Моторная алалия у ребенка

Полезный материал на тему: "Моторная алалия у ребенка" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Моторная алалия у ребенка

Моторная алалия – одна из разновидностей алалии, которая имеет обширную симптоматику и встречается достаточно часто. Характерным проявлением становится неспособность ребенка говорить – частично или полностью. Причиной такой болезни становится травмы и серьезные инфекционные заболевания, которые перенесла мать ребенка во время беременности или сам малыш в первые три года жизни.

Чаще всего малыш имеет нормальный слух и развитый на свой возраст интеллект, однако отсутствие способности говорить все же мешает ему полноценно развиваться. Малыш имеет минимальный словарный запас и как-бы живет в своем мире, где говорит на собственном языке, не понятном для окружающих.

Почему появляется моторная алалия?

Причины моторной алалии достаточно разнообразны. Среди наиболее основных выделяют следующие:

1. Интоксикация плода.
2. Внутриутробные менингиты и энцефалиты.
3. Асфиксии.
4. Родовые травмы различного характера.
5. Болезни раннего детства, которые имеют отягощающие последствия для головного мозга.
6. Врожденные отягощения различного типа.
7. Неблагоприятные условия развития.
8. Отсутствие нормального педагогического воспитания.

Следует понимать, что моторная алалия носит не временный характер. Она представляет собой нарушенный процесс формирования речи, который происходит на фоне патологического развития центральной нервной системы. При этом отдельные проявления алалии похожи на нормальное развитие ребенка, поэтому нередко заболевание диагностируется на поздних стадиях и возможность его полного излечения отсутствует.

Симптоматика заболевания

Моторная форма алалии часто именуется сложным синдромом, который имеет проявления, как речевого, так и неречевого типа. Все это делает симптоматику весьма неоднозначной, позволяя выделить языковые нарушения. Речевая симптоматика обычно представлена наличием языковых возможностей, но неумением их использовать. При этом все нарушения больше фонематические, то есть дети не умеют подбирать звук, который необходимо сказать в конкретной ситуации. В особенности часто в речи встречаются элизии, персеверации, парафазии.

Можно наблюдать нарушения смысла и содержания речи. В пассивном словаре у детей может иметься значительный запас слов, но они не используются. Чаще всего преобладает предметный словарь – существительные в именительной форме, так как понимание глаголов отсутствуют. нередко дети заменяют одни слова другими, которые близки по составу. К примеру, вместо слова стул они могут говорить стол. Может встречаться и контаминация, когда части двух разных слов объединяются в одно.

Неречевая симптоматика также ярко выражена. К ней относят следующее:

[3]

1. Оральная апраксия.
2. Проблемы с мелкой моторикой.
3. Минимальная мозговая дисфункция.
4. Вегетативно-сосудистые изменения, которые ярко проявляются.
5. Неловкость в общем.
6. Проблемы с равновесием и координацией.

Отдельно можно выделить симптоматику психопатологического типа. К ней относят проблемы с программированием собственных действий, неловкость самопроизвольных действий, речевой негативизм, отставание психического развития, проблемы с формированием психических функций, заторможенность, низкая адаптация к окружающим условиях, агрессивность, замкнутость и обидчивость.

При наличии всех этих симптомов требуется диагностика и консультации специалистов. Они смогут поставить диагноз и разработать индивидуальную программу лечения. Она будет включать в себя медикаментозное лечение, работу с логопедом, психологом и коррекцию различными методиками, включая общение с животными, водолечение и многое другое.

Моторная алалия у ребенка

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
АЛАЛИЯ:
  • Сенсорная алалия
  • Моторная алалия
  • Сенсомоторная алалия

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ:

  • Перепады настроения
  • Повышенная утомляемость
  • Нарушение памяти
  • Снижение работоспособности
  • Скудность словарного запаса
  • Заторможенность
  • Гиперактивность
  • Нарушение мелкой моторики
  • Малоподвижность
  • Рассеянность
  • Усиленная жестикуляция
  • Трудности в распознавании речи
  • Отсутствие речи
  • Воспроизведение бессмысленных наборов звуков и слов
  • Повышенная восприимчивость к звукам
  • Неправильное окончание слов
  • Неясное воспроизведение звуков
  • Ярко выраженная мимика
  • Неправильное соединение двух слов в одно
  • Пропуск букв в словах

Сенсомоторная алалия – расстройство речи у детей, представленное в грубой форме. При этом речь может отсутствовать полностью или частично в зависимости от формы поражения, а также степени. Дефект становится следствием поражения корковых центров головного мозга. Именно они отвечают за речевое развитие ребенка, его нормальный функционал. Появиться болезнь может еще на этапе внутриутробного развития или на протяжении первых трех лет жизни.

