Педагогическое общение воспитателя

Полезный материал на тему: "Педагогическое общение воспитателя" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Психолого-педагогический подход в общении с детьми

Как взрослым общаться с детьми? Любого возраста: с рождения до 18 лет? Чтобы в глазах детей стать другом, уважаемым авторитетом, доверительным лицом и просто близким человеком…. Задача не из простых. И не каждому под силу… Давайте по порядку.

Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей с помощью слов, жестов, мимики, целью которого является:

  • обмен информацией, опытом, деятельностью;
  • получение внимания и заинтересованность в жизни собеседника;
  • предоставление помощи, поддержки, совместное решение проблем;
  • проявление воспитательной функции и др.

Общение многоаспектно, но мы остановимся на отношениях «Педагог (воспитатель) – ребенок».

Суть метода

Психология общения с ребенком (детьми) предполагает руководствоваться при контакте с ребятами такими чувствами как:

  • чуткость;
  • теплота;
  • заинтересованность;
  • ласковое обращение;
  • умение слушать, объяснять, одобрять, порицать;
  • обратить конфликт в шутку.

Педагогическое же общение воспитателя с детьми – это взаимодействие педагога и детей с целью оказания на них воспитательного, обучающего воздействия.Сплетение этих двух форм взаимодействия воспитателя и детей образует психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми.

Проблема привыкания ребенка к детскому саду – вечна.

Немногие родители могут похвастаться быстрой адаптацией ребенка к саду, отсутствием слез при расставании с мамой утром в раздевалке детского сада, скорым привыканием к воспитателю. Кроме того, даже у 4-5-летних ребят существуют барьеры в общении с педагогом.

Напротив, некоторые ребята, с первых дней вприпрыжку бегут к новому воспитателю, о детском саде вспоминают с улыбкой. От чего это зависит? Причины:

Характер ребенка

Тревожным детям, беспокойным, стеснительным, боязливым – необходимо чувство безопасности, которое дают им родители, домашняя обстановка. Все чужое воспринимается ими очень болезненно и трагично.

Задача педагога заключается в том, чтобы максимально возможно предоставить таким ребятам подобную атмосферу:

  • разговаривать с ними тихо, не повышая голоса;
  • угадывать желания ребенка – и действовать в соответствии с ними;
  • первое время помогать ему больше, чем остальным (умыться после обеда, уложить во время тихого часа, рассматривать с ними картинки);
  • искренне дружелюбное отношение, улыбаться;
  • если ребенок позволяет – брать его на руки;
  • не ругать и не наказывать, а объяснять, как нужно сделать.

Стиль общения преподавателя с классом

Психологи говорят о следующих стилях педагогического общения педагога с детьми:

Подача информации

  • произнесено вежливо, с использованием «волшебных слов»: пожалуйста, будьте добры;
  • произнесено решительным уверенным тоном, который не предполагает отказа;
  • дать четкую инструкцию, рассказать пошагово действия ребенка, привести аргументы;
  • довести требование до конца, чтобы ребенок понял важность задания и его обязательность выполнения.

Конечно же, педагог не может руководствоваться только лишь своими чувствами, желаниями и суждениями во время сотрудничества с ребенком. Существуют нормы, педагогические требования в общении с детьми, организуются специальные семинары, курсы повышения квалификации для воспитателей-педагогов, различные тренинги по психологии общения с детьми, издано огромное количество книг по психологии общения с детьми.

Стили педагогического общения

Понятие стиля общения

Стиль общения — это совокупность типичных поведенческих признаков в процессе общения.

Стиль педагогического общения – это устоявшаяся система приемов и способов, используемых педагогом в процессе взаимодействия с учениками и их родителями, а также коллегами по работе.

В стиле общения находят отражение особенности коммуникативных возможностей педагога, характер его взаимоотношений с воспитанниками, особенности коллектива учеников, творческая индивидуальность педагога.

