Самооценка юноши таблица

Полезный материал на тему: "Самооценка юноши таблица" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Психологические особенности раннего юношеского возраста

Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту

Этот период приходится примерно на 14–17 лет, то есть на восьмые — одиннадцатые классы.

В переходный период появляются мотивы, отсутствующие у подростков: самосовершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным, «многознающим человеком») и связанный с ним интерес к учению. Значительно увеличивается привязанность к своей школе.

Подростки к моменту окончания основной школы не всегда в состоянии выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены, боятся сделать какой-либо выбор и поэтому желают продлить обучение в школе до 11 класса. Другие же, не удовлетворенные своими настоящими успехами в школе, стремятся скорее ее окончить, но что будет потом, им тоже неясно и внушает опасение. Необходимо подчеркнуть, что устремленность в будущее только в том случае оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Подросток должен стремиться в будущее не потому. Что ему плохо в настоящем, а потому, что в будущем жить будет еще интереснее.

В данный период происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. Меняется «знак» отношения к себе: в отличие от прежнего, двухполюсного (хороший — плохой), отношение к себе как бы развивается в обратном направлении, проявляясь во все большей дифференцированности самооценок, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе.

В процессе познания своего «Я» учащиеся начинают переживать наличие у себя отрицательных черт, считают, что сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Вместе с тем при переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность по отношению к «Я» человека и проходит на спокойном эмоциональном фоне.

У восьмиклассников притупляется острота восприятия сверстников. Но здесь происходит лишь смена объекта, на который она нацелена. В качестве такого объекта начинают выступать ближайшие взрослые. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми выступает как важнейшее новообразование этого переходного периода. Важность общения со взрослыми связана прежде всего с тем, что оно дает знания, необходимые юношам и девушкам в будущей самостоятельной жизни.

Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и, соответственно, женской взрослости. Особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола, включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие формы поведения.

Психологические особенности юношеского возраста

Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях.

Доверительность отношений в ранней юности

В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность» — со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие.

Самооценка старшеклассников

Самооценка девятиклассника имеет те же особенности, что и самооценка юноши: относительная устойчивость, высота, сравнительная бесконфликтность, адекватность. Это именно юношеская самооценка, отличающаяся повышенно оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности. Такая самооценка обслуживает одну из центральных потребностей старшеклассника — необходимость жизненного самоопределения. Вероятно, именно на основе такого представления о себе, о своем соответствии требованиям жизни наиболее продуктивно может осуществляться выбор жизненного пути — пока еще достаточно абстрактный.

Несовершенство повышенно оптимистического представления о себе обнаруживается в одиннадцатом классе, когда абстрактный выбор становится реальностью, требующей в самое ближайшее время изменить образ жизни.

Наблюдается 3 варианта развития самооценки старшеклассника:

  • В первом варианте самооценка продолжает оставаться достаточно (но не слишком) высокой, в ней гармонично соотносятся желания, притязания, оценка собственных возможностей;
  • Второй вариант характеризуется нарушением этой гармонии — оптимистический взгляд на себя достигает максимума и распространяется практически на все стороны жизни школьника;
  • В третьем варианте самооценку отличает наличие неуверенности в себе, осознание и переживание значительного разрыва между собственными притязаниями и возможностями. Причем значительно чаще расхождения между уровнями желаемого и ожидаемого успеха, низкая самооценка наблюдается у девушек.

Дружба со сверстниками

Подростки и юноши значительно чаще, чем люди старшего возраста, чувствуют себя одинокими и непонятными. Но чувство одиночества проистекает не от внешней изоляции, не от плохого окружения, а от невозможности выразить в общении всю полноту чувств.

Число друзей своего пола у юношей от седьмого к десятому классу несколько уменьшается (у девушек такой тенденции нет), а приятелей, наоборот становится больше. Это свидетельствует о растущей избирательности дружбы. При этом у девушек во всех возрастах друзей своего пола меньше, а друзей противоположного пола больше, чем у юношей. Среди друзей своего пола и у юношей, и у девушек преобладают сверстники. Юноши отдают решительное предпочтение сверстникам, значительно реже — старшим и совсем редко — младшим. У девушек на первом месте — так же ровесница, но они значительно чаще, чем юноши, отдают предпочтение старшим, зато младших не выбирают совсем.

Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма «психотерапии», позволяя молодым людям выразить переполняющее их чувства и найти подтверждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. При всей их исключительности дружеские отношения в таких случаях обычно кратковременны. Чем эгоцентричнее дружба, тем вероятнее, что с возрастом в ней появятся нотки враждебности.

Читайте так же:  Развитие инженерного мышления

Любовь в юношеском возрасте

Юношеская мечта о любви выражает прежде всего потребность в эмоциональном контакте, понимании. Душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров.

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

Юноше бывает трудно совместить пробуждающуюся чувственность с нормами своего морального кодекса. Наряду с мальчиками, которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие, кто всячески старается отгородится, спрятаться от них. Психологической защитой им может служить аскетизм, подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности. Идеалом такого юноши является не просто умение контролировать свои чувства, но и полное их подавление.

Другая типичная защитная установка — «интеллектуализм»: если «аскет» хочет избавиться от чувственности, так как она «грязна», то «интеллектуал» находит ее «неинтересной». Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны. Но их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью.

Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами» и т. д. Влюбленности в этом возрасте напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе спокойно. Объекты увлечений также нередко имеют групповой характер, поскольку общение с популярной в классе девушкой (или юношей) существенно повышает собственный престиж у сверстников.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей. Но одновременно молодые люди хотят — и имеют на это полное право — оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и поглядывания.

ул. Новый вал, д. 23
тел. 64-65-42, 67-44-61

Особенности самооценки в юношеском возрасте

REAL_NO_kursovaya_rabota.docx

— с завышенной самооценкой – 3 человек;

— с адекватной самооценкой – 7 человек;

[3]

— с заниженной самооценкой – 0 человек.

— с завышенной самооценкой – 2 человека;

— с адекватной самооценкой – 8 человек;

— с заниженной самооценкой – 0 человек.

Нормальная самооценка свидетельствует об адекватности оценки юношей своих способностей и качеств. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Заниженная самооценка (недооценка себя) свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти учащиеся составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Сравнение результатов, полученных при помощи проведенных методик представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели уровня самооценки у юношей и девушек

По данным, приведённым в таблице, можно наблюдать следующие результаты:

    • 7 юношей обладают нормальным уровнем самооценки (70%);
    • 3 юноши обладают завышенным уровнем самооценки (30%); (рис. 1)

Рисунок 1 – Показатели уровня самооценки у юношей

    • 8 девушек обладают нормальным уровнем самооценки (80%);
    • 2 девушки обладают завышенным уровнем самооценки (20%). (рис. 2)

Рисунок 2 – Показатели уровня самооценки у девушек

Низкий уровень самооценки не наблюдается ни у юношей, ни у девушек.

Исходя из полученных данных, можно сказать о том, что завышенный уровень самооценки юношам более характерен, чем девушкам. Это изображено на рисунке 3.

[2]

Рисунок 3 – Показатели сравнения самооценки у юношей и девушек

По результатам исследования можно сказать, что из общего количества испытуемых:

— 15 человек обладают нормальным уровнем самооценки (75%);

— 5 человек обладают завышенным уровнем самооценки (25%).

Это графически отображено на рисунке 4.

Рисунок 4 – Показатели уровня самооценки у юношей и девушек

Следовательно, для юношеского возраста характерен нормальный уровень самооценки, также встречается завышенный уровень. В нашей выборке юношей с заниженной самооценкой не выявлено.

Что касается гендерных различий, то можно сказать, что у юношей завышенный уровень самооценки встречается чаще, чем у девушек. Но в то же время это отличие не является существенным. Поэтому можно сделать вывод, что пол не оказывает влияние на уровень самооценки в юношеском возрасте. Это можно объяснить тем, что в юношеском возрасте самооценка определяется соответствием собственным ценностям, убеждениям, идеалу. В отличие от подросткового возраста, где она зависела от мнения окружающих. Девочки в подростковом возрасте более эмоциональны и самокритичны, в то время как мальчики, наоборот, несколько завышают оценку своих возможностей. В юношеском же возрасте самооценка целостна, она охватывает личностные свойства, таковой она становится в связи с осознанием необходимости выбора жизненного пути, профессии, спутника жизни и в этом случае половые различия значения не имеют.

