Невербальное общение мимика значение

Полезный материал на тему: "Невербальное общение мимика значение" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении

Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду с вербальными (словесной) используют жестикулярно-мимические, т.е. невербальные средства. Ученые считают, что при общении невербальные средства преобладают, их используется 55% или даже 65%, а вербальных, соответственно, 45% или 35%. Ученые обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов. По подсчетам одного из специалистов, только с помощью рук человек может передать 700 000 сигналов.

Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Мимикапозволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать мимику» собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если человек привык хмурить брови, морщить лоб, то ему надо отучиться собирать складки на лбу, расправлять почаще нахмуренные брови. Чтобы мимика была выразительной, рекомендуется систематически произносить перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных; веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз, следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

О многом может сказать и жестикуляциясобеседника.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию.

По своей функции жесты делятся на указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические, механические.Особый интерес представляют символические жесты.Они условны. Но некоторые из них имеют вполне определенное значение. Так, известен жест отказа, отрицания– отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест разъединения, расподобления –ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные темы; Это надо различать; Они разошлись.

Жест объединения, сложения, суммы –пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте объединим усилия.

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился».

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, говорящий с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты не свойственны. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

Государственным служащим, преподавателям, юристам, врачам, менеджерам, продавцам, то есть всем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое рассказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. Например, древние китайцы, торговавшие драгоценными камнями, внимательно смотрели в глаза покупателю. Они знали, что при восторге, радости зрачки увеличиваются, а при раздражении, недовольстве, гневе – значительно сужаются.

Лидер по натуре, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий, безвольный человек – ладонью вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превосходстве. Такой жест характерен для высших военных чинов, работников милиции, директоров. Психологи рекомендуют в стрессовой ситуации, когда приходится ждать приема у зубного врача или вызова к начальнику, перед сдачей экзамена, сделать такой жест – и сразу придет уверенность в себе, пропадет страх, наступит некоторое облегчение.

[2]

Руки на бедрах – жест готовности, агрессии. Такая поза может сопровождаться широкой постановкой ног, а пальцы рук при этом сжимаются в кулак.

Когда человек нервничает, испытывает отрицательные эмоции, то он инстинктивно старается оградить себя от нежелательной ситуации: скрещивает руки на груди. Этот жест как бы создает заслон, ограждает его от неприятностей.

Итак, мимика, жесты, поза выступающего с лекцией, докладом или принимающего участие в разговоре должны свидетельствовать о движении мысли, о чувствах говорящего, являться физическим выражением его творческих усилий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8233 —

| 7893 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

[1]

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Невербальное общение: жесты, мимика, поза

Невербальные средства – мимика, выражение глаз или губ, поза и жесты руками – позволяют выразить то, что скрывает человеческая речь. Для того, чтобы лучше читать людей, понимать их поступки и даже просчитывать некоторые действия наперед, достаточно внимательно следить за жестикуляцией при разговоре.

Тот, кто желает скрыть некоторую информацию, не высказывая ее, непременно выдаст себя с головой в жестах или выражении лица.

— прищуренные глаза выкажут недоверие, а открытый взгляд – любопытство и заинтересованность;

— скрещенные на груди руки – зажатость;

— постоянные прикосновения к собеседнику – внутреннюю неуверенность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Что такое вербальное и невербальное общение?

Общение – сложнейший процесс взаимодействия между людьми, направленный на достижение взаимопонимания, получения определенного опыта. Каждый день человек вращается в социуме, вступает в контакты с коллегами, одноклассниками, домочадцами, друзьями. Для того чтобы достичь своей цели в общении, человек использует вербальные и невербальные средства.

Читайте так же:  Шизофрения симптомы у подростков девочек

Рассмотрим эти две группы по отдельности.

Вербальное общение: функции языка

Вербальное общение – использование слов для передачи информации. Главным инструментом является речь.

В коммуникации есть разные цели: сделать сообщение, выяснить ответ, высказать критику, свое мнение, стимулировать к действию, прийти к согласию и т.п. В зависимости от них строится речь – устная или письменная. Реализуется система языка.

