Методы целеполагания и планирования

Полезный материал на тему: "Методы целеполагания и планирования" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Целеполагание как планирование

Что представляет собой определение целеполагания? Это своеобразная первая из всех стадий управления, в основе которой лежит осмысленная постановка определенно цели или их группы, которые соответствуют определенным стратегическим планам, инструкциям, назначению, а также характеру задач, которые необходимо разрешить индивидууму.

Целеполагание как планирование – это в первую очередь выбор одной или больше целей, с дальнейшим выбором допустимого спектра отклонений событий в ту или иную сторону, который позволит осуществлять строгий контроль за осуществлением реализации определенных идей.

Достаточно часто под этим термином также подразумевается практическое понимание субъектом себя и своей деятельности с рациональной точки зрения, что позволит оценить свою личностную эффективность и адекватность действий относительно поставленных целей, наладить контроль над тратой временных или даже силовых ресурсов.

Механизм целеполагания

С точки зрения психологии, понятие целеполагания используется также для характеристики ряда различных кратких тренингов, целью которых является изучения большого спектра методик по регулированию и планированию деятельности с целью выполнения поставленных задач, навыки распоряжения и стратегического планирования затраты временных ресурсов.

Разумеется, результатом подобных тренингов становится ряд достижений в плане решения всех поставленных задач относительно вышеприведенных факторов и навыков, а также умение оптимально расставлять для себя приоритеты, определять задачи и находить максимально эффективные пути их решения.

На самом деле, механизм целеполагания всегда является исходной точкой для любого рода деятельности каждого индивидуума, а ее эффективность и выраженность зависит от ряда внутренних и внешних факторов. Данный принцип, то есть принцип целеполагания, задействуется сознанием практически в любой сфере жизнедеятельности человека.

Специалисты различают набор определенных важных и упорядоченных фактов, касающихся характера и эффективности целеполагания:

Целеполагание – технология и процесс

У какого человека нет желаний? Пожалуй, способность ставить и достигать целей, которые направлены на то, чтобы улучшить жизнь человека, является наиболее популярной темой, которую изучают, рассматривают и пытаются понять. Целеполагание является одним из ведущих образов жизни, которого должны придерживаться люди. Здесь существуют свои технологии и процессы.

Интернет-журнал psytheater.com делит людей условно на две категории. В мире существует много людей, и у каждого свой стиль жизни. Но условно все способы существования можно разделить на два вида: приспособленческий и целеориентированный. Есть люди, которые стараются приспособиться к жизни, и существуют те, кто живет своей целью и идет к ней.

Несомненно, в каждом из способов есть свои плюсы. Но минуса заставляют задуматься, какой жизнью лучше жить. Стоит рассмотреть эти два вида существования как с хорошей, так и с плохой стороны.

Люди-приспособленцы пытаются подчиниться современной жизни. Они своего рода плывут по течению, ничего не стараясь изменить, исправить. Они добрые и снисходительные, часто становятся зависимыми от чего-нибудь. Более пассивные и статичные, то есть любят стабильность и страдают из-за каких-то потерь. Когда случается нечто неприятное в жизни, они переживают, впадают в депрессию, переполняются различными страхами. Приспособленцы ничего не строят, а приходят уже туда, где все построено, чтобы научится там жить. Они хорошо усваивают различные законы и моральные правила, отчего руководствуются ими безоговорочно.

Целеустремленные люди обычно сами пытаются организовать свою систему. Они не плывут по течению, а стараются сделать свою жизнь такой, какой хотят ее видеть. Они мудрые, опытные, среди них находятся бизнесмены, успешные люди, профессионалы, специалисты. Они не просто хотят быть лучшими, а стремятся быть лидерами в том, что им интересно. Естественно, что своей активностью и динамичностью они не раз накликают на себя беду. Достигая целей, они сталкиваются с препятствиями любого рода. Решают проблемы они не слезами и обидами, а твердой позицией и желанием достичь цели. Зачастую такие люди не приспосабливаются, а стараются организовать свой мирок, в котором им будет комфортно жить.

Очевидно, что в каждом из способов жизни есть свои плюсы и минусы. Только вам выбирать, кем вы будете – приспособленцем или целеустремленным человеком. Нет смысла судить тех, кто выбрал путь приспособленца, поскольку такие люди тоже нужны. В то время как целеустремленные личности что-то формируют, приспособленцы идут за ними и принимают все, что те им дают.

Что такое целеполагание?

Целеполаганием называется первый этап достижения целей, когда человек ставит перед собой конкретную большую или несколько маленьких целей, рассматривает возможные варианты их достижений, способы реализации и решения трудностей. Это пока этап постановки целей, которые должны выполнить определенные задачи, решить трудности и улучшить качество жизни человека.

Что такое цель? У каждого свое определение:

  1. Это желаемый исход событий.
  2. Конечный результат деятельности.
  3. Индивидуальное будущее, которое желаемо.

Цель показывает результат, которого желает достичь человек. Почему так важно ставить цели? При целеполагании человек начинает регулировать свои действия или деятельность, которая подчиняется той цели, которую он желает достичь.

Нередко люди подменяют цели, когда они забывают о том, чего хотят достичь, ради того, чтобы просто наслаждаться процессом достижения. Бывает и такое, что люди расплывчато, нечетко и неясно ставят цели. Это тоже не способствует их достижению. Дело в том, что человек начинает в такой ситуации сомневаться в необходимости достижения, часто забывает, чего хочет, меняет свои предпочтения и желания.

