Направления психологического консультирования

Полезный материал на тему: "Направления психологического консультирования" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Понятие и направления психологического консультирования

Психологическое консультирование — профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. П. к. можно определить также как специфические отношения между людьми, при которых возможен способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы. П. к. помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия правильных решений и совершения целенаправленных действий.

Цели и задачи П. к.: эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента; расширение сознания и повышение психологической компетентности клиента; изменение отношения к проблеме; повышение стрессовой и кризисной толерантности; развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения; повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира.

Консультирование может быть индивидуальное и семейное, контактное и дистантное (с использованием технических средств связи, например, — «телефон доверия»).

Этапы проведения П. к. включают:

а) установление консультантом психологического контакта с клиентом;

б) предоставление клиенту возможности выговориться;

в) предоставление клиенту эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации;

г) совместная с клиентом переформулировка его проблемы;

д) заключение контракта (обсуждение организационных аспектов и доли ответственности клиента и консультанта, выявление и коррекция нереалистичных ожиданий клиента);

е) формирование альтернатив решения проблемы;

ж) выбор оптимального с точки зрения пациента решения;

з) закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения; и) завершение консультирования с предоставлением пациенту права повторного обращения при необходимости либо назначение катамнестической, поддерживающей встречи.

Консультирование может быть проведено в течение одной встречи (продолжающейся 2—3 часа) или в течение 2—5 встреч (по 1 часу с интервалами от одного дня до 2—3 недель).

К основным направлениям П. к. относятся:

(1) проблемно-ориентированное консультирование, направленное на анализ сущности и внешних причин проблемы, на поиск путей их разрешения;

(2) личностно-ориентированное консультирование, центрированное на анализе индивидуальных причин проблемы, генезе деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем;

(3) решение-ориентированное консультирование, центрированное на выявлении ресурсов для решения проблемы.

Структура первого консультативного интервью в индивидуальном консультировании

Индивидуальное психологическое консультирование — это форма профессиональной психологической помощи в виде взаимодействия компетентного консультанта и клиента, базирующаяся на полном сосредоточении консультанта на уникальности клиента, проводимая исключительно только с тем, кто обратился за консультацией в ходе которой применяются адекватные методы и средства для приобретения клиентом знаний о себе, обучению связывать полученные знания с целями.

1) Разрешение насущных жизненных трудностей;

2) Развитие, социализация и самореализация личности;

3) Согласования личных и социальных интересов;

4) Выработка иных способов поведения, идентичных определённым жизненным ситуациям;

5) Выбор и принятие ответственности за него.

Классификация индивидуальной работы:

· Интимно-личностное психологическое консультирование — затрагивание человека как личность, вызывание сильных переживаний, скрываемых от окружающих

· Индивидуальное семейное консультирование — вопросы о собственной семье или о семьях близких людей (выбор супруга, построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов внутри семьи, решение текущих внутрисемейных проблем)

· Психолого-педагогическое индивидуальное консультирование — обсуждение вопросов обучения, воспитания, развития и просвещения.

· Деловое консультирование — связано с решением людьми деловых проблем (выбор профессии, организация труда и т. д.)

· Профессиональное психологическое консультирование — направлено на решение проблем улучшения профессионального просвещения, смены профессиональной деятельности после потери работы, повышение квалификации.

· Организационное консультирование (в психологии управления и менеджмента) — направлено на решение психологических проблем системы управления, руководства и т. п

Начальная консультация – это ситуация межличностной встречи двух незнакомых людей, соединенных в большей или меньшей степени по собственному желанию на постепенно разворачивающейся основе отношений «эксперт-клиент» с целью пролить свет на проблемные аспекты жизни клиента и укрепления надежды на избавление от переживаемого им эмоционального дистресса.