Симптоматика и проявление

Сенсомоторная алалия представляет собой несформированность речевого функционала на достаточно глубоком уровне. При это в большинстве случаев удается диагностировать проблему еще в дошкольном возрасте, когда удается скорректировать ее развитие и обеспечить ребенку нормальную последующую жизнь. Заболевание может быть системным или обширным. Другими словами, нарушение касается сразу всех компонентов речи и проявляется достаточно специфично.

Выделяют несколько признаков, которые становятся наиболее типичными для сенсомоторной алалии. Среди них выделяют следующие:

1. Минимальный словарный запас.
2. Позднее формирование речевого функционала.
3. Нечленораздельное произношение, проблемы с произношением.
4. Проблемы слоговой структуры.

Патология имеет ярко выраженное проявление. Чаще всего выделяют резкое или внезапное отсутствие речи экспрессивного или импрессивного типа. После этого обычно родители и решаются на посещение специалиста для постановки диагноза.

Симптоматика проблемы

Симптоматика проблемы представлена различными проявлениями. Среди основных можно выделить следующие:

1. Проблемы с координацией.
2. Дефекты мелкой моторики.
3. Неловкость.
4. Проблемы с самостоятельным обслуживанием, к примеру, застегивание пуговиц или завязывание шнурков.
5. Нарушение внимание, реакции, памяти, концентрации.
6. Гиперактивнось или инертность и повышенная утомляемость в зависимости от ребенка, характера повреждения.
7. Понимание чужой речи, но не возможность выполнения самостоятельной речи.
8. Запаздывание формирования речевых навыков.
9. Невозможность повторять за другими людьми.
10. Заикание.
11. Проблемы с артикуляцией.
12. Малый запас слов.

Также можно выделить и неврологические проявления. Это может быть непонимание обращенной речи, высокая речевая активность, но разговаривает малыш на «собственном» языке, грубые нарушения фонематического слуха.

Само заболевание может быть, как сенсомоторной, так и моторносенсорной. Конкретные отличия заключаются представлены симптоматикой в большей степени сенсорной или моторной форме.

Коррекция и прогноз

Читайте так же:  Анорексия причины и лечение

Малыш с расстройством нуждается в обязательной помощи логопеда, невролога и психолога. Лечение обязательно должно быть комплексным, основанным на медикаментозной терапии, логопедической и психологической коррекции. Обязательным становится индивидуальный подбор, как медикаментов, так и самой процедуры лечения. Выделяют достаточно много различных методик, среди которых следует выделить терапию с животными, водолечение.

Адекватное лечение обязательно представлено комплексным характером. При необходимости дети могут быть направлены в специализированные стационары, учебные заведения или санатории. Коррекция и ее тип напрямую зависит от формы, а также выраженности конкретной симптоматики. Может понадобиться физиотерапия, которая представлена лазеротерапией, игнорефлексотерапией, электрофонофорезом, электростимуляцией, ДМВ, магнитотерапией.

Ведется активная работа над исправлением ручной и общей моторики. Может понадобиться логопедический массаж и обучение грамоте, однако проблемы проявляются и после лечения, поэтому к ним следует быть готовыми.

Алалия у детей: что это, симптомы различных видов, лечение. Отличие от других заболеваний

Родители всегда с нетерпением ждут, когда же их малыш скажет первое слово. Бывает, что даже близнецы начинают говорить в разное время. Сравнивая своего ребенка с другими детьми, папа и мама начинают переживать, если вместо связной речи у малыша получается невнятный лепет. До 2.5-3 лет, как правило, можно относиться к этому спокойно. Но если ребенок молчит и дальше, «глотает» слова, не способен связать их в предложение, это говорит о задержке речевого развития или даже о наличии алалии – серьезного заболевания. Для коррекции такого состояния требуется помощь логопеда и психолога.

Содержание:

  • Что такое алалия
  • Симптомы алалии различных видов
    • Моторная алалия
    • Сенсорная алалия
    • Как отличают моторную алалию от сенсорной
  • Лечение и коррекция речевой функции
    • Как проводят коррекцию при моторной алалии
    • Принцип лечения сенсорной алалии

Что такое алалия

Алалией называется нервно-психическое заболевание, при котором у детей не развивается речь. При этом ребенок старше 3 лет не может сказать слово полностью, составить предложение, путает звуки, меняет их местами. Он не способен общаться с окружающими, хотя у него нормальный слух, отсутствуют отклонения в умственном развитии.

Заболевание возникает из-за нарушения передачи импульсов между органами речевого аппарата и соответствующими центрами головного мозга. Возникает так называемая «мозговая дисфункция», вызванная замедленным созреванием нервных клеток.

