Социальная адаптация ребенка это

Полезный материал на тему: "Социальная адаптация ребенка это" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Социальная адаптация детей

Что такое адаптация — это приспособление и прилаживание. Если говорить в широком смысле — это приспособление организма и его функций к изменившимся условиям.
Социально — психологически адаптация, рассматривается как процесс организации социального взаимодействия.

Социальная адаптация детей сирот – одна из наиболее важных составляющих успеха в воспитании будущих граждан страны. Их будущее напрямую зависит от того, насколько они смогут ужиться в обществе. А то, насколько успешно они смогут ужиться в обществе, полностью зависит от общества и от того, с каким настроением они придут в это общество. Здесь не должно быть враждебности, не должно быть непонимания и безразличия. Нужно с малых лет показать детям-сиротам, что они полноценные члены общества.

Социальная адаптация детей сирот, как понятие – это успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений. При этом ребенок еще с детства должен видеть примеры поведения не только в коллективе, где он находится круглые сутки. Закрытый, ограниченный коллектив — это не лучший пример того широкого общества, в которое вступает ребенок, покинув дом в котором он вырос. Программа адаптации каждого ребенка должна начинаться не после того, как ребенок покинет приют, а в тот же день, когда он попал в приют. Детство — вот когда мы изучаем мир, в котором живем. Качество материала зависит от качества окружения.

Дезадаптация ребенка

Воздействуйте на причину, ставшую причиной дезадаптации ребенка. Например, если малыш страдает ДЦП и нарушениями двигательной функции, он нуждается в адекватной помощи медиков и реабилитологов. Чем успешнее будет проходить лечение, тем полнее ребенок адаптируется к обществу. Конечно, в большинстве случаев нельзя полностью устранить причины дезадаптации. Однако задача психологов, педагогов и родителей заключается в том, чтобы как можно полнее их компенсировать.

Объясняйте ребенку, что он имеет особенные потребности, но является полноценным членом общества. Малыш с нарушением слуха должен знать, что он не хуже остальных детей. Просто ему придется научиться использовать слуховой аппарат. По мере взросления ребенок должен понимать, что имеет одинаковые права и обязанности с другими детьми. В частности, не допускайте формирования у ребенка мнения, что из-за его жизненных обстоятельств все люди должны исполнять его желания.

Научите ребенка нормально реагировать на обидные слова сверстников. Это в первую очередь касается детей с физическими недостатками. Они должны усвоить, что сверстники дразнят их, так как не понимают их проблемы. Если ребенок не будет реагировать на обидные слова, другие дети быстро перестанут его дразнить.

Создавайте условия, в которых ребенок может полноценно жить и удовлетворять свои повседневные потребности. Например, при отсутствии медицинских противопоказаний ребенок должен играть и общаться с другими детьми. Если это возможно, он должен ходить в обычный детский сад и посещать общеобразовательную школу.

Социальная адаптация ребенка это

Мы в процессе жизни проходим разные этапы социальной адаптации, сначала это детский сад, потом школа. В процессе жизни изменяется наш социальный статус, наша социальная роль. Это откладывает отпечаток на нашу жизнь, на наш характер. Появление ребенка в новом коллективе, да и не только ребенка — всегда стресс. Новым коллективом может быть — детский сад, школа, а позже просто переход из одного коллектива в другой. Реакцию ребенка в этих случаях никогда не предугадаешь, у всех происходит все по разному. Можно перечислить разные факторы, которые повлияют на адаптацию ребенка в коллективе. Главное в этот момент быть внимательными к своим детям, чтобы суметь им вовремя помочь, поддержать их.

В широком смысле адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический.

Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).

Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими и его активная деятельность. Социальная адаптация означает, что человек способен обучаться, работать, адекватно выстроить систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других.

Адаптация детей к школе

В широком смысле адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический.

Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).

Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими и его активная деятельность. Социальная адаптация означает, что человек способен обучаться, работать, адекватно выстроить систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других.

Адаптация детей в новом коллективе

О том, что начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Но что значит «серьезный момент»? Типичные ответы родителей: «Новый коллектив», «Новые занятия, учительница», «Новые обязанности», «Много новых впечатлений», «Большие нагрузки». Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль — ученик — со своими плюсами и минусами. Но почему-то забывается, что школа — это и совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки.

Читайте так же:  Проэкция или проекция

Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам.

Адаптация ребенка в начале обучения

Начало обучения — очень напряженный период еще и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго.