Глобальные (или завышенные) цели имеют как минусы, так и плюсы. Завышенные цели могут быть расплывчатыми, что не помогает человеку ориентироваться, в каком направлении ему идти. При этом такие глобальные цели позволяют человеку определять свой смысл жизни.

Персональными целями называются те, которые стоят непосредственно перед отдельным человеком. Он может быть частью группы. При этом его деятельность будет эффективной, если он будет иметь свою цель, помимо общей, которая будет реализована, если он достигнет вместе с остальными общей цели.

[3]

Процесс целеполагания

Целеполагание часто используется в тренингах и рабочей сфере, где человек совершает конкретные действия. Чтобы определиться с действиями, нужны цели, которые достигаются этими действиями. Поэтому человек не может работать без целеполагания.

Выделяют основные 10 моментов в процессе целеполагания:

  1. В каждой цели могут лежать потребности человека, без которых невозможно его существование.
  2. В цели лежит мотив – осознаваемая потребность. Нередко человек сталкивается с борьбой мотивов, где необходимо выбрать что-то одно либо упорядочить мотивы, составить иерархию.
  3. Цель – это некая картина желаемого, которая искажает существующую реальность. На сегодняшний день человек не имеет желаемого. Однако он четко в своей голове представляет, чего хочет.
  4. Человек выбирает цель среди всех вероятных.
  5. Нередко результат расходится с тем, что человек достигает.
  6. Человек всегда планирует, как он будет достигать цели. Здесь тоже возможны ошибки в прогнозах.
  7. Самое идеальное планирование будет содержать ошибки, поскольку прогнозы могут не учитывать некоторых фактов, которые будут возникать в реальности.
  8. Чем четче цель, тем больше возникает мотивации у человека.
  9. Чем больше мотивации у человека, тем больше будет искажаться цель.
  10. Чем ближе человек становится к цели, тем больше его мотивация и больше сил для осуществления нужной деятельности.

Человеку нужно осознавать свои внутренние потребности, которые тоже будут влиять на поступки, совершаемые в процессе достижения осознаваемых целей. Также следует быть готовыми к смене плана действий, поскольку наверняка человек не сможет всего учесть и предвидеть в начале.

[2]

Цели и целеполагание

Цель – это конечный результат, который должен быть достигнуть после всех предпринятых человеком действий. Это картинка того будущего, которого желает человек достичь. Она включает все его пожелания, надежды и мечты. Также она зависит от возможностей человека, которые он в себе видит. Цель побуждает человека действовать, организует поступки, которые он будет совершать.

Читайте так же:  Тремор учащенное сердцебиение

Цели бывают оперативными, тактическими и стратегическими, что зависит от времени, когда они должны реализоваться. Следует помнить о том, что со временем цели могут измениться, что вполне естественно. Это называется пластичностью, которая предусматривает смену настроения, ценностей, потребностей и даже жизненных обстоятельств человека, из-за чего он захочет скорректировать либо полностью изменить направление своего движения по жизни.

Если у человека есть много целей, они должны быть согласованными, не противоречить друг другу и не мешать в реализации. Целеполагание является процессом постановки цели, ее ярким представлением, планированием, то есть своеобразной творческой деятельностью, когда человек только рисует желаемое будущее и прогнозирует, как он к этому будущему будет идти.

Зачем нужно целеполагание? Помимо того, что человек четко формулирует свою цель, он должен соотнести свои ценности и уровень мотивации ее достижения. Если все согласовывается, тогда человек испытывает внутреннюю уверенность в необходимости достижения цели, а также чувствует энергию для совершения нужных действий. Если всего этого человек не ощущает, значит, процесс постановки целей был осуществлен неправильно. Например, человек желает того, в чем на самом деле не нуждается.

Планирование и целеполагание

Целеполагание включает в себя планирование – когда человек намерен достичь цели, и поэтому он планирует, какие действия будет совершать для этого. Успех – это результат, который возникает вследствие последовательных действий, совершенных в нужном месте и в нужное время. Планирование является достаточно условным, поскольку человек не может всего предвидеть. Однако оно является обязательным, поскольку это позволяет:

  1. Сконцентрироваться на том, что значимо.
  2. Определиться с действиями, которые нужно совершить, и направлениями, которых нужно придерживаться.
  3. Ликвидировать страхи, сомнения, тревогу.
  4. Мотивировать себя на совершение действий.
  5. Понимать, какие решения нужно принимать для достижения желаемого будущего.
  6. Эффективно использовать свои ресурсы и навыки.
  7. Определить свое место в этой жизни, обрести спокойствие.
  8. Обрести свободу и уверенность в том, что человек все делает правильно.

Следует учитывать, что человек вначале всегда реализовывает свои инстинктивные и физиологические потребности, лишь после них переходя к выполнению более духовных задач. Зная это, нужно сначала закрыть все свои потребности на уровне физиологии, чтобы быть способными сконцентрироваться на достижении материального, социального или личностного успеха.

Человек живет в постоянно меняющемся мире. Здесь вполне естественным становится то, что глобальные цели могут претерпевать изменения либо полностью убираться. Человек должен нормально относиться к тому, что постановка глобальной цели в 1 годик не будет конечной целью всей его жизни. По мере появления новых технологий и прочих возможностей человек будет еще лучше осознавать, чего он хочет.