Причиной заболевания являются:

  • нарушения, возникающие в период внутриутробного развития плода, такие как гипоксия (кислородное голодание), заражение плода инфекцией через кровь матери;
  • состояние, при котором у будущей матери возникает угроза выкидыша, недостаточное поступления в организм плода питательных элементов или интоксикация вредными веществами;
  • наличие у женщины при беременности позднего токсикоза;
  • травмы живота у беременной (при этом возможно возникновение у ребенка повреждений мозга);
  • наличие у будущей мамы гипертонии или сердечной недостаточности;
  • осложненное протекание родов (недоношенность, травматизация, асфиксия, использование акушерских инструментов).

Кроме того, причинами возникновения алалии у детей могут быть заболевания (менингит, энцефалит, краснуха) или травмы головного мозга, возникшие в возрасте до 3 лет. Важную роль играет наследственность и условия, в которых растет и развивается ребенок.

Нарушение активности речевых центров головного мозга может быть последствием перенесенного в раннем возрасте рахита. Такое осложнение может возникнуть при частом заболевании малыша ОРВИ или после продолжительной пневмонии. Способствовать развитию алалии может воздействие наркоза при проведении каких-либо операций.

Конечно же, одну из главных ролей в возникновении у ребенка подобного нарушения развития является неспокойная психологическая обстановка, в которой пребывает беременная женщина. Крайне вредным фактором является курение будущей матери, употребление алкоголя и наркотиков.

Малыш при таком заболевании не является умственно отсталым, но алалия может стать причиной задержки развития интеллекта, а также значительно затрудняет социальную адаптацию, становится причиной неврозов.

Примечание: Алалию иногда путают с афазией. Отличие состоит в том, что алалия – это изначальная неспособность ребенка научиться говорить, а афазия – это состояние, при котором он перестает разговаривать уже после того, как говорил нормально.

Алалия не имеет никакого отношения к аутизму – заболеванию, при котором у ребенка отсутствует интерес к общению с другими людьми и эмоциональное восприятие происходящего вокруг него.

Видео: Как проявляется алалия

Симптомы алалии различных видов

Признаки проявляются у детей примерно в 2-летнем возрасте, когда они начинают более активно общаться с окружающими людьми и выражать свои желания с помощью отдельных звуков или слов. Ребенок, у которого речевые центры мозга развиты нормально, как правило, в 3-4 года очень «говорлив», охотно и осмысленно повторяет простые слова, постепенно запоминает их и пытается формировать из них отдельные фразы.

При наличии речевой патологии малыши отличаются своим особым поведением и неспособностью к обучению. Причем эти отличия могут быть заметны больше или меньше в зависимости от степени и вида нарушения мозговой деятельности.

Различают следующие виды: моторную и сенсорную. Их проявления связаны с возникновением патологий в совершенно разных речевых центрах мозга. Иногда встречается смешанная форма заболевания.

Видео: Что такое сенсомоторная алалия. Методы лечения

Моторная алалия

Заболевание возникает в результате недоразвития так называемой «области Брока» (той части коры головного мозга, которая отвечает за воспроизведение речи).

При такой форме алалии у ребенка слабо развита моторика. Это выражается в следующем:

  1. Наблюдается нарушение артикуляции, то есть произнесения согласных звуков, путем слаженной работы языка, губ и зубов, а также выпускания нужного количества воздуха.
  2. Ребенок не способен производить действия, связанные с совершением сложных движений с мелкими предметами (например, застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать ботинки). Поэтому сам себя он обслуживать не может.
  3. Имеются сложности и с совершением других движений. Отсутствует способность удержать равновесие при ходьбе по бревну, прыжках на одной ноге. Ребенок не может ощутить ритм во время танца.
  4. Ему трудно сосредоточиться и сконцентрировать на чем-то свое внимание. Он не может понять грамматических особенностей языка, путает единственное число с множественным, не различает падежи, неправильно произносит окончания слов, словарный запас очень ограничен.
Читайте так же:  Помогают ли таблетки бросить курить

При заболевания такого типа малыш хорошо понимает то, что ему говорят, однако ему трудно воспроизвести нужные звуки и запомнить их последовательность. В зависимости от сложности патологии ребенок может не разговаривать до возраста 5-10 лет, иногда у подростков при отсутствии соответствующего лечения болезнь прогрессирует.

Степени развития

Различают 3 степени развития моторной алалии.

1 степень. Ребенок говорит так, что его понимают только самые близкие люди. При этом они знают, о чем он хочет сказать, понимают его жесты и мимику. Например, 5-летний малыш говорит: «Маина тютю». Это означает «машина поехала». Зачастую он не может выразить словами свои желания, раздражается, если его не понимают.

