Работа с целеполаганием

Полезный материал на тему: "Работа с целеполаганием" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

4.4. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Глава 4. Целеполагание, планирование, исполнение

человека, но не единственный. Многие из потребностей человека реализуются бессознательно, поведение человека далеко не всегда является сознательным и целенаправленным, часто (даже если исключить патологические бессознательные формы поведения) оно имеет импульсивный и нерациональный характер.

2. Цель — это мотивированное, осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата. Таким образом, процесс целе-полагания имеет две стороны: энергетическую (мотивационную) и информационную. Можно даже определить целеполагание как «наделение энергии содержанием». Но главные усилия заключаются в понимании, осмыслении, формулировании в словах информационной модели будущего результата. Цель просто необходимо проговорить, в противном случае она так и останется смутной, интуитивной (и трудно достижимой).

3. Целеполагание — проявление и способ реализации данной человеку свободы воли. Действительно эффективные цели человек ставит перед собой только сам, навязать цели невозможно. Человек может осмысленно принять чужие цели, только согласовав их с собственными, а не поддавшись давлению извне. Среди современных менеджеров иногда встречаются технократы, которые искренне верят в то, что в организации всегда можно создать такую жесткую дисциплину, что сотрудники подчинятся «спущенным сверху» целям и «не пикнут». Мол, свобода свободой, а заставить людей следовать чужим целям всегда можно.

Значимость свободы воли легко раскрывается с помощью следующего примера: знаменитый австрийский психолог Виктор Франки, описывая (см.: Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990) свой опыт пребывания в годы второй мировой войны в фашистском концлагере, упоминает о том, что в концлагерях существовала продуманная система «ломки личности». Основная цель этой системы — создание «живых орудий», идеальных рабов для «Мирового Рейха», которые полностью лишены воли и послушно исполняют любые указания хозяев. Франки подробно пишет о том, что фашисты придумали и использовали, казалось бы, весьма эффективные методы, которые просто должны были привести к запланированному результату. Но на практике результат получился несколько иным: полностью лишенный свободы воли, человек утрачивал человеческие черты и превращался в «мусульманина» (так в концлагере называли заключенных, сломленных психологической обработкой; они сидели, поджав

4.4. Ключевые аспекты целеполагания

под себя ноги, и раскачивались, подобно молящимся мусульманам). Обычно такие «мусульмане» были совершенно не работоспособны, переставали общаться и понимать человеческую речь, утрачивали простейшие навыки самообслуживания (личной гигиены), прекращали употреблять пищу и в скором времени умирали.

И напротив, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что же позволило некоторым людям не сломаться и выжить в нечеловеческих условиях?», Франки приходит к четкому ответу — наличие действительно важной, личностно значимой цели, ради которой стоило жить.

4. На выбор целей влияют: социальные нормы и ценности, мода, стереотипы, мнения других людей и многое другое. Но в любом случае ответственность за выбор конкретной цели лежит только на самом человеке. Цели не обязательно должны быть какими-то особенными и оригинальными. Целью обычно становится нечто, обладающее ценностью. Можно «копнуть глубже»: а что есть ценность, откуда она берется? Ценности (и цели как их производное) по природе своей социальны и «зашифрованы» в мировой культуре. Когда человек (или организация) растет и развивается, то, «врастая» в общество (социализируясь), он усваивает и характерные для своего времени ценности.

Проблема в том, что в любое время и в любом обществе всегда есть ценности как со знаком «плюс», так и со знаком «минус» (например, по этическому критерию). При этом ценности обычно плохо осознаются, в то время как цели всегда сознательны. Если человек сам выбрал цель, но через некоторое время понял, что она «плохая», то в ее основе, скорее всего, лежат какие-нибудь «неправильные» ценности (например, сиюминутные, связанные с быстро проходящей модой). Таким образом, целеполагание — это весьма ответственное занятие, требующее глубокого осознания и понимания «ценностной основы» выбираемых целей.

5. Целеполагание связано с категориями закономерности и необходимости — человек не планирует случайности, он прогнозирует и стремится к наиболее вероятному результату. В психологии познания существует даже целое большое направление, посвященное изучению так называемого «вероятностного прогнозирования». Человеческий мозг оперирует вероятностями возможных событий и старается предвосхитить изменения окружающей среды, поступки других людей, последствия собственныхдействий. Вероятностное прогнозирование — про-

Глава 4, Целеполаганиа, планирование, исполнение

цесс частично бессознательный (основанный на интуитивных схемах и алгоритмах переработки вероятностей), частично осознанный. Что важно, обе стороны (сознательная и бессознательная) вероятностного прогнозирования тесно связаны и влияют друг на друга. Таким образом, даже при максимально осознанном процессе целеполагания, когда мы вроде бы открыто взвешиваем объективные факты «за» и «против» цели, многие доводы обладают скрытой дополнительной убедительностью, так как на интуитивном уровне некоторые факты могут казаться нам более вероятными. В целом же в подавляющем большинстве жизненных ситуаций человек делает выбор (в том числе выбор целей), стараясь получить наиболее закономерный (вероятный) результат. (Можно рассуждать и от противного: если человек часто ставит перед собой недостижимые цели, значит, что-то не так в системе субъективных вероятностей. Человек либо переоценивает вероятность наступления каких-либо событий на пути к цели, либо переоценивает ее.)

