Особенности общения психология

Полезный материал на тему: "Особенности общения психология" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

1. Функции и специфика общения

Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Оба ряда отношений человека: и общественные и межличностные реализуются именно в общении.

Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме взаимодействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека по специфике организации речевого сообщения об общей культуре и грамотности.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам:

[1]

адресат – субъект общения;

адресат – кому направлено сообщение;

сообщение – передаваемое содержание;

код – средства передачи сообщения, канал связи;

результат – то, что достигнуто в итоге сообщения.

По критерию цели общения выделяются восемь функций общения:

контактная, цель которой — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

информационная, цель которой – обмен информациями, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и прочее;

побудительная, цель коей – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;

функция понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний и прочее;

амотивная, цель коей – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

[3]

— функция установления отношений, цель коей – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;

— функция оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и прочее.

2. Структура общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого его элемента. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны. Это наиболее обобщенная классификация:

А) Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми; но это не просто передача информации, но и ее формирование, уточнение, развитие. Каждый участник предполагает активность также и в своем партнере, он не может его рассматривать как некий объект. Другой участник тоже как субъект соответственно направляет ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его цели, мотивы, установки.

То есть как интерсубъективный процесс. Но в этом случае нужно полагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера, притом значимая информация.

Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования, то есть говорят «на одном языке». Это особо важно, потому что коммуникатор и реципиент постоянно в ходе процесса меняются местами. У них должно быть одинаковое понимание ситуации общения.

Б) Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников важно не только обмениваться информацией, но и спланировать совместную деятельность. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт.

В) Перцептивная сторона выражается в восприятии одним партнером по общению другого партнера. В отечественно литературе (например, в исследованиях А. А. Бодалева) в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека». Это более широкое понимание термина обусловлено исследованиями специальных черт восприятия социальных объектов к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих» характеристик, то есть формирование представлений о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.

Рефераты / Психологические особенности общения

Психологические особенности общения

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели достижения и изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Под общением же, как известно понимается психологический феномен, суть которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграция всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (В.Н. Мясищев).

Когда человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. Внешний облик, состояние, поведение и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какие-то отношения, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, тревогу или недоумение, а приписываемые цели и мотивымогут вызвать протест.

Читайте так же:  Родительское собрание причины агрессии

По своему знаку, как видно из приведенного примера, отношения могут заметно отличаться друг от друга, но они могут и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение. В одних случаях названные отношения оказываются одинаковыми по своей силе, в других — по этому показателю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение политические взгляды человека, с которым эта личность общается.

В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой высокой степени интенсивности, что нейтрализует или тормозит все другие стороны отношений, которые обычно актуализировались при общении с определенным человеком.

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости (если у него сформировались психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения). Это, прежде всего, способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.

Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику (А.А. Бодалев).

Межэтнические отношения — это не только отношения между народами и группами — соперничество или сотрудничество, но и отношения к группам, народам, которые проявляются в представлениях о них — от позитивных образов до предрассудков.

Межгрупповое восприятие — взаимное восприятие групп, а не только ее членов, обладает специфическими характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного. Среди них выделяют структурные характеристики:

, т.е. высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе;

, т.е. высокую степень переноса представлений о группе на отдельных ее членов; динамическую характеристику высокой устойчивости межгрупповых представлений по сравнению с процессами межличностного восприятия;

характеристику интенсивной когнитивно-эмоциональной оценки чужих групп.

Согласованными, унифицированными, устойчивыми и эмоционально окрашенными представлениями о группах, народах являются этнические стереотипы.>

Стереотип — это мнение о личностных качествах группы людей. Эти мнения о другой группе могут быть точными или неточными, чрезмерно обобщенными, но содержащими зерно истины. Чтобы упростить картину мира, мы постоянно обобщаем: британцы скрытные; американцы нацелены на достижение успеха; евреи — изворотливые; сербы и чеченцы — жестокие и т.п. Согласованность стереотипов проявляется в том, что они присущи достаточно большому числу людей в пределах социальной общности и имеют высокую степень единства этих представлений среди членов этнической группы.