2 степень. Малыш говорит неотчетливо, но выражает свои мысли так, что окружающие могут его понять. Например, дошкольник показывает на игрушки и говорит: «Кися, мися дась боба?» (кошку и мишку дашь Вове?).

3 степень. Ребенок может говорить предложения, но строит их неправильно. Ему неведомо, как употреблять предлоги, частицы, приставки, но он хорошо понимает, когда его просят показать какой-то предмет или животное на картинке. Такую разновидность алалии не всегда можно распознать на ранней стадии. Родители уверены, что если ребенок их понимает, значит все в порядке, просто он ленится или по-детски «ломает язык». Однако надеяться, что это пройдет с возрастом, не стоит. Нервно-психическое нарушение требует специальной очень кропотливой коррекции.

Как диагностируют алалию такого вида

В случае сомнений в наличии алалии выполняется электроэнцефалография (исследование электрических импульсов, исходящих из различных участков головного мозга), проверяется уровень познаний и навыков маленького человека.

Дополнение: Прежде всего, необходимо убедиться в том, что малыш нормально слышит, что он не страдает тугоухостью.

Сенсорная алалия

Такой вид заболевания возникает вследствие поражения «области Вернике» головного мозга, ответственной за понимание речи. У малышей с таким заболеванием нет проблем со слухом и произнесением звуков, но при этом они не осознают связи между звучанием и смыслом слов. Поэтому они фактически не понимают речи, а поэтому и не могут ее воспроизводить.

Последствием этого является трудность общения с другими людьми, расстройство личности, искаженное восприятие действительности, отставание в развитии умственных способностей. Иногда при такой форме алалии у ребенка ему ставят ошибочный диагноз «аутизм» или «олигофрения». При этом проводится совершенно несоответствующее лечение.

При сенсорной алалии у малышей проявляются следующие симптомы:

  1. Отсутствие реакции на изменение частоты и громкости звуков (акустические раздражители).
  2. Существование больших проблем с запоминанием слов.
  3. Непонимание значения выученного слова, неспособность сознательно использовать его.
  4. Улучшение понимания речи в какое-то определенное время суток. У некоторых детей это происходит утром, после того как мозг отдохнул. Днем по мере того, как возрастает утомление, восприятие ухудшается. Другие дети, наоборот, бывают более заторможенными с утра вследствие особенностей работы мозга.
  5. В отличие от слабослышащих детей, которые понимают лучше, если с ними говорят громче, больные сенсорной алалией одинаково не понимают как тихую, так и громкую речь. Даже наоборот, спокойную тихую речь ребенок воспринимает лучше, тогда как громкий разговор или окрик приводит к торможению мозгового центра и полной потере восприятия.
  6. Повышенная восприимчивость к звукам, на которые обычно не обращают внимания: например, шуршание бумаги, шелест листьев. У детей-алаликов эти звуки вызывают появление неприятных ощущений. Они могут жаловаться на боль в ушах, плакать.

Ребенку с таким заболеванием свойственно стремление бесконечно повторять знакомые слова, смысл которых ему не понятен. В словах он пропускает слоги, группирует их с посторонними. Его речь понять совершенно невозможно, так как в ней нет смысла.

Как отличают моторную алалию от сенсорной

Общим симптомом, по которому родители могут заподозрить у своих детей наличие алалии, является отсутствие заметного прогресса в развитии речи и освоении навыков речевого общения после достижения им 3.5-4 лет.

Основные отличия между различными видами заболевания

Моторная алалия у детей

Это результат задержки развития языка из-за проблем когнитивных функций (необходимые для развития языковых функции). Этими показателями являются: уровень понимания речи, развитие невербальных познавательных функций, уровень развития социальных представлений и звукопроизношение (последнее – функция слухоречевого перцептивно-моторного контура мозга — управление).

В некоторых исследованиях, где основное внимание уделялось детям с тяжелыми проблемами понимания, возникал вопрос: «Трудности в понимании являются слуховыми или исключительно лингвистическими нарушениями?»

Диагноз моторная алалия стремительно набирает обороты среди неврологов и логопедов. В проведенных клинических исследованиях выявленный диагноз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (в соотношении 4:1). Причина этой связи пока не известна. Никакой связи с генами в половых хромосомах не обнаружено.

Моторную алалию принято характеризовать по признаку «ребенок все понимает, но не говорит». К сожалению, это неверная трактовка. Ребенок с моторной алалией так же может иметь проблемы в понимании речи, инструкций.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Речь — это язык в действии. Что такое язык?

Язык — это сложная знаковая система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи неразрывно связан в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное. Язык образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует.

