Профессиональное самообразование и саморазвитие воспитателя

Полезный материал на тему: "Профессиональное самообразование и саморазвитие воспитателя" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Портал педагога

Автор: Гельверт Оксана Константиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «ЦРР – детский сад «Теремок»
Населённый пункт: Томская область, село Александровское
Наименование материала: Выступление на районном методическом объединении дошкольных работников
Тема: «Самообразование, как источник профессионального роста современного педагога»
Дата публикации: 19.04.2018
Раздел: дошкольное образование

«Самообразование как источник профессионального роста

«..Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во

всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли

сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть

открытием, которое вы сделали сами».

Корней Иванович Чуковский

Русский и советский поэт, публицист, литературный критик,

переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.

«Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот

педагог, который сам всю жизнь учится».

Василий Александрович Сухомлинский

Выдающийся советский педагог-новатор, писатель. Член-корреспондент Академии

педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы

Украинской ССР, Герой Социалистического Труда

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение

проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности.

Меняющаяся ситуация в системе образования формирует и новые

образовательные потребности педагогов. Она волнует любого

педагогического работника, сознательно стремящегося к повышению

своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и

готовым к действиям в новых условиях. В этом проявляется тенденция

формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием

понятий о педагоге как хорошо обученном специалисте, профессионале,

не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и

способным к самооценке собственной деятельности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога

является его способность к самообразованию, которое проявляется в

неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения

образовательного процесса и стремлении

Если педагог понимает как позитивные, так и негативные стороны своей

профессиональной деятельности, то он признает в определенной степени

свое несовершенство и, следовательно, является открытым для изменения

Если педагог не может дать адекватную оценку своей профессиональной

деятельности, то такая практика может привести к профессиональной

стагнации педагога (выгоранию), поэтому каждый педагог должен

работать над пониманием негативных и позитивных сторон своей

деятельности (рефлексия – путь к самообразованию)

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует

[2]

осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне.

Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства.

Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его

В процессе самообразования педагог может использовать различные

просмотр видеороликов, телепередач;

получение информации из интернет ресурсов;

прохождение курсов повышения квалификации;

посещение семинаров и конференций;

посещение занятий коллег с последующим обменом опытом;

виртуальное общение педагогов (электронная почта, сотовая связь,

Самообразование педагога будет эффективным, когда:

готов к изменениям;

реализуется потребность личности в саморазвитии;

педагог умеет оценить себя;

владеет способами самопознания и самоанализа;

владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание

собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности.

В самообразовании педагога должны быть следующие результаты:

повышение качества образовательной деятельности;

написание пособий, программ, проведение исследований, разработка

и внедрение новых форм, методов и приемов в образовательной

деятельности, подготовка сообщений, выступлений, дидактических

материалов, методических рекомендаций, и др.

Соединение личностных знаний и умений с профессиональными

навыками – есть способ определения компетентности педагога,

возможности и желания прогнозирования творчества и карьерного роста.

Существуют различные этапы профессионального роста и

этих этапов соответствуют специфические черты педагога:

1 стадия: «Выживание» (первый год работы); отмечен личными

2 стадия: «Адаптация» (2 – 5 лет работы); характеризуется особым

вниманием к своей профессиональной деятельности.

3 стадия: «Зрелость» (6 – 8 лет работы, стремление переосмыслить

свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования).

4 стадия: «Спад»(8-….) (в зависимости от индивидуальности педагога).

Если учитывать на каком этапе профессионального роста в данный

момент находится педагог, то можно порекомендовать для

самообразования следующую тематику:

Для молодых специалистов (первая стадия «Выживание» и вторая

Осознание ценностей модели воспитания, обучения и развития;

Формирование основ педагогического мастерства;

Развитие умений и конструктивных способностей;

Овладение методикой работы с детьми;

Адаптация к педагогической деятельности.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет (третья стадия

Овладение способами проектирования воспитательно-

образовательного процесса с целью повышения его эффективности и

качества в условиях вариативного образования;

Формирование умения анализировать научно-методическую

литературу, применение полученных знаний на практике,

активизация творческих способностей.

