеполагание

Вернуться назад на Целеполагание

Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.

Целеполагание — первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.

Термин «целеполагание» применяется для именования краткосрочных обучающих курсов — тренингов, — популярных в бизнес-среде, изучающих системы планирования, методики управления временем (time management), в результате которых должны достигаться:

— умение планировать рабочее время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач;
— способность к выявлению оптимальных путей в решении задач;

— умение правильно устанавливать цели и достигать их.

Результатом целеполагания в производстве и сервисе является увеличение производительности труда и снижение совокупной стоимости владения решением.

Целеполагание, также — одна из основных составляющих прототренинга (тренинги Эпштейна М. М., ЭГМ БТК), позиционируемого среди бизнес–тренингов как ключевого в формировании успешного организатора, управленца.

Стратегическое управление
Риск менеджмент
Инновационный менеджмент
Управление качеством
Человеческие ресурсы

Целеполагание — это что такое? Целеполагание в педагогике

Правильно поставить перед собой цель – непростая задача. Целеполагание — это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.

В статье основное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Ведь именно учитель чаще всего сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание — это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

В педагогической деятельности целеполагание — это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для разных возрастных категорий;
  • при изучении разных дисциплин;
  • возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Мы уже поняли, что постановка задач — это важный этап в достижении успеха в любой сфере. Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике.

Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении — основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.

Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.

Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое. Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы. Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.

[2]

Цель и целеполагание

Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего. Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:
  1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.
Читайте так же:  Нервный срыв у девушки

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Глобальные цели

Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства. Планирование и целеполагание — это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях, то одновременно планируем и путь к их достижению.

Глобальная цель в воспитательном процессе — создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку. Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Исторические цели

Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие чувства ответственности перед государством;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Индивидуальные цели

Целеполагание на уроке — это уже более узкое рассмотрение процесса. Индивидуальный подход выражает те потребности, которые свойственны отдельным людям и разным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая семейные обстоятельства детей), а также анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут тоже может быть разным:
  • свободный стиль — цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
  • жесткий стиль — цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль — цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.

Важные факторы

Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, которые важно учитывать. Если оставить без внимания какой-то из них, то есть шанс не получить желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач необходимо:
  • учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
  • изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.

Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
  2. Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.

Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его. Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Требования к целеполаганию

Как вы уже поняли, действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:
  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели только после тщательного изучения всех составляющих и необходимых факторов.
  2. Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется много внимания, индивидуальный подход в обучении играет как раз эту роль – учитывать возможности каждого участника. Можно поставить одной группе учеников задачу, которая для них реальна, а в то же время для других детей она будет слишком тяжела, то есть нужно подходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания. Нельзя ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Также если поставлена большая цель, то нужно разделить ее на подцели и каждый раз мотивировать учащихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
  5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.

Целеполагание схематично

Для того чтобы правильно понять и запомнить, что целеполагание — это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы постарались тезисно изобразить все потребности, а также факторы и условия, которые оказывают влияние на них в воспитании и обучении.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ Социально-экономические условия
Родители
Педагоги Условия образовательного учреждения
Образовательная структура Индивидуальные особенности учеников и возрастная категория
Социальное окружение Уровень умственного и физического развития учащихся
Общество

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание — это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей. Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

Читайте так же:  Проекции векторов физика

И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

Технологии, используемые при целеполагании

Укажем основные технологии, используемые при целеполагании.

1. Определение приоритетов. Поскольку реальное управление происходит в условиях ограниченных ресурсов и возможностей, одним из главных умений управленца остается умение выделить наиболее важные, т.е. приоритетные проблемы, требующие первоочередного решения. Приоритеты развития объекта управления определяют стратегические цели, которые устанавливаются исходя из сложившейся управленческой ситуации, проблем, требующих решения, и открывающихся возможностей.

Приоритеты позволяют выявить главные направления деятельности и задачи стратегического характера, стоящие перед объектом управления, которые субъект управления считает наиболее важными и стремится реализовать в первую очередь.