По определению В. А. Ковшикова, моторная алалия — это расстройство языка, которое характеризуется нарушением (в онтогенезе) усвоения в экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования. В процессе порождения речи это проявляется в невозможности или разладе производства грамматических, лексических и фонематических операций при полной или относительной сохранности смысловых и моторных (артикуляторных) операций.

Языковая задержка отличается от задержки речи тем, что в коррекции языковой задержки мы не занимаемся развитием механических и двигательных аспектов речевого производства. То есть, коррекция не строится на развитие артикуляции. Логопедический массаж в данном случае не будет продуктивным, равно как и артикуляционная гимнастика.

Читайте так же:  Что делать чтобы стать богатым

Говорение (осуществление речевых высказываний в звуковой форме) — это двухэтапный процесс.

Первый этап — кодировать сообщение в набор слов и конструкций предложений, которые передают требуемый смысл, — то есть на язык.

Пример. Необходимо сказать, что хочешь мороженое. Нужно расставить слова в таком порядке, чтобы передать именно этот смысл. То есть, не «где мое мороженое», не «я хочу холодное», не «хочу лед». Нужно подобрать слова. Это процесс поиска слова.

На втором этапе — язык переводится в моторные команды, которые управляют артикуляторами (органами и структурами, такими как: легкие, голосовые связки, рот, язык, зубы и т.д.). Таким образом появляется речь, то есть устно выраженный язык.

Чтобы язык формировался правильно и ребенок мог начать говорить, необходимо фонологически обработать услышанное.

Понятия нарушения речи и нарушения языка оторваны друг от друга.

Ребенок может иметь задержку в речи (т.е. не в состоянии создавать понятные звуки речи), но не задерживается на языке, например при дизартрии или заикании.

Однако, ребенок с задержкой языка, как правило, еще не способен оформить свою мысль. Следовательно, у него будет большая вероятность задержки речи.

Языковые задержки являются наиболее частыми задержками в развитии и могут возникать по многим причинам.

Задержка может быть связана с тем, что ребенок является «поздней пташкой» (индивидуальная особенность). Но важно знать, что ЗРР может маскироваться и под серьезную проблему.

  • Потеря/снижение слуха
  • Медленное развитие (индивидуальные особенности). У ребенка медленно созревает определенные мозговые структуры или имеется дисплазия мозга.
  • Интеллектуальная недостаточность
  • Психосоциальная депривация — ребенок не достаточно времени общается со взрослыми. Стоит отметить: исследования по раннему развитию мозга показывают, что младенцы и малыши остро нуждаются в непосредственном взаимодействии с родителями и другими близкими людьми/воспитателями для здорового роста мозга и развития соответствующих социальных, эмоциональных и когнитивных навыков.
  • Расстройство гиперактивности и дефицита внимания
  • Аутизм. Имеются убедительные доказательства того, что аутизм связан с задержкой языка.
  • Синдром Аспергера. Находится в аутистическом спектре, однако, не связан с задержкой языка.
  • Селективный мутизм — ребенок просто не хочет говорить.
  • Генетические аномалии. В 2005 году исследователи обнаружили связь между выразительной языковой задержкой и генетической аномалией: дублированный набор тех же генов, которые отсутствуют у страдающих синдромом Вильямса-Беурена.

Основной клинический симптом моторной алалии– нарушение перехода от наблюдаемого объекта, воспоминания, ощущения, мысли или идеи к произнесению слова, повествованию и в целом к вербальной̆ экспрессии, а также к внутренней̆ речи.

Артикуляция, построение фраз, кратковременная вербальная память, слуховое восприятие и навыки понимания речи могут нарушаться в различной̆ степени и влиять на клиническую картину в целом.

  • позднее языковое обучение и длительное молчание
  • «сломанная» речь (нарушение слоговой структуры)
  • отсутствие лексики
  • проблемы с синтаксисом
  • понимание речи затруднено
  • проблемы в изучении
  • нарушение внимания
  • когнитивные расстройства с психомоторной задержкой
  • недостаточное понимание глаголов

Дети с моторной алалией (правильно воспринимающие явления) не могут выразить мысль в экспрессивной речи или выражают ее в неправильной языковой форме. У них имеется нарушение в операции поиска слова.

В чем это выражается? Ребенок может все правильно показать на картинке, при этом с подбором слов возникают проблемы. Как следствие, вместо «щека» ребенок говорит «голова», вместо «ванна» — «мыться».

[2]

Примеры поиска слов у детей с алалией (косой скобкой отмечены паузы).

