Основа абстрактного мышления

Полезный материал на тему: "Основа абстрактного мышления" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Абстрактное мышление у детей и взрослых

В мире нет ничего однозначного. Если руководствоваться точными знаниями, то можно многого не заметить. Мир не живет точно по инструкции, которая написана человеком. Многое еще не изведано.

Когда человек чего-то не знает, у него включается абстрактное мышление, которое помогает ему делать догадки, выносить суждения, рассуждать. Чтобы понимать, что это такое, необходимо ознакомиться с примерами, формами и методами его развития.

Что такое абстрактное мышление

Именно способность мыслить в общем помогает в нахождении решения тупиковой ситуации, появлении иного взгляда на мир. Есть точное и обобщенное мышление.

Точное мышление включается тогда, когда человек располагает знаниями, информацией и четким пониманием происходящего. Обобщенное мышление включается тогда, когда человек не знает точных данных, не располагает конкретной информацией. Он может догадываться, предполагать, делать общие выводы. Обобщенное мышление – абстрактное мышление простыми словами. Научным языком абстрактным мышлением является вид познавательной деятельности, когда человек отходит от конкретных деталей и начинает рассуждать в общем.

Картина рассматривается в целом, не затрагивая деталей, конкретики, точности. Это способствует отхождению от правил и догм и рассмотрению ситуации с разных сторон. Когда некое событие рассматривается в общем, тогда находятся различные способы ее решения. Обычно человек исходит из конкретных знаний. К примеру, мужчина лежит на диване и смотрит телевизор. Возникает мысль: «Он бездельник».

В данной ситуации смотрящий исходит из собственных представлений о том, что происходит. А что могло происходить на самом деле? Мужчина прилег на 5 минут, чтобы отдохнуть. Он уже все сделал по дому, поэтому позволил себе посмотреть телевизор. Он заболел, поэтому и лежит на диване. Здесь может быть много вариантов того, что происходит.

Если абстрагироваться от конкретики и посмотреть на ситуацию с разных сторон, тогда можно выяснить много нового и интересного. При абстрактном мышлении человек думает приблизительно. Здесь нет ни конкретики, ни деталей. Используются обобщенные слова: «жизнь», «мир», «в общем», «по большому счету». Абстрактное мышление полезно в тех ситуациях, когда человек не может найти выход (интеллектуальный тупик).

В силу отсутствия информации или знаний он вынужден рассуждать, догадываться. Если абстрагироваться от ситуации с ее конкретными деталями, тогда можно рассмотреть в ней то, что не замечалось до этого. перейти наверх Абстрактно-логическое мышление В абстрактно-логическом мышлении используются абстракции – единицы определенных закономерностей, которые были вычленены из «отвлеченных», «воображаемых» качеств предмета, явления.

Другими словами, человек оперирует явлениями, которые не может «потрогать руками», «увидеть глазами», «понюхать». Очень ярким примером такого мышления является математика, в которой объясняются явления, которых нет в физической природе. Например, не существует такого понятия, как цифра «2». Человек понимает, что речь идет о двух одинаковых единицах. Однако эта цифра придумана людьми с целью упрощения некоторых явлений.

Для того что бы понять суть мышления, стоит разобраться в том, какие формы оно имеет. Формы мыслительных процессов:

Понятие – это способность одним или несколькими словами охарактеризовать предмет или явление по его наиболее важным признакам. Пример: серая кошка, ветвистое дерево, темноволосая девушка, маленький ребенок.

Суждение является особой формой мышления, которая описывает предметы и процессы в окружающем мире, их взаимосвязь и взаимодействие. Оно может утверждать или отрицать какую-либо информацию. Суждение в свою очередь подразделяют на простое и сложное.

Пример простого суждения: «трава растет». Сложное суждение: «За окном светит солнце, следовательно, погода хорошая», оно имеет повествовательный характер.

Умозаключение является формой мышления, благодаря которой на основании нескольких суждений человек делает вывод, который, по сути, будет обобщенным суждением. Умозаключение состоит из предпосылок и заключения. Пример: наступила весна, на улице потеплело, трава начала расти.

Абстрактное мышление позволяет не только свободно оперировать этими тремя понятиями, но и применять их в жизни. Часто в повседневной деятельности мы применяем все три формы абстрактного мышления сами того не замечая.

Поставленные перед человеком задачи могут быть стандартными и нестандартными, в зависимости от этого, а также от операциональных процедур, различают следующие виды мышления.

  1. Алгоритмическое. Основано на заранее установленных правилах, общепринятой последовательности действий, которые требуются для решения типовых задач.
  2. Эвристическое. Продуктивное, направленное на решение нестандартных задач.
  3. Дискурсивное. Основано на совокупности взаимосвязанных умозаключений.
  4. Творческое. Помогает человеку совершать открытия, достигать принципиально новых результатов.
  5. Продуктивное. Приводит к новым познавательным результатам.
  6. Репродуктивное. При помощи данного вида человек воспроизводит полученные ранее результаты. В этом случае мышление и память неразрывны.