НАЧАЛО КОНСУЛЬТАЦИИ

· Сообщите об имеющемся в вашем распоряжении времени и назначении консультации

· Проявляйте невербальными средствами ваше расположение и внимание

· Чтобы помочь клиенту начать рассказ о причинах обращения за помощью, используйте открытые вопросы и поощрение

· Отслеживайте ваши наблюдения и реакции на клиента

· Используйте активное слушание: повторение, перефразирование и прояснение

· Определите уместную степень контроля и структурирования беседы

· Суммируйте жалобы клиента и определите главную проблему

СЕРЕДИНА КОНСУЛЬТАЦИИ

· Сосредоточьтесь на анализе главной проблемы, ее основных аспектов, контексте возникновения и истории развития проблемы

· Предложите клиенту рассказать о конкретной ситуации. Если это уместно, вместе с клиентом проанализируйте ее

· Уделяйте внимание важным темам, исследуйте их посредством вопросов, прояснения и отражения чувств

· Оцените уровень нарушения клиента

· Формулируйте гипотезы о природе затруднений клиента и запросе клиента

· Для проверки наблюдений и рабочих гипотез используйте пробные вмешательства

ОКОНЧАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

· Суммируйте содержание беседы

· Выразите ваше понимание причин обращения за помощью

· Дайте информацию или профессиональную рекомендацию

· Выразите реалистичную надежду на изменение

· Предоставьте клиенту возможность задать вопросы

· Спросите клиента о соответствии произошедшего ожиданиям

· Обсудите следующий шаг

· Дайте домашнее задание

Терапевтический контракт – это рабочее соглашение между клиентом и специалистом о целях терапии и средствах их достижения. Все вовлеченные в терапевтический процесс стороны должны четко понимать как поставленные ими цели, так и средства их достижения, поэтому контракт должен формулироваться ясным и понятным языком.

Первичный консультативный прием следует определенной логике. Он начинается с того, что клиент или семья рассказывает специалисту о причинах своего обращения за помощью и отвечает на ваши вопросы. Даже если вам нужна конкретная информация, лучше задавать открытые вопросы. Постепенно для вас становится понятна суть проблемы, которая привела к вам клиента. При этом выясняется и то, каких перемен хотел бы добиться клиент. Слушая все это, психотерапевт соотносит сказанное

Читайте так же:  Способность человека к сопереживанию

(а) с мнением тех, кто направил клиента, или других членов сообщества, которых беспокоит ситуация данного клиента или семьи;

(б) с собственными наблюдениями за клиентом или за взаимодействием членов семьи;

(в) со своими профессиональными установками;

(г) с потенциально возможными методами помощи данному клиенту, с учетом особенностей его проблемы.

Учитывая все это, профессионал начинает формулировать соответствующие цели и намечать определенные приоритеты. Он обсуждает с клиентом имеющиеся варианты, возможные цели, объясняет методы работы. Постановка целей обычно происходит в конце первого приема.

Среди наиболее важных этических принципов психологического консультирования традиционно выделяют следующие:

· Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту — «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

· Ориентация психолога на нормы и ценности клиента — психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым.

· Запрет давать советы — психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того, дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности.

· Анонимность — никакая информация, сообщённая клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям.

· Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Психологическое консультирование

В словаре А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского психологическое консультирование (ПК) определяется как один из видов оказания психологической помощи «в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений». Американская Ассоциация Консультирования определяет консультирование как применение принципов психической гигиены, психологии, развития человека в ходе когнитивных, аффективных, бихевиоральных или системных воздействий или стратегий, которые направлены на достижение психологического комфорта, личностный рост, развитие карьеры, а также на лечение патологии.

Психологическое консультирование — это новая, зарождающаяся профессия; консультанты должны иметь соответствующее образование, успешно пройти соответствующие квалификационные испытания. В своей работе психологи-консультанты опираются не на интуицию, а на знание соответствующих теорий. Консультирование может быть средством развития личности или вмешательством, способствующим адаптации клиента; оно проводится как с людьми, считающими себя благополучными, так и с людьми, имеющими значительные проблемы.