Отношение к учащимся как основа стиля общения

Стиль педагогического общения имеет существенную зависимость от личностных качеств педагога и собственно коммуникативной ситуации. К личностным качествам, определяющим стиль общения, относятся владение организаторской техникой и отношение учителя к детям, которое может быть:

  • активно-положительное,
  • ситуативно-негативное,
  • пассивно-положительное,
  • устойчиво-отрицательное.

При активно-положительном отношении педагог проявляет деловую реакцию на деятельность учеников, помогает им, реализует их потребности в неформальном общении. При этом требовательность в симбиозе с заинтересованностью в своих учениках, вызывает взаимное доверие, раскованность и коммуникабельность со стороны воспитанников. При пассивно-положительном отношение внимание учителя фокусируется на требовательности и исключительно деловых отношениях. Данный вид общения характеризуется официальным тоном и отсутствием эмоциональности, что значительно обедняет и тормозит творческое развитие учащихся. Ситуативно-негативное отношение зависит от настроения учителя, его колебаний и порождает у детей грубость, недоверие, замкнутость. Для устойчивого негативного отношения характерно проявление грубости, использование оскорбительных и унизительных выражений, несоблюдением правил профессиональной педагогической этики.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Виды стилей общения

Отношение к детям детерминирует организаторскую деятельность педагога, формирует общий стиль его общения, который может быть:

  • авторитарным,
  • демократическим,
  • либеральным.

При авторитарном стиле общения педагог только сам решает вопросы жизнедеятельности детского коллектива, определяет конкретные цели, основываясь на собственных установках, строго контролирует выполнение задач и дает субъективную оценку достигнутых результатов. Данный стиль общения является средством реализации диктаторской тактики и опеки и при противодействии воспитанников властному давлению педагога приводит к конфронтации.

Для либерального или анархического стиля общения характерно стремление педагога не брать ответственность на себя. Выполняя только формально свои обязанности, педагог пытается самоустраниться от руководства детским коллективом, избегает роли воспитателя и ограничивается выполнением исключительно преподавательской функции. Либеральный стиль представляет собой средство реализации тактики невмешательства, основанной на равнодушии и незаинтересованности в проблемах жизни детского коллектива. Последствиями данной позиции педагога являются потеря уважения учеников и контроля над ними, снижение дисциплины, неспособность оказывать положительное влияние на личностное развитие воспитанников.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Демократический стиль педагогического общения предусматривает ориентированность педагога на развитие активности учеников, привлечение каждого из них к решению общих задач. Основой такого руководства служит опора на инициативу коллектива детей. Демократический стиль является самым благоприятным способом организации взаимодействия педагога и учеников.

Читайте так же:  Как снять панику

Влияние стиля общения на участников педагогического процесса

Огромное влияние стиль общения педагога оказывает на становление личности воспитанников, формирование познавательной активности и эмоциональное благополучие ребят.

Научные исследования доказывают, что в детских коллективах с авторитарным, недоброжелательным педагогом текущий уровень заболеваемости в три раза выше, а число детей с неврологическими расстройствами больше в два раза, чем в коллективах со спокойным и уравновешенным педагогом, придерживающегося демократического стиля общения.

Типы педагогов

Стиль общения определяет различные типы педагогов:

Педагоги проактивного типа инициативны в организации общения, индивидуализируют свое общение с воспитанниками. Они знают чего хотя, и понимают, что в их поведении способствует достижению поставленной цели.

Реактивный тип педагогов характеризуется гибкостью в своих наставлениях и внутренней слабостью. Как правило, они имеют размытые цели и приспособительное поведение.

Сверхактивный тип педагогов отличается склонностью к гипертрофированной оценке своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. Такой педагог считает, что активный ученик — это хулиган, а пассивный ребенок – лентяй.