Восприятие своей этнической группы по сравнению с другими сопровождаетсясознательным и бессознательным предпочтением своей группы — проявляется феномен этноцентризма. Этноцентризм выполняет полезную функцию поддержания позитивной идентичности и сохранения целостности своей этнической группы, но может препятствовать межгрупповому взаимодействию и пониманию людьми разных народов (В.С Кукушин, Л.Д. Столяренко).

Таким образом, содержание этнопсихологических феноменов определяется проявлением национально-психологических особенностей, обуславливающих специфику функционирования психических процессов и состояний, общения, взаимодействия и взаимоотношений представителей конкретных этнических общностей.

Дорошенко В.В. (МОСУ) Психологические особенности общения.

Психологические Особенности Общения. Общение Разговор.

Тема — Психологические Особенности Общения » Общение Разговор.

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели достижения и изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Под общением же, как известно понимается психологический феномен, суть которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности, интеграция всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него.

Когда человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. Внешний облик, состояние, поведение и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какие-то отношения, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, тревогу или недоумение, а приписываемые цели и мотивы могут вызвать протест.

По своему знаку отношения могут заметно отличаться друг от друга, но они могут и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение. В одних случаях названные отношения оказываются одинаковыми по своей силе, в других — по этому показателю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение человека, с которым эта личность общается.

В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой высокой степени интенсивности, что нейтрализует или тормозит все другие стороны отношений, которые обычно актуализировались при общении с определенным человеком.

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости (если у него сформировались психические свойства личности, которые обязательны для успешного общения). Это способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.

Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику.

Межэтнические отношения — это не только отношения между народами и группами — соперничество или сотрудничество, но и отношения к группам, народам, которые проявляются в представлениях о них — от позитивных образов до предрассудков.

[2]

Межгрупповое восприятие — взаимное восприятие групп, а не только ее членов, обладает специфическими характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного.

Читайте так же:  Социальная адаптация ребенка это

Восприятие своей этнической группы по сравнению с другими сопровождается сознательным и бессознательным предпочтением своей группы — проявляется феномен этноцентризма. Этноцентризм выполняет полезную функцию поддержания позитивной идентичности и сохранения целостности своей этнической группы, но может препятствовать межгрупповому взаимодействию и пониманию людьми разных народов.

Психологические особенности общения

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели достижения и изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Под общением же, как известно понимается психологический феномен, суть которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграция всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (В.Н. Мясищев).

Когда человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. Внешний облик, состояние, поведение и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какие-то отношения, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, тревогу или недоумение, а приписываемые цели и мотивы могут вызвать протест.

По своему знаку, как видно из приведенного примера, отношения могут заметно отличаться друг от друга, но они могут и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение. В одних случаях названные отношения оказываются одинаковыми по своей силе, в других — по этому показателю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение политические взгляды человека, с которым эта личность общается.

В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой высокой степени интенсивности, что нейтрализует или тормозит все другие стороны отношений, которые обычно актуализировались при общении с определенным человеком.

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости (если у него сформировались психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения). Это, прежде всего, способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.

Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику (А.А. Бодалев).

Межэтнические отношения — это не только отношения между народами и группами — соперничество или сотрудничество, но и отношения к группам, народам, которые проявляются в представлениях о них — от позитивных образов до предрассудков.

Межгрупповое восприятие — взаимное восприятие групп, а не только ее членов, обладает специфическими характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного. Среди них выделяют структурные характеристики:

, т.е. высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе;

, т.е. высокую степень переноса представлений о группе на отдельных ее членов; динамическую характеристику высокой устойчивости межгрупповых представлений по сравнению с процессами межличностного восприятия;

характеристику интенсивной когнитивно-эмоциональной оценки чужих групп.