С началом систематического обучения в школе удельный объем статических нагрузок (а сидение в определенной позе и есть такая нагрузка) значительно возрастает. Для детей, особенно шести — семилетних, статическая нагрузка является наиболее утомительной.

Социальная адаптация ребенка это

психический адаптация дети эмоциональный

[1]

Сам термин «адаптация» вошел в научный обиход в 30-е годы 20 века. Первоначально этой проблемой занимались биологи, которые под адаптаций понимали «приспособляемость организма к условиям внешней среды» или «взаимодействие организма со средой в условиях определенной экосистемы». Под социальной адаптацией понимается приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевая пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятия норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия

Адаптивный процесс имеет определенные стадии развития:

1) Фиксация социального несоответствия;

2) Стресс — синдром и активизация всех систем организма и личности;

3) Перестройка поведения в соответствии с новыми условиями;

4) Ускоренное развитие адаптивных возможностей, когда проявляется личностный рост;

5) Достижение адаптивного равновесия, или истощения адаптивного потенциала и старт процесса социальной дезадаптации. [12;с36]

В современном педагогическом контексте социальная адаптация представляет собой гармонизацию отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними, именно в этом и проявляется существенный результат социализации, воспитания, самовоспитания и саморазвития личности. Социализация и социальная адаптация существует в едином пространстве, в единых условиях.

В социуме ребенок проявляет и утверждает своё «Я», обретает свою социальную сущность. В таких случаях говорят «среда воспитывает», имея в виду, что ребенок прожил тот спектр социальных отношений, который ему представило социальное пространство. К слагаемым социального пространства, которые оказывают формирующее и развивающее влияние на личность, относятся в первую очередь, контактные повседневные группы, в которых протекает реальная жизнь ребенка. Это — семья, детский сад, двор, школа, дом творчества, спортивная секция, клуб, студия. Во многом выраженность влияния повседневной группы на личностное становление ребёнка индивидуальна и в некоторой степени определяется его возрастом. Для малыша решающим будет семейное психологическое пространство. Его влияние первичны. Родители являются первыми воспитателями ребёнка и представителями социума, помогающими детям входить в сообщество людей, быстро адаптироваться к его особенностям.

Особое значение для социализации и социальной адаптации имеет дошкольный возраст, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы развития личности. Дошкольнику совсем скоро предстоит войти в новое пространство жизни — школьное. Картина мира будет расширяться и обогащаться, способы её познания, присвоения социального опыта совершенствоваться. Процессы социализации и социальной адаптации вносят в мир детства взрослые формы постижения мира, более рациональные способы его познания, накладывают на ребёнка ответственность за успехи в деятельности и способы адаптации в социуме. Поэтому именно в дошкольном возрасте перед педагогами и родителями стоит задача подготовить ребёнка к этому новому этапу в его жизни.

Успех социальной адаптации, и как следствие социализации, во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе дошкольного учреждения, в первом классе общеобразовательной школы.

Через контакты со сверстниками у ребёнка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других. Успешной адаптации ребёнка способствует благоприятная атмосфера дружбы, заботы друг о друге. Общение в этих группах необходимо строить таким образом, чтобы дети становились равноправными участниками жизни социума. Задача организовать такие отношения, которые бы обеспечивали личностный рост ребёнка, лежит на плечах взрослого и, прежде всего, педагога. Помочь в работе психологу, логопеду, воспитателю или учителю могут различные игровые упражнения, их можно включить в любое занятие или использовать в повседневной жизни вне занятий. В процессе их разработки , были использовали материалы О. Н. Бережной, А. В. Запорожца, Я. З. Неверович, А. С. Спиваковской, Т. А. Тарасовой, М. И. Чистяковой. Особенно актуальны такие упражнения для детей, посещающих группы кратковременного пребывания в детском саду, группы подготовки к школе. [12;с36] Также на адаптацию влияет полная — неполная семья, образования родителей, группа здоровья детей, достаток семьи, эмоциональное благополучие детей.

Таким образом, процессы социализации и социальной адаптации детей в современных условиях протекают непросто, поэтому дошкольникам необходимо более активно помогать развивать потребности и умения взаимодействовать с другими людьми.

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»
статья на тему

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Читайте так же:  Психолого педагогическое сопровождение адаптации

Приход в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и с взрослыми рассматриваются теперь через призму норм, моралей, обязанностей. У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни.

Вложение Размер
sotsialnaya_adaptatsiya.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый стиль жизни дошкольника.

Проблемы здоровья детей.

В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционал.