Здесь самое главное оставаться гибкими, быстро корректировать цели и продолжать их достигать. Самый важный аспект – сохранение мотивации. При целеполагании человек должен быть вдохновленным собственной целью.

Технология целеполагания

Цель должна достигаться, что будет отличать ее от пустых мечтаний. Если человек действует и достигает цели, значит, он не просто мечтал. Чтобы цель была осуществимой, предлагается технология SMART, которая проверяет цель на реалистичность и способность быть достигнутой человеком, который может преувеличивать собственные возможности.

  • S – конкретная. Человек четко и ясно ее видит, определяет. Она имеет четкие границы, форму, цвет и пр.
  • M – измеримая. Цель можно определить по конкретным параметрам, например, по весу, по форме, по цвету, по запаху и пр.
  • A – достижимая. Существуют реальные примеры достижения подобной цели. При этом она не должна вызывать у человека дополнительного стресса, то есть должна идеально вписываться в жизнь человека, который будет получать удовольствие от ее возникновения.
  • R – ориентированная на результат. Человек должен ощущать определенные результаты, видеть их, чувствовать.
  • T – определенная во времени. Человек должен поставить конкретные временные рамки совершения каждого действия, а также даты достижения своей цели.

перейти наверх

Каждый человек хочет жить счастливо и красиво. Однако многие рождаются не в тех условиях, которые ему бы приносили удовольствие. В итоге появляются желания, которые могут стать целями, если человек их четко сформулирует и начнет их достигать, действительно ощущая на себе, что они его радуют.

Тема 8. Принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования

2. Сущность и методы планирования

4.Стратегия. Процесс стратегического планирования.

1.Понятие цели

Под целью понимается идеальное или желательное состояние субъекта (организации, индивида и т.п.), на достижение которого, прежде всего, ориентирована его деятельность и соответственно процесс управления.Все то, что способствует достижению цели, называется средствами (ими часто на практике незаметно подменяют саму цель). Соответствие цели и средств является условием эффективности управления. Цели либо официально провозглашаются высшим руководством как деловые установки и задачи проводимой политики, либо неявно подразумеваются в философии организации, основных принципах ее деятельности.

В системе управления цели выполняют ряд важных функций, на которых необходимо остановиться.

1.Цели отражают философию организации, концепцию ее функционирования и развития.

2.Цели задают основные направления деятельности, а следовательно, составляют основу общей и управленческой структуры, определяют ее характер и особенности.

3.Цели уменьшают неопределенность, становясь для субъекта ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему .

4.Концентрация на достижении желаемых целей позволяет противостоять сиюминутным порывам и желаниям, действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами.

5.Цели составляют основу критериев выделения проблем, выбора вариантов решений, контроля и оценки полученных результатов, а также материального и морального поощрения сотрудников.

6.Цели, особенно великие, независимо от того, реальны они или мнимы, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения (поэтому в формулировке цели должен присутствовать вызов).

7.Общественно значимые цели служат оправданию в глазах людей необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия, например загрязнение окружающей среды.

1. К целям организации предъявляют следующие требования:

• конкретность. Необходимость выведения целей из следующих вопросов: В чем состоит наш бизнес? Чем он будет? Чем он должен быть? Цели не должны быть абстрактными;

• операциональность целей. Цели должны преобразоваться в конкретные задачи, рабочие задания. Они должны быть пригодными в качестве базиса и мотивации для исполнения;

• нацеленность на концентрацию ресурсов и усилий. Среди многочисленных целей необходимо выбирать фундаментальные с тем, чтобы сосредоточить для их выполнения имеющиеся ресурсы;

• множественность целей. Организации призваны решать большое количество проблем. Следовательно, целью может быть не только получение прибыли, но и накопление средств, необходимых для продолжения деятельности организации, предоставление возможности сотрудникам реализовать себя, достижение передовых позиций на рынке;

• формулирование целей во всех областях, от которых зависит выживание организации. Как правило, эти области одни и те же для всех организаций (производство, маркетинг, финансы, инновации, персонал, менеджмент). Цели же в этих областях зависят от конкретной стратегии. В области инноваций приоритетными целями может быть завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции. В области маркетинга — выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара. В сфере производства — достижение наивысшей производительности труда, повышение эффективности. В финансовой сфере — сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование. В управлении персоналом — обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников, повышения уровня заинтересованности и удовлетворенности рабочих. В области менеджмента — определить критические области управленческого воздействия.

Читайте так же:  Основные особенности общения

2. Все многообразие целей, которые организация преследует в своей деятельности, может быть типизировано по следующим критериям:

• период установления: стратегические, тактические, оперативные;

•содержание: экономические, социальные, организационные, политические, научные;

• сфера действия: маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые, кадровые, административные;

• среда: внутренние, внешние;

• приоритетность: особо приоритетные, приоритетные, прочие;

• измеримость: количественные, качественные;

• повторяемость: постоянные, разовые;

• иерархия: цели организации, структурных подразделений;

• стадия жизненного цикла: проектирование и создание объекта, рост, зрелость, завершение.

Дерево целейкак инструмент обеспечения соподчиненности и развертываемости целей

1.Количество и разнообразие целей и задач менеджмента требует системного подхода к определению их состава. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей.

2. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

• общая цель должна содержать описание конечного результата;

• при развертывании обшей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;

• при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;

• подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга;

• фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки.

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от организационной структуры. Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. При разработке перспективных планов предприятия используется динамическая модель.

Целеполагание и планирование в организации (стр. 4 из 4)

Цель такого анализа – выявить возможности и угрозы, связанные с поставленными стратегическими целями: что может помешать выполнению поставленных целей и какие дополнительные возможности могут быть реализованы в течение этого стратегического периода.

Если анализ внешней среды ведет к установлению возможностей и угроз для организации, то внутренняя среда анализируется на предмет ее сильных и слабых сторон в отношении поставленный стратегических целей.

Сильные стороны – виды деятельности, которые фирма выполняет хорошо, или ресурсы, которые она контролирует.

Слабые стороны – виды деятельности, которые фирма выполняет плохо, или ресурсы, в которых она нуждается, но не обладает ими.

Для этого есть различные подходы: простой анализ по функциональным подсистемам в организации, анализ основных и вспомогательных процессов в организации, анализ ключевых компетенций.

Ключевые компетенции – главные, создающие ценность, навыки, характеристики и ресурсы организации, определяющие ее конкурентоспособность.

Помимо этих методов можно использовать также методы анализа жизненного цикла продукции, методы продуктово-портфельной матрицы, матрицы анализа конкурентов и т.п. Эти методы подробно рассматриваются курсах по стратегическому управлению.

По результатам анализа и оценки внешней и внутренней среды формулируются стратегические альтернативы. Изначально они могут быть сформулированы в виде типовых стратегий, т.е. неких базовых решений, для типовых условий. В этом плане выделяют продуктовые стратегии, конкурентные и т.п.

Выбор стратегии осуществляется на основе заранее сформулированных критериев и в рамках конкретных алгоритмов и методик стратегического планирования.

Выбранные типовые стратегии затем доводятся в соответствии со спецификой рассматриваемой ситуации.

Несмотря на то, что целью этапа планирования стратегии является, собственно, предложение стратегии развития организации и известно много различных алгоритмов планирования подобных описанному вкратце выше, многие ученые и практики в области стратегического управления считают до конца не понятным сам момент «появления стратегии», который они отделяют от последующего планирования этой стратегии.

Этап 2. Разработка программ, планов и методов реализации стратегии.

Стратегия развития организации является основой для всей остальной системы планов в организации. Этот этап направлен на превращение стратегии организации и поставленных стратегических целей во взаимоувязанную систему планов организации и ее подразделений, формирование системы стратегических, тактических и оперативных планов. Результаты составления этой системы планов – это, как правило, мероприятия, связанные с проведением важных изменений в организации: в ее структуре, системах оплаты труда, производственных процессах и т.п.

Этап 3. Контроль и оценка.

Этот этап связан со стадией реализации стратегии. Здесь проводятся конкретные изменения, реализуется система планов и программы мероприятий. По ходу реализации стратегических планов собирается вся информация об участниках процесса и основных показателях деятельности, происходит постоянное сравнение достигнутых результатов и запланированных показателей с тем, чтобы вовремя принять необходимые меры и скорректировать курс.

Планирование является необходимой стадией процесса управления. Оно позволяет определить направление развития компании, снизить затраты и рационализировать использование всех ресурсов в организации.

Ядром планирования является целеполагание. Помимо целеполагания, процесс планирования включает разработку стратегий, программ и планов реализации поставленных целей, определение необходимых ресурсов и доведение планов до исполнителей.

Планы можно разделять по критерию длительности планового периода и по структурным составляющим организации. Все планы взаимно увязаны друг с другом и представляют из себя единую систему планов организации.

В организации существуют такие целевые установки как миссия, видение и цели. Миссия – это наиболее глобальная целевая установка, разрабатывающаяся на весь срок существования организации. Она отражает то, для чего создана и существует организация. Видение – это то, какой мы хотим видеть нашу организацию через достаточно продолжительный срок. Оно может совсем не зависеть от текущего состояния дел в организации. Цели – это наиболее конкретные целевые установки. Цели должны быть определены во времени, конкретны, адресны, достижимы и непротиворечивы.

Цели очень разнообразны, для того чтобы привести их в систему на практике можно использовать метод дерева целей. Управление по целям позволяет реализовать поставленные цели за счет гибкого использования обратной связи и четкой, постоянно уточняющейся системы целей.

Основу планирования в организации составляет стратегическое планирование. Правильно поставленное стратегическое планирование является источником всей системы планов в организации. Модель стратегического управления раскрывает взаимосвязь основных этапов: планирования стратегии, разработке на ее основе системы планов и программ и контроль реализации стратегии.

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с.

2. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: ДеКа, 2004.

3. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Роббинс С.П., Коултер М. Менеджмент, 6-е изд.: Пер. с англ. – М.: ИД «Вильямс», 2004.

5. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 2000.

6. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. — М., 1997.

Целеполагание и планирование в организации (стр. 1 из 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАЛЕНИЯ»

Читайте так же:  Методика измерения тревожности

Целеполагание и планирование в организации

Принял: ТОМОРАДЗЕ И. В.

3. Стратегическое планирование

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

С чего начинается работа любого менеджера? Для того чтобы эффективно управлять организацией необходимо, прежде всего, иметь четкое и непротиворечивое представление о том, куда мы идем, и почему мы идем именно этим путем. Это «представление» есть результат того, что принято называть планированием.