Самооценка – самостоятельный компонент самосознания, начинающий функционировать в подростковом возрасте. Функция самооценки заключена в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его отдельных свойств (качеств) с помощью определенной шкалы ценностей.

Читайте так же:  Как полюбить себя и повысить самооценку мужчине

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.

Самооценка является «стержнем» саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.

Юношеский возраст определяется в психологии как период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Именно поэтому самооценка на данном этапе играет большую роль. От того, в состоянии ли молодой человек объективно оценить себя, свои умения и возможности, зависит выбор его дальнейшего жизненного пути. В период юношества наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Самооценка в этот период только начинает стабилизироваться, поэтому очень важно проследить тенденцию её развития, определить адекватность и высоту именно в этот «переходный» период.

Высота самооценки один из традиционно выделяемых параметров изучения самооценки. Исходя из данного критерия, самооценка может быть заниженной, завышенной и нормальной. В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий. Завышенная самооценка свидетельствует о том, что у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Заниженная самооценка говорит о том, что человек, наоборот, преуменьшает значимость своих качеств и способностей. Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего.

В результате проведенного нами исследования мы выяснили, что в юношеском возрасте преобладает нормальный уровень самооценки. Так же встречается небольшой процент юношей с завышенным уровнем. Заниженный уровень самооценки не был выявлен ни у одного испытуемого. Полученные результаты можно объяснить тем, что в юношеском возрасте самооценка является более стабильной из-за того, что становится более обобщённой и опирается на выбор собственных идеалов. Но так как юношество является переходом между подростковым возрастом и периодом ранней взрослости, у некоторых юношей ещё не до конца могут сформироваться все структуры самосознания и у них остаётся тенденция к некоторому преувеличению значимости своих умений и способностей. Незначительные различия в уровне самооценки у юношей и девушек, можно объяснить тем, что девушки более эмоциональны и самокритичны, и поэтому окончательное формирование адекватной самооценки у них происходит раньше, чем у юношей.

Особенности самооценки в раннем юношеском возрасте

Юношеский возраст – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза. Принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как 17–21 год – для юношей и 16–20 лет – для девушек. В отечественной психологии юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности.

В физическом отношении это период спокойного развития. Рост тела в длину замедляется, увеличивается вес. Интенсивно развивается мускулатура, нет диспропорций отдельных частей тела, исчезает неуклюжесть и несоразмерность движений. Нарастает мышечная сила. Увеличивается относительный объем груди, головы, удлиняется и увеличивается лицо.

Происходят изменения в развитии нервной системы и мозга в частности (не за счет увеличения его массы, а благодаря усложнению строения мозга). Строение клеток коры больших полушарий приобретает особенности, характерные структуре клеток мозга взрослого человека. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой.

Таким образом, создаются предпосылки для усложнения аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий в процессе учения и труда.

Юноши стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Этим и объясняется социальная ситуация развития личности в данном возрастном периоде.

Выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего “Я”.

Для благоприятной постановки перспективных целей, выстраивания жизненных перспектив, необходима позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности, чувство самоценности. Отрицательная Я-концепция, низкая самооценка, низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, — воздействуют довольно негативно на развитие личности в период юности.

Далее более подробно остановимся на понятии “самооценка”.

Значительный вклад в исследование этой проблемы внесли работы А.В. Захаровой, В.П. Зинченко, А.И. Липкиной, Е.Т. Соколовой, В.В. Столина и др.

Самооценка личности представляет собой обобщенное представление о самом себе, систему установок относительно собственной личности.

Важно заметить, что самооценка является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Она относится к центральным образованиям личности, ее ядру.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Однако нужно заметить, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я — концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента “Я – концепции”.

Т. Шибутани полагает, что если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка.

Б.Г. Ананьев считает, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я, являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.

Читайте так же:  Адаптация процесс приспособления

Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п.

Так И.С. Кон говорит о самоуважении, определяя его как итоговое измерение “Я”, выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.

А.Н.Леонтьев предлагает изучать самооценку через категорию чувств, рассматривая ее как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее выраженный предметный характер, являющийся результатом специфического обобщения эмоций.

М.И. Ковель определяет самооценку как основу внутренней мотивации, которая тесно связана с процессом познания.

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворённости собой.

В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.

Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

  1. уровню – высокая, средняя, низкая;
  2. соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная;
  3. особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная.