Одинаково ли у людей развита абстракция?

Ответ однозначен – нет. Каждый из нас наделен способностями, и у всех они разные, именно поэтому человечество так разнообразно в своих взглядах, интересах, стремлениях. К примеру, кто-то пишет стихи, а другой сочиняет прозу, одни не мыслят себя без музыки, а иные предпочитают рисовать в тишине. Такое разнообразие и позволяет социуму развиваться, совершать открытия во всех сферах жизни. Жить в мире, где все мыслят одинаково, разве это было бы интересно? Однако абстрактное мышление можно и нужно развивать.

У пациентов с олигофренией, умственной отсталостью и еще некоторыми поведенческими девиациями психиатры отмечают слабо развитое абстрактное мышление или его полное отсутствие.

Развитие абстрактного мышления

У взрослых мышление, как правило, уже сформировано. С возрастом все труднее воспринимаются новые знания и новый материал – мышление теряет свою гибкость. Приведенные далее упражнения призваны помочь справиться с этим процессом. Развить в себе креативность и широту мышления.

  1. Представляйте мысленно эмоции: недоверие, радость, страх, умиление. Как в вашем воображении будет выглядеть, к примеру, интерес, не привязывая его к конкретным объектам? А как будет смотреться удовольствие?
  2. Представьте образ какого-либо философского понятия или идеи. Например, как вы представите гармонию? Возникнет ли при этом какой-то зрительный образ, чувственное ощущение, ассоциация, символ? Потренируйтесь с образами: порядок, религиозность, энергия, свобода, бесконечность, испытание.
  3. Переверните книгу наоборот, читайте снизу вверх. Тогда придется читать в обратной последовательности. Попробуйте установить логические связи сюжета.
  4. В интернете сейчас весьма популярны картинки с надписями типа «абракадабра». Например:Попробуйте сами составить такие же.
  5. Закройте глаза. Попробуйте ярко представить себе всех людей, с которыми общались в течение дня: одежду, выражение лица, особенности звучания голоса, жесты. Не упускаем ни одной детали. Что вы ощущали во время общения?
  6. Наконец, займитесь рисованием.
Читайте так же:  Отпустила ситуацию с мужчиной

Абстрактное мышление — это хорошо или плохо?

Ученые пришли к такому выводу, что абстрактное мышление дошкольников это интересный процесс, который нуждается в постоянном подкреплении и поощрении. Только в таком случае ребёнок будет чувствовать себя комфортно, и продолжать дальше активно изучать окружающий мир.

Особенности абстрактного мышления у школьников

Особое внимание следует уделить вопросу абстрактного мышления у детей младшего школьного возраста, поскольку в данный период дети начинают более активно взаимодействовать с обществом. Согласно учению Л.С. Выгодского главным аспектом в развитии мышления у ребёнка является внутренняя речь, а что касается вопросов развития абстрактного типа мыслить, то оно зависит от трёх главных аспектов:

Таким образом, развивать абстрактное мышление у младших школьников значит уметь сформировать у них мыслительные операции, правильно формулировать определения, а также научить их строить логические умозаключения. Главным условием развития абстрактного мышления у детей выступает целенаправленное воспитание и специальное обучение. В ходе воспитания малыш овладевает речью, затем учиться самостоятельно решать изначально простые, а потом более сложные задачи. Еще следует сказать о том, что ребёнок учиться воспринимать требования, которые ему предъявляют взрослые и действовать в соответствии этими требованиями.

Отвечая на вопрос, как развивать абстрактное мышление у деток, то можно в ходе учебной деятельности использовать такие задания:

  1. Упражнения на формирование умений выделять наиболее главные качества предмета.
  2. Задания на абстрагирование от второстепенных сведений.
  3. Методики по обучению отделения формы понятия от его главного содержания.
  4. Устанавливать логические связи между несколькими понятиями.
  5. Методы направлены на формирование способности ребёнка оперировать смыслом происходящего.

В основном данный вид начинает активное развитие ещё в младшем школьном возрасте. Именно поэтому школьная программа должна включать в себя логические задания абстрактно-логического направления. Если у ребёнка плохо развито абстрактный способ мыслить, то у него возникнут проблемы в работе с абстрактными понятиями. Поскольку их невозможно воспринимать с помощью основных органов чувств. Данный тип способности рассуждать строится с опорой на понятия. В то время именно понятия отражают суть предмета и выражаются в словах.

Смотрите видео о познаниях, полученных с помощью абстрактного мышления.

Специфика абстрактного мышления

Прежде чем ответить на вопрос о том хорошо или плохо абстрактное мышление у людей, следует рассказать о его общих признаках, к которым можно отнести:

  • оригинальность мыслей;
  • люди с таким типом мысли дают совершенно неожиданные ответы, которые сильно отличаются от стандартных решений;
  • быстрота соображения;
  • высокий уровень восприимчивости к волнующей проблеме;
  • возможность искать новые, нестандартные функции в изучаемых объектах;
  • гибкость в рассуждении. В данном случае речь идет о возможности человека отказываться от стандартного варианта в решении задачи.