6. При правильном цел еполагании цель — источник энергии, движение, развитие, активность, изменение и т. п. При неправильном целеполагании цель — энтропия, «черная дыра», источник разрушения личности. «Хорошая» цель вдохновляет и возбуждает, позволяя находить силы даже для преодоления самых безвыходных ситуаций, выполнять самую тяжелую или скучную работу. «Плохая» цель оборачивается хронической усталостью, перенапряжением, болезнями.

7. Цели индивидуальны. Даже при внешнем совпадении (в названии, формулировках) они различны на уровне глубинного личностного смысла. Это положение является следствием того, что за целями всегда стоят ценности (см. выше — п. 4). Например, за такой индивидуальной целью, как стремление занять более высокую должность, у одного сотрудника может стоять ценность «деньги, достаток», а удру-гого — «профессиональная самореализация, воплощение собственных идей и проектов».

8. Целеполагание — активный творческий процесс. Цели никогда не даны заранее, их необходимо выдумывать, находить, изобретать, формулировать, ставить. Целеполагание — процесс напряженный, интересный, азартный, захватывающий. Если цель далась легко, без вдохновения и напряженных поисков, то существует очень большой риск, что это «случайная» цель (например, дань моде или цель, «внушенная» авторитетными людьми). Такая легкая цель потом может легко превратиться в «плохую», поглощающую время и энергию.

9. Важно понимать, что психологически целью может являться не внешний результат, а внутреннее состояние, не вообще какой-либо

Читайте так же:  Лечение агрессии у кошек

4.4. Ключевые аспекты целеполагания

результат, а процесс; не заявленная цель, а сами средства и способы ее достижения. Если речь идет об организационных целях, то они, как правило, всегда представляют собой «проект» конкретного материального (продуктом, товаром и т. п.) или социального (социальной структурой, отношениями и др.) результата. Такой результат всегда «объективен» — он нагляден, осязаем, действенен. Индивидуальные цели совершенно не обязательно должны быть материальными и объективными. Субъективной целью может быть состояние (например, уверенность в себе), процесс (например, художник-любитель рисует не для выставки или продажи картин, а «для себя», потому что ему нравится сам процесс рисования), средствадеятельности (например, спортсмен-любитель занимается восточными единоборствами не потому, что для него актуально владение навыками самообороны, а потому, что ему нравится заложенная в данном боевом искусстве система тренировки тела).

[3]

10. Цели человека пластичны, они неизбежно меняются в процессе их достижения (вплоть до полного обесценивания). Могут существовать долгосрочные цели, время достижения которых— вся (или почти вся) жизнь. Например, М. Булгаков писал свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита» более 40 лет! Могут быть и так называемые «регулярные цели», достижение которых подчиняется определенной периодичности, но промежуток их актуальности во времени — вся жизнь. Примером таких «регулярных целей» может быть забота о близких людях, которая принимает различные формы на разных этапах отношений или меняется с возрастом, но не теряет актуальности в течение всей жизни.

При достижении любых целей (а в особенности — долгосрочных) субъективный личностный смысл цели и отношение к ней меняются. Цель в идеале должна быть привлекательной и вызывать только положительные эмоции (радость, интерес и др.), но в реальной жизни может вызывать весьма противоречивые или даже негативные переживания, такие как сомнение, разочарование, страх и др. Важно понимать, что субъективная (и эмоциональная) пластичность целей — вполне нормальное явление. Негативное отношение к цели часто может быть кратковременным, обусловленным ситуативными причинами, и это еще не повод отказаться от нее.

11. Качественное целеполагание невозможно, если нет необходимой и достаточной информации: 1) о самом себе; 2) об окружающем мире; 3) о средствах, способах, правилах, технологиях деятельности. Цель — это координаты на карте жизни, точка, до которой необходи-

Глава 4. Целеполагание, планирование, исполнение

мо добраться. Развивая эту метафору, можно сказать, что для успешного прохождения этого пути надо иметь достаточно точное представление о «точке старта», о том, что вообще изображено на карте, какие дороги на ней отображены и т. д. Целеполагание никогда не происходит в «безвоздушном пространстве», оно опирается на целостное мировоззрение человека, включая его представление о мире, самом себе, других людях и т. п. Если говорить о целеполагании в организации, то аналогичную роль мировоззренческого контекста целеполагания выполняют корпоративная философия, точное знание положения дел в организации, социального контекста ее деятельности и т. д.