Язык – набор символов и средств их взаимодействия, что выступают инструментом выражения чувств и мыслей. Язык обладает функциями:

  • Этнической – язык у различных народов свой, что является их отличительным признаком.
  • Конструктивной – складывает мысли в предложения, звуковую форму. Когда она выражена вербально, то приобретает ясность и отчетливость. Говорящий может оценить ее со стороны – то, какой эффект она производит.
  • Познавательной – выражает деятельность сознания. Большую часть знаний об окружающей действительности человек получает при помощи общения, языка.
  • Эмоциональной – окрашивает мысли при помощи интонации, тембра, особенностей дикции. Функция языка работает в моменты, когда говорящий стремится передать определенную эмоцию.
  • Коммуникативной – язык как главное средство общения. Обеспечивается полноценный обмен информацией между людьми.
  • Контактоустанавливающей – знакомство и поддержание контактов между субъектами. Порой общение не несет в себе конкретной цели, не содержит полезных сведений, но играет важную роль для дальнейших взаимоотношений, служит основой для возникновения доверия.
  • Аккумулятивной – через язык человек накапливает и хранит полученные знания. Субъект получает информацию, хочет запомнить ее на будущее. Эффективным способом будет сделать запись, вести дневник, однако не всегда под рукой подходящий бумажный носитель. Передача из уст в уста – тоже хороший метод усваивания информации. Хотя книга, где все структурировано и подчинено определенной цели, смыслу, конечно, наиболее ценный источник важных данных.

Речевая деятельность: формы языка

Речевая деятельность – ситуация, при которой общение между людьми происходит за счет вербальных компонентов, языка. Выделяют разные виды:

  • Письмо – фиксирование содержания речи на бумажном или электронном носителе.
  • Говорение – применение языка для передачи сообщения.
  • Чтение – зрительное восприятие информации, запечатленной на бумаге или компьютере.
  • Слушание – аудио-восприятие информации из речи.

Исходя из речевой формы, общение бывает устным и письменным. А если рассматривать его в зависимости от числа участников, можно поделить на массовое, межличностное.

Различают также литературные и нелитературные формы языка, которые у каждой национальности свои, они определяют социальный и культурный статус нации. Литературный язык – образцовый, структурированный, с устойчивыми грамматическими нормами. Он представлен также в двух формах: устной и письменной. Первая – речь, что звучит, вторую можно прочесть. При этом устная появилась раньше, являлась изначальной, что стали использовать люди. Нелитературная речь – диалекты отдельных народностей, территориальные особенности устного языка.

Но наибольшее значение в психологии общения имеет невербальное общение. Человек неосознанно использует различные знаки: жестами, мимикой, интонацией, позой, расположением в пространстве и т.д. Перейдем же к рассмотрению данной обширной группы.

Невербальное общение

Невербальное общение – «язык тела». Он не задействует речь, а пользуется иными средствами, что позволяет выполнять важные функции:

  1. Акцентирование на важном. Не упоминая лишних слов, человек может воспользоваться жестом или займет определенную позу, что укажет на значимость момента.
  2. Противоречивость. Говорящий произносит одни слова, а думает совершенно противоположным образом. Например, клоун на сцене неулыбчив и несчастен в жизни. Малейшие мимикрические движения на его лице помогут понять это. Как и разоблачить ложь, если человек стремится скрыть ее за неискренней улыбкой.
  3. Дополнение к сказанному. Порой каждый из нас сопровождает восторженные слова жестом или движением, свидетельствующем о сильной эмоциональности данной ситуации.
  4. Вместо слов. Субъект использует понятные всем жесты, экономя время. Например, пожатие плечами или указание направления не требуют дополнительных разъяснений.
  5. Повторяют и усиливают эффект от речи. Устный призыв иногда довольно эмоционален, а невербальные средства призваны подчеркнуть твердость вашего высказывания. Кивок или мотание головы при соответствующем ответе «Да» или «Нет» показывают уверенность и неуступчивость.

[3]

Виды невербальных средств

Большую группу составляет кинестетика – внешние проявления чувств, эмоций человека в ходе общения. Это:

Жесты и позы

Оценка собеседниками друг друга происходит еще задолго до начала самого разговора. Поза, походка, взгляд могут заранее выдать человека неуверенного или, напротив, самоуверенного, с претензиями на власть. Жесты обычно подчеркивают смысл речи, придают ей эмоциональный оттенок, расставляют акценты, однако их переизбыток тоже может испортить впечатление, особенно в деловой встрече. Кроме того, у разных национальностей одни и те же жесты означают совершенно противоположные явления.