Главной особенностью такого способа мыслить можно назвать, то, что человек пытается открывать новые нестандартные знания. Именно поэтому, можно с уверенностью сказать, что абстрактное мышление это хорошо и без него не обойтись в современном мире.

Рекомендации по развитию абстрактного мышления

Не все люди знают достаточно информации о том, что это такое абстрактное мышление. Простыми словами можно сказать, что это возможность оперировать различными понятиями, которые не имеют прямого образного выражения. Специалисты смогли выделить ряд определенных рекомендаций, которые помогут в развитии этого типа мыслить:

  1. Нужно классифицировать суждения, которые строятся на логике, от суждений, что основываются на эмоциональном фоне.
  2. В любой информации нужно учиться искать как положительные, так и отрицательные стороны.
  3. Не нужно ругать себя за то, что у вас возникают сомнения в том, что вам кажется вполне убедительным.
  4. Стараться учится видеть несоответствия в тех событиях, которые с вами происходят.
  5. Не спешить с выводами и умозаключениями, если у вас отсутствует необходимое количество информации.

Люди, которые полноценно овладеют этим навыком рассуждения, в дальнейшем смогут:

  • правильно оперировать новыми понятиями;
  • обобщать информацию;
  • анализировать полученный опыт;
  • у них будет отсутствовать необходимость прямого контакта с объектом изучения.

Если человек сможет развить у себя хорошее абстрактное мышление, то в итоге у него будет получаться устанавливать общее закономерности в происходящем. Тем самым предвидеть развитие определенных процессов в обществе.

Особенности абстрактного мышления

Многих интересует вопрос, какая часть мозга, отвечая за развитие абстрактного мышления. Левое полушарие отвечает за этот тип способности мыслить, поскольку оно связанно со словесной разборкой понятий и явлений в окружающей действительности. Левое полушарие мозга даёт возможность говорить, логически размышлять и анализировать происходящие ситуации. В этот процесс присоединяется индукция.

Люди с развитым левым полушарием мозга владеют такими качествами:

  • высокий уровень вербального интеллекта;
  • владеют широким словарным запасом;
  • разговорчивы;
  • проявляют активность в жизнедеятельности;
  • есть возможности прогнозирования ситуаций.

Что в себе таит абстрактное мышление?

Отталкиваясь от исследований многих ученых, можно сделать вывод о том, что в таком понятии, как абстрактный способ мыслить кроется как ум, так и глупость. В одном аспекте слово «абстрактное» считается возможностью анализировать конкретную действительность, в том время как с другой стороны, оно выступает как ширма, которая собой же загораживает эту действительность. В одной ситуации такой навык мысли выступает как вариант понимания ряда вещей, а в другой, как средство умерщвления человеческого интеллекта. Именно такую двойственную природу абстрактного мышления нужно учитывать, прежде чем делать окончательные умозаключения.

Делитесь своим мнением на тему того, абстрактное мышление — это хорошо или плохо, в комментариях. А также смотрите видео о проявлении абстрактного мышления в искусстве.

Абстрактное мышление

В мире нет ничего однозначного. Если руководствоваться точными знаниями, то можно многого не заметить. Мир не живет точно по инструкции, которая написана человеком. Многое еще не изведано.

Когда человек чего-то не знает, у него включается абстрактное мышление, которое помогает ему делать догадки, выносить суждения, рассуждать. Чтобы понимать, что это такое, необходимо ознакомиться с примерами, формами и методами его развития.

Что такое Абстрактное мышление?

Что это такое и почему сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru затрагивает тему абстрактного мышления? Именно способность мыслить в общем помогает в нахождении решения тупиковой ситуации, появлении иного взгляда на мир.

Читайте так же:  Типы темперамента вопросы

Есть точное и обобщенное мышление. Точное мышление включается тогда, когда человек располагает знаниями, информацией и четким пониманием происходящего. Обобщенное мышление включается тогда, когда человек не знает точных данных, не располагает конкретной информацией. Он может догадываться, предполагать, делать общие выводы. Обобщенное мышление – абстрактное мышление простыми словами.

Научным языком абстрактным мышлением является вид познавательной деятельности, когда человек отходит от конкретных деталей и начинает рассуждать в общем. Картина рассматривается в целом, не затрагивая деталей, конкретики, точности. Это способствует отхождению от правил и догм и рассмотрению ситуации с разных сторон. Когда некое событие рассматривается в общем, тогда находятся различные способы ее решения.

Обычно человек исходит из конкретных знаний. К примеру, мужчина лежит на диване и смотрит телевизор. Возникает мысль: «Он бездельник». В данной ситуации смотрящий исходит из собственных представлений о том, что происходит. А что могло происходить на самом деле? Мужчина прилег на 5 минут, чтобы отдохнуть. Он уже все сделал по дому, поэтому позволил себе посмотреть телевизор. Он заболел, поэтому и лежит на диване. Здесь может быть много вариантов того, что происходит. Если абстрагироваться от конкретики и посмотреть на ситуацию с разных сторон, тогда можно выяснить много нового и интересного.