Консультация для родителей детей раннего возраста об адаптации в детском дошкольном учреждении.

«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения».

Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения.Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения сущес.

Социальная адаптация ребенка это

Взрослые должны понимать, что адаптационный период — один из самых важных в жизни малыша. Посмотрите на все глазами ребенка! Его страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в постоянном нервном напряжении. Проявляется инстинкт самосохранения. Он горько и с обидой на всех и вся рыдает, бунтует, отказываясь от помощи незнакомых ему людей, требует, чтобы рядом была мама и даже пытается убежать. Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида, на протяжении нескольких часов в день, настолько доминирует, что хрупкий детский организм не выдерживает колоссальных нервных перегрузок и может заболеть. А поскольку здоровье ребенка — это самое важное, что нужно беречь, то актуальность проблемы адаптации детей в ДОУ очевидна.

Начиная с конца первого года жизни и на протяжении всего периода дошкольного детства, социальная адаптация проявляется прежде всего во взаимоотношениях ребенка со взрослыми и со сверстниками. Нормой уровня социализации малыша первого года жизни, является положительное эмоциональное общение со всеми окружающими его близкими людьми. На втором году жизни таким уровнем является желание ребенка общаться не только с близкими, но и с чужими взрослыми. На третьем году у детей постепенно формируется умение общаться и со взрослыми и со сверстниками.
Характер и особенности течения периода привыкания к новым социальным условиям позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести, тяжелая. Основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

При легкой степени адаптации поведение детей нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает нормы. Сон налаживается в течение 15-30 дней. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. Заболеваний не возникает.

При адаптации средней степени тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Сон и аппетит нормализуются только через 20-40 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные нарушения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию (ОРВИ без осложнений).

Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2-х до 6–ти и более месяцев) и тяжестью проявлений. Число таких детей невелико, но они требуют особого внимания. Темп нервно-психического развития замедляется. Развитие речи и игровой деятельности отстают на 2-3 квартала. Нарушается поведение, особенно ярко проявляется у детей от 3-х лет, когда активно осуществляется формирование личностных качеств. Психика становится особенно чувствительной и ранимой. Тяжелая адаптация неблагоприятно сказывается на развитии и состоянии здоровья ребенка, которые нормализуются очень медленно, иногда в течение ряда лет.
Чтобы свести к минимуму адаптационный период, важно правильно организовать уход и воспитание детей, ведь осложнение физического и психического состояния, прежде всего, кроется в психологической природе и находится в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Игнорирование проблемы социальной адаптации(к условиям детского сада) порождает в дальнейшем «несадовского» ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, более жесткие, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические и нервные заболевания. Это признают и психологи, и медики, и педагоги.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться?

1. Неправильно организованное общение с ребенком задерживает развитие предметной деятельности, которое тесно связано с привыканием к детскому саду. Необходимы регулярные сеансы предметных игр длительностью 10-15 минут, которые формируют у детей потребность в них. Взрослый, уступая инициативу, постепенно добьется того, что ребенок начнет играть самостоятельно, приучится к дисциплине и самостоятельности.

2. Контакты детей со сверстниками складываются позже, чем общение с взрослым. Поэтому следует формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Полезны совместные игры: взрослый и несколько детей («Догони мяч», «Трамвай», «Пузырь», «Поезд» «По ровненькой дорожке»).

3. Несоблюдение режима, его периодичности, приводят к переутомлению нервной системы и ее истощению. Ребенок, который приучен режиму, обычно активен, редко капризничает, не отказывается от еды, быстро засыпает, просыпается в хорошем настроении.

4. Большое значение в период адаптации имеет его ближайшее окружение, т.е.семья. Правильные взаимоотношения между членами семьи, общий фон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, единство требований взрослых к ребенку очень хорошо сказываются в дальнейшем на его настроение, поведение и т,д.

Читайте так же:  Добрый ночи спи любимый

5. Стресс при переходе к новым социальным условиям может привести к снижению иммунитета у ребенка и, как следствие, более тяжелому течению вирусных инфекций. Здесь требуется помощь психолога.

6. Эффективное взаимодействие специалистов детского сада с ребенком является главным фактором успешной адаптации. И здесь главное-любовь к детям, учитывание возрастных психологических особенностей ребенка, характер его связей со взрослыми и сверстниками.

Как снять стрессовую ситуацию в этапе собственно адаптации
и помочь в организации привыкания детей раннего возраста к детскому саду?

1. Дети поступают в группу постепенно, по графику, согласованному с администрацией и родителями. Это позволит каждому ребенку уделить максимум внимания.