Для опытных воспитателей (четвертая стадия «Спад»):

Развитие способностей к перепроектированию собственной

деятельности в контексте тенденций развития психолого-

педагогической науки и социального заказа общества;

Проявление творческого потенциала педагога;

Пропаганда своих достижений;

Развитие исследовательской деятельности;

Одна из годовых задач ДОУ;

Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Направления, в рамках которых педагог должен заниматься

Профессиональное (методика образовательной деятельности);

Психологическое (индивидуальные особенности дошкольника);

Методическое (инновационные технологии, методики);

Информационное (компьютерные технологии, интернет — ресурсы);

Коммуникативное (взаимодействие между субъектами

Личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские

качества, педагогический такт).

Формы самообразования можно условно разделить на две группы

– индивидуальную и групповую.

Индивидуальная форма — инициатором является сам педагог, он читает,

изучает, апробирует, анализирует, наблюдает …

[1]

Групповая форма – участвует в работе методических объединений,

семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации …

Групповая форма обеспечивает обратную связь между результатами

индивидуального самообразования педагога и повышением

профессионализма всего педагогического коллектива.

Среди современных форм самообразования можно назвать

дистанционное обучение переподготовки в высших учебных заведениях.

Возможно, в какой-то степени это направление помогает удовлетворить

потребности педагогов в самообразовании.

Одной из составляющих побуждающих педагога к самообразованию

Ежедневная работа с информацией.

Готовясь к образовательной деятельности, родительскому собранию,

общесадовскому мероприятию, у педагога возникает необходимость

поиска и анализа информации.

Творческий педагог не может из года в год, по одному и тому же

сценарию, организовывать образовательную деятельность, у творческого

педагога обязательно появится желание большего, ведь работа должна

быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост прогресса.

Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их

мироощущение, и очень часто, образ «не современного» педагога.

Педагогу не безразлично, считают его хорошим или плохим работником.

Плохим педагогом быть обидно, хорошим – престижно.

Не секрет, что многие родители хотят водить ребенка в детский сад к

конкретному педагогу и переводят в другой детский сад, когда работа

педагога их не устраивает.

Материальная компенсация тех затрат, которые несет педагог в ходе

своего профессионального роста. Без этого добиться чего-то невозможно.

Читайте так же:  Нейротизм в психологии это

Каждая деятельность бессмысленна, если в результате ее не создается

новый продукт или нет других достижений. Поэтому в личном плане

педагога обязательно должен быть список результатов, достигнутых за

В нашем учреждении ведется планомерная работа по самообразованию

В начале учебного года педагогами заполняется таблица по

самообразованию, где отражается план личностного роста на текущий

По окончанию учебного года педагогами заполняется таблица отчета, где

отражаются результаты по самообразованию, достигнутые педагогами в

В течение года состоятся заседания «Школы педагогического

мастерства», на заседаниях педагоги делятся своими достижениями по

Ежемесячно педагогами заполняются листы самооценки, где отражается

результаты работы за месяц, участие в конкурсах, и т.д.

В течение года ведется методическая работа с педагогами по

самообразованию (консультации, мастер-классы, семинары,

индивидуальная работа и т.д.)

Самообразование это необходимое условие профессиональной

деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет

предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того чтобы

учить других нужно знать больше, чем все остальные.

В заключении хочется отметить, что чем больше информации в своей

работе использует педагог, тем больше эффект от его работы.

Но, ни какой современный компьютер и самый быстрый Интернет не

обеспечит педагогу, самое главное — это желание работать над собой и

способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими

знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы, сколько

бы вы не учились, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».

Николай Александрович Рубакин

Русский книговед, библиограф, популяризатор науки, писатель.

Способы и методы самообразования и самовоспитания воспитателя

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности воспитателя рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения, а являются результатом длительной работы над собой.

Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Самообразование – основа роста педагога как специалиста. Если процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Педагог, по словам А. Дистервега, лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива.

Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самообразования, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях: а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности; б) постоянное повышение профессиональной компетентности; в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Составляющие процесса самообразования педагога:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы;

— посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;

— периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

— повышать уровень своей эрудиции.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:

— систематический просмотр определенных телепередач;

— чтение конкретных педагогических периодических изданий;

— чтение методической и педагогической литературы;

— посещение семинаров, конференций, занятий коллег;

— дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

— систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

— проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

— посещение выставок и экскурсии;

— общение с коллегами;

— ведение здорового образа жизни, занятие спортом, физическими упражнениями.

Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

На основании выше перечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый воспитатель составляет личный план для профессионального роста.

Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии.

Работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний.

Следующим шагом самовоспитания является формирование целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе самовоспитания. Ведь от выбора цели зависит эффективность работы. Для достижения цели, необходимо научиться продуктивно организовать свою учебную деятельность, развивать познавательный интерес, коммуникативные умения, организаторские способности.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:

— самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);

— самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);

— самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий);

— осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).

Приступая к работе по самовоспитанию, воспитатель должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции

«Мастерство учителя — это специальность,
которой надо учиться»
А.С. Макаренко

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • осуществляется добровольно;
  • осуществляется сознательно;
  • планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  • необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала ».

Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации.

Читайте так же:  Формы психических расстройств

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Неоспоримо, что уровень подготовки должен постоянно повышаться — прохождение курсовой подготовки, участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления учителя, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?

Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

  • необходимость поиска и анализа новой информации;
  • желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);
  • соответствие современным требованиям;
  • конкуренция;
  • общественное мнение;
  • интерес к делу.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

  • в рамках курсовой подготовки в ИПКРО
  • с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

  • работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
  • проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

  • средств массовой информации,
  • вычислительной и оргтехники,
  • библиотек, музеев,
  • исследований, экспериментов,
  • осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
  • формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)

Результат самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
  • повышение престижа образовательного учреждения.

В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

К работе прилагается презентация.

Используемая литература:

  1. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
  2. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
  3. Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
  4. Электронный педагогический словарь.

Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития

Модернизация образования невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, т. к. субъектность учителя становится перспективой развития ученика.

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);
  • во-вторых, управляется самим человеком;
  • в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.

[310]


Необходимо определить условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

Рассмотрим данные условия более подробно. Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития выступает саморазвитие.

Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности. Саморазвитие, по Канту, это «культивирование собственных сил». Для М. Мамардашвили в этом понятии значим «акт собирания своей жизни в целое, как организация своего сознания в целое». В западноевропейской этической традиции [311] это культура самоформирования. Культура самоформировния предполагает развитие свободного мышления на фундаменте культурной преемственности и утверждает приоритет творческого над историческим. Развитие культуры самоформирования представляется гарантом сохранения и совершенствования современной культуры и цивилизации. (Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997, С. 110-111).

Читайте так же:  Приступы эпилепсии причины у взрослых

Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности (Л.М. Митина). Профессиональное саморазвитие — динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности.

Педагогическая рефлексия в деятельности — это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Рефлексия — комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях неопределенности. Взятые вместе, эти «ключевые умения» составляют своеобразную рефлексивную технологию, при помощи которой и совершенствуется профессиональный опыт учителя. Данные умения представлены в таблице №1.

Мы предлагаем методику оценки учителем рефлексивных способностей.

[3]

Задание для педагога: для развития собственных рефлексивных способностей.

Следовательно, учителю необходимо усвоить конструктивные навыки по осмыслению и переосмыслению своей деятельности через самоанализ урока, педагогических ситуаций, результатов образования в целом. Переосмысление, по мнению психологов, способствует процессу субъективации, повышению ответственности за результаты своих действий. Таким образом, учителю творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта и др. Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую деятельность. Поисковая деятельность отличается сильно выраженным эвристическим элементом, включающим в себя догадку, интуицию, инсайт, содержит элементы «контекстного» исследования, имеющего субъективное знание, микрооткрытие. Поисковая деятельность рассматривается как деятельность, направленная учителями на решение различного рода ситуативных проблем и задач. Смысл решения этих задач состоит не в том, чтобы открыть что-то неизвестное для теории и практики, а в том, чтобы решать конкретные проблемы образования.