При абстрактном мышлении человек думает приблизительно. Здесь нет ни конкретики, ни деталей. Используются обобщенные слова: «жизнь», «мир», «в общем», «по большому счету».

Абстрактное мышление полезно в тех ситуациях, когда человек не может найти выход (интеллектуальный тупик). В силу отсутствия информации или знаний он вынужден рассуждать, догадываться. Если абстрагироваться от ситуации с ее конкретными деталями, тогда можно рассмотреть в ней то, что не замечалось до этого.

Абстрактно-логическое мышление

В абстрактно-логическом мышлении используются абстракции – единицы определенных закономерностей, которые были вычленены из «отвлеченных», «воображаемых» качеств предмета, явления. Другими словами, человек оперирует явлениями, которые не может «потрогать руками», «увидеть глазами», «понюхать».

Очень ярким примером такого мышления является математика, в которой объясняются явления, которых нет в физической природе. Например, не существует такого понятия, как цифра «2». Человек понимает, что речь идет о двух одинаковых единицах. Однако эта цифра придумана людьми с целью упрощения некоторых явлений.

Прогресс и развитие человечества заставило людей пользоваться понятиями, которых по сути не существует. Другим ярким примером может оказаться язык, которым человек пользуется. В природе не существует букв, слов, предложений. Человек придумал алфавит, слова и выражения для упрощения выражения своей мысли, которую он желает передать другим людям. Это позволило людям находить общий язык, поскольку все понимают значение одного и того же слова, распознают буквы, строят предложения.

Абстрактно-логическое мышление становится необходимым в ситуации наличия некой определенности, которая пока еще не понятна и не известна человеку, и возникновения интеллектуального тупика. Возникает необходимость в выявлении того, что есть в реальности, в нахождении ему определения.

Абстракцию разделяют на виды и цели. Виды абстракции:

  • Примитивно-чувственная – выделение одних свойств предмета, игнорируя прочие его качества. Например, рассмотрение структуры, но игнорирование формы предмета.
  • Обобщающая – выделение общей характеристики в одном явлении, игнорируя наличие индивидуальных особенностей.
  • Идеализирующая – замещение реальных свойств идеальной схемой, которая исключает имеющиеся недостатки.
  • Изолирующая – выделяет тот компонент, на котором сосредоточено внимание.
  • Актуальной бесконечности – бесконечные множества определяются как конечные.
  • Конструктивизация – «огрубление», придание формы явлениям, которые имеют расплывчатые границы.

По целям абстракции бывают:

  1. Формальными (теоретическое мышление), когда человек рассматривает объекты по внешним их проявлениям. Сами эти качества не существуют сами по себе без этих предметов и явлений.
  2. Содержательная, когда человек может выделить из предмета или явления свойство, которое способно существовать само по себе, быть автономным.

Развитие абстрактно-логического мышления является важным, поскольку именно оно позволило вычленить из окружающего мира то, то невозможно распознать естественными органами чувств. Здесь образовались понятия (языковые выражения), которые передают общую закономерность того или иного явления. Теперь каждому человеку не приходится выявлять то или иное понятие, поскольку он узнает о нем в процессе обучения в школе, университете, дома и т. д. Это подводит нас к следующей теме о формах абстрактного мышления.

Формы абстрактного мышления

Поскольку человек не может каждый раз «создавать колесо», он должен систематизировать полученные знания. Многие явления не видны человеческому глазу, чего-то вообще не существует, однако все это есть в человеческой жизни, поэтому должно иметь ту или иную форму. В абстрактном мышлении выделяют 3 формы:

Это мысль, которая передает общее свойство, которое прослеживается в разных предметах. Они могут быть разными. Однако их однородность и схожесть позволяет человеку объединить их в одну группу. Так, например, стул. Он может быть с круглыми ручками или квадратными сидениями. Разные стулья имеют разный окрас, форму, состав. Однако их общей особенностью является то, что они имеют 4 ножки и на них принято сидеть. Одинаковое предназначение предметов и их конструкция позволяет человеку объединить в одну группу.

Данным понятиям люди обучают детей с самого детства. Говоря о «собаке», мы понимаем животное, которое бегает на 4 лапах, гавкает, лает и т. д. Сами собаки бывают разных пород. Однако все они имеют одинаковые признаки, по которым их объединяют в одно общее понятие – «собака».

Данной формой абстракции люди пользуются, когда желают что-то подтвердить или опровергнуть. Причем данная словесная форма является однозначной. Оно бывает двух форм: простое и сложное. Простое – например, кот мяукает. Оно короткое и однозначное. Второе – «мусор выкинули, ведро опустело». Зачастую выражается целыми предложениями повествовательной формы.

Суждение может быть истинным или ложным. Истинное суждение отображает реальное положение дел и часто базируется на том, что человек не проявляет к нему никакого отношения, то есть судит объективно. Ложным становится суждение, когда человек заинтересован в нем и базируется на собственных выводах, а не на реальной картине происходящего.