2. В период адаптации контакты взрослого с детьми особенно важны. Первые контакты воспитателя с ребенком — это контакты заботы и защиты. Главный контакт — «глаза в глаза» важен для установления взаимосвязи и удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка. «Тактильный»-дает возможность проявить на деле любовь к детям, подкрепляет эмоциональную уверенность детей в любви и защите взрослого. «Лингвистический»-(при помощи художественного слова: потешки, пеструшки, прибаутки)- за счет ритмичности восстанавливает эмоциональное равновесие, позволяет снять стресс и благотворно влияют на нервную систему, так как помимо речевого общения как сопровождение используются монотонные движения и физический контакт. Ребенок должен почувствовать, что на воспитателя можно положиться, как на маму. Для того, чтобы ребенок быстрее пошел на контакт, чаще улыбаться ему, заглядывая в глаза, всем своим видом показывая, что ему будет хорошо в детском саду.


3. Принести временно предметы домашнего быта: любимую игрушку, горшок, любимую кружку и т.д. Это положительно повлияет на эмоциональное состояние ребенка.

4. Для торможения отрицательных эмоций нужно чаще предлагать ребенку попить — это физиологически снимает нервное напряжение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Конкретная помощь строится на основе освоения и соблюдения режимных моментов. Для ребенка очень хорошо, когда действие сопровождается словом.

6. Для каждого ребенка в адаптационный период готовятся сюрпризы и используются сюрпризные моменты в работе с детьми.

7. Игра- основное средство привыкания к детскому саду. В этих играх должно подчеркиваться, что всех детей и каждого в отдельности мы любим и жалеем.

И чем безболезненней будет первый социальный опыт ребенка, тем больше соматических и нервных расстройств он сможет избежать. И все силы ребенка будут направлены на развитие потенциала, заложенного в нем от природы, а не на борьбу с болезнями.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

светлана тетерина
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

[2]

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как классного руковителя, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Существующую социально–педагогическую стратегию воспитания детей, находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением. Характерные черты данной стратегии: государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы.

Целью моей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.

В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду.

Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это помогает в решении следующих задач:

— создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями;

Читайте так же:  Почему мужчина редко звонит

— обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам;

— формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями;

— снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;

— формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.

Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует внеклассная работа, которая включает в себя: работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

[3]

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.

Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят с ограниченными возможностями здоровья. Причём если на первоначальном этапе детям было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, кусочками ткани, то в процессе обучения учащиеся овладели различными техниками: это работа с тканью, создание одежды, поделки. В процессе занятий решаются следующие задачи:

— развитие и коррекция основных видов движений;

— развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;

— развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются:

— творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;

— комплексные игры различной подвижности и разной направленности;

— релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т. д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.

Таким образом, наша школа-интернат делает всё возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи — умением ребенка свободно.

Конспект занятия для детей 3–4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Задачи:.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями»‘ в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Развлекательное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ежели вы вежливы» Цель мероприятия: создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для усвоения норм и правил поведения в.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема профессиональной адаптации молодёжи становится ключевой для молодых специалистов по окончании учебных заведений среднего и высшего профессионального образования. Выпускникам университетов и колледжей сложно как найти работу, так и закрепиться на рабочем месте.

Как известно, работодатели весьма неохотно приглашают выпускников, не имеющих опыта, на работу, либо предлагают им низкооплачиваемые и бесперспективные должности. К тому же первые шаги на рабочем месте сопровождаются, как правило, неуверенностью в себе, боязнью проявить некомпетентность, отсюда в общении с руководителями проявляется замкнутость и даже конфликтность, что приводит к нежеланию молодых людей трудиться вообще.

Цель работы: выявить основные проблемы профессиональной адаптации молодёжи и предложить пути их решения.

Социальная адаптация, её виды, методология

Слово «адаптация» происходит от латинского adapto — приспособляю. Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

Читайте так же:  Меланхолия ларс фон

Социальная адаптация, будучи сложным и многоуровневым процессом, осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к реальной социальной среде. Процесс социальной адаптации начинается с осознания личностью (социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. А для смены поведенческих образцов необходима активная позиция самой личности. С учетом вышесказанного можно дать определение понятия «адаптация».

Социальная адаптация — процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.

В социальной работе учитываются различные виды адаптации, влияющие на развитие человека. Некоторые ученые, включая авторов ряда учебных пособий, выделяют четыре основных вида или уровня адаптации человека:

  • — биологическую;
  • — физиологическую;
  • — психологическую;
  • — социальную.