Стили общения и производительность воспитания

В зависимости от эффективности воспитательного воздействия стили педагогического общения бывают следующих видов:

  • общение на базе совместной творческой деятельности;
  • общение на базе товарищеской привязанности;
  • общение с дистанцированием;
  • общение с элементами устрашения;
  • общение с элементами заигрывания.

Педагогическое общение может быть эффективным только при условии уважения к личности воспитанников, понимании их основных интересов и потребностей, умения правильно оценивать ситуацию и выбирать наиболее подходящий тип общения.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Невербальное общение в педагогической деятельности

Автор: Минегалиева Гульнара Филоретовна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка» Детский сад №104 «Бэлэкэч», г. Набережные Челны.
Описание материала: предлагаю статью «Невербальное общение в педагогической деятельности. Эта статья будет полезна для педагогов в их педагогической деятельности.

Невербальное общение в педагогической деятельности.
Роль культуры общения и гуманитарные знания растут по мере развития общества, а в педагогической деятельности в большей степени играют разнообразные приемы и знания, формирующие у ребенка представление о себе и другом человеке, о возможностях человеческого творчества. По форме осуществления воздействия на воспитанников можно судить о коммуникативных умениях педагога, по специфике организации речевого сообщения — о его общей культуре и грамотности.
Общая и коммуникативная культура обязательно включает в себя и культуру невербального поведения. Невербальное поведение создает облик действующего лица и раскрывает его внутреннее содержание.
Коммуникация людей осуществляется на вербальном и невербальном уровнях. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют -7%,звуки и интонации-38%,неречевое взаимодействие- 53%. Тело посылает постоянные сигналы самому человеку и окружающим. «Говорим голосом, беседуем всем телом» -Публиций.
К невербальным средствам относят: мимика — движения мышц лица, жестика-жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика-моторика всего тела.

Педагогическое общение воспитателя

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, форми­рования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от общения с ним его воспитан­ники, учитывать изменяющуюся на протяжении детского возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Вступая в общение с детьми в «зоне ближайшего развития», воспитатель может способствовать реализации их потен­циальных возможностей. Общение со взрослыми подготавливает появление но­вых, более сложных видов деятельности. Так, например, деловое общение спо­собствует становлению предметно-орудийной — ведущей в раннем возрасте — деятельности; внеситуативно-личностное общение — учебной, ведущей в млад­шем школьном возрасте (Лисина М. И., 1978).

Форма и содержание педагогического общения воспитателя в значительной степени определяются теми конкретными задачами, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью детей.

Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Различные формы воздействия избирает педагог для общения в аналогичных ситуациях с детьми разного темперамента и возраста. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, использует ласковые формы обращения, к которым малыш привык в се­мье. Чуткость и заинтересованность педагог проявляет и в работе с более старши­ми детьми. Но здесь для создания оптимального характера взаимоотношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости — разговаривать серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разными деть­ми — учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микро­среды.

В процессе взаимодействия с детьми педагог использует как прямые, так и косвенные воздействия.

Обычно под прямыми понимаются воздействия, которые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе касаются его поведения, взаимоотношений (объ­яснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д.

Сущность такого способа воздействия состоит в том, что управляющий не чи­нит никаких препятствий и не дает никаких указаний в отношении желаемого на­правления поведения, но он так изменяет окружающие условия, что каждая лич­ность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желатель­на была управляющему.

Наиболее эффективны в работе с детьми, особенно младшего и среднего воз­раста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игро­вого общения.

Оптимальность педагогического общения зависит и от способности воспита­теля использовать сказку, искусство как средство косвенного воздействия на ре­бенка. Правильно организованное педагогическое общение создает наиболее бла­гоприятные условия для развития творческой активности детей. Выявлено, что именно личностно-деловое общение, удовлетворяющее одновременно потреб­ность в сотрудничестве и в сопереживании, взаимопонимании, в наибольшей сте­пени способствует созданию благоприятного психологического климата в детском саду и школе.