Интенсивные жесты определяют эмоциональное состояние человека. Если его движения резки, их много, то субъект перевозбужден, взволнован, излишне заинтересован в том, чтобы донести свою информацию до оппонента. Что может стать как его плюсом, так и существенным минусом в зависимости от обстоятельств.

Поза играет не меньшую роль. Если субъект скрестил руки на груди, то он настроен скептически и не очень вам доверяет. Возможно, закрыт, не хочет общения в принципе. Если же собеседник повернулся к вам корпусом, не стал скрещивать рук и ног, то, наоборот, открыт и готов выслушать. В психологии для эффективного общения рекомендуется зеркально отражать позу оппонента, чтобы добиться от него расслабленности и доверия.

Лицо человека – главный источник информации о его внутреннем состоянии. Хмурый лоб или улыбка – те факторы, что определяют дальнейшее общение с субъектом. Глаза и вовсе отражают человеческую сущность. Выделяют семь видов основных эмоций, для каждого из которых есть свои характерные признаки: для гнева, радости, страха, печали, тоски, удивления, отвращения. Их несложно запомнить, выявить и затем наблюдать в людях для лучшего понимания настроения других.

Пантомимика

Сюда можно отнести походку. Закрытый человек или расстроенный чаще всего ссутулится, опускает голову, не смотрит в глаза, а предпочитает глядеть себе под ноги. Разгневанные люди шагают резкими движениями, торопливыми, но тяжелыми. Уверенный и веселый человек обладает пружинистой походкой, либо широким шагом. Она меняется в зависимости от самочувствия.

Существует раздел невербальных средств, учитывающий дистанцию между говорящими – проксемика. Она определяет комфортное расстояние между собеседниками. Есть несколько зон общения:

  • Интимная – 15-45 см. Туда человек подпускает лишь самых близких себе людей. Вторжение в нее незнакомых личностей может восприниматься как угроза, требующая немедленной защиты.
  • Личная – 45-120 см. Допустима для хороших знакомых, коллег.
  • Социальная и публичная – характерна для деловых переговоров, крупных мероприятий и выступлений на них с трибуны.
Читайте так же:  Треугольник карпмана роли

Такесика – раздел общения, посвященный роли прикосновений. Если неправильно их применить, не учтя разницу в социальном статусе, возрасте, поле, то можно попасть в неловкую ситуацию, даже стать причиной конфликта. Рукопожатие – наиболее безобидный вариант касания. Особенно свойственно мужчинам, которые через него проверяют силу своего оппонента. Выбирают, так сказать, кто из них наиболее властный. Иногда неуверенность, либо брезгливость, либо уступчивость легко выдается, когда человек пожимает только кончики пальцев.

Характеристики голоса

Интонация, громкость, тембр, ритм голоса могут служить примером сочетания двух типов общения. Одно и то же предложение зазвучит абсолютно по-разному, если чередовать перечисленные методы. От этого зависит и смысл, и оказываемый эффект на слушателя. В речи также могут присутствовать паузы, смех, вздох, которые окрашивают ее дополнительными красками.

Подведем итоги. Важно понять, что человек гораздо больше неосознанно передает своему оппоненту невербальными средствами, более 70% информации. Принимающий субъект же должен правильно интерпретировать во избежание недопониманий и ссор. Воспринимающий тоже больше оценивает посылаемые говорящим сигналы, эмоционально воспринимает их, но трактует все же не всегда верно.

Кроме того, человек говорит вербально всего 80% из того, что изначально задумывал передавать. Оппонент внимательно слушает, различая всего 60%, а затем забывая еще около десяти процентов информации. Потому очень важно учитывать невербальные знаки, чтобы помнить хотя бы предназначение, смысл послания адресата, который вам так хотели донести.

Невербальные средства общения (стр. 1 из 2)

по предмету: Русский язык

на тему: «Невербальные средства общения»

2. Невербальные средства общения

5. Жесты, жесты, жесты

5.1. Ритмические жесты

5.2. Эмоциональные жесты

5.3. Указательные жесты

5.4. Изобразительные жесты

5.5. Символические жесты

6. Национальный характер жестов

Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Невербальные средства общения

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело — взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как ни стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В «Частной риторике» профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского (С.-Петербург, 1840) есть такие слова: «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе. Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса».

