Психология личности индивид личность индивидуальность

Полезный материал на тему: "Психология личности индивид личность индивидуальность" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Психология — конспекты, шпаргалки, рефераты, лекции

Индивид, личность, индивидуальность — психология

Биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, характеризуется понятием «человек». У нее генетически задано особое телесную организацию, существенными признаками которой являются отвесное хождение, наличие приспособленных к труду рук, высоко-развитый мозг.

Вместе с тем человек является существом общественным, имеющая сознание и самосознание. Благодаря обществу она имеет возможность не только работать и познавать мир, но и осознавать, соотносить свои потребности и желания с обстоятельствами жизни.

Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии «индивид».

Индивид (лат. individuum — неделимое) — человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

Ребенок рождается как индивид. Благодаря общению со взрослыми она постепенно усваивает социальный опыт человечества и включается в систему общественных отношений, формирующих ее потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, т.е. развивают его как личность.

[3]

Личность — общественное существо, наделенное сознанием и представлена психологическими характеристиками, устойчивых, социально обусловленными и проявляются в общественных связях, отношениях с окружающим миром, другими людьми и определяют поведение человека.

Как индивид человек имеет такие признаки, как возраст, пол, образование, профессия, интересы. Личностью он становится в системе отношений с другими людьми. Личность — категория общественно-историческая. В ее характеристике главными признаками являются общественная сущность и социальные функции.

Личность — это качество индивида. Естественно могут возникнуть вопрос: может ли существовать индивид, не стал личностью, и может быть личность без ее конкретного носителя, т.е. без индивида?

Некоторые ученые на них отвечают утвердительно. Для подтверждения своих соображений они ссылаются на случай, происшедший с индийскими девочками Амаль и Камала, которых воспитывала волчья стая. У них были только индивидуальные биологические особенности. Никаких личностных черт девочки не имели. Это было вызвано отсутствием человеческого окружения. Итак, природные предпосылки создают возможности для развития общественных качеств личности, а становление их происходит только в условиях человеческого общества.

С определенной оговоркой можно допустить и возможность появления личности, вне структуры которой нет реального индивида. Однако это будет квазиособистисть. Например, Штирлиц — герой кинофильма «Семнадцать мгновений весны» или выдающийся аферист Козьма Прутков.

Каждая личность имеет присущий только ей набор черт и особенностей, который определяет ее индивидуальность.

Индивидуальность — неповторимое сочетание психологических особенностей и черт человека, определяет ее своеобразие и непохожесть на других людей.

Проявляется индивидуальность в чертах темперамента, характера, в способностях, особенностях и качествах психических процессов, в привычках и предпочтениях человека. Не существует двух людей с одинаковым сочетанием психических качеств. Индивидуальность присуща каждому человеку, но проявляется она по-разному: у одних людей ярко и сильно, в других — малозаметно. Она может заявить о себе в интеллектуальной, эмоциональной, волевой или сразу во всех сферах психической деятельности. Так, оригинальность интеллекта проявляется в способности видеть то, чего не замечают другие люди, в умении четко формулировать проблемы и находить их решения. Своеобразие эмоций констатируют чрезмерной интенсивности одних чувств и недостаточной — других, их устойчивости или изменчивости. Особенности воли могут раскрываться в степени развития волевых качеств.

Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Однако даже полный перечень индивидуальных качеств человека не характеризует его как личность, хотя индивидуальность характеризует личность конкретнее, подробнее и полнее. Нетождественность понятий «личность» и «индивидуальность» не позволяет рассматривать структуру личности как своеобразный набор индивидуально-психологических свойств и качеств. Хотя некоторые зарубежные психологи трактуют ее именно так.

Психология личности индивид личность индивидуальность

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».

Определение. Человек — это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения .

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Определение. Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества .

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека.

Определение. Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей .

Читайте так же:  Года начался кризис

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальность — это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

Психология личности. · понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность»,

Читайте также:

  1. Cубъект-объектный и субъект-субъектный подходы к социализации личности.
  2. F60.2х Диссоциальное расстройство личности
  3. F60.5х Ананкастное расстройство личности
  4. II. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТАНОВ­ЛЕНИЙ БАЗОВЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
  5. III. Психология личности.
  6. V 1: Индивидуально-психологические особенности личности
  7. V1: Эмоционально-волевая сфера личности
  8. V2: Формирование личности. Средства и методы педагогического воздействия на личность
  9. V5: Психология деятельности
  10. Автопортрет личности 1 страница
  11. Автопортрет личности 2 страница
  12. Акмеологические основы самосовершенствования личности.

Психология личности

знать:

· понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность»,

· «самооценка» и «уровень притязаний» личности.

[2]

уметь:

· различать индивидные и личностные характеристики человека.

Психология личности — это раздел психологии, посвященный изучению личности и всевозможных индивидуальных процессов, то есть всего того, что делает индивида человеком.