Специалист, оказывающий консультативную помощь, называется консультантом. Человек, являющийся получателем помощи – является клиентом. Сторона, выступающая инициатором консультации, оплачивающая деятельность консультанта и оценивающая его работу — заказчик. Если клиент и заказчик ­— одно лицо, психологическое консультирование осуществляется в формате двусторонних отношений, на основе консультационного контракта. Если клиент и заказчик – разные лица (например – родитель привел на консультацию ребенка), их интересы и цели могут не совпадать, и консультация проводится в формате трехсторонних отношений после согласования интересов сторон, поскольку ее цель – помощь клиенту, а не заказчику, который может иметь скрытые или явные интересы, отличающиеся от интересов клиента.

Психологическое консультирование имеет много общего с психотерапией. И тот и другое – используется для оказания помощи клиенту в преодолении психологических затруднений; при этом применяются одни и те же техники; и психологическое консультирование и психотерапия базируются на одних и тех же персонологических теориях. Р. Кочюнас считает, что если на одном полюсе воображаемой шкалы поместить психологическое консультирование, направленное на оказание помощи в решении конкретной локальной проблемы и содействие личностному росту клиента, а на другой полюс поместить психотерапию, подразумевающую фундаментальные изменения личности, повышающие уровень ее адаптированности, то каждый конкретный случай психологической помощи всегда будет находиться между этими полюсами. Таким образом, разница между психотерапией и психологическим консультированием состоит не в содержании работы, а в том, что они осуществляются разными специалистами: психотерапия – врачами-психотерапевтами, имеющими соответствующую специализацию, а консультирование – психологами, прошедшими соответствующую последипломную подготовку.

В зависимости от характера и уровня затруднения, переживаемого клиентом, можно выделить несколько уровней психологического консультирования.

Таблица. Виды консультирования и действия психолога

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Человек, обращающийся за консультацией к психологу, находится в проблемной ситуации, требующей от него какого-либо решения. Информационное консультирование заключается в передаче психологом информации, необходимой клиенту для обоснованного принятий решения. Эта информация может касаться специфических знаний о закономерностях поведения, мышления, эмоциональных переживаний, развития и изменения. При этом психолог убежден, что клиент адекватно сознает проблему и корректно ставит вопрос. Необходимо отметить, что психолог в данном случае отвечает за достоверность передаваемой информации, а клиент за то, как он ее использует. Кроме того, психолог может информировать клиента о возможностях и условиях получения той или иной помощи специалистов, работающих в соответствующих организациях. Информационное консультирование по своей структуре сходно с юридической консультацией.

Читайте так же:  Повышенная нервная возбудимость у грудничка

Проблемное консультирование направлено на сопровождение клиента в ситуации осмысления проблемы, осознания ее основных элементов, рефлексии алгоритмов принятия решения. Итогом проблемного консультирования является корректная формулировка проблемы и обнаружение возможных способов ее решения. После достижения этого результата психолог может при необходимости перейти к информационному консультированию клиента, если в этом будет необходимость.

Кризисное консультирование направлено на оказание психологической помощи в переживании личностного кризиса. Его отличительная черта в преимущественной направленности на работу с разрушающими переживаниями клиента, а не с содержанием проблемы. Успешным результатом кризисного консультирования является психологическая адаптация клиента, достижение им приемлемого уровня психологического комфорта. После достижения этого результата психолог может при необходимости перейти к проблемному консультированию клиента.

Консультирование включает в себя разные специализации в зависимости от сферы применения и требует от консультанта углубленных знаний, специфического образования и опыта. Выделяют консультирование в образовании, супружеское и семейное консультирование, консультирование по вопросам психического здоровья, реабилитационное консультирование, геронтологическое консультирование, психологическое консультирование по вопросам зависимостей и девиантного поведения, карьерное психологическое консультирование.

Психологическое консультирование может осуществляться в индивидуальном и групповом формате. Индивидуальное консультирование осуществляется как в очной форме, так и дистанционно (например, по телефону).