Человек с завышенной самооценкой, считающий себя намного умнее других и, тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно — ведь мысль “видите, какой я умный”, подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.

Представления о себе, как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, создают пониженный фон настроения, закрепляют “комплекс неполноценности”. Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами: её можно перенять в детстве у своих родителей, не разобравшихся со своими личными проблемами; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в школе; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны взрослых; личностные проблемы, неумение вести себя в определённых ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе.

Самооценка понимается как необходимый элемент самосознания, как применение оценок, некой общественной меры к собственному “я”. Именно самооценка как соотношение своего поведения с требованиями окружающих, со своими представлениями об этих требованиях к себе; “Я — образ” или социальное ожидание управляет поведением личности, способствует ее формированию.

Адекватная самооценка ведет, как правило, к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, определяет уровень притязаний личности. Неадекватная же самооценка может привести к общей конфликтности субъекта с окружающей действительностью.

У. Джемс полагает, что самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям. Таким образом, это можно представить в виде формулы:

Самооценка = притязания / возможности.

Основы умения адекватно оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование происходит на протяжении всей жизни индивида.

По мнению Р. Бернса, структура личности и основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека.

Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других людей. Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности: оценка других людей; круг значимых других или референтная группа; актуальное сравнение с другими; — сравнение реального и идеального Я.

Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Л.Ш. Санфорд и М.Э. Донован, подтверждая сказанное Ч.Т.Фолкэном, говорят, что оценка пришла со стороны — от родителей, «которые делали вам замечания, говорили, что вы плохая, сверстников, которые потешались над вашими рыжими волосами, вашим носом или тем, что вы не могли быстро справляться с математикой… Никто не может приобрести низкую самооценку в изоляции, — указывает Санфорд, — и никто из нас не в состоянии изменить ее в одиночестве. ”.

Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребёнка положительную Я — концепцию, был Скотт. Исследовав 1800 подростков, он установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где царит разлад, менее приспособлены.

Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.

В исследованиях когнитивного диссонанса образа Я обнаружено, что самоописания и описания другого человека по указанному параметру существенно различаются (по В.П.Трусову). Себя человек описывает, подчеркивая изменчивость, гибкость своего поведения, его зависимость от ситуации; в описаниях другого, напротив, преобладают указания на устойчивые личностные особенности, стабильно определяющие его поведение в самых разнообразных ситуациях. Иными словами, взрослый человек склонен воспринимать себя, ориентируясь на субъективные характеристики динамичности, изменчивости, а другого — как объект, обладающий относительно неизменчивыми свойствами. Такое “динамическое” восприятие себя возникает в период перехода к раннему юношескому возрасту в 14-16 лет.

Читайте так же:  Хьелл д зиглер д теория личности

Подводя итоги, можно заключить, что самооценка представляет собой компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ “Я – реального”, “Я – идеального”, результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию; она есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального “Я”.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В раннем юношеском возрасте самооценка как компонент самосознания приобретает особую ценность, так как по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности, возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Исследование самооценки у учащихся юношеского возраста
Подросток — Личностное развитие
Индекс материала
Исследование самооценки у учащихся юношеского возраста
Самооценка и уровень притязаний
Становление самосознания в ранней юности.
Факторы, влияющие на формирование самооценки старшеклассников
Практическая часть
Все страницы

Содержание:
Введение 1

1.1.Краткая характеристика периода ранней юности
1.2. Проблема самосознания в работах отечественных психологов
1.3 Самооценка и уровень притязаний
1.4 Влияние самооценки на социальное поведение личности
1.5 Становление самосознания как источника формирования Я-концепции в ранней юности
1.6. Особенности Я-концепции в ранней юности
1.7. Факторы, влияющие на формирование самооценки

  • Взаимоотношения со взрослыми
  • Взаимоотношения со сверстниками

2. Практическая часть

2.1 Методика изучения самооценки Г. Айзенка
2.2 Социометрический эксперимент
2.3 Интерпретация полученных результатов. Выводы

Приложение 1 (Методика)
Методика изучения самооценки Г.Айзенка
Социометрия
Приложение 2 (Материалы)
Список литературы