О Какие, по вашему мнению, аспекты целеполагания являются наибо-• лее важными, а какие — второстепенными? Приведите по 2—3 примера. Какие аспекты целеполагания являются наиболее значимыми для «индивидуального» ТМ? Для «ролевого» ТМ? Для «социального» ТМ?

Каким аспектам целеполагания вы ранее уже уделяли внимание? О каких аспектах целеполагания вы ранее не задумывались? Что из перечисленного показалось вам наиболее значимым, востребованным в вашей практике целеполагания? Что необходимо более глубоко осмыслить, учесть, изменить?

Целеполагание: Руководство по постановке целей

Как ставить личные и бизнес-цели и добиваться их

Целеполагание является одним из самых быстрых путей к достижению цели. Однако многие из нас считают, что постановка целей и их достижение является трудной задачей. Это руководство от Консалтингового агентства «Business Proactive» по целеполаганию предназначено для того, чтобы прояснить ваше недоумение по поводу постановки цели и научить вас ставить цели и достигать их.

Более того, я хочу показать вам, как можно использовать целеполагание в качестве инструмента, чтобы подтолкнуть вас добиться того, чего вы хотите достичь, а не просто выполнять упражнения, которые вы можете проходить один или два раза в год, а потом забыть о них.

Что такое целеполагание?

Итак, во-первых, вы должны иметь четкое представление о том, что цель и что к ней не относится. Вы должны ставить достижимые цели, если Вы не знаете точно, что они вам нужны. Какая разница между намерением и целью, например?

При наличии намерения составляется план. Когда мы придумали ваш новый план на каждый год, вы представляете свой список желаний. Намерение – это когда мы заявляем, что цели могут быть достигнуты или нет. Мы никогда не узнаем, если мы решим сделать что-то, что означает составление плана действий.

Поэтому мое определение целеполагания -это «процесс определения того, чего вы хотите достичь и разработать план для получения желаемого результата». По определению, намерения являются пассивными, а цели являются активными.

Обратите также внимание на то, что определение упоминает достижение желаемого результата. Подразумевается, что мы хотим несколько изменить наши нынешние обстоятельства или поведение. Целеполагание, таким образом, представляет собой интеллектуальное упражнение, которое мы используем, чтобы планировать будущее и вносить изменения в прогнозируемые результаты.

Как Вы ставите цели?

Первый шаг к успешной установке -выбрать «правильные» цели. 10 советов по постановке целей, которые объясняют, как выбрать цели, которые имеют смысл и являются достижимыми, также мы даем советы о том, как достигать поставленные перед собой цели.

Возможно, вы уже слышали о Smart целеполагании.

Smart целеполагание выступает за «конкретное, мотивационное, деятельностно-ориентированное отношение к вашей ситуации, с конкретными сроками», и это полезная аббревиатура для того, чтобы вы могли убедиться, что вы устанавливаете цели, которые реально достижимы.

Если вы только собираетесь прочитать одну статью о постановке целей, то это уже важный шаг. В постановке целей — это первый шаг к достижению, я объясняю основные цели для установления формулы, которая превращает намерения в планы действий.

Постановка бизнес-целей

Бизнес-цели следуют одной цели — установление правила для личных целей. Они тоже должны быть соответствующими, действенными и достижимыми.

Бизнес-цели, конечно, являются неотъемлемой частью бизнес-планирования. Бизнес-планирования макияж покажу вам, как создать план бизнес-действий, который будет обеспечивать ваш малый бизнес направления на предстоящий год или дольше. Когда вы закончили его, вы будете иметь видение, миссию и конкретные цели бизнеса, которые позволят вам поставить ваш бизнес планирования в действии.

Как использовать цели, чтобы стимулировать их достижение

Власть целеполагания — это его способность мотивировать нас. Чтобы разблокировать эту власть, мы должны сделать три вещи: наши цели должны соответствовать задачам, сохраните свои цели на повестке, и добивайтесь целей последовательно.

[1]

Итак, сначала мы должны убедиться, что мы не обсчитали себя, когда поставили цель. Если цель не дает испытать себя, нет смысла ее выполнять. Например, если я поставил перед собой цель пробежать 2 км каждый день, и я уже бегу в 1,8 км каждый день, я не испытываю себя. Это может наскучить. Гораздо лучше цель та, которая позволяет активно участвовать и закончить ту или иную задачу. В цели должен быть вызов, и это вызов, который заставляет нас интересоваться.

Читайте так же:  Всд без панических атак

С точки зрения бизнес-целей, видение является полезным инструментом. Это дает вдохновение для повседневной деятельности и стратегических решений.

Как составить видение достижения цели.