Читайте так же:  Почему люди разговаривают во сне

Воспитатели руководят деятельностью детей, но формы их воздействий на детей бывают разные. Чаще всего выделяют «демократическую» и «авторитар­ную» форму руководства. Продуктивность «демократического» и вредность «ав­торитарного» стиля, недопустимость последнего в работе с детьми была доказана в целом ряде исследований (А. А. Бодалев, К. Левин, В. С. Мухина, Л. Н. Башлакова и др.).

Характеризуя оптимальное педагогическое общение учителя, А. А. Леонтьев справедливо отмечает, что оно «позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». Такую возможность создает и опти­мальное педагогическое общение воспитателя с детьми детского возраста. Инте­ресы, склонности, способности, педагогическое отношение воспитателя находят отражение в стиле его профессионального общения.

Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского са­да. В настоящее время проводится их изучение. Однако уже можно говорить о бесспорном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положи­тельная мотивация сочетается с позитивными формами общения с детьми, с вы­соким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспи­тание такого стиля — одно из важных средств повышения эффективности педаго­гического общения.

[1]

В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности вос­питателя, важную роль играет психологический климат в педагогическом кол­лективе детского сада.

Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. С позиции деятельностного подхода общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной дея­тельности и включающий в себя обмен информацией, выработ­ку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение — чрезвычайно емкое и широкое понятие. В социальной психологии оно определяется следующим образом.

Общение многолико: оно имеет множество форм и видов. Педагогическое обще­ние — частный вид общения людей. Ему присущи как общие черты и характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические черты, связанные с содержанием образовательного процесса.

В настоящее время распространен подход, согласно которо­му в общении рассматриваются коммуникативная, интерактив­ная и перцептивная стороны. Существенно, что все эти стороны общения проявляются одновременно. Коммуника­тивная сторона реализуется в обмене информацией, интерактив­ная — в регуляции взаимодействия партнеров общения при ус­ловии однозначности кодирования и декодирования ими знако­вых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная же — в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, ре­флексия. В зависимости от степени сформированности группы обу­чающихся в коммуникативном воздействии учителя может быть больше выявлена та или другая сторона этого процесса.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Этот стиль характеризуется ув­леченностью педагога совместной творческой деятельностью с учащимися. О таких педагогах говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!»

Общение на основе дружеского расположения — предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника со­вместной учебной деятельности. Однако, при этом следует избегать панибратства. Осо­бенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

Общение-дистанция — его суть в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно, в качестве важного ограничителя, фигурирует дистанция: «Вы не знаете — я знаю». Один из самых распространенных типов педагогического общения. Постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении — со ссылкой на ав­торитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

Общение-устрашение — крайняя форма общения-дистанции. Она соединя­ет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность.

Общение-заигрывание — стиль общения, вызванный стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой — отсутствие навыков профессиональной деятельности. Оба последних стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.

Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве, предполагает творческий поиск преподавателем оптимальных педагогических решений.Педагогическое сотрудничество — двусторонний процесс, ос­нованный на взаимодействии «преподаватель—учащийся», успешность которого зависит от деятельности и личности пе­дагога и деятельности обучаемого.

Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида:

· положительные — одобрение, поощрение самостоятель­ности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;

· отрицательные — замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.

Процесс общения преподавателя с учащимися может скла­дываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, сла­женность выполнения учебной деятельности, развитие способ­ности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад, отчуж­денность, неспособность понять и предугадать поведение друг друга, появление конфликтов.

Эффективность общения зависит от ряда личностных качеств учащихся: возраст­ных и половых характеристик, социального статуса, психологических установок, общительности или замкнутости индивида. К внутренним факторам педагогического об­щения можно отнести особенности самого учителя. Огромное значение для органи­зации эффективного педагогического общения имеет педагогический такт, который предполагает естественность и простоту в общении, требовательность без придир­чивости, внимательность и чуткость по отношению к ребенку.