Примеры успешного поиска:

свитер → кофта / капюшон / пальто / свитер;

карусель → можно кататься, когда сядешь на любое, где тебе нравится и поедешь / карусель;

зебра → лось / не лось / дома у меня есть / зебра;

душ → вода / дождик назвать можно / не знаю / есть дома пластмассовый / это душ;

печенье → а как там / торт / не торт / пар. / папиросы что ли / карандаш что ли / торт / вафли / с чаем пьем / печенье;

дом → город / Ленинград / дом; холодильник ®дверь / шкаф / холодильник.

Примеры безуспешного поиска:

гора → камни /земля;

озеро → вода / лодка

щеки → лицо / красные / красные / ноги / руки /лицо;

петух → курица / гребешок / гребешок / гребешок / золотой гребешок / гребешок / курочка ряба / гребешок / золотой гребешок.

Степень нарушения в разных областях языка (грамматика, слоговая структура слова, лексика) может варьироваться от ребенка к ребенку. Дети могут иметь разные комбинации проблем. Рассмотрим их подробно.

Грамматика

Способность ребенка употреблять слова в правильном падеже, склонять слова, сочетать с числительным: «Кого ты поймал?» — «паукА, мухУ», «два яблокА».

Ребенок с нарушением может сказать «Я прыгаю сюда», вместо «Я прыгнул сюда». Или «Карандаш на обуви синим». Людям бывает трудно понять смысл сказанного. Из-за нарушенного порядка слов и затрудняется понимание. Что в этом предложении синее, обувь или карандаш?

Относится к способности ребенка понимать смысл слов и как значения выражаются в сочетании слов вместе.

Дети с моторной алалией часто имеют ограниченный словарный запас и могут использовать небольшой набор слов с довольно общими значениями.

Поиск слов

Дети с нарушениями могут знать слово, но с трудом получают доступ к нему для воспроизведения.

Дискурс относится к уровню организации языка вне предложения. Ребенок с ограничениями в этом домене может иметь ограниченную способность рассказывать историю или описывать набор событий в логической последовательности.

Например. Вам говорят «роза». Вы представляете себе цветок. Вы считаете, что все девушки любят розы. Роза должна быть красной. Она символизирует любовь. Про розы пела какая-то эстрадная певица. И еще есть группа, в названии которой фигурирует это слово. Все эти смыслы, всплывающие у вас в голове, — ваш дискурс.

Устная память и обучение

Проблемы с запоминанием слов или предложений могут повлиять как на изучение нового словаря, так и на понимание длинных или сложных предложений.

Фонология- это отрасль лингвистики, связанная с тем как звуки объединяются в словах. Дети с трудностями в фонологии могут не различать определенные речевые звуки, такие как «том — дом — ком — ром — сом — ном — лом», «провел — прочел». Такие трудности не являются необычными, это часть этапа развития у малышей, но чаще они решаются к тому времени, когда детям исполняется 4-5 лет.

Читайте так же:  Виды общения ребенка

Важно отметить, что трудности с произведением некоторых речевых звуков абсолютно точно могут уменьшить разборчивость речи. Кроме того, более тонкие нарушения в распознавании конкретных звуков в словах (фонологическое осознание), могут привести к трудностям с формированием грамотности.

Проблемы с актуализацией слова

Для примера, я занимаюсь с мальчиком и он легко актуализирует достаточно сложные слова: «подбирай», «чуть-чуть», но никак не может произнести простые слова: «буду», «вода».

[1]

Дополню, что детям с алалией трудно вспоминать слова, а так же:

  • присутствуют расстройства процессов зрительной и слуховой (кратковременной и долговременной) памяти, особенно это касается произвольной памяти
  • имеется расстройство произвольного внимания
  • наблюдается речевой негативизм

Одним из сопутствующих нарушений при алалии является диспраксия.

Дети у которых хорошо развита экспрессивная речь, нормальный синтаксис и понимание, но при этом имеются трудности с четкостью в речи (с искажениями, заменами, ошибками согласования и пропусками согласных), — страдают диспраксией.

Фонологическая обработка

Обычно данный̆ синдром сопровождается коморбидными ( наличие нескольких хронических заболеваний, связанных между собой единым патогенетическим механизмом) нарушениями в двигательной сфере. В речи отсутствуют согласные звуки, может наблюдаться речь из гласных звуков. При этом дети могут жестикулировать.

Поскольку каждый ребенок индивидуальный, то степень нарушения того или иного сегмента языка у каждого своя. У кого-то могут отсутствовать явные нарушения в слоговой структуре слова, но могут быть очень большие проблемы в грамматике.