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении, опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гаев.

Печать отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье — спокойные глаза, приподнятые внешние утолки губ.

Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать» «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

Жестикуляция

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Дочь у меня вот тут сидит»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Стаз фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, поло-ока руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Читайте так же:  Свами шивананда сила мысли

Жесты, жесты, жесты

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!»

Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно Итоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как видно из цитаты, — Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы:

«Говорит, что воду цедит»

«Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами».

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место — рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования — по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке. .

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию».

Невербальная коммуникация

Многочисленные проявления бессловесного общения принято называть невербальными. К ним относят оптико-кинесическую систему, которая состоит из жестов, поз, взглядов, мимики; паралингвистическую систему невербальных средств — она связана с особенностями голоса, его диапазоном, тональностью; экстралингвистическую систему — включает в себя различного рода психофизиологические сопровождения при общении (смех, плач, покашливание, вздох-выдох и пр.); организацию пространства и временикоммуникативного процесса. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами. Особенности невербального поведения выполняют важные функции в общении, а неправильная интерпретация используемых символов может оказывать влияние на эффективность взаимопонимания.

Адекватному пониманию собеседника способствует «язык тела». Особенно ценны непроизвольные жесты, которые раскрывают внутреннее состояние человека, несут основное смысловое содержание. Для поддержания атмосферы сотрудничества следует избегать жестов, свидетельствующих о недоверии, превосходстве или неуверенности в себе, недосказанности, нежелании поделиться информацией – всего того, что мешает единству в действиях. Сюда относят так называемые «жесты собственника», «жесты агрессивности», «жесты – барьеры». Следует также отказаться от визуальных форм, свидетельствующих о скуке, отсутствии интереса, раздражении, нетерпении, равнодушии, разочаровании и стремлении к ухаживанию за противоположным полом. Напротив, следует сконцентрировать внимание на таких движениях тела, которые выражают собранность, внимание, заинтересованность, готовность к действию. Важность анализа языка жестов определяется тем, что он, непосредственно выражая как эмоциональное, так и духовное содержание человека, предшествует словесному высказыванию и в значительной степени предопределяет его смысл. Как правило, расшифровка невербального языка протекает бессознательно.

Устойчивый интерес к процессу общения привел к появлению новых отраслей знания – кинесики и проксемики.

Кинесика(греч. kinesis — движение), изучает язык тела, совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата), т.е. поведенческие проявления бессловесного общения между людьми. Этот язык включает в себя изменение положений тела или его частей, его динамические и статические состояния, с помощью которых человек проявляет свое эмоциональное отношение к окружающим, передает информацию и получает сигналы. Общение на языке тела предполагает знание культурных традиций, стереотипных ситуаций, в которых оказываются люди. Языку тела, как и любому другому, можно обучиться. Число телодвижений огромно, однако одни из них совершаются умышленно, другие — спонтанно, третьи составляют область бессознательного.

Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок(зона, территория, собственность и перемещения), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний.

Читайте так же:  Психология отношений женские секреты

Проксемика исследует личное и общественное пространства в общении, а также восприятие территориальных зон людьми. Многие ошибки в общении, которые впоследствии приводят к негативным явлениям (конфликтам, недоразумениям и недопониманию), связаны с тем, что люди не учитывают закономерностей внешнего построения поведения вступающих в контакты людей, их жизненного уклада и национальных традиций. Проксемическое поведение построено на ориентации людей в социальном пространстве, которая регулируется сложными культурными нормами. Дистанция, которую следует соблюдать, зависит от цели контакта. В зависимости от взаимоотношений людей и их национально-культурных и психологических особенностей Э.Холл выделил четыре типа дистанций:

интимную (разделяющую достаточно близких людей, не желающих посвящать в свою жизнь третьих лиц);

случайно-личностную (расстояние, которое поддерживает человек при общении между собой и всеми другими людьми);

социально-консультативную (дистанция между людьми при формальном и светском общении);

публичную (дистанция общения на публичных мероприятиях (собраниях, в аудитории и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10212 —

| 7235 — или читать все.