Актуальным является определение требований к поисковой, творческой деятельности учителя:

  • поисковая деятельность должна носить практико-ориентированный характер, т. е. быть направленной на разрешение конкретных и реальных проблем школьной жизни;
  • поисковая деятельность должна носить контекстный характер, т. е. проводится в естественных условиях образовательного процесса;
  • поисковая деятельность должна носить непрерывный характер, т. е. осуществляться постоянно, систематически;

[316]

  • поисковая деятельность должна носить оптимистический характер, т. е. включать в себя позитивную установку на успех;
  • поисковая деятельность должна носить «инкрементальный» характер, когда полученный результат определяет направление и характер следующих проб;
  • поисковая деятельность должна носить индивидуализированный характер, т. е. строиться на основе и с учетом имеющегося уникального опыта учителя, его оригинальной системы профессиональных «конструктов», особенностей познавательного стиля;
  • поисковая деятельность должна носить «версионный» характер.

При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед учителем встает целый ряд задач как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности. Представляется, что необходимым условием образования и самообразования педагога является взаимосвязь личностного и профессионального развития.

В таблице №2 предпринята попытка соотнести параметры личностного и профессионального развития педагога.

Представляется, что педагогу при определении программы самообразования необходимо учитывать эти взаимосвязи. Мы предлагаем следующие разделы для составления программы самообразовательной деятельности учителя:

  • мои ценности;
  • мои цели;
  • моя Я-концепция;
  • моя перспектива (стратегия);
  • мои задачи развития (тактика): когнитивные, личностные и т. п.;
  • мои действия.

Профессиональное самопознание, саморазвитие, самообразование педагога-психолога

Основные понятия: профессиональное самопознание, профессиональное саморазвитие, профессиональное самообразование, самосовершенствование, профессиональное сотрудничество, профессионализм.

Профессиональное саморазвитие– становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к творческой самореализации в профессии.

Профессиональное самопознание – целенаправленный процесс познания себя как субъекта профессиональной деятельности: особенностей эмоционально-волевой и познавательной сферы, характера, развития профессиональных способностей, профессиональной культуры и т.п.

Методы самопознания: анализ собственного опыт, как положительного, так и отрицательного; участие в работе методических объединений и различных формах повышения квалификации; различные психодиагностические методики, направленные на диагностику особенностей характера, мотивационной, эмоционально-волевой, познавательной, интеллектуальной сфер личности.

Профессиональное самопрограммирование — процесс материализации собственного прогноза о возможности совершенствования себя как субъекта профессиональной деятельности, результатом которого, как правило, является программа или план работы над собой.

Самовоздействие – непосредственно сам процесс работы над совершенствованием себя, своего профессионализма.

Профессионализм – степень овладения профессиональными навыками, умением ставить и решать профессиональные задачи.

Способы самовоздействия: релаксация, саморегуляция, самоконтроль, самовнушение, самообразование.

Профессионально значимые качества личности необходимо развивать в трех направлениях:

— адаптирование своих индивидуально-типологических особенностей к требованиям психолого–педагогической деятельности;

— постоянное повышение профессиональной компетентности;

— непрерывное развитие социально-нравственных, духовных и других качеств личности.

Факторы, стимулирующие профессиональное саморазвитие

1. Педагогический коллектив: атмосфера доброжелательности, конструктивной критики, внимание к творческому поиску способствуют желанию специалиста заниматься профессиональным саморазвитием

1. Желание развиваться

2. Стиль руководства образовательным учреждением:потребность в саморазвитии поддерживается, если руководством создаются условия для установления веры в собственные силы и способности

2. Наличие профессионально-значимых качеств личности и профессиональных способностей: иногда человек делает ошибочный выбор, недооценивая или переоценивая свои возможности и убеждается в неверности пути только тогда, когда сталкивается с чередой неудач.

3. Фактор свободного времени:оно необходимо для чтения психолого-педагогической литературы, периодики, посещения театров, музеев, просмотра фильмов и телепередач

Самообразование – целенаправленная деятельность педагога-психолога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования образовательного процесса. Является ведущим компонентом профессионального саморазвития, ценно не как узкое накопление знаний, а как путь развития интеллекта и личности в целом.