Во-вторых, мы должны сосредоточиться на нашей цели. Все, что происходит в нашей повседневной жизни, приводит к тому, что цели отходят на второй план. Есть 10 советом по постановке цели для того, чтобы добраться до крупнейших, ключевых целей, упакованных со всех сторон, и чтобы убедиться, что мы продолжаем уделять внимание цели, которую мы ставим.

Один из лучших способов, которые я нашел, чтобы начать каждый день работать с бизнес-планированием. Делая целеполагания частью вашей повседневной жизни, вы можете экспоненциально увеличить ваши шансы на достижение своей цели.

В-третьих, мы должны держать наши цели последовательными. То есть при постановке целей мы должны быть уверены, что ни одна из наших целей не противоречит и не подрывает друг друга. Самый простой способ сделать это — иметь всеобъемлющий план. Работа с помощью бизнес-планирования покажет вам, как создать в рамках бизнес-целей план действий, чтобы переместить свой бизнес вперед.

Постановка целей равна успеху

По поводу того, чтобы приступить к целеполаганию, Павел Шерстон советует: «постановка целей-это бытие, из которого выходят все вещи великие и не очень. следует отметить, что существует немалое совпадение при составлении небольших целей и высших достижений, высокий доход характеризует мужчин и женщин во всем мире.»

Собственные усилия по целеполаганию могут помочь вам стать одним из таких людей. Но я знаю, что если вы ставите правильные цели и добиваетесь их, вы придете к успеху.

Целеполагание и целеосуществление

Как и всякая деятельность, работа педагога немыслима без целеполагания. Целевая деятельность – высшая степень ценности акта (жизнь, сознание, деятельность, страдание, сила, свобода воли), которая придает ценность личности, обусловливает ее этическую значимость. «Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть квалифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как воспитательный процесс» [1] .

Цель воспитания подрастающих поколений – прерогатива государства, которое при широком участии науки и общественности формулирует ее как главный компонент своей педагогической политики. Рассмотрим с этой точки зрения концепцию немецкого социолога Манхейма, который пытался осмыслить цели образования в период перехода от раннего либерализма к государственному регулированию. В первом случае, по мнению Манхейма, господствовало фрагментарное образование. Эта концепция рассматривала образование как более или менее самостоятельную область жизни. Для нее были характерны школы, в которых учителя преподавали предметы, указанные в программе. Успехи учащихся и косвенным образом способности преподавателей определялись с помощью системы оценок. Устраивались письменные экзамены, и если учащиеся успешно их выдерживали, считалось, что цель образования достигнута [2] .

В период государственного регулирования капитализма, по мнению Манхейма, изменилась и цель образования. Осознание потребности интеграции с жизнью общества школы оказало различное влияние на последнюю, что привело к интегральной концепции школьной программы. Лучше всего это можно показать на примере этического воспитания. Раньше, когда мораль считалась независимой частью жизни общества, организаторы образования думали, что проблема может быть легко решена, если включить в программу религиозное или этическое воспитание.

Однако совершенно очевидно, что такое включение неэффективно, не достигает цели, пока религиозное или этическое воспитание не связано с другими частями школьной программы. На формирование характера оказывает влияние все, чему мы учим, и еще в большей степени, как мы учим. Социальная организация школы, социальные роли учащихся и учителей, преобладание духа конкуренции или сотрудничества, наличие возможности групповой или индивидуальной работы – все эти факторы способствуют формированию личности.

«Тенденция к интеграции достигает высшей точки, когда мы не только на практике, но и в теории откровенно признаем, что образование – это всего лишь один из многих социальных факторов, воздействующих на поведение человека, и как таковой, хотим мы этого или нет, всегда служит социальным целям и сознательно направлен на формирование определенных типов личности» [3] .

Цель – это идеальное представление о результатах педагогической деятельности. Однако она складывается на основе реальных предпосылок. Задумавшись над тем, как сделать процесс обучения эффективным, преподаватель исходит из реальных объективных факторов. Но будучи объективной по своему происхождению, цель субъективна. В этом смысле можно говорить о том, что цель многовариантна. Развитие без цели бессмысленно. «Ряд изменений без известной исходной точки, – пишет В. С. Соловьев, – и продолжающийся без конца, не имея никакой определенной цели, не есть развитие, ибо каждый член такого ряда за отсутствием общего начала, определяющего его относительное значение, не мог бы быть определенным моментом развития, а оставался бы только безразличным изменением. Если, как было сказано, понятие цели предполагает понятие развития, то точно так же последнее необходимо требует последнего» [4] .

По мнению Сартра, цель невозможно осуществить, если она находится для нас в недосягаемом будущем. В этом случае связь целей и средств носит конкретный характер, при том, что цель как идеал играет роль императива. В. Франкл рассматривает понятие цели в терминах смысла. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен и может быть реализован именно этим человеком и никем другим. Только тогда он приобретает значимость, удовлетворяющую его собственное стремление к смыслу.