  • Психология. Словарь/ Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд. М., 1990.
  • Глэддинг С. Психологическое консультирование – СПб.: Питер, 2002
  • Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М.: Академический проект, 1999.
  • Васильев Н.Н., Васильева Е.А. Базовые навыки профессионального общения. Рабочая тетрадь. – Ярославль, 1987.

Рилив-терапия как новое психотерапевтическое направление в психологическом консультировании

психологические науки

  • Поляков Евгений Анатольевич , кандидат наук, доцент
  • Московский городской психолого-педагогический университет
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
  • ПСИХОДИАГНОСТИКА
  • НАБЛЮДЕНИЕ
  • РИЛИВ-ТЕРАПИЯ
  • ПСИХОТЕРАПИЯ
  • ПСИХОТЕХНИКА
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
  • МЕТОД СЛУЧАЙНЫЙ ПОПУТЧИК
  • ПРОЦЕДУРА АПРОБАЦИИ РИЛИВ-ТЕРАПИИ

Похожие материалы

Актуальность рилив-терапии

Мы полагаем, что максимальная цель психологического консультирования – помочь человеку быть синтонным (самоидентичным, полностью соответствующим самому себе как личности), помочь человеку обрести душевный покой и гармонию с самим собой, с окружающими его людьми и с окружающим миром, то есть, фактически, – обрести счастье.

Разум человека можно представить в виде гигантского мегаполиса, и в идеальной физиопсихической норме он работает отлажено и чётко, как механизм швейцарских часов. Но социальные проблемы, душевная боль, разнообразные страхи и тревоги – существенно мешают карьерному росту, создают трудности в общении с людьми, провоцируют сложности в семье и, даже, проблемы со здоровьем.

Основа психологического консультирования – это базовые методы и приёмы психологической работы с клиентами, и основополагающие психотерапевтические технологии, на которых строится вся профессиональная практическая деятельность психолога-консультанта.

На наш взгляд, в современном быстро меняющемся мире актуальны новые психотерапевтические средства, такие как рилив-терапия.

Рассмотрим часто встречающуюся «у нас» ситуацию так называемого «человека без проблем». «По жизни» он идёт улыбаясь «американской улыбкой», «задрав нос», с виду – успешный, счастливый человек, а в глубине души – в значительной степени несчастлив. При этом он, как правило, чувствует, что у него есть психологические проблемы, но для него, зачастую, эти проблемы расплывчаты, не конкретны, да и не серьезны на первый взгляд. Как прийти к психологу, если даже не можешь сказать, что тебя беспокоит?

Рилив-терапия разрабатывалась как краткосрочная глубинная терапия для клиента, пришедшего без формального запроса. Она должна была помочь человеку выговориться, освободиться от стресса, снять избыточное внимание с беспокоящих проблем. В процессе апробации, рилив-терапия показала свою универсальность при работе с самым широким спектром проблем, а благодаря тому, что она работает с максимально расплывчатым запросом, оказалась чрезвычайно клиент-ориентированной. Психолог самолично не выбирает направление работы (вопросы для переработки) с психологической проблемой клиента (не действует директивным образом), он движется, во первых, за симптомом (за психологическими проявлениями проблемы) и, во-вторых, за клиентом (за запросом клиента).

Глубинные чувства и мотивы, смысл жизни, страх смерти, неудовлетворённость жизнью, семейными отношениями, родительско-детскими отношениями, браком, мучающая ревность, предательство, чувство вины и/или стыда, неразделённая любовь, потеря родных, утрата близких . С этими запросами людей психологи работают уже сотни лет, но мы покажем, что новый психотерапевтический подход может предложить новые эффективные способы для работы с ними.

Методические приёмы рилив-терапии можно включать в терапевтическую беседу, регулируя глубину погружения клиента в терапию. При работе с детьми такое погружение может быть минимальным, и беседа становится, в большей степени, не терапевтической, а развивающей. [4,5,6,8,11]

Понятие «relive» («рилив»)

Понятие «relive» является английским глаголом и буквально означает «вновь переживать», «возрождаться». Глагол «relive» («рилив»), наряду со значениями «снова вернуться к жизни», «возродиться», имеет такие значения, как «оживить в памяти», «вновь пережить».