При наличии нескольких целей они могут быть ранжированы субъектом управления по приоритетности реализации, т.е. на первое место поставлена наиболее приоритетная цель, на второе место — следующая за ней по приоритетности и т.д. Определение приоритетности целей зависит от системы ценностей организации и ценностных установок, которых придерживается управленец.

Определению приоритетов, на основании которых устанавливаются стратегические цели, может предшествовать определение перечня наиболее важных направлений деятельности объекта управления и их сравнительная оценка. В сложных случаях для этого могут привлекаться эксперты, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и опытом.

Приоритетные направления деятельности организации непосредственно учитываются при определении приоритетности целей, к достижению которых стремится субъект управления.

2. Формирование деревьев целей. Достижение поставленной стратегической цели может потребовать достижения ряда целей более низких иерархических уровней. При этом для достижения целей более высокого иерархического уровня может потребоваться обязательное выполнение ряда целей более низкого иерархического уровня. Для выполнения целей более низкого иерархического уровня, в свою очередь, может потребоваться выполнение ряда целей более низкого иерархического уровня по отношению к ним.

Если, например, стратегической целью — целью нулевого уровня — считается «обеспечение производства конкурентоспособной продукции», то целями первого уровня могут быть «реструктуризация производства», «введение в действие новой технологической линии», «повышение квалификации специалистов», «изменение системы материального стимулирования работников».

Для достижения целей первого уровня, в свою очередь, может потребоваться достижение целей второго уровня и т.д. Иерархически упорядоченные цели образуют дерево целей, которое представлено на рис. 4.9.

Рис. 4.9. Дерево целей

Процесс формирования дерева целей может быть организован «сверху вниз», как это было обсуждено выше, а может идти и в противоположном направлении: от целей менее высокого иерархического уровня к целям более высокого иерархического уровня — «снизу вверх». Но затем все равно целесообразно пройти путь «сверху вниз», исключая цели более низкого иерархического уровня, не являющиеся необходимыми для достижения целей более высокого иерархического уровня, а возможно и добавляя новые, без которых цели более высокого иерархического уровня не могут быть достигнуты.

Отметим, что далеко не всегда удается выделить единственную цель нулевого уровня (стратегическую цель). Так, при разработке целевой программы тракторного завода было выделено четыре стратегические цели нулевого уровня, которым соответствовали четыре целевые программы: «Ритмичность», «Качество», «Рентабельность» и «Социальная».

Сегодня программно-целевой подход, в основе которого использование деревьев целей, признается одним из ключевых методов стратегического планирования. Использование деревьев целей мы можем найти в методах нормативного прогнозирования ПАТТЕРН, Поспелова, прогнозного метода графа Глушкова и др.

Одному иерархическому уровню дерева целей, начиная с первого (следующего за пулевым), как правило, принадлежит несколько целей. В процессе формирования дерева целей должны:

  • — рассматриваться различные альтернативные варианты целей;
  • — исключаться маловажные цели;
  • — исключаться цели с относительно низкой эффективностью;
  • — исключаться цели, достижение которых не обеспечено ресурсами или технологиями.

Но если дерево целей построено, оно оказывается гораздо эффективней набора мероприятий, разработанного традиционными методами.

3. Оценка и измерение достижения цели. Для эффективного управления недостаточно только сформулировать цели. Требуются своевременная оценка степени их достижения и учет произошедших изменений, чтобы в случае необходимости поставленные цели могли быть своевременно скорректированы. Это обеспечивает выполнение требования измеримости целей, а значит, наличия оценочной системы, позволяющей определить степень их достижения.

Как уже говорилось, цель — это положение объекта управления, к достижению которого стремится организация. Поэтому чтобы реально управлять, необходимо иметь возможность оценить степень достижения цели. Только при таком условии можно контролировать и своевременно корректировать управленческие воздействия.

Оценить степень достижения цели можно с помощью соответствующего критерия. С одной стороны, он должен адекватно отражать степень достижения цели, с другой — быть измеримым.