Первая сторона включает в себя социально обусловленные особенности, такие как направленность и моральные качества. Вторая группа объединяет личный опыт — объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек. Третья сторона характеризуется наличием индивидуальных особенностей различных психических процессов, таких как внимание и память. А для четвертой стороны характерны биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т. п.). Из описания сторон видно, что первая и вторая из них обусловлены социально, а третья и четвертая — генетически. Несмотря на то, что все четыре стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом, доминирующей является социальная сторона — мировоззрение личности, ее направленность, потребности, интересы и т. д. При изучении личности в психологии внимание акцентируется на таких аспектах, как личностное самоопределение, самосознание, темперамент, характер и акцентуации, личностный рост. Подробно исследуется становление самосознания в ранней юности, развитие личностной рефлексии, особенности Я-концепции и психологические новообразования ранней юности, а также систему воспитания как условие развития личности и механизмы формирования гуманистической направленности личности.

Проблема личностного самоопределения как психологического явления связана с рядом критериев оценки его содержания, позволяющих судить об успешности или неуспешности. Процесс формирования единой смысловой системы является самым объемным определением личностного самоопределения. В этой системе объединены представления человека о себе и о мире. Самооценка человека, будучи субъективной, представляет собой набор когнитивных схем, в которых обобщен опыт личности. В то же время самооценка зависит от таких факторов, как впечатление окружающих о человеке, уровень его притязаний и т. д. Человек может оценить себя, либо сопоставив уровень своих притязаний с объективными результатами собственной деятельности, либо сравнив себя с другими людьми. Результаты деятельности во многом определяют оценку индивидом своих способностей. Независимо от своих желаний или воли человек всегда сравнивает себя с другими людьми. В самооценке важны также степень важности для человека оцениваемого качества или деятельности и его индивидуальные особенности.

Индивидуальная самооценка меняется в зависимости от обстоятельств, от интериоризации (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности) социальных реакций на этого человека, от его идентичности.

Уровень притязаний личности — понятие, введенное К.Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 231 ; Нарушение авторских прав? ;

Шпаргалка: Понятие личности в психологии. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»

Понятие личности в психологии. “Человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”

Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д.

Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры.

Индивид — отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии подобное название.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида.

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека.

Личность в психологии —- системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Сенситивные периоды — наиболее благоприятные для развития тех или иных функций.

Леонтьев А.Н.: 1-ое рождение личности в 3 года, 2-ое рождение личности происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей.

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность – одна из сторон личности.

Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.).

Критерии определения личности:

это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития

способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого

способность сознательно управлять собственным поведением

способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет

способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами

способность к самосовершенству.

Направленность личности, ее структура, формы и уровни проявления

Направленности личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и относительно независимых от наличной ситуации.

Направленность личности — это ее интегральное и генерализированное свойство. Направленность выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Это свойство проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях человека. В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знания объективной действительности, но и признание их правильными и субъективно важными для личности. Идейная убежденность – это синтез знаний, интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идей и действий.

Экстраверсия и интроверсия характеризуют личность с точки зрения направленности на внешний мир.

Потребности и мотивы, как источники активности личности

Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос “ради чего она совершается”. Мотив предполагает знание о тех материальных или иных идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность

Понятие личности в психологии

Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

Наиболее общим является понятие «человек»биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способностью создавать орудия производства, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них пожизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. (Столяренко Л.Д.)

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью – субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. (А.В. Петровский)

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения?

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем…(Р.С. Немов)

Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора.

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них пожизненно, то используют понятие «индивид»как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» –как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественныхотношений. Но психология учитывает, что в то же время личность – не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные взаимодействия, но и преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. … Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не является врожденной, но возникает в результате культурного и социального развития.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию,о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.

Видео удалено.
Название: Понятие личности в психологии. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
Раздел: психология, педагогика
Тип: шпаргалка Добавлен 04:19:03 23 августа 2002 Похожие работы
Просмотров: 32067 Комментариев: 20 Оценило: 22 человек Средний балл: 4 Оценка: 4 Скачать
Видео (кликните для воспроизведения).

Быть личностью – значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за него перед собой и обществом, в котором живешь.Быть личностью – постоянно строить себя и других,владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно контролировать собственное поведение, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, свою индивидуальность мы доказываем, утверждаем.

Дата добавления: 2016-01-09 ; просмотров: 7548 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Индивид, личность, индивидуальность. Теории личности

Человек — это био-социальное существо. Личность — это социальная сторона человека. Человек в социологии рассматривается как член социальной группы. Для жизни в сообществе у него вырабатываются социальные черты. Понятие личности характеризует социальную сторону человека.