Понятие и метод рилив-терапии

Мы понимаем рилив-терапию в качестве нового современного психотерапевтического метода. Мы применяем и используем термин «relive» («рилив») в качестве обозначения, названия, комплексного наименования таких психологических аспектов как реабилитация, реадаптация, ресоциализация внутриличностных психических компонентов и социально-психологических личностных структур человека в процессе психологического консультирования.

В настоящее время накоплено большое количество эмпирических данных, позволяющих сформулировать новое представление о процессе психотерапевтической работы. Особенности нашего подхода (рилив-терапия) состоят в том, что мы, прежде всего, рассматриваем не поведение, когниции, эмоции и/или переживания клиента, а сами жизненные события как таковые, как раз и ставшие источником соответствующих состояний и/или переживаний человека. Изменяя отношение человека к произошедшим событиям, мы, согласно аналитическим позициям классической психотерапии, автоматически изменяем его картину мира и его актуальное психическое состояние.

Читайте так же:  Иллюзии для детей

В рамках данного метода (рилив-терапия), психотерапевт предстаёт не экспертом или консультантом всей жизни клиента, а всего лишь направляет его произвольное внимание на определённые события и/или области (сферы) его жизни и удерживает это целенаправленное внимание, не позволяя в сессии переходить на другие темы. Цель терапии – собрать максимальное количество фактической информации о проблеме и/или событии (жизненном факте) клиента. Нас интересует, прежде всего, память человека о произошедшем событии (факте жизни): его восприятия, мысли, эмоции, двигательная активность, побуждения в тот момент времени, зафиксированные в памяти.

В таком понимании вопроса, психотерапевт следует не за клиентом, а за симптомом и в ходе психотерапевтического общения с клиентом производит усиление выявленного симптома. Через усиление симптома мы обнаруживаем события, вызвавшие его возникновение. Психотерапевт направляет осознанное внимание клиента на симптом и на однородные события (аналогичные факты переживаний клиента и его взаимодействий с другими людьми), в которых данный симптом присутствует. Симптом формируется после (в силу) возникновения (жизнедеятельностного свершения и опредмечивания) определённого количества однородных событий. Логично предположить, что после психотерапевтического рассмотрения и переработки некоторого количества этих событий (в особенности – наиболее ранних в жизненном пути человека событий), данный симптом будет устранён. Данная гипотеза полностью подтверждается на практике психологического консультирования. Такое ведение сессии логично назвать направляющим слушанием.

Для этого направления и было выбрано название «рилив-терапия» от английского «relive» – «оживить в памяти». Название в точности отражает процесс применяемой нами терапии. Нам достаточно оживить в памяти клиента все (или почти все) события из жизни клиента, так или иначе связанные с проблемой клиента, чтобы эта проблема была решена и перестала быть психологической проблемой клиента.

Все психологические технические приёмы рилив-терапии направлены на совместный с клиентом поиск и доведение до высокой степени осознания клиентом всех его мыслей, ассоциаций, эмоций, переживаний, телесных ощущений, двигательных реакций, – всего того, что запечатлено в субъективном опыте человека в связи с конкретным событием его жизни. Психотерапевт для клиента фактически является проводником (поводырём или, даже, гидом) по прошлому клиента. Клиент, под руководством психотерапевта, определённым образом группирует события своей жизни, самостоятельно переоценивает их, делает свои оценки, принимает свои собственные решения. Это в точности соответствует психотерапевтическому подходу З. Фрейда о том, что для решения проблемы достаточно довести внутриличностный конфликт до его осознания человеком.

Согласно представлениям психоанализа и транзактного анализа о том, что все проблемы человека, его жизненный сценарий, формируются в раннем детстве, можно сделать следующие выводы. Во-первых, все события, происходящие во взрослой жизни человека, имеют чёткую обусловленность более ранними событиями, событиями детства. Во-вторых, проблема или травма возникают не в момент, когда они осознаются человеком, мешают его жизни, адаптации, функционированию, а гораздо раньше. Для формирования нежелательного симптома, например, нарушения в поведении, должно произойти определенное количество травмирующих ситуаций, которые и толкают человека на принятие определенных решений, фиксируют симптом.