Согласованными, унифицированными, устойчивыми и эмоционально окрашенными представлениями о группах, народах являются этнические стереотипы.>

Стереотип — это мнение о личностных качествах группы людей. Эти мнения о другой группе могут быть точными или неточными, чрезмерно обобщенными, но содержащими зерно истины. Чтобы упростить картину мира, мы постоянно обобщаем: британцы скрытные; американцы нацелены на достижение успеха; евреи — изворотливые; сербы и чеченцы — жестокие и т.п. Согласованность стереотипов проявляется в том, что они присущи достаточно большому числу людей в пределах социальной общности и имеют высокую степень единства этих представлений среди членов этнической группы.

Восприятие своей этнической группы по сравнению с другими сопровождается сознательным и бессознательным предпочтением своей группы — проявляется феномен этноцентризма. Этноцентризм выполняет полезную функцию поддержания позитивной идентичности и сохранения целостности своей этнической группы, но может препятствовать межгрупповому взаимодействию и пониманию людьми разных народов (В.С Кукушин, Л.Д. Столяренко).

Таким образом, содержание этнопсихологических феноменов определяется проявлением национально-психологических особенностей, обуславливающих специфику функционирования психических процессов и состояний, общения, взаимодействия и взаимоотношений представителей конкретных этнических общностей.

Дорошенко В.В. (МОСУ) Психологические особенности общения.

Особенности делового общения

Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.

Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, и выделить все возможные функциональные ситуации, то оказывается, что таких ситуаций может быть четыре:

— цель общения — вне самого взаимодействия субъектов;

Читайте так же:  Меновщиков психологическое консультирование

— цель общения — в нем самом;
— цель общения — приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения;

— цель общения — приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера.

Нас будет интересовать только первый вид общения — деловое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности.

В деловом общении предметом общения является дело. Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта. Например, при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту. В этом случае формой отношений является дисциплина — принцип строгого регулирования иерархического сопоставления управляющего и управляемого. Понятно, что управляемый лишен свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.

Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела; основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. В данной главе предлагается анализ общения в единстве трех его сторон: общение как восприятие, общение как коммуникация и общение как взаимодействие.

Психофизиологические особенности общения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели достижения и изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

Под общением же, как известно понимается психологический феномен, суть которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграция всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (В.Н. Мясищев).

Когда человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, «прочитывают» переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения.

Внешний облик, состояние, поведение и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какие-то отношения, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, тревогу или недоумение, а приписываемые цели и мотивы могут вызвать протест.

По своему знаку, как видно из приведенного примера, отношения могут заметно отличаться друг от друга, но они могут и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение.

В одних случаях названные отношения оказываются одинаковыми по своей силе, в других — по этому показателю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными.

Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение политические взгляды человека, с которым эта личность общается.

В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой высокой степени интенсивности, что нейтрализует или тормозит все другие стороны отношений, которые обычно актуализировались при общении с определенным человеком.

Одна из причин таких отношений заключается в следующем:

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости (если у него сформировались психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения). Это, прежде всего, способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.

Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику.

Межэтнические отношения — это не только отношения между народами и группами — соперничество или сотрудничество, но и отношения к группам, народам, которые проявляются в представлениях о них — от позитивных образов до предрассудков.

Межгрупповое восприятие — взаимное восприятие групп, а не только ее членов, обладает специфическими характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного.

Среди них выделяют структурные характеристики:

· согласованность, т.е. высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе;

· унифицированность, т.е. высокую степень переноса представлений о группе на отдельных ее членов; динамическую характеристику высокой устойчивости межгрупповых представлений по сравнению с процессами межличностного восприятия;

· содержательную характеристику интенсивной когнитивно-эмоциональной оценки чужих групп.

Согласованными, унифицированными, устойчивыми и эмоционально окрашенными представлениями о группах, народах являются этнические стереотипы.

Стереотип — это мнение о личностных качествах группы людей. Эти мнения о другой группе могут быть точными или неточными, чрезмерно обобщенными, но содержащими зерно истины. Чтобы упростить картину мира, мы постоянно обобщаем: британцы скрытные; американцы нацелены на достижение успеха; евреи — изворотливые; сербы и чеченцы — жестокие и т.п. Согласованность стереотипов проявляется в том, что они присущи достаточно большому числу людей в пределах социальной общности и имеют высокую степень единства этих представлений среди членов этнической группы.