К социальным качествам личности относятся: самосознание, ценностные ориентации, ответственность, цели деятельности, социальный статус, социальные роли, нормы и ценности, уровень образования, активность, самостоятельность в принятии решении и др. Для социологии важен социальный тип личности — это совокупность часто повторяющихся социальных качеств людей, входящих в определенную социальную группу. Ценностные ориентации — это социальные, моральные ценности важные для человека, это ориентация на определенные ценности, такие как: материальное благосостояние, здоровье, семья, знания, уважение окружающих, вера, свободное время, удовольствия, свобода и др. В зависимости от типа значимых ценностей человек организует и направляет свою деятельность.

Люди различаются по ценностным ориентациям. Другой важной чертой личности является самооценка, самосознание. Если мнение человека о самом себе совпадает с мнением окружающих, то это адекватная самооценка, что говорит о нормальном социальном развитии человека. Если человек считает себя лучше, чем думают о нем окружающие, то это завышенная самооценка. Если такое различие очень сильное — человек выглядит смешным в глазах других людей, его притязания неоправданны и он постоянно терпит неудачу в своих делах. Если человек думает о себе хуже, чем считают его окружающие, то это заниженная самооценка. В этом случае человек не берет на себя ответственность, действует ниже своих возможностей и не добивается в жизни того, что мог бы достичь исходя из его способностей. Как заниженная, так и завышенная самооценки затрудняют социальное взаимодействие человека. Важным проблемой является социализация личности — это процесс становления полноправного члена общества, гражданина страны, обладающего необходимыми качествами для существования в обществе, такими как совесть, ответственность, долг, чувство справедливости, патриотизм и пр.

Понятие личности — одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа, Эти понятия человек, индивид, личность. Понятие человек выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в человеке животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия.

Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст — «один из…» Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Однако, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человек первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность — совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность — термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и социологии. Формирование личность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — идентификации и социализации.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям.

Социология имеет множество теорий личности. Теории личности:

Ролевая теория личности

Понятие » социальная роль » было выработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее — Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А. Яловым. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных ситуациях. Социальная роль — это маска, в которую обличается человек, попадая в люди.

различают 2 типа ролей — конвенциальные и межличностные Конвенциальная роль — это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации.

Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.

Конфликты и противоречия между людьми есть нередко результат непонимания ролей друг друга.

Статусная теория личности

Социальный статус — это соотносительное положение индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно, «предписанный» и «достигаемый» статусы.

Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни.

Поведенческая теория личности (Скиннер, Хоманс, Опп)

Образ личности- личность как система реакций на различные стимулы. Поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой (язык, обычаи, СМИ)

Важным является явление идентификации, т. е. ощущение себя частью какого либо сообщества, семьи, страны, нации и пр. Идентичность позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества. Потеря идентичности серьезная проблема, которая в массовом масштабе характерна для социального кризиса. Такое состояние снижает активность личности и является причиной отклоняющегося поведения, роста преступности, потери смысла жизни.

Социализация личности.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом. Кроме того, процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации — те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и др. видов воздействия на мышление и поведение социализир-гося человека.

Социальная среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом — все то, что включает в себя и окружает человека.) Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания.

В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии — ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, и вступают в действие различные социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентом социализации является прежде всего семья, на второй — школа и т.д. Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личности интегрального социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей и взрослых имеют существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, — что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей — формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например овладеть новой социальной ролью после: ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса. Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от представлений что существует только белое и черное.

Но социализация не только дает индивиду возможность интегрировать в общество и обращаться между собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Итак, сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.

Дата добавления: 2016-10-07 ; просмотров: 1037 | Нарушение авторских прав

13. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

Индивид отражает биологическую сущность человека как вида. Индивидуальные хар-ки чел-ка отражают особенности его как представителя вида homosapiens. Хар-ки: половозрастные особенности, конституциональные и нейродинамические (особенности нервной системы).

Личность отражает принадлежность чел-ка к определённой общности. Это социализированный индивид. Особенности: мотивационные (его направленность), уровень развития самосознания, совокупность социальных ролей и статусов.

Индивидуальность характеризует своеобразие человека и как индивида, и как личности.

Личность – базовая категория психологии, кот. отражает характерные устойчивые формы поведения чел-ка в обществе.

Структура личности включает в себя основные компоненты, определяющие поведение чел-ка в различных ситуациях:

С.Л. Рубинштейн выделяет компоненты:

Что чел-к хочет, к чему он стремится. Мотивационные особенности и направленность.

Что чел-к может, каковы его потенциальные возможности. Способности чел-ка.

Что чел-к есть на самом деле. Характер личности.

Структурные компоненты лич-ти существуют не изолированно друг от друга, а в процессе взаимодействия. В деят-ти психические св-ва лич-ти проявляются и формируются взаимопроникая друг в друга. Они образуют целостное системное качество, кот-ое и является личностью.