Суммировав все приведенные выше соображения и проверив их на практике, мы получаем, в процессе многолетнего практического новаторства, использования и совершенствования, универсальную психотерапевтическую технику (рилив-терапию), которая способна решать широкий круг проблем.

В зависимости от этапа работы с клиентом и от типа проблемы, эта техника (рилив-терапия) будет иметь некоторые дополнения, но суть психотерапии остаётся неизменной.

В начале психотерапии сессии имеют невысокую структурированность. Основными психотерапевтическими задачами являются: уточнение запроса, сбор субъективной информации о нём (восприятия клиента), улучшение эмоционального состояния клиента и подготовка к этапу более прицельной работы с запросом. По мере того как, клиент выговорится под влиянием психотерапевта (направляющее слушание), мы получим определённый набор проблемных областей его жизни, нуждающихся в более интенсивной проработке. Вопросы и воздействия психотерапевта постепенно становятся всё более узкими по смыслу, а ведение сессии становится всё более содержательно чётким и последовательным. Каждая значимая тема доводится до так называемого психологического перерешения. [4,5,6,8,9,10,11,12]

Базовые методы, техники и приёмы рилив-терапии

Метод «Случайный попутчик»

Для описания метода использована метафора «Случайный попутчик». Название «Случайный попутчик» очень точно передает искомую суть процесса психотерапии. Случайный попутчик не заинтересован в каком-то конкретном изменении собеседника, у него нет никаких иных целей, кроме одной – услышать интересную историю. Он верит всему, что ему рассказывает человек. Он ничего о нём не знает, поэтому никак не оценивает собеседника. Он не даёт советы, ему надо просто скоротать время. Даже если он и выдал какую-то реакцию, то она никоим образом не трансформирует установки собеседника. Он задаёт вопросы, чтобы узнать все важные детали о произошедших событиях и единственный источник всей информации для него – только сам рассказчик. Это и есть основные психотерапевтические принципы, которым необходимо следовать для получения максимального результата.

Исторический дебрифинг ориентирован на реконструкцию событий, а не на их интерпретацию. Вот так и нас, прежде всего, интересует произошедшее событие с точки зрения испытавшего и пережившего это событие человека, а не осмысление того, что с ним произошло. Уход же в интерпретации уводит нас из объективной реальности и препятствует терапии. Это не означает, что психотерапевт не использует интерпретации, но он не должен озвучивать их для клиента. Психотерапевт (психолог-консультант) проверяет интерпретации, задавая клиенту соответствующие вопросы и, в случае ошибки в интерпретации, психотерапевт сможет сразу же отбросить эту интерпретацию, как не нашедшую подтверждения. Гораздо полезнее дать возможность сделать необходимые выводы самому клиенту.

Инструкция для проведения психотехники «Случайный попутчик» (автор данной развёрнутой психотерапевтической инструкции – Поляков Е.А., – разработчик метода и практик его экспериментальной проверки).

Процедура апробации рилив-терапии

Наблюдение как часть процедуры апробации рилив-терапии

Фиксация текущего психического состояния клиентов проводилась нами методом включенного систематического стандартизированного наблюдения.

[1]

По форме проведения исследования, мы осуществляли прямое исследовательское наблюдение, применяли его в качестве практического психологического метода накопления данных.

Читайте так же:  Бывает поверишь человеку

По содержанию, по научной направленности исследования, мы исследовали человека как индивидуальность, как личность.

Цель наблюдения: изучение поведения и деятельности испытуемого в условиях психотерапевтической работы с ним, выявление эмоциональных реакций субъекта, выяснение его чувственных отношений к действительности и т.д.

Вид (параметры) наблюдения: внешнее; стандартизированное; включённое; систематическое.