Планирование – это важнейшая функция управления осуществляется путем составления планов работы организации, ее составных частей и работников. Основой в этом процессе является целеполагание – выбор целевых установок, обеспечивающих движение в заданном направлении. Стратегическое планирование задает направление для всей системы планов организации на рассматриваемый период времени.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Процесс планирования состоит из следующих стадий: установление целей, распределение ресурсов, доведение планов до работников. Планы классифицируются по длительности планового периода и уровням организационного планирования.

Постановка целей – целеполагание – является важнейшим исходным моментом планирования. Целевая функция осуществляется через ряд этапов, каждый из которых соответствует тому или иному типу целевой установки: миссия, видение, цель. Первым этапом является разработка или уточнение миссии организации, выражающей философию и смысл ее существования. Видение организации разрабатывается на конечный длительный период и отражает представление о том, какой должна стать организация по истечении этого периода.

Цели организации – это наиболее конкретное выражение миссии и видения в форме, доступной для управления процессом ее реализации. Постановка этих целей осуществляется в соответствии с выработанными теорией и практикой управления принципами. Существует множество различных способов классификации целей. Каждый из них описывает специфику разрабатываемых целей. Между всеми целями существует тесная связь и взаимообусловленность, что позволяет рассматривать их как систему целей организации – дерево целей.

Стратегическое планирование, возникшее в 60-х гг. XX в., постоянно развивалось. В настоящее время планирование в организации осуществляется на нескольких уровнях.

После постановки миссии, разработки видения организации и анализа стратегического профиля, необходимо определить продолжительность стратегического периода в рамках рассматриваемого видения и поставить соответствующие стратегические цели. Анализ внутренней и внешней среды позволяет сформулировать альтернативы и выбрать оптимальную стратегию развития организации на данный период.

Что понимается под планированием? Это процесс, который включает определение целей и задач организации и разработку всеобъемлющей иерархической структуры планов для объединения и координации всей деятельности компании.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, её подразделений, функциональных подсистем, отделов и служб.

Планирование не всегда рассматривается как отдельный вид деятельности. Зачастую оно рассматривается в рамках стратегического планирования и формирования стратегии. Тем не менее, стратегическое управление и планирование не охватывает само по себе все вопросы планирования.

1. Определение направления развития компании. Отсутствие единого направления делает развитие практически невозможным. В лучшем случае развитие будет проходить случайно и непостоянно, противореча планам и намерениям менеджмента.

2. Снижение влияния всевозможных изменений внешней и внутренней среды. Планы позволяют предусмотреть соответствующие изменения во внешней и внутренней среде и заранее подготовиться к негативным изменениям и максимально эффективно использовать позитивные.

3. Сведение к минимуму потерь от нерационального использования рабочей силы и ресурсов. Планы позволяют рационализировать использование всех видов ресурсов. Это следует, в частности, из того, о чем было замечено выше. Единая система планов предусматривает наиболее короткий путь к заданной цели.

4. Установление стандартов, пригодных в дальнейшем на этапе контроля. Правильно составленные планы предполагают возможность эффективного контроля их выполнения.

[1]

Планирование как процесс включает в себя следующие этапы.

1. Установка целей и задач. Этот этап связан с определением, правильной постановкой и систематизацией целей организации. Если в организации осуществляется стратегическое планирование, то дальнейшая декомпозиция основных целей уступает место разработке стратегии.

2. Разработка стратегий, программ и планов для достижения целей. Стратегия, как способ и средство достижения поставленных целей определяет дальнейший процесс планирования. На этом этапе уточняются цели и задачи, формируются способы их достижения

3. Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам. Эта стадия процесса планирования, как и следующая,представляют собой непосредственную границу, собственно, планирования и организации выполнения планов. Здесь определяется материальная сторона дела.

4. Доведение планов до всех, кто их должен выполнять, кто несет ответственность за их реализацию. Это необходимое условие успешного планирования. На практике много планов не выполняется правильно именно по причине искаженных или отсутствующих представлений работников организации о средствах и способах достижения поставленных целей. Этот этап граничит с функцией мотивации.

Многообразие целей организации приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. Классификация всей совокупности планов организации производиться по длительности планового периода и по структурным составляющим организации.

По длительности планового периода различают стратегические, тактические и оперативные планы.

1. Стратегические. Эти планы связаны с разработкой направлений развития организации и стратегическими целями. Подробно о стратегическом планировании пойдет речь ниже. В данном случае планирование охватывает период времени, как правило, 3–5 лет.

2. Тактические. Тактические планы составляются на среднесрочный период, примерно до 1 года. Выполнение тактических планов необходимо для реализации стратегических планов.

3. Оперативные. Этот вид планов связан с ежедневной работой, постановкой оперативных задач, выполнением, анализом ситуации и т.д.

По структурным составляющим организации планы разделяют на планы по организации в целом, планы структурных единиц и функциональных подсистем.

1. Планы по организации в целом. Такие планы разрабатываются высшим менеджментом организации и обязательны к выполнению всеми ее подразделениями

2. Планы структурных единиц. Это могут быть планы независимых бизес-единиц, центров прибыли, более или менее самостоятельных подразделений организации, определяющих самостоятельно направления реализации общих планов организации.