  1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
  2. На основе анализа источников исследовать межличностные отношения и самооценку учащихся юношеского возраста.
  3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
  4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Гипотеза: учащиеся с низким статусным положением имеют более высокую самооценку, чем учащиеся, имеющие высокий статус.
Предмет исследования: зависимость статуса учащегося в классе от уровня его самооценки
Объектом исследования являются ребята в возрасте 15 – 16 лет, в количестве 22 человек.
В процессе работы были изучены основные аспекты межличностных отношений в группе ребят юношеского возраста, даны представления о самооценке в данном возрасте.
В практической части на основе изучения межличностных отношений в группе ребят юношеского возраста был определен социальный статус каждого учащегося в группе, определен уровень самооценки каждого учащегося в группе, выявлена взаимосвязь между его статусным положением в группе и уровнем его самооценки.
Для изучения уровня самооценки каждого учащегося была использована методика диагностики самооценки психических состояний Г.АЙЗЕНКА.
Для проведения диагностики межличностных отношений в классе была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия).

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Взаимосвязь личностных факторов с социальным статусом подростков — Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе
Подросток — Личностное развитие
Индекс материала
Взаимосвязь личностных факторов с социальным статусом подростков
Глава 1. Проблемы изучения тревожности и социального статуса в психологии.
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи личностных факторов и социального статуса подростков в группе
Приложения
Все страницы

ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ.
Диагностировались учащиеся 5-6 классов в возрасте от 12 до 15 лет.
Общее число испытуемых составило 100 человек; из них:
42 человека – мальчики; и
58 человек — девочки.

2.1. Этапы проведения экспериментального исследования
Экспериментальное исследование проводилось в два этапа:

Подготовительный этап включал:

[1]

  • анализ психологической литературы по данной проблеме;
  • разработка плана работы проведения диагностического исследования;
  • подбор диагностические методики;
  • выбор эмпирической базы исследования.

На констатирующем этапе:

  • выявлен уровень личностной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, определение самооценки личности и социального статуса с помощью социометрической методики.
  • проанализированы полученные результаты;
  • проверена поставленная гипотеза;
  • сделаны выводы и сформулированы рекомендации для работы с подростками высоким уровнем тревожности и заниженной самооценкой для формирования положительного социального статуса.

В качестве методик исследования использовались:

Шкала самооценки личностной тревожности (Ч. Д. Спилбергера). Данная методика, предложенная Ч. Спилбергером, на русском языке и была адаптирована Ю.Л. Ханиным. Она позволяет, дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).

Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов – суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ) и 20 – для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ). На каждый вопрос даются четыре варианта ответа по степени интенсивности.
Обработка результатов: подсчитывается сумма баллов по всем ответам соотнесенные с ключом. При интерпретации показателей применяются следующие ориентировочные оценки тревожности:
Низкая………..до 30 баллов
Умеренная……31-44 балла
Высокая……….45 и более баллов

Методика исследования межличностных отношений в группе детей подросткового возраста.

Cоциометрический эксперимент: позволяет определить межличностных отношений в группе, что позволило выявить неформальных лидеров группы, распределение статусов, эмоциональную сплоченность группы, предпочтение в общении.

Обработка результатов социометрического изучения детской группы осуществляем следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице) мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.

Для определения социального статуса ребенка нами использованы следующие показатели:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «звезды» : 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» — 3-4 выбора,

3 – «принятые» — 1-2 выбора,

4 – «не принятые» — 0 выборов.

Методика определения самооценки личности.

Участникам исследования предлагался список личностных качеств, из которых необходимо выбрать 20 наиболее знакомых. Далее нужно расположить выбранные качества в столбик так, чтобы на первом месте находилось качество наименее желаемое в людях. За ним ставится качество, которое нравится меньше всего из оставшихся 19 и т. д. Таким образом, на последнем месте будет стоять наиболее привлекательное качество.
Далее, с исходным списком необходимо проделать другую работу. На первое место поставить то качество, из 20, которое наименее выражено у вас. На второе место, наименее выраженное из оставшихся 19 и т. д. Тогда на последнем месте, будет стоять качество наиболее выраженное у вас.
Результат сравнивается с оценочной шкалой:
От 0 до 0,3 – заниженная самооценка;
От 0,31 до 0,7 – адекватная;
От 0,71 до 1 – завышенная.