Наблюдение по приведенной ниже схеме осуществлялось перед началом психотерапевтической работы с клиентом на первой (предварительной) встрече с ним, затем через каждые 15 часов психотерапевтической работы, в ходе сессии, и после завершения психотерапевтического процесса, в рамках завершающей беседы. Наблюдателем являлся лично сам психотерапевт, от лица которого и были составлены все протоколы стандартизированного наблюдения. Схему наблюдения (протокол), разработанную нами на основе многолетнего опыта специально для целей настоящего исследования, мы приводим в нижеследующей таблице.

Тема 15. Современные направления психологического консультирования

Психодрама, методологические принципы, основные понятия, техника психодрамы.

Логотерапия В. Франкла.

История создания В.Франклом данного направления. Метод парадоксальной интенции. Клиента учат обретению смысла.

Экзистенциальное консультирование

Ирвина Ялома, Ролло Мэя.

Арттерапия.

Факторы, оказывающие психотерапевтический эффектв рамках арт-терапии. Виды арт-терапии: работа с рисунком; музыкотерапия, лепка, маскотерапия, сказкотерапия, и др.

Трансактный анализ.

Э.Бёрн. Основные понятия: трансакция, психологические позиции: ребенок, взрослый, родитель. Родительские предписания. Жизненный сценарий личности. Психологические игры как бессознательный способ организации общения и как элемент жизненного сценария личности.

Системная семейная психотерапия и ее направления. Современное развитие семейной психотерапии. Системно-феноменологический подход Б.Хеллингера.

Нейро-лингвистическое программирование.

Методологические принципы НЛП. Предшественники. Основные понятия НЛП: репрезентативная система; каналы восприятия информации. Способы репрезентативной системы человека. Техники НЛП.

Современные представления о целях консультирования (Р. Кочунас)

Направление Цели консультирования
Психоаналитическое направление Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность
Адлерианское направление Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми
Терапия поведения Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность
Экзистенциальная терапия Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Так имеет ли все-таки смысл говорить о каких-то универсальных целях консультирования, когда мы можем помогать клиенту и в стремлении к свободе, и в преодолении эмоциональных стрессов, и в обучении адаптивному поведению, и в поиске полноценного самовыражения? Возможен такой ответ на вопрос: цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого — общие, глобальные, перспективные цели, а на другом — специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии — просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям.

Различие психологического консультирования и психотерапии

Различие психологического консультирования и психотерапии

Вопрос различения этих двух сфер психологической помощи достаточно сложен, так как у них есть много общего:

• используются те же самые профессиональные навыки;

• схожи требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта,

• процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны;

• и в первом, и во втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом.

Разграничение этих двух сфер психологической помощи — сложная задача, и профессионалу бывает достаточно сложно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия» как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога.

Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

• консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

• консультирование ориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков;

• консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

• консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

• консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

• в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

• консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Схожие критерии отличия психологического консультирования от психотерапии предлагает Ю.Е. Алешина. Вот некоторые из них:

1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

2. Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5 – 6 встреч с клиентом. Психотерапия зачастую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

3. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.

Читайте так же:  Индивидуальность человека и развитие личности

4. Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие.

Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога-консультанта и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности. Требований к образованию специалистов по психотерапии значительно больше. Они включают в себя наряду с теоретической психологической подготовкой и определенными знаниями в области клинической психологии также долгосрочную подготовку в рамках какого-либо терапевтического направления (психоанализ, гештальт-терапия, психодрама и т.д.), а также длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора.

На мой взгляд, вышеперечисленные критерии отличия этих двух форм психологической помощи представляются достаточно условными за исключением требований к подготовке специалиста. Критерии времени, типа клиентов, фокуса работы и т.д. являются по большей части формальными и не принципиальными. Важнейшими же критериями различия психологического консультирования и психотерапии являются, на наш взгляд, содержание процесса взаимодействия между клиентом и консультантом/психотерапевтом и уровень проработки проблемы клиента.