3. Планы функциональных подсистем. Это низший уровень организационного планирования. В этом случае планы составляются по функциональным подсистемам организации – таким как производственная, финансовая, сбытовая и т.п.

Таким образом, планирование является необходимой стадией процесса управления. Оно позволяет определить направление развития компании, снизить затраты и рационализировать использование всех ресурсов в организации. Ядром планирования является целеполагание. Помимо целеполагания, процесс планирования включает разработку стратегий, программ и планов реализации поставленных целей, определение необходимых ресурсов и доведение планов до исполнителей.

Планы можно разделять по критерию длительности планового периода и по структурным составляющим организации. Все планы взаимно увязаны друг с другом и представляют из себя единую систему планов организации.

Целеполагание – установка целей, основа планирования. Существует 3 типа целевых установок: миссия, видение и, собственно, цель.

Миссия определяет то, для чего создана и существует организация, придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Миссия – это заявление, отражающее интересы общества, владельцев и персонала предприятия, дающее общее представление о сфере деятельности, общих принципах работы и т.п.

Миссия – смысл существования организации.

Потребность в определении миссии организации появилась в 70-х годах, когда нужно было кратко охарактеризовать организацию и ее основные отличия от других, когда нужно было найти исходную точку стратегии организации. Введение этого понятия в широкий оборот обусловлено следующими основными причинами:

1) повысилась роль общественного, государственного политического и др. контроля над деятельностью организаций;

Читайте так же:  Самооценка младших школьников

2) владельцы организаций осознали, что только их цели или только прибыль не могут более быть основной целью организации;

3) в условиях перенасыщенного рынка от организации потребовалось определение ее «индивидуального лица»;

Целеполагание (построение цели)

Поскольку управление являетсяцеленаправленным воздействием, то прежде чем осуществить какой-либо план, программу, определить пути и методы решения тех или иных социальных, экономических или организационных задач, необходимо сформулировать цели. Здесь и нужен инструментарий в виде определённых правил.

Целеполагание – процесс создания и формирования цели, один из важнейших элементов процесса управления. В управлении производством целеполагание выступает в двух аспектах:

1) как предвосхищение результатов управленческой деятельности;

2) как конечный этап многочисленных управленческих операций, процедур, осуществляемых аппаратом управления конкретного предприятия.

Целеполагание происходит в единстве со средствами и в сопоставлении с достигнутыми результатами, что необходимо для переформулировки цели, её уточнения, выдвижения новых целей.

Правила целеполагания. Ими являются:

1) описание ситуации, требующей вмешательства (действий) органа управления по наиболее существенным параметрам управляемого объекта;

2) выбор в качестве общей, базовой (исходной) или глобальной целиглавного направления деятельности;

3) формулирование цели как желаемого результата, а не процесса (например, цель – проект здания, а не разработка проекта);

4) декомпозиция, т.е. разбиение цели на составляющие подцели;

5) рассмотрение подцели (наряду с другими подцелями) каксредства достижения цели;

6) постановка подцелей как задач или заданий перед подчинёнными звеньями;

7) исключение постановки альтернативных или противоречивых целей;

8) переформулирование подцелей, если в первоначальной формулировке они адекватно не воспринимаются (подчинёнными);

9) установление для каждой цели (подцели) критериев её достижения;

10) установление для каждого органа управления одной главной цели, за достижение которой он ответственен перед руководством организации.

Иерархия целей («дерево целей»). В силу закона иерархии (или пирамиды) системы способны расчленяться на составляющие по уровням (ступеням) от самого сложного до элементарного простого. Это относится и к социально-экономической системе, какой является предприятие с его известными уровневыми составляющими (собственно предприятие, цехи, производственные участки, рабочие места).

На каждомуровне предприятия, образованном по производственному признаку, создаётся орган управления, который устанавливает цели-задания для нижестоящего уровня (руководство предприятия ставит цели перед цехами, цели – перед производственными участками, а последние – перед отдельными рабочими). Так возникает иерархия целей, или «дерево целей» (по сходству картины-рисунка разветвления с деревом).

«Дерево целей» –это графическое представление взаимосвязей и соподчинённости целей и задач одной или нескольких систем. При этом сложные и комплексные цели расчленяются по выбранным критериям на ряд менее сложных, которые также расчленяются на подцели и задачи (подзадачи).

Покажем иерархию целей на примере системы-предприятия (рис. 5.7.1.):

Установленная цеху цель как часть генеральной распределяется между его участками, которые выполняют установленную им цель как часть цеховой цели. Производственные участки распределяют свою цель между отдельными рабочими, выполняющими установленную им цель как часть участковой цели. Иерархия целей, подобно ветвям, поддерживающим жизнь дерева, обеспечивает участие всех звеньев в реализации генеральной цели предприятия, в его успехе и развитии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8234 —

| 7893 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Часть 2. Основы коллективного целеполагания и планирования.

Коллективноецелеполагание представляется как совместное выявление и постановка группой значимых для ее жизнедеятельности и развития целей и задач. Видение перспектив в групповом взаимодействии значительно повышает творческий потенциал группы, способствует развитию коллектива и создает условия для самореализации и саморазвития каждого ее члена.