Читайте так же:  Лечение бреда преследования

Восприятие своей этнической группы по сравнению с другими сопровождается сознательным и бессознательным предпочтением своей группы — проявляется феномен этноцентризма.

Этноцентризм выполняет полезную функцию поддержания позитивной идентичности и сохранения целостности своей этнической группы, но может препятствовать межгрупповому взаимодействию и пониманию людьми разных народов (В.С Кукушин, Л.Д. Столяренко).

Таким образом, содержание этнопсихологических феноменов определяется проявлением национально-психологических особенностей, обуславливающих специфику функционирования психических процессов и состояний, общения, взаимодействия и взаимоотношений представителей конкретных этнических общностей.

23. Визуальная диагностика профессионально значимых психических состоянии человека.
Чтение визуальных проявлений имеет ряд особенностей:

Отдельный невербальный компонент является смысловой нагрузке в зависимости от конкретной ситуации общения: определенный кинетический средство может играть доминантную, дополнительную или незначительную роль в коммуникации.

Современные исследования показывают, что выразительные движения имеют свою «специализацию»:

— движения рук и ног передают оценочный фактор (установки, эмоции);

— движения ног и позы — информацию об интенсивности, силу и активность;

— жесты — эмоциональные состояния и интеллектуально-волевые процессы;

— мимика является индикатором эмоциональных состояний, интеллектуально-волевых процессов, рис;

— взгляд и за аналогичные специализации мимики и показывают статус — роль, взаимоотношения;

— походка — действия, эмоциональное состояние;

— соотношение с языком или паритет между невербальными и вербальными каналами общения.

Визуальные знаки могут становиться ведущим средством общения и определять понимание смысла ситуации. Результаты проведенных учеными исследований, свидетельствуют о том, что смысл визуальных компонентов общения активно взаимодействует с семантикой языка. В ситуациях сопровождения слова жестом неадекватного содержания значение жеста являются или равнозначным, или же вообще определяет результат интерпретации. Такие ситуации было предложено называть случаями обратного соотношения невербальной (визуальной) и вербальной знаковых систем, где жест, а не слово, возникает основным носителем информации.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Психологические особенности общения как вида деятельности: педагогическое общение

919

The article dwells upon the description of psychological peculiarities of communication process. Communication is defined as a process which is generated by requirements for joint activity of people. The specific character of educational communication is caused by various social and functional positions of subjects of communication process.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Психологические особенности общения в различных условиях деятельности

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информа­цией- ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необхо­димо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность — способность устанав­ливать и поддерживать необходимые контакты с другими людь­ми. Для эффективной коммуникации характерно, достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в по-нимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспе­чивает достижение целей с оптимальным расходованием ре­сурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть: стереотипы — упрощенные мнения относительно отдель­ных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем; «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, не­обычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы ред-ко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное; плохие отношения между людьми, поскольку если отно­шение человека враждебное, то трудно его убедить в спра­ведливости вашего взгляда; отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью зтой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий; пренебрежение фактами, т. е. привычка делать вызолы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов; ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.; неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения:

1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»). Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение — нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, ко не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека, и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9787 —

| 7396 — или читать все.

Психологическая характеристика общения

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человекам в контакте с другими людьми.

Общение играет значительную роль в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Развитие человеческого общества и общение людей – сложный диалектический процесс. Возможность общения расширяется вместе с развитием общества. В то же самое время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.

Читайте так же:  Наркомания в подростковой среде

Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируется, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Отношения представляют собой более глубокие сущностные характеристики, а общение – их проявление.

В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии отношений различают два основных класса: общественные отношения и психологические отношения личности (В.Н. Мясищев). Г.М. Андреева выделяет следующие компоненты в структуре общения:

коммуникативный (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);

интерактивный (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);

перцептивный (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Б.Ф. Ломов определяет следующие функции общения:

Исходными концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально-психологических явлений.