Это мысль, которая формируется на основе двух и более суждений, из которых образуется новое суждение. В каждом умозаключении есть 3 составляющих: предпосылка (посылка), вывод и заключение. Посылка (предпосылка) – это начальные суждения. Вывод – это процесс логического размышления, которое приводит к заключению – новое суждение.

Читайте так же:  Успокаивающая таблетки от нервов

Примеры абстрактного мышления

Рассмотрев теоретическую часть абстрактного мышления, следует ознакомиться с различными примерами. Самым ярким примером того, что такое абстрактное суждение, являются точные науки. Математика, физика, астрономия и прочие науки часто базируются на абстрактном мышлении. Мы не видим цифр, как таковых, однако мы умеем считать. Предметы собираем в группу и называем их количество.

Человек рассуждает о жизни. Но что это такое? Это существование тела, при котором человек двигается, дышит, функционирует. Невозможно дать четкого определения, что такое жизнь. Однако человек может однозначно определять, когда кто-то живет, а когда умирает.

Четко абстрактное мышление проявляется, когда человек думает о будущем. Неизвестно, что там будет, однако каждый имеет цели, желания, планы. Без возможности мечтать и воображать, человек не смог бы построить планов на будущее. Теперь он стремится реализовать эти цели. Его движение по жизни становится более целенаправленным. Появляются стратегии и тактика, которые должны привести к желаемому будущему. Этой реальности еще не существует, однако человек стремится ее сформировать такой, какой желает видеть.

Еще одной распространенной формой абстракции является идеализация. Люди любят идеализировать окружающих и мир в целом. Женщины мечтают о принцах из сказок, не замечая, какими мужчины являются в реальном мире. Мужчины мечтают о послушных женах, игнорируя тот факт, что только немыслящее существо может находиться в подчинении у другого.

Многие люди пользуются суждениями. Нередко они являются ложными. Так, женщина может сделать вывод о том, что «все мужчины плохие» после того, как ее предал один-единственный партнер. Поскольку она выделяет мужчину как единый класс, которому свойственно одно и то же качество, она приписывает всем то качество, которое проявилось в одном человеке.

Нередко на основе ложных суждений делаются неверные умозаключения. К примеру, «соседи неприветливые», «отопление не подается», «нужно менять проводку» — значит, «квартира неблагополучная». На основе эмоционального дискомфорта, который возникает при имеющихся обстоятельствах, делаются однозначные суждения и выводы, которые искажают реальность.

Развитие абстрактного мышления

Самым оптимальным возрастом для развития абстрактного мышления является дошкольный период. Как только ребенок начинает познавать мир, ему можно помогать в развитии всех видов мышления.

Самым эффективным способом развития являются игрушки. Через формы, объемы, цвета и прочее ребенок начинает сначала распознавать детали, после чего объединять их в группы. Можно дать ребенка несколько игрушек квадратной или круглой формы, чтобы он их разложил на две кучки по одинаковым признакам.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как только ребенок научается рисовать, лепить, мастерить своими руками, следует ему позволять заниматься подобными увлечениями. Это развивает не только мелкую моторику, но и способствует проявлению творческого потенциала. Можно сказать, что абстрактное мышление – это творчество, которое не ограничено рамками, формами, цветами.

Когда ребенок научается читать, считать, писать и воспринимать слова на звук, можно вместе с ним заниматься развитием абстрактно-логического мышления. Здесь хорошо подойдут загадки, которые следует разгадывать, задачки, где необходимо решить какой-то вопрос, упражнения на смекалку, где необходимо заметить ошибку, неточность.

Поскольку абстрактное мышление не рождается вместе с человеком, а развивается по мере его роста, здесь помогут различные ребусы, кроссворды, головоломки. Существует много литературы на тему того, как развить разные виды мышления. Следует понимать, что одни задачки не могут развивать только один вид мышления. Все они частично или полностью занимаются развитием различных видов познавательной деятельности.

Особенно эффективными становятся различные жизненные ситуации, в которых ребенок должен найти выход из ситуации. Простое задание вынести мусор заставит ребенка сначала подумать над тем, как одеться и во что обуться, чтобы выйти из дома и отнести мусорный пакет до бака. Если мусорный бак находится вдали от дома, тогда он будет вынужден заранее спрогнозировать свой маршрут. Прогноз на будущее является еще одним способом развития абстрактного мышления. У детей хорошо работает фантазия, которую не следует угнетать.

Итогом абстрактного мышления является то, что человек способен находить выходы в любой ситуации. Он думает творчески, гибко, нестандартно. Не всегда точные знания являются объективными и способными помочь в любой ситуации. Обстоятельства случаются разные, что заставляет человека думать, рассуждать, прогнозировать.

Психологи отмечают негативные последствия, если родители не будут заниматься развитием данного мышления у своего ребенка. Во-первых, малыш не научится выделять общее из деталей и, наоборот, из общего переходить к деталям. Во-вторых, он не сможет проявлять гибкость мышления в ситуациях, в которых он не знает выхода. В-третьих, он будет лишен способности прогнозировать будущее своих поступков.