Этап целеполагания представлен в схеме 1 как шаг второй, и он тесно связан с этапом коллективного анализа, вытекает из него. В той же тесной взаимосвязи он находится с этапом коллективного планирования, является основой для эффективного планирования в группе. Этап коллективного целеполагания часто проводят вместе с коллективным анализом или коллективным планированием. Если он объединен с КА, то проводится на заключительном этапе как обобщенный анализ всех представленных мнений с целью четкого прояснения наиболее важных, значимых позиций. Заканчивается выделением целей (прояснить, изменить, наметить дальнейшее развитие, выполнить и т.д.) и конкретных задач как этапов или структурных элементов для ее достижения.

КЦ напрямую выходит на процесс мотивации. Если цель поставлена верно, понятна каждому, является значимой для всех членов коллектива, то она мотивирует деятельность всех участников и коллектива в целом (как единого организма). Чем актуальнее, четче и привлекательнее цель, тем успешнее пройдет этап планирования, подготовки и реализации, тем старательней и интенсивней школьники будут стремиться к ее достижению.

Любая деятельность начинается с осмысления того, что уже сделано, с анализа сложившейся ситуации в коллективе, определения уровня его развития: отношения ребят друг к другу и коллективу в целом, к деятельности, к общественным ценностям и т.д.

Следующий шаг – определение перспективных педагогических задач на новый период работы с коллективом.

Далее необходимо продумать, как «перевести» воспитательные задачи в задачи самого коллектива, то есть подвести самих учащихся к осознанию существующих проблем и определению задач, стоящих перед коллективом. Для этого необходимо создать в классе (школе) обстановку, помогающую от анализа реального состояния дел прийти к созданию идеала, нормы коллективной жизни.

Коллективное целеполагание осуществляется, во-первых, как этап совместной жизнедеятельности коллектива, во-вторых, как этап подготовки конкретного дела. Во втором случае он проявляется как решение о проведении дела. Традиционно используются социальные критерии при выборе дела, в личностно-ориентированной деятельности важен выбор дел значимых для личностного развития каждого. Например, в виде обсуждения вопроса «Поможет ли это дело каждому из нас что-то понять о себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?»

Целеполагание можно провести в форме беседы (группового обсуждения) или письменно (анкеты, опросник, сочинения и т.д. См. пункт 3.2.).

В процессе КЦ школьники вместе с педагогом выявляют основные проблемы класса или одно из направлений (наиболее значимое для всех) в развитии класса, или конкретное дело интересное всем. Важно, в начале, чтобы педагог создал проблемную ситуацию, в которой школьникам открылся бы факт стоящей перед ними задачи и ее актуальности (через коллективный анализ, через интригующую новую информацию, способ ее подачи — неожиданный рассказ или притчу и т.д.). Включенными должны быть все школьники, учтены интересы каждого. Возможно, что целью класса будет помощь одному конкретному ученику, но всем важно осознать ценность такого дела и принять его для себя. Идеальная ситуация, когда шаг второй прошел успешно и каждый из школьников осознал коллективные цели, почувствовал их значимость и взял на себя ответственность за их выполнение.

Цели одного и того же дела для детей и для педагога различны. Учитель должен видеть глубже, в целом оценивать воспитательное значение отдельного дела, встроить его в ряд воспитательных задач, стоящих перед ним, постараться увидеть ценность дела не только для коллектива, но и для личностного роста отдельного школьника.

Коллективный анализ и коллективное целеполагание актуализируют проблемы коллектива и проявляют стоящие перед ним задачи, а коллективное планирование является заключительным этапом и выводит группу на определение конкретных действий (коллективных дел, индивидуальных поручений. самостоятельной работы и т.д.), которые позволили бы решить возникшую проблемную ситуацию или реализовать намеченную коллективную цель.

Читайте так же:  Основанием для выделения коучинга служит

Коллективное планирование – совместное обсуждение и выбор конкретных дел на определенный период времени, позволяющих решать намеченные коллективом цели и задачи.

Педагогу важно быть на шаг впереди, стимулировать и направлять процесс коллективного планирования, проявлять его значимость именно на данном этапе жизни коллектива. Вместе с тем, он должен учитывать личность школьника, помочь каждому осознать себя в коллективной деятельности (Как я могу помочь коллективу? Как я могу себя в нем реализовать? и т.д.), включить каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей, интересов. склонностей, способностей и возможностей. Для этого, на этапе КП наряду с сохранением общей идеи, нужно подчеркнуть интересные авторские предложения, спланировать работу творческих групп и определить индивидуальные поручения с учетом интересов и стремлений отдельных участников.

Чтобы школьникам создать условия для проявления своих идей и предложений, предоставьте им право выбора: работать в группе или самостоятельно, представлять групповой проект дела или свой альтернативный. На этапе КП можно совмещать групповую, индивидуальную и коллективную формы работы. Постарайтесь не упустить любую инициативу, идущую от детей (особенно пассивных), дайте им возможность побывать в различных позициях и ролях (аналитик, критик, секретарь, творческий мыслитель, рационализатор, мечтатель, и т.д.). Поддерживайте альтернативные «бредовые идеи», так как они могут проявиться в очень интересных элементах дела и «оживить» его.

Каким должен быть первый шаг коллективного планирования? В установочной «стартовой беседе» педагог увлекает ребят перспективой совместной деятельности, интересных и полезных дел. Это могут быть методы и приемы:

Увлечение радостной перспективой — это те важные и личностно значимые события, которые ждут человека в ближайшее время. Этим средством возбуждается и укрепляется радостное ожидание того, что будет, что можно сделать хорошо для других и себя. Приемы: «Давайте помечтаем», «Давайте попробуем», «Представим себе, что …».