Способность к эмпатии, т. е. к эмоциональному вчувствованию и сопереживанию дру­гому человеку, является внутренним фактором, способствующим эффективному педаго­гическому общению. Учитель, у которого хорошо развита способность к эмпатии — это просто расположенный к людям (к детям), сердечный, гуманный, внимательный и искренний человек, который всегда имеет в виду их социальную незащищенность (Я. Корчак) и может видеть себя в детях, встать на их позицию (Ш. А. Амонашвили).

Эффективность педагогического общения зависит также и от педагогической на­блюдательности, которая представляет собой «способность по выразительным дви­жениям читать человека словно книгу» (А. К. Маркова).

Читайте так же:  Хроническая усталость симптомы лечение у женщин

Таким образом, педагогическое общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения.

[1] Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание. М. 1915, с.55.

[2] Запорожец А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста //Советская педагогика. 1973, № 1, с.34.

[3] Запорожец А.В. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человеческой личности //Здоровье и воспитание детей дошкольного возраста в СССР. Объединенная сессия общих собраний Академии медицинских наук СССР и Академии педагогических наук СССР. Тезисы научных докладов. М. 1978, с.15.

[4] Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников. Дис… — докт. педагог. наук. М. 2001.

[5] См. подробнее: Социальная одаренность и коммуникативные способности: выявление и развитие в дошкольном возрасте /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Мозырь. 2005.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8596 —

| 7070 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

3. Воспитание и обучение как педагогическое общение

Выше мы пришли к выводу, что педагогическое общение есть сущность обучения и воспитания, а значит, и образования личности. Следовательно, содержанием педагогического общения является не что иное, как содержание образования (обучения и воспитания). Исходя из этого, определим обучение и воспитание как педагогическое общение.

Для этого попробуем выделить в характеристике педагогического общения часть, которая в большей степени характеризует процесс воспитания, и часть, которая в большей степени характеризует процесс обучения. Сделать это непросто. Почему?

Основная причина заключается в том, что процессы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны, имеют одну и ту же сущностную характеристику – педагогическое общение. Это позволяет рассматривать их как стороны единого педагогического процесса.

Вместе с тем, у процессов воспитания и обучения есть специфические особенности и функции. В истории педагогики воспитание обычно связывают с формированием отношений личности к себе и окружающему миру и соответствующих личностных, прежде всего нравственных качеств, а обучение — с овладением знаниями, умениями, навыками, опытом деятельности.

С учетом вышесказанного дадим определения воспитания и обучения, отражающие сущность этих сторон педагогического процесса.

Обучение – это специально организованное, целенаправленное общение учителя и учащихся, в процессе которого осуществляется: познание ими окружающего мира, самих себя и усвоение результатов этого познания (знаний); воспроизведение и овладение разнообразными видами деятельности (умениями и навыками); усвоение общественно-исторического опыта эмоционально-ценностных (оценочных) отношений к себе и окружающему миру.

Воспитание – это специально организованное, целенаправленное общение воспитателя и воспитанников, в процессе которого осуществляется: овладение опытом эмоционально-ценностных отношений к миру и себе (поиск, усвоение, переживание, создание социальных, нравственных, эстетических ценностей); овладение опытом разнообразных видов деятельности и усвоение соответствующих знаний.

Нетрудно заметить, что в процессе и воспитания, и обучения педагог и воспитанники осуществляют три основных вида активности человека: познавательную, ценностно-ориентационную и практическую деятельность. Это основное условие организации эффективного педагогического процесса. Вместе с тем, каждый из этих видов деятельно имеет разное значение в процессе обучения и воспитания. В воспитании на первый план выходит ценностно-ориентационная деятельность, в обучении – учебно-познавательная. Практическая деятельность – необходимый компонент и обучения, и воспитания.