«Целеполагание – это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соответствие их с содержанием и поставленной целью воспитания» [5] .

Тренинг «Целедостижение»

Тренинг подходит

Руководителям, менеджерам, сотрудникам

Читайте так же:  Как победить аэрофобию

Длительность

Программа тренинга «Целедостижение» рассчитана на 1 день (8 ак. часов).

Тренинг «Целедостижение». Целеполагание, правильная постановка целей и доведение задач до конца

Тренинг «Целедостижение» – это согласованные этапы, которые дадут вам опыт и навыки целеполагания, правильной постановки целей, научат четкой передачи целей и задач сверху вниз и эффективному контролю их достижения.

Ценность данного тренинга целеполагания в том, что он ориентируется как на постановку и исполнение профессиональных (рабочих) целей и задач руководителей и сотрудников, так и на личные цели и интересы. Это помогает участникам гармонично связать свои задачи на работе и истинные личные цели, что дает в итоге длительный эффект от тренинга.

Программа тренинга построена на несложных, но доказавших свою эффективность, методиках целеполагания. Благодаря этому участники смогут без сверхусилий применять их в своей повседневной работе и жизни, и именно они быстрее всего приведут к достижению видимых результатов.

Тренинг «Целедостижение» ориентирован на:

    руководителей всех уровней (от линейных до генерального директора), менеджеров, участвующих в управлении и организации проектов, сотрудников, координирующих работу нескольких компаний, подразделений или человек, сотрудников результат работы которых зависит от деятельности большого количества других людей и принимающих важные и ответственные решения.

Цели тренинга целеполагания:

  1. Связать и гармонично объединить ваши личные и профессиональные цели.
  2. Объединить сотрудников. Вдохновить вас на новые, казавшиеся ранее нереальными, горизонты и достижения.
  3. Научить ставить цели от маленьких до грандиозных. Дать вам методики наиболее эффективной постановки целей сотрудникам и себе лично.
  4. Научить инструментам, которые быстрее других приведут к достижению целей и задач как одного сотрудника, так и всей компании в целом.
  5. Научить, как избавиться от балласта ненужных действий в работе и личной жизни, траты времени и, не дающих двигаться вперед, якорей.

Программа тренинга «Целедостижение»:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Правила постановки целей и задач

    В чем отличия между мечтой, целями и задачами? Какими категориями мыслим мы? 3 этапа целей, которые нужно уметь различать. Современный метод постановки целей руководителя — КИРОВ. Повышение эффективности SMART задач.
  • Что делать, если часто возникает ситуация — «каждый это по-своему понял». Примеры корректных краткосрочных и долгосрочных целей и задач. Какие цели имеют больший эффект и результат: выполнимые или недостижимые? Какие ставить перед своими сотрудниками?
  • Менеджмент целей и задач

      Можно ли управлять через один показатель? Purpose Core Indicator -стержневой показатель цели. Ключевые показатели эффективности KPI (КПЭ). Как построить систему KPI , как делать с ее помощью расчеты? Примеры из реальной практики. Как правильно назначать показатели эффективности KPI. Пирамида Дилтса –модель логических уровней. Инструмент для наведения порядка в нашей работе и личной жизни, раскладывающий все по полочкам. Терка целей — очистка личных целей от навязанных грузов и чужого мусора. Снимаем шелуху и добираемся до своих истинных целей.

    Инструменты достижения целей

      Что делать с «необучаемыми» сотрудниками? Как правильно объяснять и ставить задачи? 9 книг по дисциплине в трех иллюстрациях. Самый эффективный способ поддержания дисциплины. Можно ли сделать обратную связь высокого качества? Как желание быть идеальным начальником мешает достижению целей? Главные правила записи и визуализации целей, которые приведут к результату. Чему не учат в Гарвардской бизнес-школе. Как лист с несколькими строчками текста может принципиально изменить жизнь людей.

    Дальнейшая работа после тренинга

      Составление перечня мероприятий для каждого участника. Что конкретно сделать после тренинга.

    Практические упражнения

      Постановка и формулировка четких целей. Какие подводные камни нужно обойти? Простая техника преодоления саботирования исполнения целей. Объединение рабочих и личных целей в одно целое. Предел мечтаний и граница достижимости целей. Постановка грандиозных целей. Отработка преодоления препятствий к исполнению любого желания. Преобразование отрицательных целей в положительные. Тренировка обратной связи высокого качества. Расчет и оценка деятельности по методике KPI.