В частности, это могут быть количественный показатель, характеризующий экономическую эффективность деятельности организации, показатель, использующий качественную (неколичественную) оценку положения объекта управления, информация, позволяющая ранжировать возможные положения объекта управления по предпочтительности.

В то же время критерий должен оценивать степень достижения цели, к которой стремится организация. Так, если цель состоит в сокращении числа автомобильных катастроф за счет введения ремней безопасности, то критерий «количество разбитых автомобилей в год» не будет адекватно отражать степень достижения этой цели, поскольку трудно отделить воздействие этого фактора от других, также влияющих на дорожно-транспортные происшествия.

Кроме того, если цель — сокращение срока окупаемости проекта по сравнению с принятым в бизнес-плане, то критерием служит показатель, характеризующий, насколько раньше намеченного срока удалось ввести объект в действие. Если цель -привлечение новых вкладчиков банка, то критерий — число вновь привлеченных вкладчиков за истекший квартал и т.д.

Многие критерии, используемые для опенки степени достижения цели, носят объективный характер, для измерения которых существует общепринятая шкала, а уровень значения определяется однозначно.

Однако в ряде случаев удается воспользоваться лишь субъективными критериями, отражающими систему ценностей управленца. Например, если бизнесмен ставит перед собой цель существенно увеличить прибыль, то для одного существенное увеличение прибыли — это 100 тыс. долл. США, для другого -100 млн долл.

Оценить степень достижения цели «повысить престиж организации» можно, введя специально разработанную шкалу, которая будет соответствовать системе ценностей организации и иметь вербально-числовой характер. Шкала может, например, содержать такие градации, как «крайне низкий престиж» или «всемирная известность продукции» и т.д., за которыми стоят количественные значения градаций.

Читайте так же:  Общение влюбленного мужчины

Таким образом, чтобы сформированная система целей была измеримой, необходимо, чтобы существовал набор критериев, а для каждого критерия соответствующая ему шкала, позволяющая определить степень достижения каждой цели. Только при наличии такой системы критериев и шкал, а также коэффициентов для оценки сравнительной важности различных целей, а значит, и соответствующих им критериев, можно эффективно осуществлять стратегическое управление.

Действительно, выявлять значительные отклонения в ходе реализации принятых управленческих решений, корректировать принятые ранее решения, в полной мере задействовать механизм обратной связи, можно при наличии эффективного инструментария, что позволит обеспечить достижение стратегических целей.

Если деятельность объекта управления достаточно сложна и разнообразна, а цели, к достижению которых он стремится, представлены в виде дерева целей (см. рис. 4.9), то в виде дерева могут быть представлены и критерии, с помощью которых оценивается степень достижения поставленных целей. Такое представление системы критериев позволяет более эффективно отслеживать ход реализации поставленных.

Принципы целеполагания:

  • • цель ставится управленцем на основании его видения текущего и желательного положения объекта управления;
  • • цели ставятся исходя из потенциала, которым располагает организация, и ее целевых установок;
  • • для достижения лидирующих позиций объектом управления цели ставятся исходя из возможностей его развития.

SMART — принцип формирования целей:

  • • конкретность (Specific);
  • • измеримость (Measurable);
  • • согласованность (Agreeable, Accordant);
  • • достижимость (Realistic);
  • • определенность во времени (Timebounded).

Технологии целеполагания:

  • определение целей;
  • определение приоритетов;
  • формирование деревьев цели;
  • оценка и измерение достижения цели.

Формирование дерева критериев целесообразно осуществлять параллельно с формированием дерева целей. Параллельный процесс формирования деревьев целей и деревьев критериев способствует более точному определению целей. Дополнительную информацию при формировании дерева целей дает определение способа оценки степени их достижения. Структура дерева критериев аналогична структуре дерева целей.

После того как сформированы стратегические цели и критерии, позволяющие оценить степень их достижения, необходимо определить задачи, решение которых позволит обеспечить достижение поставленных целей. Задачи в виде конкретных заданий ставятся перед непосредственными исполнителями. При этом задание должно быть ясно и четко сформулировано, чтобы, с одной стороны, у исполнителя была полное понимание того, как оно должно выполняться, с другой — была возможность контролировать ход и результаты его выполнения.