4. Культура педагогического общения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Все вышесказанное о педагогическом общении как сущностной характеристике обучения и воспитания позволяет утверждать, что готовность к профессионально-педагогическому общению является важнейшим условием эффективной педагогической деятельности. Начинающие педагоги отмечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и коммуникативные умения.

Готовность к профессионально-педагогическому общению включает: знание основ педагогического общения, его закономерностей, функций, структуры, содержания; сформированность умений организовать общение, управлять им и собственным психическим состоянием, а также сформированность определенных личностных, в том числе нравственных качеств педагога. Эти знания, умения и личностные качества определяют культуру педагогического общения, позволяющую педагогу осуществлять педагогическое общение, а значит воспитание и обучение, на достаточно высоком профессиональном уровне.

Очевидно, что культура педагогического общения — составная часть профессионально-педагогической культуры и проявляется во всех ее компонентах. Например, гуманистическая направленность личности педагога выражается в создании благоприятного психологического климата на уроке или вне его. Более того, на уроке должно присутствовать не только деловое, но и личностное общение: соучастие в проблемах друг друга, сопереживание, сострадание, сопереживание, сорадование и т.п.

Культура педагогического общения невозможна также без знания личности каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, а также без знания преподаваемых учебных предметов. Выделяют следующие показатели культуры педагогического общения.

Основу этой культуры составляет общительность.Это интегральное качество выражается в устойчивой потребности в систематическом общении с детьми, коллегами, родителями; в умении быстро устанавливать контакты; в чувстве удовлетворения и радости от общения, в эмоциональном благополучии на всех этапах общения. Общительность проявляется также в интересе к детям, в понимании душевного состояния ребенка, в сопереживании его чувствам.

Общительность связана с такими чертами педагога, как легкость, непринужденность, простота, искренность, приветливость, отзывчивость в общении с учащимися; чувство юмора, сдержанность и терпеливость в конфликтных ситуациях, проявление расположения, уважения и требовательности, педагогическая интуиция, а также тактичность в общении с детьми.

Общительность проявляется и в системе коммуникативных умений и навыков, основанных на способности руководить общением учащихся и воздействовать на них в процессе общения. В частности, педагогу необходимо умение ориентироваться в конкретной ситуации; умение моделировать стиль общения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, других партнеров по общению; умение создавать комфортный психологический климат в процессе общения; умение анализировать свое общение с учащимися и т.п.

Читайте так же:  Трио экспрессия состав

Вторым показателем культуры педагогического общения является культура речи.Действительно, педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами. Слово педагога – это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» (В.А. Сухомлинский). В речевой деятельности проявляется и эрудиция, и профессиональное мастерство педагога.

В педагогическом общении «присутствует» все многообразие видов речи, но независимо от того, что делает педагог (убеждает, внушает, информирует, обращается к чувствам и эмоциям учащихся, призывает их к действию и т.п.), к его речи предъявляются особые требования:

правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

точность (употребление слов, выражение в свойственных им значениях);

ясность, простота, логичность, доступность;

богатство (разнообразие используемых языковых средств);

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Искусству речи учит риторика. Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, поэтому важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, громкость, тембр голоса, сила, паузы, ритмика и т.п.

Невербальные средствадополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога. Умение ими владеть – третий показатель культуры педагогического общения. Невербальные средства общения – мимика, пантомимика (движения тела, рук, глаз и т.д.) — это эмоциональный язык общения. Для многих учащихся важно, чтобы, когда они отвечают на вопрос, учитель поддерживал их, высказывал свою заинтересованность в их успехе, например, кивая головой. Напротив, непросто отвечать или даже получать хорошую оценку у учителя, лицо или взгляд которого ничего не выражают. Важно, чтобы лицо учителя «светилось улыбкой». По мнению известного психотерапевта В. Леви, учитель должен уметь включать «внутренний свет».