    Бонус в электронном виде. Доказавшие свою эффективность инструменты для вашей повседневной работы:

      простая форма постановки задач сотрудникам и одновременного контроля за их исполнением, схема достижений целей руководителем, готовый пример построения системы KPI, самый полный на сегодняшний день перечень коэффициентов KPI для коммерческого отдела компании (продажи и закупки), пример реализации системы обратной связи высокого качества.

    Программа тренинга «Целедостижение» рассчитана на 1 день (8 ак. часов).

    Стоимость корпоративных тренингов по целеполаганию:

    Рассчитайте стоимость тренинга или уточните любую информацию по телефону +7-812-407-3761, либо отправьте запрос.

    Ближайшие открытые тренинги целеполагания (для участников из разных компаний):

      в тренинговом агентстве «Мастер-Класс» Санкт-Петербург. Подробная информация на сайте. в бизнес-школе «Moscow Business School» Москва. Подробная информация на сайте бизнес-школы.

    Давайте договоримся о встрече и рассмотрим, подойдет ли тренинг «Целедостижение» именно для вашей компании, ваших руководителей и сотрудников. Для этого просто позвоните по телефону +7-812-407-3761, или напишите нам.

    Целеполагание – технология и процесс

    У какого человека нет желаний? Пожалуй, способность ставить и достигать целей, которые направлены на то, чтобы улучшить жизнь человека, является наиболее популярной темой, которую изучают, рассматривают и пытаются понять. Целеполагание является одним из ведущих образов жизни, которого должны придерживаться люди. Здесь существуют свои технологии и процессы.

    Интернет-журнал psytheater.com делит людей условно на две категории. В мире существует много людей, и у каждого свой стиль жизни. Но условно все способы существования можно разделить на два вида: приспособленческий и целеориентированный. Есть люди, которые стараются приспособиться к жизни, и существуют те, кто живет своей целью и идет к ней.

    Несомненно, в каждом из способов есть свои плюсы. Но минуса заставляют задуматься, какой жизнью лучше жить. Стоит рассмотреть эти два вида существования как с хорошей, так и с плохой стороны.

    Люди-приспособленцы пытаются подчиниться современной жизни. Они своего рода плывут по течению, ничего не стараясь изменить, исправить. Они добрые и снисходительные, часто становятся зависимыми от чего-нибудь. Более пассивные и статичные, то есть любят стабильность и страдают из-за каких-то потерь. Когда случается нечто неприятное в жизни, они переживают, впадают в депрессию, переполняются различными страхами. Приспособленцы ничего не строят, а приходят уже туда, где все построено, чтобы научится там жить. Они хорошо усваивают различные законы и моральные правила, отчего руководствуются ими безоговорочно.

    Целеустремленные люди обычно сами пытаются организовать свою систему. Они не плывут по течению, а стараются сделать свою жизнь такой, какой хотят ее видеть. Они мудрые, опытные, среди них находятся бизнесмены, успешные люди, профессионалы, специалисты. Они не просто хотят быть лучшими, а стремятся быть лидерами в том, что им интересно. Естественно, что своей активностью и динамичностью они не раз накликают на себя беду. Достигая целей, они сталкиваются с препятствиями любого рода. Решают проблемы они не слезами и обидами, а твердой позицией и желанием достичь цели. Зачастую такие люди не приспосабливаются, а стараются организовать свой мирок, в котором им будет комфортно жить.

    Читайте так же:  Что подарить беременной жене на день рождения

    Очевидно, что в каждом из способов жизни есть свои плюсы и минусы. Только вам выбирать, кем вы будете – приспособленцем или целеустремленным человеком. Нет смысла судить тех, кто выбрал путь приспособленца, поскольку такие люди тоже нужны. В то время как целеустремленные личности что-то формируют, приспособленцы идут за ними и принимают все, что те им дают.

    Что такое целеполагание?

    Целеполаганием называется первый этап достижения целей, когда человек ставит перед собой конкретную большую или несколько маленьких целей, рассматривает возможные варианты их достижений, способы реализации и решения трудностей. Это пока этап постановки целей, которые должны выполнить определенные задачи, решить трудности и улучшить качество жизни человека.

    Что такое цель? У каждого свое определение:

    1. Это желаемый исход событий.
    2. Конечный результат деятельности.
    3. Индивидуальное будущее, которое желаемо.

    Цель показывает результат, которого желает достичь человек. Почему так важно ставить цели? При целеполагании человек начинает регулировать свои действия или деятельность, которая подчиняется той цели, которую он желает достичь.

    Нередко люди подменяют цели, когда они забывают о том, чего хотят достичь, ради того, чтобы просто наслаждаться процессом достижения. Бывает и такое, что люди расплывчато, нечетко и неясно ставят цели. Это тоже не способствует их достижению. Дело в том, что человек начинает в такой ситуации сомневаться в необходимости достижения, часто забывает, чего хочет, меняет свои предпочтения и желания.