Вида самообразования

экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний;

ориентировочная – определение себя в Культуре и своего места в обществе;

компенсаторная – ликвидация «белых пятен» в своем образовании;

саморазвития – совершенствование личной картины мира, своего самосознания;

методологическая – преодоление профессиональной узости;

коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, возрастами;

сотворческая – содействие творческой работе;

омолаживающая – предупреждение застоя в общественной позиции;

психологическая – сохранение чувства причастности к интеллектуальному движению человечества;

геронтологическая – поддержание связей с миром, а через них жизнеспособности организма.

Необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывает ваши особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.

— книги, периодическая печать, средства массовой информации;

— обучение на различных курсах (стенографии, иностранного языка, обучения работе в сети Интернет, ораторского искусства, тренинги личностного роста, развития коммуникативных навыков и т.п.);

— окружающая действительность, профессиональное сотрудничество (участие в предметных олимпиадах, конкурсах научно-исследовательских работ студентов, научно-практических конференциях, семинарах, тематических чтениях и т.п.).

Читайте так же:  Индивидуальные особенности личности темперамент

Вопросы и задания для самоконтроля

Изучение себя как субъекта психолого-педагогической деятельности – это

А. профессиональное саморазвитие

Б. профессиональное самопознание

2. Функциями самообразования являются

А. экстенсивная, характерообразующая, компенсаторная

Б. методологическая, педагогическая, психологическая

В. ориентировочная, саморазвития, омолаживания.

3. Степень овладения индивидом профессиональными навыками

Б. профессиональное саморазвитие

В. профессиональное мастерство.

4. Внутренним фактором профессионального саморазвития является

Б. стиль руководства образовательным учреждением

5. Интегративным показателем выработки индивидуального стиля является

А. профессиональная творческая активность

Б. умение человека самостоятельно выполнять работу

В. проявление индивидуальности абсолютно во всех сферах деятельности человека.

Способы профессионального самопознания педагога-психолога.

Формы профессионального саморазвития педагога-психолога.

Программа профессионального саморазвития педагога-психолога.

Задание для самостоятельной работы

Подготовится к презентации одного из периодических изданий по проблемам психолого-педагогической деятельности. Текст выступления представить в письменном виде.

Подготовьте сообщение о профессиональной деятельности одного их известных педагогов или психологов.

Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000

Диагностика успешности учителя: Сб. метод. мат. для руководителей шк. / Сост. Т.В. Морозова – М., 1997.

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М, 1998

Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 1999

Науменко Ю.В. Коррекция психологического здоровья педагога как элемент программы повышения квалификации работников образования // Образование в современной школе, 2003, № 11

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.

Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М., 2002

Степанова М.А. О критериях профессионализма школьного психолога // Вопросы психологии, 2002 № 1

Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие. – М., 2003

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1999

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1998.

Журналы «Психологическая наука и образование», «Детский практический психолог», «Психолог в детском саду», «Вопросы психологии», «Педагогика» и другие периодические издания по проблемам психолого-педагогической деятельности

Самообразование как необходимое условие личностного и профессионального роста педагога

Учитель живет до тех пор, пока он учится,
как только он перестает учиться,
в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский

Самообразование является составной частью непрерывного образования педагогических работников профессионального училища.

Суть самообразования

заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

От педагогической квалификации, профессиональной культуры, творческого подхода преподавателей и мастеров производственного обучения училища к обучению и воспитанию учащихся зависит качество профессиональной подготовки рабочих, а, следовательно, и уровень производительных сил общества, его материальное и духовное богатство. Повышение квалификации педагогических работников — составная часть государственной кадровой политики. Часто уровень образования педагогических работников в системе профобразования в настоящее время не соответствует общественной потребности. Большинство мастеров производственного обучения не имеют педагогического образования, слабо владеют методикой преподавания своего предмета, не знакомы с новыми педагогическими технологиями. Педагогические работники училищ нуждаются в постоянном обновлении знаний, повышении профессиональной квалификации. Профессионально-педагогический потенциал работника училища включает в себя мировоззрение педагога, понимание целей своей работы и представление о средствах их достижения: поиск нестандартных решений в обучении и воспитании учащихся; высокий уровень компетентности в области учебной дисциплины.