(Понятие невербального общения, значение языка жестов в нашей жизни и его использование для достижения желанных целей, значение некоторых жестов.)
Каждый день вы встречаетесь с различными людьми, разговариваете с ними, в чём-то убеждаете, получаете в то же время информацию и от них. При этом вам хочется выглядеть убедительными, уверенными в себе, располагающими к доверию. При этом неплохо было бы понимать, насколько другие люди искренни в общении с нами.
Ваши жесты, поза, походка, мимика являются своеобразной надписью на вашей спине для тех, кто умеет распознавать язык телодвижений. Хмурый, строгий человек в строгом костюме с тяжёлой походкой и резким голосом тоже имеет свою надпись: «Делайте так, как я сказал!». И человек с опущенными вниз плечами и унылой, озабоченной физиономией извещает: «поглядите, какой я невезучий и уставший».
Для того, чтобы правильно понимать других людей и уметь правильно подать себя в нужной ситуации стоит научиться «читать» язык жестов и уметь вовремя распознать ложь. Ведь две третих информации о вашем партнёре по общению, о его действительных чувствах и намерениях, вы черпаете (осознано или неосознано) не из его слов, а из его жестов, поз, мимики, взгляда.

Невербальный язык — это результат не осознанного поведения, а импульсов подсознания. Поэтому его в целом невозможно подделать (разве что отдельно взятые жесты) и доверять ему стоит гораздо больше, чем словам.

Присматриваясь к движениям собеседника, важно не увлечься однозначными трактовками отдельных жестов. Несколько невербальных сигналов, вырванных из всего образа общения, могут лишь сбить с толку неопытного наблюдателя.

Если собеседник отставил в сторону ногу, это может говорить как о его настроении, так и о том, что его нога затекла. Если он почесал нос или подбородок, это может свидетельствовать как о лжи, так и том, что часть его лица действительно зачесалась. Поэтому на жесты собеседника нужно смотреть в совокупности, сопоставляя их дополнительно с мимикой и речью.

Язык жестов и мимика. значение некоторых жестов:

Жесты открытости. Среди жестов открытости можно рассмотреть следующие: когда у человека руки раскрыта ладонями вверх – это говорит о его открытости, искренности; когда собеседник расстегивает жакет – это также признак того, что человек открыт перед вами и дружелюбно настроен.

Оборонительные жесты. Это как реакция на конфликты, угрозы. Если собеседник скрещивает руки на груди, проанализируйте что вы говорите, потому что он начинает избегать обсуждения. Если человек сжал руки в кулаки – также оборонительная реакция.

Оценивающие жесты. Это жесты выражения задумчивости и мечтательности. К примеру, человек держит руку у щеки (погружен в глубокое раздумье). Если собеседник вас критически оценивает, вы можете заметить, что его подбородок опирается на ладонь, палец указательный при этом находится вдоль щеки, остальные пальцы будут находиться ниже рта. Это позиция называется «подождем — увидим». Собеседник наклонил голову – можете быть уверены, что вас внимательно слушают. Бывает так, что в аудитории часто студенты сидят с наклоненной головой – значит студенты не заинтересованы тем, что пытается донести преподаватель. Человек почесывает подбородок – значит занят тем, что принимает решение.

Скучающие жесты. Многим приходилось наблюдать такой жест, когда человек начинает щелкать колпачком ручки, либо голову опустил в ладони. Это и есть скучающие жесты, когда неинтересно человеку, нечем себя занять.

Жесты ухаживания. Женщина начинает поправлять прическу, приглаживать волосы, рассматривает себя в зеркале, балансирует туфли на кончиках пальцев – жест «прихорашивания». Мужчина же будет поправлять галстук, пиджак и т.п.

Жесты скрытности и подозрения. Собеседник прикрывает рот рукой – означает, что скрывает свое мнение по вопросу, который обсуждается. Если ноги собеседника и весь корпус тела обращены на выход – значит человек хочет закончить беседу и побыстрее уйти. Знаком сомнения будет, если человек потирает указательным пальцем нос, ухо, глаза.

Жесты подчиненности. Жест превосходства может быть выражен в рукопожатия. Человек пожимает вам руку, при этом поворачивает ее так, что его ладонь лежит поверх вашей, это признак того, что он пытается выразить свое некое превосходство над вами. И, наоборот, ладонью вниз – значит принимает подчиненную роль.

Жесты авторитарности. Руки за спиной, подбородок поднят вверх (как обычно стоят командиры). Если вы хотите показать свое превосходство, вам стоит всего лишь встать выше собеседника, сеть выше него.