Увлечение добрым делом. Этим средством пробуждается чувство радости от возможного доброго дела, своей необходимости другим людям.

Увлечение творчеством. Приемы: «Давайте подумаем, как сделать наши дела интересными, необычными, оригинальными, неожиданными», «Все дела творчески — иначе зачем?»

Увлечение борьбой с трудностями. Этим методом инициируется стремление к преодолению трудностей, проверке своих сил, испытанию, формированию силы воли и выносливости. Потребность в экстремальных ситуациях, риске, возможности испытать себя особенно актуальна для подросткового возраста.

Увлечение красивым, гармоничным и прекрасным в природе, в искусстве, в мире, в человеке.

Увлечение необычным, таинственным, загадочным: «Почему?» «Что за этим скрывается?» «Кто разгадает тайну» «Самое таинственное на свете..»

Увлечение смешным, веселым.

Таким образом, «стартовая беседа» строится как увлечение перспективой полезных дел, как поиск наилучшего решения жизненно-практических задач, для чего ребятам предлагаются различные варианты дел для примера и на выбор. Педагогу заранее необходимо продумать перечень дел с кратким описанием их, особенно, если планирование проводится впервые или коллектив достаточно «рыхлый».

Идет обсуждение вопросов, которые помогают детям в планировании, побуждают их творческую мысль:

Что сделаем? (Какие коллективные творческие дела?).

Для кого? Варианты: для своего коллектива, для отдельного члена коллектива, для школы, для другого класса, для своих родных, для малышей, для окружающих людей, для родного края и т.д.

С кем лучше провести это дело?

Как организовать подготовку?

Кому доверить руководство делом (совет коллектива, совет дела, творческая группа, инициативная группа)?

При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с ребятами, отвечают на все вопросы. Тон разговора – доброжелательный, заинтересованный.

Планирование жизни коллектива может быть сжатое – сразу на общем сборе-старте, или развернутое – с предварительной беседой классного руководителя, с проведением письменного опроса, с дополнительным этапом коллективного анализа и целеполагания, с разведкой интересных и полезных дел и другими приемами коллективной организаторской деятельности, которые можно использовать учителю для того, чтобы разбудить мысль детей, их инициативу. План жизни коллектива или отдельного дела будет выполняться только в том случае, если идеи дел исходят от самих ребят и каждый член коллектива становится активным участником планирования.

Приемы организации коллективного планирования.

Творческий конкурс между микрогруппами на лучшее предложение к плану класса, школы. Защита проектов, предложенных микрогруппами.

«Анкета мнений и предложений». Ребятам могут быть предложены такие вопросы: Назови лучшие дела класса (школы) за прошлый год, что тебе в них понравилось, в чем принимал активное участие? Самые неудачные дела, в чем причина неудач? Твои предложения к плану на новую четверть (год), что сделать, что узнать нового, кого пригласить? За какое дело возьмешься в качестве организатора?

Спецвыпуски классных, школьных газет. Например: «Мое предложение!», «Каким быть нашему классу?», «Предлагают творческие группы!», «Что делать?» и т.д.

Тематические задания по планированию для творческих групп, объединяющих детей по интересам. Пусть коллекционеры придумают свои дела, художники –свои, туристы — свои, спортсмены – свои. Из таких предложений и сложатся общие дела класса, отряда, группы.

Защита дела. Группы ребят, отдельные участники готовят свой нестандартный проект главного дела года и защищают его при всех, доказывая, аргументируя, отвечая на вопросы.

Час вопросов и ответов. Ребятам предлагается задать любые вопросы на любые интересующие их темы. Самые интересные и сложные из них могут стать темой диспута, беседы, вечера.

Копилка интересных предложений («банк идей»). В классе вывешивается ящик по типу почтового или конверт для предложений и вопросов.

Разведка интересных и полезных дел. «Разведка» потому, что группе детей дается коллективное задание что-то найти. узнать, разведать. Задание группам определяет классный руководитель или совет класса (дела).

В связи с тем, что коллективное целеполагание и планирование тесно взаимосвязаны, конкретные формы проведения часто включают в себя оба этих этапа и поэтому описаны вместе в части 3.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Разделение форм проводится: во-первых, как планирование жизнедеятельности коллектива на большой срок – 3.4, во-вторых, целеполагание и планирование отдельного дела – 3.5. В разделе 3.2. даны наиболее общие формы коллективной работы, которые могут быть использованы на всех этапах коллективного взаимодействия.

Источники


  1. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.

  2. Руденко, А. М. Психология делового общения / А.М. Руденко. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2016. — 264 c.

  3. OZON. От секса к сверхсознанию. Беседы о запретном и дозволенном (2 шт.) (1183). — Москва: РГГУ, 2016. — 201 c.
  4. Вулфолк, Джоанна Медовый месяц на всю жизнь / Джоанна Вулфолк. — М.: ИнтерДайджест, 2007. — 256 c.
  5. Матвеева, Наталья Освобождение от иллюзий. Легкие шаги к жизни-мечте. Счастье быть женщиной (комплект из 3 книг) / Наталья Матвеева , Римма Хоум , Маруся Светлова. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 816 c.
    Методы целеполагания и планирования
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here