Абстрактное мышление отличается от линейного тем, что человек не думает причинно-следственными связами. Он абстрагируется от деталей и начинает рассуждать в общем. Самое примечательное здесь заключается в том, что только после общего видения дел человек может перейти к деталям, которые важны в ситуации. А когда детали не помогают в решении проблемы, тогда возникает необходимость абстрагироваться, выйти за пределы происходящего.

Абстрактное мышление позволяет находить новое, творить, создавать. Если бы человек был лишен подобного мышления, тогда не смог бы создать колесо, автомобиль, самолет и прочие технологии, которыми теперь многие пользуются. Не существовало бы никакого прогресса, который зарождается сначала из способности человека воображать, мечтать, выходить за пределы принятого и разумного. Данные навыки оказываются полезными и в обыденной жизни, когда человек сталкивается с разными характерами и поведениями людей, с которыми ранее никогда не встречался. Умение быстро перестраиваться и адаптироваться в неизменных обстоятельствах происходит благодаря абстрактному мышлению.

Как развить абстрактное мышление, чтоб творить, а не вытворять

Автор: Юрий Окунев

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Хорошее ли у вас воображение? Сможете, к примеру, вот так, сходу, написать рассказ? Или стихотворение сочинить? А уравнения в школе хорошо решали? Сегодня поговорим о том, как развить абстрактное мышление. Разберем, что это за тип мышления и как оно формируется.

Человек – существо мыслящее

С самого детства нас приучают мыслить, анализировать, делать выводы. Считается, что именно способность думать и производить логические умозаключения отличает человека от любого другого существа, живущего на Земле. А что такое мышление?

В Википедии найдем такой ответ:

Читайте так же:  Будильник с проекцией

Довольно запутанно и мудрено. Далее – еще одно определение:

Это уже более понятно. Значит, мы имеем дело с психическим процессом, отвечающим за познание мира.
Как мы познаем мир? Есть два способа:

  1. Посредством чувственного осознания, направленного на внешние признаки предметов – цвет, размер, форма. Инструментом служат органы чувств – обоняние, осязание, зрение, слух.
  2. Посредством предметного осознания – через собственные умозаключения, путем проникновения в суть вещей.

Во втором случае имеет смысл говорить о развитии мыслительных способностей.

Воображение – основа мышления

Ведущая роль при этом отводится воображению. Снова обратимся к Википедии:

Говоря простым языком, воображение – это наша фантазия. Благодаря ему мы можем вообразить муху размером со слона; слона, танцующего рэп; рэпера размером с муху. Мы можем переместиться в прошлое, переиграть уже свершившиеся события или благополучно отправиться в мыслях в будущее, придумав новую реальность.

Три этапа развития

С рождения и до совершеннолетия человек проходит три этапа развития мышления:

Это можно представить так:

Виды мышления Наглядно-действенное Наглядно-образное Абстрактно-логическое
Период формирования Ребенок до года От 3 до 7 лет Ребенок старше 7 лет
В чем заключается? Манипуляции с предметами, их восприятие органами чувств. Операции над образами, вторичными признаками предметов. Оперирует тем, что нельзя представить в виде образа — логические суждения и умозаключения.
Сфера деятельности человека Производство Музыка, изобрази-тельное искусство Литература, наука

Таким образом, можно утверждать, что наличие абстрактного мышления – это признак сформировавшегося интеллекта.

Известно три формы абстрактного мышления – понятие, суждение и умозаключение.
Что это за формы?

Когда мы говорим: «осень», «дождь», «улица», мы имеем дело с понятиями. Если мы скажем: «На улице идет дождь» или «Во время дождя всегда холодно» – это будет суждение. Ну и, наконец, высказывание вида: «На улице холодно» можно назвать умозаключением, так как оно делает общий вывод из двух предыдущих высказываний.

Зачем это нам?

На самом деле, абстрактное мышление формируется в раннем детстве и постоянно присутствует в нашей жизни. Маленькие дети любят фантазировать, придумывать всякие небылицы. Оказывается, они развивают абстрактное (или образное) мышление, учатся абстрагироваться (отдаляться) от самого предмета и производить операции с его свойствами.

Позже, когда ребенок подрастет и пойдет в школу, это умение ему пригодится, чтобы освоить математические навыки. Например, решить задачу: «У Васи в кармане 6 конфет. Две из них он отдал Пете. Сколько осталось?».

В тайм-менеджменте этот навык необходим нам, для управления массивами данных. Чтоб управлять двумя сотнями задач, мы обобщаем их по определенным признакам, выходя на более высокие уровни абстрации. Мы можем группировать дела по масштабу, важности, срочности, ключевым областям деятельности, проектам, искать решения проблем в надсистеме, устанавливать связи между текущей деятельностью и высшими смыслами своей жизни.