Самообразование имеет целью прежде всего повышение квалификации непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения.

Можно выделить следующие общие направления самообразования:

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
  • правовое;
  • эстетическое (гуманитарное);
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • охрана здоровья;
  • интересы и хобби…

Список можно продолжать, исходя из интересов педагога.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.Проанализируем наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

  • эпизодичность прохождения курсов;
  • время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения;
  • качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
  • нехватка у педагогов свободного времени;
  • дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;
  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
  • чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;
  • документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Основные методы самообразования:

  • самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;
  • участие во всех формах методической работы училища;
  • изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;
  • взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;
  • анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в профессиональном учебном заведении научными организациями;
  • разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции я т. д.
Читайте так же:  Инстинкт зла возрожденная

Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники самообразования:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео, аудио информация на различных носителях;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, но они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Самообразовательная работа педагогических работников направлена, прежде всего на улучшение качества обучения и воспитания, на решение практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного и производственного процессов, повышения их методического мастерства. Но, как бы ни был высок уровень способностей преподавателя или мастера к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагогические работники, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

Самообразование всем своим содержанием должно способствовать достижению конечных результатов практической деятельности педагогических работников обеспечивать:

  • успешный поиск и внедрение наиболее эффективных путей совершенствования учебно-воспитательного процесса и воспитания учащихся на основе широкого применения н учебном процессе новых методов обучения, современных технических средств;
  • организацию планирования учебно-воспитательного процесса в соответствии с его педагогической логикой и дидактическими принципами;
  • разработку мер по активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности и повышению качества получаемой ими профессиональной подготовки;
  • активное участие всех педагогических работников училища в методической работе;
  • совершенствование содержания учебных планов и программ и работу на этой основе конкретных мер по реализации современного содержания обучения с учетом специфики изучаемой профессии, новой техники и технологии;
  • установление и осуществление эффективных связей между преподаванием общеобразовательных, общетехнических, специальных дисциплин, производственным обучением и внеклассной воспитательной работой.

Организация процесса самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые необходимо достичь за определенный срок. Этими результатами самообразования педагога на определённом этапе могут быть (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференции, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Важное значение в организации самообразования имеет планирование самостоятельной работы педагогических работников профессионального учебного заведения. Личный творческий план самообразования не является обязательным документом и не подлежит утверждению и контролированию администрацией, но такой план особенно необходим практическим работникам и, в первую очередь, — начинающим педагогам. В личных творческих планах учитываются особенности каждого педагога, уровень его педагогической и профессиональной квалификации.

План составляется исходя из индивидуальных интересов и возможностей конкретного преподавателя или мастера производственного обучения. План самообразования педагога должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.) Приложение 1

Технология организации самообразования

педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный. Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) училища; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий. Этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.

3 этап – практический. Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, на городских МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный. Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. Может быть разработана программа самообразования педагога. Приложение 2

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Большое значение в организации работы по самообразованию имеет методический кабинет училища. Результатом самообразования являются самостоятельные разработки (методические рекомендации, дидактические материалы, материалы передового педагогического опыта, рефераты, доклады), которые рассматриваются на заседаниях методических комиссий и хранятся в методическом кабинете училища. Приложение 3

Источники


  1. Роджерс, Карл Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс. — М.: Издательство «Этерна», 2012. — 320 c.

  2. Клауд, Г. Как спасти свою семейную лодку / Г. Клауд. — М.: Триада, 2010. — 596 c.

  3. Дж. Кинг Необузданные гормоны: С юмором о женских проблемах (пер. с англ. Рубцова В.) Серия: Популярная психология / Дж. Кинг. — Москва: Гостехиздат, 1998. — 288 c.
  4. Морозова, Е. А. Диалоги о семье и браке / Е.А. Морозова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2014. — 608 c.
    Профессиональное самообразование и саморазвитие воспитателя
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here