Структурная модель личности по Голубевой Э.А.:

Эти компоненты объединены между собой в систему образующими качествами: побуждение, эмоциональность, активность, саморегуляция. Особенности этих качеств: они одновременно входят в состав 2-х структурных компонентов.

организм (индивид). Хар-ризуется: потребности — св-ва нервной системы, общей и человеку, и животным – социально-человеческие св-ва нервной системы — прижизненно сформированные системы временных связей — Общая конституция – жизнедеятельность.

личность. Хар-ризуется: интересы и склонности — интроверсия, экстраверсия — актуализированные призвания – целеустремлённость — Направленность и мировоззрение – деятельность.

Человек (индивидуальность). Хар-ризуется: побуждение – мотивация – эмоциональность – темперамент — активность — способности — саморегуляция — характер – побуждение – поведение.

Наука о личности – персонология.

14. Основные подходы к изучению темперамента.

Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Психобиологическая категория в основе, которой лежат врожденные особенности нервной системы человека.

Темперамент – относительно устойчив и мало подвержен изменениям в онтогенезе.

1. В раннем онтогенезе

1) Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа и Клавдия Галена. гуморальная типология (Он описал основ­ные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.Гиппократ считал, что в темп-те человека имеется 4 жидкости: — кровь (сангуис) — сангвиник; — слизь (флегма) — флегматик; — желчь (холе) — холерик; — чёрная желчь (мелан холе) — меланхолик. А) кровь – жизнь

Б) желчь – злоба, хитрость, подвижность

В) слизь (лимфа) – медленность

Г) черная желчь – тоска

Второй попыткой разделить людей на типы была конституциональная теория. Ставила различие между людьми в зависимости от конституционального строения.

2) Кречмер выделил, зависимость между опред. типом сложения и типом темперамента. Он предложил 4: лептосомный — узкие плечи, длинные худые ноги, вытянутое лицо. пикник — “толстый, плотный”. Люди: полные, живот большой, круглая голова, маленькая шея. атлетик — сильная мускулатура, широкие плечи. диспластики — бесформенное, неправильное строение тела.

3 типа темперамента соответствуют типам телосложения:

Шизотимики-лептосоматик имеют хрупкотелое сложение, склонны к шизофреническим заболеваниям. Они погружены в себя, замкнуты, плохо приспосаб. к окружающим;

Циклотимики-пикник хрупкое телосложение, общительны, реал-но смотрят на мир, имеют резкие перепады настроения;

Иксотимики-атлетик — атлетическое телосложение, предрасположены к эпилепсии, зацикливаются на мелочах,мало впечатлительны.

Теория Шелдона: типы телосложения:

эндоморфизм — слабое мешковатое телосложение,слабое развитие костей и мышц, внутренних органов.

Мезоморфизм — сильное, крепкое тело и развитые кости и мышцы.

Эктоморфизм — хрупкое телосложение, слабая мускулатура, длинные руки, тонкий и с большой головой.

Кречмер и Шелдон. Соотношение частей тела

А) пикник – толстячок (мягкий и добрый)

Б) атлетик – стредний тип (сильный и мужественный)

В) астеник – худенький (слабый, меланхоличный)

От этих теорий нам остались термины

три фактора, определяющие 4 типичных состояния:

[1]

холерик – высокая подвижность

флегматик – низкая подвижность

меланхолик – слабая нервная система

сангвиник — сильная нервная система

На самом деле типов больше

(Темперамент. Его основные компоненты).

Все факторы делятся на внешние и внутренние. Среди генетических факторов одно из первых мест занимает темперамент. Он заложен от рождения, его нельзя изменить.

Свойства нервной системы заложены в наследственности так же как кучерявость, длина носа и т.п.

Скорость реакции – скорость воспроизводимости импульсов.

2 процесса: возбуждение и торможение.

уравновешенность( вопрос преобладания возбуждения или торможения)

подвижность – хар-ка скорости смены одного другим

темперамент – хар-ка индивида со стороны динамических особенностей интенсивности, скорости, темпа, ритма психологических процессов и состояний. Св-ва темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими свойствами.

Основные признаки темперамента, по которым оценивается интенсивность.

реактивность-активность ( может проверяться по уровню инициативности)

темп реакции (тоже по шкале макс-мин)

экстравертированность — интравертированность ( открытость-закрытость)

Источники


  1. Учимся думать о себе и о других. — М.: Специальная литература, 2008. — 332 c.

  2. Психология делового общения. — М.: Бахрах-М, 2016. — 768 c.

  3. Джил, Зарин Секреты еврейской матери / Зарин Джил. — М.: Карьера Пресс, 2013. — 174 c.
  4. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, Academia, 2013. — 368 c.
    Психология личности индивид личность индивидуальность
    Оценка 5 проголосовавших: 1