  • Используйте короткие, простые предложения.
  • Визуальное подкрепление. Часто визуальная поддержка, такая как изображения, знаки и демонстрация, может быть действительно полезна для детей с языковыми трудностями.
  • Комментируйте деятельность, а не задавайте вопросы. Естественно, что мы в разговоре задаем много вопросов. Однако для детей с языковыми трудностями отвечать на них затруднительно.
  • Не давите на ребенка и не отбивайте желание говорить.
  • Предлагайте выбор. Иногда детям с алалией может быть трудно запоминать слова. Вместо вопроса «Что ты хочешь съесть?», попробуйте спросить: «Ты будешь яблоко или банан?».
  • Для очень маленьких детей нужно показывать предлагаемые предметы, прежде чем спрашивать о них.
  • Предлагайте очевидный выбор, чтобы давать детям чувство уверенности.

Дорогие родители, если, вы заметили, что вашему ребенку сложно выражать себя, речь «не идет» то не ждите возраста трех лет. Обязательно обратитесь к неврологу, логопеду для диагностики и консультации.

Алалия у детей

Наиболее тяжелым в плане лечения и симптоматики среди нарушений речи у детей является развитие у них алалии. Алалия или отсутствие речи – это состояние, связанное с поражением головного мозга, проявляющееся отсутствием у ребенка способности к разговору. При этом таких детей необходимо отличать от детей с отсутствием слуха и детей с умственной отсталостью. В первом случае отличительной чертой детей с алалией будет реагирование ребенка на звуки, а во втором случае дети с умственной отсталостью имеют сниженный интеллект, который не восстанавливается при проведении медицинской реабилитации. У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из-за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе.

Причины алалии

Причины развития алалии у детей связаны с поражением головного мозга. Это может происходить как во время внутриутробного развития, так и на первом году жизни ребенка, когда происходит формирование головного мозга, а значит, его структуры могут быть подвержены патологическому воздействию.

Во время беременности на развитие головного мозга могут оказывать влияния различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно-плацентарная недостаточность, курение и злоупотребление алкоголем матери. Повреждения головного мозга ребенка могут наблюдаться и в период родов. В это время поражение мозга связано с развитием острой гипоксии новорожденного. Это может происходить при длительном стоянии головки ребенка в малом тазу, раннем излитии околоплодных вод, слабости родовой деятельности, стремительные роды, обвитии пуповины вокруг шеи ребенка, родовая травма, переохлаждение ребенка и отсутствие поступления питательных веществ в первые часы после родов. На первом году жизни ребенка возможно поражение головного мозга вследствие перенесенных тяжелых вирусных инфекций (менинго-энцефалита, краснухи), травматического повреждения головного мозга (ушибы, закрытые черепно-мозговые травмы).

Оптимальным сроком для постановки ребенку диагноза является возраст 2,5-3 года. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть сформированы основные словарные формы, он начинает правильно пользоваться числительными и падежными наклонениями. В более раннем возрасте алалию можно только заподозрить, так как речь ребенка в этот период еще только развивается, у некоторых детей быстрее, у других медленнее. Если у ребенка выявляются какие-либо симптомы алалии в возрасте до 3-х лет, то он должен наблюдаться у логопеда для помощи в формировании речи и, при отсутствии эффекта от лечения, для направления в специализированный детский сад.

Симптомы алалии

Для развития алалии у ребенка должно произойти нарушение деятельности в определенных участках головного мозга. Большое значение в развитии данной патологии имеет поражение двух структур больших полушарий головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти структуры головного мозга отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих. В зависимости от того, какой из центров поражается у ребенка, принято различать моторную и сенсорную алалию.

Моторная алалия связана с поражением центра Брока, отвечающего за формирование речи. Данное состояние чаще всего возникает у детей, родители которых слишком опекают своего ребенка. Эта опека может быть связана с перенесенным заболеванием в раннем возрасте либо с тяжелыми родами. Дети в таких семьях отличаются упрямством, раздражительностью, капризностью. У детей с моторной алалией наблюдается отсутствие навыков самообслуживания: они не могут сами завязать шнурки, бант, не способны самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы. Обращает на себя общее нарушение движения у детей: они не могут прыгать на одной ноге, не способны пройти по бревну, очень часто спотыкаются и падают, не могут ритмично двигаться под музыку. Для детей с моторной алалией характерно несколько уровней развития речи: от полного отсутствия речи, до наличия развернутой фразовой речи с наличием незначительных отклонений.

Читайте так же:  Как понять что у парня другая девушка

Речи детей с моторной алалией первого уровня для обычного слушателя совершенно непонятна: «тя бах» — чашка упала. Помогает разобраться в том, о чем говорит ребенок конкретная ситуация в которой произносится фраза, мимика ребенка, жесты. Чаще всего ребенок не может выразить свои чувства, сказать, в чем он нуждается, поэтому такие дети остаются вне речевого общения.