Жесты нервозности. Прочищение горла, покашливание, позванивание монетками в кармане, подергивание себя за мочку уха.

Умело пользуясь механизмом невербальной коммуникации, вы сможете значительно улучшить процесс общения. Всем известно, что существует вербальное общение, а есть невербальное (жесты, мимика и т.п.). Ниже перечислены некоторые виды жестов. Итак:

Подавая руку открытой ладонью вверх, вы сообщаете о том, что готовы отдать инициативу партнёру по общению. Накрывая его ладонь своей, вы заранее заявляете о своих претензиях на лидерство.

Походка человека также может дать немало информации о его характере и настроении. Рукопожатием вы можете продемонстрировать властность или покорность, твёрдость или мягкость и заботливость.

Скрещённые на груди руки говорят о закрытости и несогласии. Раскрыв их, вы станете с большей открытостью воспринимать собеседника и вызовете больше доверия с его стороны. Открытые ладони говорят об искренности и доброжелательности.

Читайте так же:  Шеф 2 конфликт угроза

Руки, сложенные у рта, палец возле уха, слегка наклонённое вперёд туловище говорят об интересе и готовности выслушать партнёра. Таким поведением вы продемонстрируете уважение к собеседнику и представите себя как человека терпимого и открытого.

Если вы хотите сконцентрировать внимание человека на конкретной идее, то в ключевой момент соедините указательный и большой пальцы или сложите вместе все пальцы. Это подчеркнёт важность сказанного и точность ваших суждений.

1.2. Значение невербальной коммуникации.

Жесты, позы, мимика, интонация – невербальные компоненты общения, они значат порой гораздо больше, чем сказанное речью (т. е. вербально). Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации 7 .

В психологии и педагогике выделяют обычно, во-первых, коммуникативные средства невербального общения, то есть такие, которые воспринимаются и понимаются одним из партнеров в соответствии с замыслом другого, и, во-вторых, информативные средства невербального общения, понимая под ними такие, которые «читаются» вторым партнером помимо желания первого. Внимательно наблюдая за поведением человека, вы можете многое узнать о его истинных намерениях. Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения – жестов, мимики, взглядов, жестикуляции, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами. Человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова; именно поэтому они могут рассказать о нем больше, чем прямые высказывания.

Невербальное общение – общение посредством неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная 8 .

Визуальная система общения включает в себя:

кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение);

пространственно-временную организацию общения;

контакт глазами (визуальный контакт);

вспомогательные средства общения, в т. ч.: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр.

Эта общая моторика различных частей тела отражает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы.

Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:

паралингвистическая система (система вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность);

экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи).

Тактильная система – прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.

Ольфакторная система – приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Выделяют следующие основные функции невербального общения 9 :

выражение межличностных отношений;

выражение чувств и эмоций;

управление процессами вербального общения (разговором);

Особенностью невербального общения является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова. Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное еще до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальное общение позволяет показать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них; проверять собственные предположения о сигналах, подавляемых другими; подавать сигналы обратной связи. Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы 10 :

национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);

состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);

профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);

уровень культуры, который влияет на состав жестов, преставление об этикете, правильном воспитании;

статус человека (чем выше стоит он на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утонченными);

принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);

актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);

возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений);

сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);

возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, можно сделать вывод, что хотя вербальные символы (слова) – основное на­ше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача проис­ходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выраже­нием одобрения или неодобрения – все это примеры невербальной коммуникации.

Источники


  1. Станков, А. Г. Что надо знать до брака и в браке / А.Г. Станков. — М.: Медицина, 2007. — 350 c.

  2. Тетерников, Лев Искусство любить. Тантра для современного человека / Лев Тетерников. — М.: Амрита, 2012. — 240 c.

  3. Рюриков, Юрий Мед и яд любви / Юрий Рюриков. — М.: Молодая Гвардия, 2013. — 448 c.
  4. Брестский, А.И. Самые распространенные заблуждения молодого супруга о том, каким будет первое утро после медового месяца / А.И. Брестский. — М.: АСТ, Харвест, 2017. — 349 c.
  5. Д. Еникеева Как воспитать хорошего мужа / Д. Еникеева. — М.: Рипол Классик, 1998. — 256 c.
    Невербальное общение мимика значение
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here