    Глобальные (или завышенные) цели имеют как минусы, так и плюсы. Завышенные цели могут быть расплывчатыми, что не помогает человеку ориентироваться, в каком направлении ему идти. При этом такие глобальные цели позволяют человеку определять свой смысл жизни.

    Персональными целями называются те, которые стоят непосредственно перед отдельным человеком. Он может быть частью группы. При этом его деятельность будет эффективной, если он будет иметь свою цель, помимо общей, которая будет реализована, если он достигнет вместе с остальными общей цели.

    Процесс целеполагания

    Целеполагание часто используется в тренингах и рабочей сфере, где человек совершает конкретные действия. Чтобы определиться с действиями, нужны цели, которые достигаются этими действиями. Поэтому человек не может работать без целеполагания.

    Выделяют основные 10 моментов в процессе целеполагания:

    1. В каждой цели могут лежать потребности человека, без которых невозможно его существование.
    2. В цели лежит мотив – осознаваемая потребность. Нередко человек сталкивается с борьбой мотивов, где необходимо выбрать что-то одно либо упорядочить мотивы, составить иерархию.
    3. Цель – это некая картина желаемого, которая искажает существующую реальность. На сегодняшний день человек не имеет желаемого. Однако он четко в своей голове представляет, чего хочет.
    4. Человек выбирает цель среди всех вероятных.
    5. Нередко результат расходится с тем, что человек достигает.
    6. Человек всегда планирует, как он будет достигать цели. Здесь тоже возможны ошибки в прогнозах.
    7. Самое идеальное планирование будет содержать ошибки, поскольку прогнозы могут не учитывать некоторых фактов, которые будут возникать в реальности.
    8. Чем четче цель, тем больше возникает мотивации у человека.
    9. Чем больше мотивации у человека, тем больше будет искажаться цель.
    10. Чем ближе человек становится к цели, тем больше его мотивация и больше сил для осуществления нужной деятельности.

    Человеку нужно осознавать свои внутренние потребности, которые тоже будут влиять на поступки, совершаемые в процессе достижения осознаваемых целей. Также следует быть готовыми к смене плана действий, поскольку наверняка человек не сможет всего учесть и предвидеть в начале.

    Цели и целеполагание

    Цель – это конечный результат, который должен быть достигнуть после всех предпринятых человеком действий. Это картинка того будущего, которого желает человек достичь. Она включает все его пожелания, надежды и мечты. Также она зависит от возможностей человека, которые он в себе видит. Цель побуждает человека действовать, организует поступки, которые он будет совершать.

    Цели бывают оперативными, тактическими и стратегическими, что зависит от времени, когда они должны реализоваться. Следует помнить о том, что со временем цели могут измениться, что вполне естественно. Это называется пластичностью, которая предусматривает смену настроения, ценностей, потребностей и даже жизненных обстоятельств человека, из-за чего он захочет скорректировать либо полностью изменить направление своего движения по жизни.

    Если у человека есть много целей, они должны быть согласованными, не противоречить друг другу и не мешать в реализации. Целеполагание является процессом постановки цели, ее ярким представлением, планированием, то есть своеобразной творческой деятельностью, когда человек только рисует желаемое будущее и прогнозирует, как он к этому будущему будет идти.

    Зачем нужно целеполагание? Помимо того, что человек четко формулирует свою цель, он должен соотнести свои ценности и уровень мотивации ее достижения. Если все согласовывается, тогда человек испытывает внутреннюю уверенность в необходимости достижения цели, а также чувствует энергию для совершения нужных действий. Если всего этого человек не ощущает, значит, процесс постановки целей был осуществлен неправильно. Например, человек желает того, в чем на самом деле не нуждается.

    Планирование и целеполагание

    Целеполагание включает в себя планирование – когда человек намерен достичь цели, и поэтому он планирует, какие действия будет совершать для этого. Успех – это результат, который возникает вследствие последовательных действий, совершенных в нужном месте и в нужное время. Планирование является достаточно условным, поскольку человек не может всего предвидеть. Однако оно является обязательным, поскольку это позволяет:

    1. Сконцентрироваться на том, что значимо.
    2. Определиться с действиями, которые нужно совершить, и направлениями, которых нужно придерживаться.
    3. Ликвидировать страхи, сомнения, тревогу.
    4. Мотивировать себя на совершение действий.
    5. Понимать, какие решения нужно принимать для достижения желаемого будущего.
    6. Эффективно использовать свои ресурсы и навыки.
    7. Определить свое место в этой жизни, обрести спокойствие.
    8. Обрести свободу и уверенность в том, что человек все делает правильно.

    Следует учитывать, что человек вначале всегда реализовывает свои инстинктивные и физиологические потребности, лишь после них переходя к выполнению более духовных задач. Зная это, нужно сначала закрыть все свои потребности на уровне физиологии, чтобы быть способными сконцентрироваться на достижении материального, социального или личностного успеха.