Таким образом, культура педагогического общения достигается как за счет речи, так и невербальных средств. В педагогической литературе приводятся данные опроса учащихся. Так, отвечая на вопрос «Какие признаки внешности педагога вы выделяете прежде всего?», учащиеся на первое место поставили выражение лица и глаз (80% опрашиваемых), а затем голос (60% опрашиваемых). Эти данные свидетельствуют о том, насколько значимы вербальные и невербальные средства педагогического общения.

Следующий показатель культуры педагогического общения – это наличие умений управлять своими эмоциями, настроением, то есть умения саморегуляции психической деятельности.К этим умениям относятся, например, умение управлять своим психическим состоянием, поддерживать у себя доброжелательный настрой, творческое настроение, а также умение снимать психическое напряжение, которое накапливается у учителя, как ни у кого другого.

[2]

Особо следует выделить такой показатель культуры педагогического общения, как педагогический такт. Быть тактичным – значит проявлять уважение к человеку в любой ситуации.

В педагогической литературе педагогический тактопределяют как соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в разных сферах деятельности, избежание крайностей в общении с ними, сочетание уважения и требовательности к ним, умение выбрать правильный подход к ученику.

Из определения следует, что педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога. Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия собеседника, в умении организовать деятельность детей и проверить ее исполнение, в умении сдерживать свои чувства и эмоции, в умении требовать, в умении заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявляется в замечаниях, в оценочных суждениях, в интонации, в умении быть терпеливым и внимательным, поощрять и наказывать. Педагогический такт подсказывает место и время общения с учеником.

Такт учителя на уроке проявляется в умении выслушать ответ ученика, не прерывая его репликами и комментариями, в умении оценить работу ученика. Такт выражается и в искренней радости успехам ученика, и в огорчении его неудачам. Педагогический такт – это и проявление доверия ученику.

Напротив, всякое отклонение от меры может выступать как бестактность. Бестактность педагога является причиной его конфликтов с учащимися. Она проявляется, например, в грубых замечаниях ученику относительно его внешнего вида, его способностей, личностных качеств и т.п. Важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога, была доведена им до уровня нравственной привычки.

Культура педагогического общения находит свое выражение в стиле общения педагога с учащимися и в стиле его руководства деятельностью учащихся.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

Выступление на педсовете.

Консультация на тему «Стили педагогического общения»

  • познакомить педагогов с существующими классификациями стилей общения;
  • предложить выявить свой стиль общения.

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.

1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Читайте так же:  Как вылечить тремор у кошки

Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:

  1. Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии;
  2. Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
  3. Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
  4. Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
  5. Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
  6. Принуждающий, основанный на давлении.

Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.

В.А. Калик выделяет следующие стили общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

2. Общение на основе дружеского расположения;

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.

Предлагаем диагностику для выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ.

Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:

а) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;

б) говорить Вам только то, что сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять

б) предоставите детям самим разобраться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажите его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».

4. Ребенок входя в комнату, не поздоровался с Вами, Вы:

а) заставите его громко при всех поздороваться;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и вы предпочтете:

а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать как они играют и общаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами в группе.

6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит

обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его

можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться

бережно с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничества же взрослого

должно направлять на максимальное повышение активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влияние наследственности и семьи, и

[3]

поэтому главная забота чтобы он был одет, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь в активности самого ребенка:

а) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и

в) положительно, но только тогда, когда активность согласна с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома, Ваши действия:

а) сказали бы: «Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

10. Какую позицию Вы считаете более правильной:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботе о нем;

б) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Источники


  1. Кругляк, Лев Счастье в повторном браке. В центре внимания дети / Лев Кругляк , Инна Брустинова. — М.: Диля, 2015. — 224 c.

  2. Бреслав, Гершон Психология эмоций / Гершон Бреслав. — Москва: Мир, 2007. — 544 c.

  3. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. — М.: Юрайт, 2014. — 400 c.
  4. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 2. Внимание и память / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2016. — 262 c.
    Педагогическое общение воспитателя
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here