Любой человек, включенный в общение, развивается сам. Вместе с тем он способствует развитию другого, помогает развернуть возможности каждого, с кем вступает в общение. Развитие человека в общении происходит через два основных механизма – идентификацию и обособление.

Идентификация – уподобление другим людям, «выделение» собственного «Я» как частицу рода.

Обособление – в его основе лежат потребности в развитии и росте, в свободе и познании своей сущности.

Межличностное общение

– необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. В общении как в специфическом виде деятельности человека также формируются и проявляются личностные качества человека.

Основной путь совершенствования стиля межличностного взаимодействия – личностный рост, изменение самого себя. Первый шаг на этом пути – расширение рефлексивных потенциалов личности. Опираясь на данные каждому способности осознания жизни и себя в ней, человек может понять, как он общается и что мешает ему строить продуктивные взаимоотношения.

Рефлексия – способность человека осознавать свои поступки и образ своего «Я».

Успешность общения во многом определяется способностью человека к эмпатии. Эмпатия– постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Различается эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека, когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах и предиктивная эмпатия, рассматриваемая как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяют: сопереживание и сочувствие.

Человека можно назвать компетентным в общении настолько, насколько в этом процессе обоим партнерам удается эффективно решать коммуникативные проблемы, актуализировать свою индивидуальность или проявить свою духовную природу, а это означает, насколько им в самом процессе коммуникации удается сделать еще один шаг в своем развитии.

Коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью коммуникативной и общей культуры человека. В свою очередь профессиональная коммуникативная компетентность включается в профессиональную культуру специалиста.

Среди наиболее значимых профессиональных качеств психологи-исследователи чаще всего называют:

– высокий профессионализм, компетентность по широкому кругу значимых проблем, высокий уровень общего образования и культуры;

– коммуникабельность, общительность, социальная смелость, умение управлять людьми, организаторские способности;

– нервно-психическая выносливость, т.е. работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели;

– доброжелательное отношение к людям.

Коммуникативная компетентность в работах Е.В. Сидоренко определяется как совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, достаточных для решения коммуникативных задач. Одним из наиболее важных качеств современного специалиста являются коммуникативные способности.Несмотря на общеупотребимость понятия «коммуникативно-организаторские способности» в психологии до сих пор нет общего определения этих способностей. К ним относят довольно большое число разнообразных характеристик, таких как «умение общаться, умение регулировать плоскости обмена информацией и функциональную направленность поведения» (А.А. Кидрон), а также «умение влиять на людей, умение оперативно разбираться в ситуативном взаимодействии людей и направлять его в нужное русло» (Б.А. Федоршин).

Коммуникативную компетентность

включает в себя следующие характеристики:

1) обладание специфическими коммуникативными способностями, включающими в себя личностные психические черты и характеристики поведения, значимые для общения;

2) наличие коммуникативных знаний, практических умений и навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения;

3) умение сохранять партнерскую позицию в общении, умение строить контакты на разных психологических дистанциях;

4) обладание гибкостью и креативностью в выборе и применении коммуникативных тактик и стратегий;

5) желание человека психологически-грамотно строить свои отношения с окружающими.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 336 c.

  2. Морозова Елена Диалоги о семье и браке / Морозова Елена. — М.: Сибирская Благозвонница, 2014. — 159 c.

  3. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — М.: Юрайт, 2014. — 482 c.
  4. Грэй, Джон Мужчины с Марса, женщины с Венеры… работают вместе! / Джон Грэй , Барбара Эннис. — М.: АСТ, Neoclassic, 2013. — 320 c.
  5. Духовно-нравственные основы семьи: Этика и психология семейной жизни: Ч. 1: Остров духовной жизни// Ч. 2: Семья в русской литературе: Хрестоматия для учителей (сост. Кислицина Т.Г.; под общ.ред. док.филол.наук Троицкого В.Ю.) Изд. 2-е, испр.. Серия: Библи. — Москва: Огни, 2016. — 256 c.
    Особенности общения психология
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here