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования взаимосвязи тревожности и самооценки с социальным статусом подростков.
Таблица 2.2.1.
Гендерные различия экспериментального исследования уровня личностной тревожности

Тревожность

По результатам исследования уровня тревожности, представленые в таблице 2.1 , можем сделать вывод, что во всей выборке доминирует низкий уровень тревожности у 45% испытуемых. За счет преобладание низкого уровня тревожности у 35 девочек (60.3%) В тоже время данное исследование свидетельствует об обратной зависимости у мальчиков – у них отличается высокий уровень тревожности – 40.5% (17 чел) и в меньшей степени выражен умеренный уровень – 35.7% (15 чел). У девочек разница в показателях между уровнем умеренной и высокой тревожности незначительная – 17.2% (10 чел) и 22.4% (13 чел) соответственно. Таким образом мы можем говорить, что на фоне низкого уровня личностной тревожности у девочек в нашей выборке мальчики характеризуются высоким и средним уровнем тревожности.

Таблица 2.2.2.
Гендерные различия экспериментального исследования самооценки подростков

Самооценка

В результате обработки методики по определению самооценки личности получены следующие результаты, которые приведены в таблице 2.2. Наибольшее количество испытуемых(42%) неадекватно завышенную самооценку из них (37.9%)-девочки и(47.6%) –мальчики. У (29%) испытуемых адекватная самооценка, из них (32.8%) –девочки и (23.8%) – мальчики. У оставшихся (29%) респондентов отмечается заниженная самооценка, из них (29.3%) –девочки и (28.6%) –мальчики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в нашей выборке доминирует завышенная самооценка, а показатели заниженной и адекватной самооценки распределены равномерно, хотя у девочек эти характеристики наиболее выражены, чем у мальчиков.

Таблица 2.2.3.
Взаимосвязь уровня тревожности и самооценки подростка

Самооценка

По результатам исследования взаимосвязи уровня личностной тревожности и самооценки, приведенные в таблице 2.3 можно сказать, что в нашей выборке у подростков обоего пола при завышенной самооценке наблюдается низкий (46.7%) и умеренный уровень личностной тревожности, которая отличается у (35.6%) опрошенных. При заниженной самооценке (29% опрошенных) наблюдается преобладание высокого уровня личностной тревожности по всей выборке – 46.3%, а между показателями низкого и умеренного уровня личностной тревожности при заниженной самооценке значимых различий не обнаружено. У подростков с адекватной самооценкой преобладает низкий уровень личностной тревожности. Хотя наблюдается определенная тенденция, что при высоком уровне тревожности преобладает заниженная самооценка, а при умеренном и низком уровне личностной тревожности – завышенная самооценка. Однако статистический анализ не подтверждает значимости данных различий, что может говорить о том, что личностная тревожность и самооценка выступают двумя независимыми друг от друга факторами.

Таблица 2.2.4.
Данные соотношения уровня тревожности с социальным статусом подростков

Категория социального статуса

Таблица 2.2.5
Данные соотношения уровня самооценки и социального статуса подростков

Категория социального статуса

Рекомендации
На основе полученных результатов мы можем предложить следующие рекомендации по работе с тревожными детьми и имеющими низкую самооценку, для нормального функционирования в конкретной группе сверстников.

  1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, можно порекомендовать педагогам и родителям создать условия для достижения ребенком реальных положительных результатов действие (игра, помощь на дому и хобби). Необходимо избегать резко критических замечаний касающихся личностных особенностей ребенка. Желательно установить положительное эмоционально насыщенное отношение с ребенком, оказывая ему моральную поддержку в сложных для него ситуаций.
  2. Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в школе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.
  3. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, с целью создания для благоприятного эмоционального климата в группе подростков.
  4. Особое внимание следует уделить детям , отвергаемым группой. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. При этом педагог не должен проявлять по отношению к таким детям личных негативных эмоций.
Читайте так же:  Я предложил девушке встречаться она сказала

Источники


  1. Слотина, Т.В. Психология любви, или Какого цвета ваша личность? / Т.В. Слотина. — М.: Питер, 2013. — 341 c.

  2. Хигир, Борис Имя и счастье в браке. Путеводитель по именам / Борис Хигир. — М.: Яуза, Константа, 2011. — 224 c.

  3. Котова, А.К. Как стать правой рукой шефа: настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2013. — 260 c.
  4. Грюйер, Фредерика О счастье физической любви. Как обогатить свою сексуальную жизнь / Фредерика Грюйер. — М.: Этерна, 2014. — 206 c.
    Самооценка юноши таблица
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here