[3]

Где еще используется абстрактное мышление? Где угодно:

  • В философии;
  • В писательском искусстве при создании образов и линии сюжета;
  • В инженерии – моделирование новых процессов;
  • В психологии управления.

Практически в любой области нашей деятельности.
Жемчужина, высшая точка развития абстрактного мышления – это интуиция.

Итак, мы выяснили, чтобы достичь хороших результатов в повышении интеллекта и быть успешным человеком, нужно достаточно времени уделять развитию абстрактного мышления. Каким образом можно его развить?

Методы для взрослых

У взрослых мышление, как правило, уже сформировано. С возрастом все труднее воспринимаются новые знания и новый материал – мышление теряет свою гибкость. Приведенные далее упражнения призваны помочь справиться с этим процессом. Развить в себе креативность и широту мышления.

  1. Представляйте мысленно эмоции: недоверие, радость, страх, умиление. Как в вашем воображении будет выглядеть, к примеру, интерес, не привязывая его к конкретным объектам? А как будет смотреться удовольствие?
  2. Представьте образ какого-либо философского понятия или идеи. Например, как вы представите гармонию? Возникнет ли при этом какой-то зрительный образ, чувственное ощущение, ассоциация, символ? Потренируйтесь с образами: порядок, религиозность, энергия, свобода, бесконечность, испытание.
  3. Переверните книгу наоборот, читайте снизу вверх. Тогда придется читать в обратной последовательности. Попробуйте установить логические связи сюжета.
  4. В интернете сейчас весьма популярны картинки с надписями типа «абракадабра». Например:Попробуйте сами составить такие же.
  5. Закройте глаза. Попробуйте ярко представить себе всех людей, с которыми общались в течение дня: одежду, выражение лица, особенности звучания голоса, жесты. Не упускаем ни одной детали. Что вы ощущали во время общения?
  6. Наконец, займитесь рисованием.

Упражнения для детей

Любой ребенок от природы любознателен. А значит, и мышление ребенка развивается гораздо быстрее, чем у взрослого. Важно помочь ребенку перейти от действий с конкретными предметами к более отвлеченным понятиям, расширить его кругозор. Развитое образное мышление – залог успешной учебы в школе.

  1. Придумывайте вместе с детьми странные, необычные имена, названия. Найдите в интернете интересную картинку и попробуйте подобрать к ней не менее 3 цепляющих названий.
  2. Занимайтесь инсценировками. Придумайте костюмы для персонажей из подручных средств. Поиграйте в театр теней.
  3. Решайте анаграммы, ребусы, головоломки. Придумывайте нереальные словосочетания: «низкий небоскреб», «круглый дом», «звонкое молчание» и так далее.
  4. Возьмите чистый альбомный лист и пролейте на него немного чернил или гуашевой краски. Получится клякса. Вместе с ребенком превратите это бесформенное пятно в рисунок. Например, в улыбающуюся рожицу.

Подведем итог

Развитое абстрактное мышление позволяет решать многие задачи намного проще и быстрее (особенно задачи по перестановке мебели :)). Вместо того, чтобы искать в каждом конкретном случае свой выход, можно использовать общие выводы и готовые шаблоны для решения. В этом выражается креативность и эффективность мышления. А потому – не ленитесь и выделите время для занятий, хотя бы парочку минут в день.

Еще больше упражнений для развития мышления сможете найти в онлайн-сервисе для развития интеллекта Б райнаппс . Игровая форма заданий позволяет очень быстро подтянуть интеллект, как взрослым, так и детям. Удобная статистика и привлекательный интерфейс делают занятия ещё более увлекательными.

На этом все.
Надеюсь, статья вам понравилась. Напишите в комментариях, какую роль в вашей жизни играет образное мышление, поделитесь информацией с друзьями в соцсетях.

Почему абстрактное мышление это важный показатель сформировавшегося интеллекта

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим о мышлении. Абстрактное мышление — это способ мыслить абстрагировано (т.е. отдаленно, отвлеченно) от конкретных понятий и явлений, и воспринимать ситуацию в целом, основываясь на своих умозаключениях.

Читайте так же:  Адаптация 2 дата выхода

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Если вас спросить, что такое время или, например, любовь, вы уверены, что сможете дать точное определение? На Земле проживают несколько миллиардов человек, и если каждый попробует ответить на данный вопрос, то вариантов ответа будет примерно такое же количество. Потому что время и любовь — обобщенные понятия, которые люди понимают по-разному, их нельзя описать в точности.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Например, представьте человека кричащего в автобусе на водителя.

p, blockquote 4,0,1,0,0 —>

[2]

Конкретное мышление – человек кричит на водителя, ведет себя хамски.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Абстрактное – почему этот человек так себя ведет, что у него случилось, возможно, он болен, или у него тяжелый день?