В качестве примера точечных целей могут служить цели, поставленные компанией Sun Banks по удовлетворению потребностей своих сотрудников. Подцелями этой цели являются «повысить удовлетворенность своих сотрудников на 10% в год», «увеличить продвижение по службе на 15% в год», «снизить текучесть кадров на 10% в год».

Следует отмстить, что степень достижения сформулированных выше целей действительно можно измерить, если будет указано, как измерить степень удовлетворенности своих сотрудников или степень продвижения сотрудников по службе.

Очевидно, что при оценке степени удовлетворенности сотрудников практически невозможно указать количественную шкалу в чистом виде, по которой степень удовлетворенности сотрудников может учитываться. Скорее всего, это должна быть вербально-числовая шкала типа шкалы Харрингтона, которая включает и содержательное описание градаций шкалы, и их численные значения.

Такая шкала должна быть специально предназначена для измерения степени достижения именно той конкретной цели, которая поставлена. В нашем примере такая цель — «повысить удовлетворенность сотрудников фирмы на 10% в год». Все это позволит нам действительно измерить степень достижения подцелей цели «удовлетворить потребности своих сотрудников». Однако этого еще недостаточно для измерения степени достижения самой цели «удовлетворить потребности своих сотрудников», поскольку сравнительная весомость подцелей не определена.

Для того чтобы измерить степень достижения данной цели, необходимо выяснить сравнительную весомость подцелей, характеризующую их сравнительный вклад в достижение этой цели. Например, исходя из собственной системы предпочтений, управленец может считать, что подцель «снизить текучесть кадров на 10% в год» в 1,5 раза важнее, чем подцель «повысить удовлетворенность своих сотрудников на 10% в год» и в 2 раза важнее, чем подцель «увеличить продвижение по службе на 15% в год».

Сравнительная важность подцелей может оцениваться также с помощью качественных (неколичественных) оценок. Например, подцель «снизить текучесть кадров на 10% в год» может считаться намного более важной, чем подцель «повысить удовлетворенность своих сотрудников на 10% в год» и не намного более важной, чем подцель «увеличить продвижение по службе на 15% в год».

Такого рода оценки при использовании современных технологий экспертного оценивания могут служить основанием для оценки степени достижения фирмой цели «удовлетворить потребности своих сотрудников».

Стратегические цели, которые ставятся субъектом управления, охватывают, как правило, основные аспекты деятельности объекта управления. Так, в их число могут входить цели, характеризующие желательное положение организации в области:

  • — экономических показателей (доход, прибыль, рентабельность);
  • — маркетинга (объемы продаж, доля рынка, уровень конкуренции);
  • — производства (ассортимент и объемы производимой продукции, развитие производственных мощностей и технологий, производительность, качество продукции);
  • — финансов (структура капитала, активы, выпуск акций, выплаты дивидендов);
  • — совершенствования продукции (всего изделия, отдельного модуля, отдельных характеристик, дизайна);
  • — организационных структур (дивизиональная структура, новый филиал, финансово-промышленная группа);
  • — кадров (профессиональный уровень, текучесть кадров, процент невыхода на работу);
  • — социальных условий (медицинское обслуживание, условия труда, условия отдыха).

Для их оценки должны использоваться соответствующие оценочные системы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Высказанную точку зрения относительно требования измеримости целей разделяют и авторы работы [53]. Они считают, что словесная (вербальная) характеристика цели — только первая стадия ее выражения.

Источники


  1. Д. Еникеева Как воспитать хорошего мужа / Д. Еникеева. — М.: Рипол Классик, 1998. — 256 c.

  2. Тасуева, Татьяна Королева мужских сердец. Мужчина и Женщина. Мужчина vs Женщина (комплект из 3 книг) / Татьяна Тасуева и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 784 c.

  3. Столяренко, Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2015. — 376 c.
    Что называется целеполаганием
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here