Для второго уровня развития речи при моторной алалии характерно появление возможности выражать отдельные наблюдения в более понятной для окружающих форме: «Тятя кутил сяик Кате» — Папа купил шарик Кате.

Дети с третьим уровнем речевого развития используют более развернутые высказывания, но они содержат лексико-грамматические ошибки.

Отличительной чертой моторной алалии является понимание речи, обращенной к ребенку. Он может выбрать правильную картинку с животным, которую его просят показать. Но происходит нарушение в понимании числа и падежных склонений слов. Ребенок не может разобраться, что от него просят, когда ему предлагается показать на картинках где «купается собака», и где «купаются собаки». Это объясняется тем, что дети понимают только лексическое значение слова и не могут воспринимать окончания, приставки, предлоги. Для устранения подобных отклонений необходимо проводить занятия с ребенком в специализированных детских садах и школах, так как такие дети не способны воспринимать общеобразовательную школьную программу.

Сенсорная алалия связана с повреждением центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих. В этом случае отсутствие речи у ребенка связано с тем, что он не понимает смысла услышанного слова и не может связать его с конкретным предметом. В этом случае часто происходит неправильная постановка диагноза, и таких детей зачисляют в ряды слабослышащих, хотя слух у них сохранен полностью. Очень часто при сенсорной алалии наблюдается такое явление, как эхолалия. При этом явлении ребенок повторяет только что услышанное слово. При этом вместо ответа на заданный вопрос ребенок просто повторяет адресованный ему вопрос. Так как дети не понимают адресованных им слов, то они не могут правильно выбрать картинку животного из представленных, но при этом самостоятельно показывают животное и пытаются его назвать.

Для исключения нарушения слуха при сенсорной алалии ребенка направляют к врачу сурдологу, который проводит определение слуха у ребенка при помощи специальной аппаратуры. После исключения нарушения слуха ребенка отправляют к психиатру и логопеду для назначения лечения. Для исключения умственной отсталости у ребенка проводят ряд тестов, в ходе которых ребенка просят воспроизвести какую-либо структуру по образцу. Это может быть башенка с кирпичиками разного цвета и размеров, выложенные из мозаики различные геометрические фигуры. Ребенок с умственной отсталостью не способен справится с поставленной задачей.

Дети с сенсорной алалией встречаются довольно редко, но при этом данное состояние очень тяжело поддается коррекции. Возможно только частичное улучшение состояние для подготовки ребенка к обучению в специализированных школах для детей с нарушением речи.

Лечение алалии

Одним из наиболее часто применяемых способов лечения алалии у детей является стимуляция определенных участков кожи низкочастотными импульсами тока. Эти участки кожи являются проекцией речевых зон головного мозга и при их стимуляции происходит активация нервных окончаний. Однако данный способ лечения не имеет научно-обоснованной базы и при применении только данного способа для лечения детей не оказывает никакого терапевтического эффекта, поэтому применение нейростимуляции речевых зон не всегда обосновано.

Наиболее приемлемый способ лечения – это логопедический массаж, направленный на стимуляцию мышц, участвующих в процессе формирования звуков (мышцы языка, губ, щек). Для этого проводят непосредственный массаж этих мышц при помощи пальцев или специальным зондам или проводят с ребенком специальные упражнения: поднять язык вверх и удерживать его в этом положении, надувать щеки, вытягивать губы в трубочку.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нельзя забывать и про физиотерапевтическое лечения. У детей может применяться лазеротерапия, магнитотерапия, водолечение, для старших детей возможно применение иглорефлексотерапии. Физиотерапевтическое лечение проводится курсами. Назначение данных процедур на постоянной основе недопустимо.
Процесс лечения очень длительный и требует хорошего знания данной патологии логопедом, который занимается коррекцией речи у ребенка. Чаще всего лечение проводят в специализированных детских садах и школах для детей с нарушением речи.

Источники


  1. Чернова, Г. Р. Психология общения / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. — М.: Питер, 2013. — 240 c.

  2. CD-ROM (MP3). Гипнотизм и психология общения. — Москва: РГГУ, 2018. — 179 c.

  3. Макарова, И. В. Психология. Учебное пособие / И.В. Макарова. — М.: Юрайт, 2015. — 238 c.
  4. Мастюкова, Е.М. Профилактика и коррекция нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов / Е.М. Мастюкова. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 120 c.
  5. Жикаренцев, Владимир Движение Любви. Мужчина и Женщина / Владимир Жикаренцев. — М.: Эксмо, Валери СПД, 2016. — 192 c.
    Моторная алалия у ребенка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here