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер.

Поэтому усилия личности или социальной группы, их возможности по усвоению изменившейся социальной среды во многом определяются направленностью самих изменений, социально-правовой и нравственной обстановкой в стране.

По большому счету, каждому из нас, живущему в реальном обществе, приходится многократно приспосабливаться к тем или иным процессам жизнедеятельности. И прежде всего такая адаптированность требуется в сфере трудовых отношений, лично-бытовой и культурно-досуговой. Поэтому вполне обоснованно ученые выделяют три основных вида социальной адаптации:

Причиной адаптации могут служить изменения социального состояния и положения личности или группы лиц в связи с новой социальной ситуацией (потеря работы, выход на пенсию, переселение или вынужденная миграция, получение физических увечий, переживание катастрофы, участие в боевых действиях и т. д.).

Усложнившаяся социальная ситуация, иной статус личности (группы лиц) служат своеобразными критериями при классификации основных направлений социальной адаптации применительно к социальной работе. К их числу относятся следующие направления:

  • — социальная адаптация к взрослой жизни детей-сирот — выпускников детских домов;
  • — адаптация участников военных конфликтов;
  • — адаптация лиц, подвергающихся насилию;
  • — адаптация лиц, переживших катастрофы;
  • — адаптация безработных;
  • — адаптация осужденных и освобожденных из мест заключения и др.

При всей значимости комплекса перечисленных выше направлений социальной адаптации особое внимание считается необходимым обратить на первое направление. Ведь будущее страны — ее дети и молодежь. По отношению общества к ним, и особенно к такой уязвимой их категории, какой являются сироты, можно в целом судить о дееспособности государства, его социальности. Судьба же большинства детей-сирот — выпускников детских домов все еще остается их личной проблемой. По данным на начало 2007 г., только один из десяти выпускников российских детских домов и интернатов адаптируется в нашей жизни. Так 30% воспитанников этих учреждений становятся бомжами, 20% — преступниками, 10% — кончают жизнь самоубийством. Такова печальная статистика.

Крайне сложная ситуация, связанная с адаптацией детей-сирот — воспитанников детских домов, объясняется не только недоработкой персонала детских домов и интернатов, но и ограниченными финансовыми возможностями по развитию целой сети специализированных социальных учреждений адаптационно-реабилитационной направленности. Кроме того, проблему эту обостряет и общая социально-экономическая ситуация в стране.

Система методов социальной адаптации включает в себя такие, которые применяются при реализации других функциональных процедур технологии социальной работы. В частности, в ходе адаптации могут быть использованы следующие методы:

  • — универсальный метод информационно-консультативной беседы;
  • — метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения и социальной среды, используемый в социальной профилактике;
  • — метод сказкотерапии, относящийся к способам реализации социальной адаптации применяются и такие, как адаптационные тренинги, персональный социальный патронаж и др.

В настоящее время самым актуальным метод социальной адаптации является социальный патронаж, особенно в адаптации для детей-сирот. Смысл его заключается в оказании этим детям адресной социальной помощи. В своеобразном персональном социальном патронаже нуждаются и многие дети, начинающие учебу в школе. Не секрет, что почти весь первый год обучения в школе дети тратят на адаптацию к требованиям педагога и усвоение нового типа поведения. Некоторые школьники приспосабливаются к новым условиям быстро и без помощи взрослых, а другим требуются большой срок и поддержка учителя. Повышенно тревожный ребенок, чувствуя себя постоянно под угрозой, будет избегать ответов у доски. Как считают психологи, если такое поведение продолжается довольно долго, то ученик попадает в разряд неуспевающих. Негативное отношение учителя может привести к потере познавательного интереса. Особое внимание к такому ребенку, социальное патронирование его могло бы способствовать более быстрой адаптации к условиям и требованиям школьного учебного процесса.

Системное и профессиональное применение указанных методов является залогом обеспечения успешной адаптированности личности или социальной группы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Активное усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими издержками приспособиться к новым условиям жизни, изменившемуся социальному статусу, сложностям бытия и особым требованиям профессиональной деятельности.

Источники


  1. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.

  2. Алексей, Анисимов Практикум по психологии общения / Анисимов Алексей. — М.: Речь, 2017. — 816 c.

  3. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.
  4. Клауд, Г. Как спасти свою семейную лодку / Г. Клауд. — М.: Триада, 2010. — 596 c.
    Социальная адаптация ребенка это
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here