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Способность абстрактно мыслить — это несомненный показатель сформировавшегося интеллекта. Рассмотрите, какую роль играет в жизни человека данный тип мышления, и как его развить.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Биологический и социальный фактор

Абстрактное или абстрактно-логическое мышление формируется еще в детстве, в дошкольном возрасте. Это заключительный этап развития мышления. Важную роль в его формировании играет воображение. Ребенок пытается оперировать свойствами предмета, не привязывая их к нему. Постепенно учиться выстраивать логические цепочки между предметами, изначально не связанными между собой. Какие упражнения на этом этапе могут помочь:

p, blockquote 8,1,0,0,0 —>

  • рисование (попросите ребенка нарисовать любовь, если он засомневается, спросите, что он думает об этом чувстве, как его представляет; обычно рисуют любимых людей или сердце);
  • сочинение сказок (вместе с ребенком придумайте сказку, где главными героями будут он и неодушевленный предмет – мячик или пирожок);
  • ассоциативные игры (с чем может быть связано слово жарко, вкусно, красиво, счастливый и т.п.).

[1]

Если родители не занимались развитием данного типа мышления у ребенка, то может сформироваться комплекс проблем. В будущем ему будет трудно выделять из общего конкретное, или конкретные понятия интегрировать в общие. Помимо этого, он не сможет находить выход из тупиковых ситуаций, и не сможет планировать события, давая им прогноз. Это может сказаться на профессиональной деятельности, а также на построении взаимоотношений с другими людьми.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

Особенности абстрактно мыслящего человека

В какой-то степени все люди мыслят абстрактно, но у кого-то данный тип мышления развит лучше. Такого человека отличают следующие признаки:

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

  • он умеет абстрагировать свойства и качества от самого предмета, абстрагироваться от ситуации (вам говорили когда-нибудь «Просто абстрагируйся, и все станет понятно!», т.е. отдели ситуацию от себя и своего к ней отношения, посмотри на нее объективно);
  • умеет находить соответствия между предметами и явлениями, выстраивать логические цепочки;
  • умеет придавать все явления или события анализу, разбирая на составляющие или собирая в единую картину.

Иногда можно услышать вопрос «Хорошо или плохо мыслить абстрактно?». Плохо, если чрезмерно ударяться в абстракцию. Вы можете перестать замечать очевидное, а также, занимаясь планированием и прогнозированием, так и не перейти к действиям.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Как развивать абстрактное мышление?

p, blockquote 12,0,0,1,0 —>

Этот вопрос актуален в любом возрасте, хотя лучше мышление развивается в детстве . Взрослому человеку придется приложить немало времени и стараний для этого. Следующие упражнения помогут вам в решении данной задачи.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

  1. Фантазируйте и рисуйте. Попробуйте изобразить такие понятия, как бесконечность, одиночество, нирвана, наслаждение и т.д.
  2. Изучайте картины художников-абстракционистов и сюрреалистов. Не просто рассматривайте их, а попытайтесь вызвать в своей голове образы, которые ассоциируются у вас с этими картинами.
  3. Если вам нравится писать, придумывайте различные сюжеты, вводите в них персонажей, а потом пытайтесь создать для них выход.
  4. Если у вас возникла проблема в отношениях или на работе, прежде чем принять решение, мысленно отстранитесь от ситуации и попробуйте взглянуть на нее со стороны. Задайте себе вопрос «Если бы это происходило не со мной, чтобы я предпринял/а?». Ставьте себя на место других людей: прохожих, родителей, мужа или жены, начальника и др.
  5. Когда ситуация зашла в тупик, попытайтесь придумать несколько вариантов дальнейшего развития событий. Пусть они будут максимально нереалистичными. Потом упростите их, подстройте под собственную жизненную проблему.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

В заключении

Многие ошибочно предполагают, что взрослому человеку невозможно измениться, тем более изменить мышление, но это не так. Если человек ставит перед собой конкретную задачу и идет к ней, то постепенно меняется он и вся его жизнь. Абстрактное мышление позволяет нам представлять то, чего мы никогда не видели, обобщая образы между собой. Благодаря ему построены сюжеты книг и фильмов, придуманы бесподобные картины, составлены головоломки и кроссворды. Почитайте статью про творческое мышление и сравните, что ближе всего вам.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —> p, blockquote 16,0,0,0,1 —>

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если эта статья вам понравилась, и вы хотите получать больше информации, подписывайтесь на обновления. А также не забудьте рассказать о ней друзьям. До свидания, уважаемые читатели. Успехов в жизни и саморазвитии!

Источники


  1. Данилова, Н.Н. Психофизиология: моногр. / Н.Н. Данилова. — М.: Аспект пресс, 2009. — 373 c.

  2. Пэйдж, Сьюзен Супружеская жизнь: путь к гармонии / Сьюзен Пэйдж. — М.: Мирт, 2015. — 416 c.

  3. Герхардсен, Э. И больше не дерись! Как избежать ревности между детьми в семье / Э. Герхардсен. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 205 c.
  4. Удилова, Ирина История реальной любви. Секреты счастливых отношений. Великолепные отношения (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 608 c.
  5. Мы и наша семья. — М.: Молодая Гвардия, 2017. — 367 c.
    Основа абстрактного мышления
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here