[3]

Основным отличием консультирования от психотерапии является то, что в консультировании проблема клиента всегда остается в фокусе консультативного процесса. В консультативном процессе есть консультант, клиент и его проблема, а суть консультирования в том, чтобы совместно с клиентом решить его проблему. При этом проблема, как правило, обусловлена ситуацией, то есть можно сказать, что это ситуативно обусловленная проблема. Клиент, столкнувшись с проблемной ситуацией в своей жизни, оказывается дезадаптивным. Проблема часто предъявляется в виде конкретного симптома и работа в основном ограничивается проработкой проблемы-симптома. Симптом в этом случае чаще является обусловленным ситуацией, а не структурой личности клиента. Решение проблемы связано, прежде всего, с осознанием вклада клиента и ситуации в проблему и нахождение адекватного решения, что способствует возвращение клиента на прежний уровень адаптации. Для этого достаточно бывает взглянуть на ситуацию по-другому, изменить ее восприятие или отношение к ней.

В психотерапии мы идем дальше симптома. В этом случае, симптом является следствием не ситуации, а скорее структуры личности клиента, его характера. Терапия происходит не на симптоматическом, а на характерологическом уровне (уровне структурных (хронических) проявлений проблем клиента) с выходом на уровень взаимодействия — нарушений ранних детско-родительских взаимодействий клиента. Далее, в психотерапии первоначально проблема-симптом также присутствует в фокусе терапевтического контакта, но постепенно она уходит в фон, а на первый план выдвигаются отношения между клиентом и терапевтом, а также особенности структуры личности клиента. Проблема клиента в случае психотерапии, в отличие от клиента при консультировании, обусловлена не ситуацией, а структурой его личности. То есть не сама ситуация, а черты личности клиента становятся источником его проблем и причиной его дезадаптации. В этом случае недостаточно «сдвига восприятия» ситуации, как при консультировании. Терапия будет связана с осознаванием и трансформацией структуры личности, ее установок, и в целом с изменением идентичности клиента.

В фокусе взаимодействия терапевт-клиент оказываются отношения между ними. Речь идет о таких феноменах терапевтических отношений, как сопротивление, перенос, контрперенос. В случае же консультирования эти феномены не включены в консультативный процесс. Появление же их в пространстве профессионального взаимодействия свидетельствует о том, что это уже больше не консультирование, а терапия.

В течение первой встречи с клиентом специалисту, как правило, становится понятно, в каком режиме будет проходить их взаимодействие, – в консультативном либо терапевтическом. Вполне возможно, что клиенту для решения своей проблемы совсем не обязательно будет нужна психотерапия и тогда вполне закономерно ограничится консультированием. Иногда первоначально выбранный консультативный режим может перейти в терапевтический. Это станет понятным для профессионала по вышеперечисленным критериям, отличающим терапию от консультирования. В первую очередь это связано с пониманием психологом того, что проблема клиента лежит «глубже» изначально предполагаемой обусловленности ситуацией, а связано со структурой его личности. В некоторых же случаях специалисту сразу становится понятным, что заявленная клиентом проблема имеет «глубокие корни» и для ее решения необходима терапия, и тогда у психолога возникнет задача убедить в этом клиента, «соблазнить» его на терапию. Как это сделать — тема для другой статьи.

Для иногородних возможно консультирование у автора статьи через интернет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Регистрируйтесь на сайте b17.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии

Источники


  1. Юрчук, В. В. Женское искусство околдовывать, соблазнять и обирать мужчин / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2008. — 480 c.

  2. Клауд, Г. Как спасти свою семейную лодку / Г. Клауд. — М.: Триада, 2010. — 596 c.

  3. Аминов, И. И. Психология делового общения / И.И. Аминов. — М.: Омега-Л, 2016. — 304 c.
  4. Карнеги, Дейл Как завоевывать друзей. Осознанность. Интуиция. Разум. Близость. Зрелость (комплект из 6 книг) / Дейл Карнеги , Ошо. — М.: Попурри, ИГ «Весь», 2010. — 439 c.
  5. Марк Гангор Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.
    Направления психологического консультирования
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here