    Человек живет в постоянно меняющемся мире. Здесь вполне естественным становится то, что глобальные цели могут претерпевать изменения либо полностью убираться. Человек должен нормально относиться к тому, что постановка глобальной цели в 1 годик не будет конечной целью всей его жизни. По мере появления новых технологий и прочих возможностей человек будет еще лучше осознавать, чего он хочет.

    Читайте так же:  Уильям аткинсон закон привлечения и сила мысли

    Здесь самое главное оставаться гибкими, быстро корректировать цели и продолжать их достигать. Самый важный аспект – сохранение мотивации. При целеполагании человек должен быть вдохновленным собственной целью.

    Технология целеполагания

    Цель должна достигаться, что будет отличать ее от пустых мечтаний. Если человек действует и достигает цели, значит, он не просто мечтал. Чтобы цель была осуществимой, предлагается технология SMART, которая проверяет цель на реалистичность и способность быть достигнутой человеком, который может преувеличивать собственные возможности.

    • S – конкретная. Человек четко и ясно ее видит, определяет. Она имеет четкие границы, форму, цвет и пр.
    • M – измеримая. Цель можно определить по конкретным параметрам, например, по весу, по форме, по цвету, по запаху и пр.
    • A – достижимая. Существуют реальные примеры достижения подобной цели. При этом она не должна вызывать у человека дополнительного стресса, то есть должна идеально вписываться в жизнь человека, который будет получать удовольствие от ее возникновения.
    • R – ориентированная на результат. Человек должен ощущать определенные результаты, видеть их, чувствовать.
    • T – определенная во времени. Человек должен поставить конкретные временные рамки совершения каждого действия, а также даты достижения своей цели.

    перейти наверх

    Каждый человек хочет жить счастливо и красиво. Однако многие рождаются не в тех условиях, которые ему бы приносили удовольствие. В итоге появляются желания, которые могут стать целями, если человек их четко сформулирует и начнет их достигать, действительно ощущая на себе, что они его радуют.

    ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

    Сущность цели и целеполагания

    Большинство современных авторов, прежде всего философов, социологов и психофизиологов, давая определение понятию «цель», связывают ее с той или иной формой представления в сознании будущего результата деятельности. Практически во всех определениях цель соотносится с результатами деятельности, которые могут быть получены в будущем и имеют прямое отношение к потребностям, желаниям, намерениям человека.

    Можно встретить следующие акценты в определении цели:

    • а) цель — это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;
    • б) цель (через целеполагание) — это этап управленческой деятельности (самоуправления), взаимодействия педагога и воспитанника;
    • в) цель — это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;
    • г) цель — это то, к чему стремится педагог, родитель, ребенок и в целом образовательное учреждение.

    Обобщая разные аспекты определения цели, мы предлагаем взять за основу следующее. Цельэто осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимается и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

    В науке и практике определились требования, которые необходимо учитывать при разработке целей учреждения, в частности, З.П. Румянцевой называются следующие требования:

    • • четкие временные рамки, на которые устанавливаются цели (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные);
    • • конкретность содержания и реальная достижимость целей;
    • • непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;
    • • адресность и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.

    Обстоятельно и аргументированно обосновывает требования к целям В. А. Карпов, он называет следующие характеристики «хорошо поставленной» цели:

    • • определенность, которая рассматривается как четкость, однозначность, конкретность формулировки цели;
    • • реалистичность (достижимость), то есть высокая вероятность достижения в сложившихся конкретных условиях;
    • • обоснованность, понятность целей для тех, кто их будет реализовывать;
    • • взаимно-поддерживающий характер целей, то есть их согласованность и непротиворечивость;
    • • доступность целей проверке, контролю, возможность их измерения.

    [2]

    Администрация учреждения, педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается, прежде всего, с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

    В педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности. Цель становится движущей силой образовательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

    В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата (Н. А. Евдокимова).

    Целеполаганиенепрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

    От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

    Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.

    Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

    Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

    Преемственность, которая означает: а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.); б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.

    Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.

    Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитательной работы.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Потребности и факторы, влияющие на выработку целей воспитания

    Источники


    1. Джил, Зарин Секреты еврейской матери / Зарин Джил. — М.: Карьера Пресс, 2013. — 174 c.

    2. Фромм, Аллан Азбука для родителей / Аллан Фромм. — М.: Лениздат, 2014. — 320 c.

    3. Элдер, А. Как играть и выигрывать на бирже. Психология. Технический анализ. Контроль над капиталом / А. Элдер. — М.: Альпина бизнес букс; Издание 4-е, 2016. — 471 c.
    4. Макеев, В. А. Психология делового общения / В.А. Макеев. — М.: Либроком, 2016. — 272 c.
      Работа с целеполаганием
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here