Социальная адаптация условия

Полезный материал на тему: "Социальная адаптация условия" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Понятие социальной адаптации

Развитие человека — сложный процесс. Этот процесс происходит под влиянием как внешних воздействий, к которым, прежде всего, относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также, специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности, так и внутренних сил — биологических и наследственных факторов, свойственных человеку. Развитие ребенка — это превращение его из биологического индивида в социальное существо — личность, что означает прохождение процесса социализации.

Понятие социализации, довольно широко используемое в педагогической науке, относится к разряду междисциплинарных и обозначает характер взаимодействия человека с обществом. Его рассмотрению уделяли внимание в своих работах Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Б.С. Ерасов, С.А. Козлова, Л.В. Корель, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик, Л.Я. Селюкова и др.

Социализация представляет собой непрерывный и многогранный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. Наиболее интенсивно процесс социализации протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Социализация — это процесс становления личности, в ходе которого происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Л.В. Мардахаев под социализацией понимает процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.

И.С. Кон определяет социализацию как «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества».

А.В. Мудрик рассматривает социализацию как результат социального становления человека, усвоенность личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития, сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данных обществом.

М.А. Галагузова определяет социализацию ребенка как процесс приобщения его к социальной жизни, которая заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация человека во многом зависит от его состояния, активности в самопроявлении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, чувствует себя благоприятно или неблагоприятно. Чем более комфортно (адаптированно) чувствует себя человек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к самопроявлению, социальному развитию.

Поскольку социальная дезадаптация является разрушением, расстройством тех результатов, которые достигнуты в процессе адаптации индивида к обществу, необходимо в первую очередь уяснить сущность именно этого важнейшего социального явления. Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

В словаре «Психология» адаптация — это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. С точки зрения А.В. Мудрика, адаптация — это устойчивая модель поведения в определенных условиях и ситуация. Адаптация рассматривается как проявление, процесс и результат.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к ней. По поведению человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития.

Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она — показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами — это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Читайте так же:  Бросила курить и пить алкоголь

Социальная адаптация понимается двояко. С одной стороны, как постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды. С другой стороны, социальная адаптация это результат такого процесса.

Социальная адаптация, как адаптация вообще, представляет собой диалектическое единство объекта-системы и среды реализации его цели, в данном случае единство социального организма и социальной среды. С одной стороны, происходит формирование собственной природы человека, с другой — создание среды.

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых и обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка — процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Понятие «социальной адаптации» рассматривается в работах Т.В. Азаровой, Н. Алешиной, М.В. Антроповой, М.В. Битяновой, М.А. Галагузовой, М.М. Кольцовой, В.С, Маркова, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, и др.

По М.А. Галагузовой, социальная адаптация ребенка — это процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой. В Словаре по социальной педагогике социальная адаптация — это активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе.

С психологической точки зрения, социальную адаптацию рассматривают как согласование оценок, притязаний индивида, его личных возможностей со спецификой социальной среды; целей, ценностей, ориентаций личности с возможностями и условиями их реализации в конкретной социальной среде; как взаимоотношения индивида и его окружения; как процесс гомеостатического (от греч. «сохранение состояния») уравновешивания (Ж. Пиаже). Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Это позволяет рассматривать социальную адаптацию как социально-психологический механизм социализации личности.

Социальная адаптация ребенка есть процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой.

В практике накоплен и обобщен наукой немалый опыт подготовки молодежи к самостоятельной жизни и адаптации в ней. Достаточно обратиться к советскому периоду российской общеобразовательной школы, к научному поиску выдающихся отечественных педагогов (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, П.Ф. Каптерева, В.Н. Сороки-Росинского; в более поздний период — В.А. Сухомлинского, И.П. Волкова, В.А. Караковского, А.Н. Тубельского и др.).

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или типичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность.). Она необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, общении с другими людьми. В учебе, например, она означает способность обучаемого к гибкой переориентации относительно содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. В специальной литературе существует такое выражение, как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы, и др.), функциональные изменения со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.

Неадаптивность характеризует то, что у человека имеется несоответствие между целями и достигаемыми результатами деятельности. Она свидетельствует о его неспособности адаптироваться в этих условиях к предлагаемой деятельности.

Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Существуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адаптации определенной категории людей. Адаптированность среды характеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста и пр.

Адаптация учащихся в основной школе является одним из видов учебной адаптации. Под учебной адаптацией учащегося при переходе из начальной в основную школу понимается процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается оптимальное соответствие, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, с другой стороны, условий образовательной системы. При этом приоритетным результатом взаимодействия считается обогащение субъектного опыта ребенка, развитие его индивидуальности, его Я-образа. Гибкость среды школы проявляется в ее способности быстрого реагирования на образовательные потребности ученика через простраивание индивидуальной траектории его обучения, воспитания, развития и здоровье сбережения.

Особенности социально-психологической адаптации в условиях социально-реабилитационного центра

Вложение Размер
Читайте так же:  Статьи для саморазвития
osobennosti_sotsialno-psikhologicheskoy_adaptatsii_v_usloviyakh_sotsialno-reabilitatsionnogo_tsentra.docx 22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности социально-психологической адаптации в условиях социально-реабилитационного центра

Жизнь ребенка без родителей делится на две половины: жизнь сиротском учреждении и жизнь после его окончания. Вместо постоянного контроля и заботы со стороны воспитателей, учителей, психолога, социального педагога выпускник внезапно для себя остается один на один со своими проблемами в самостоятельной жизни. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей-сирот. Замедленное интеллектуальное развитие, его дисгармоничность, психологическая надломленность, бедность и однообразие сенсорного опыта, несформированность чувства долга, причастности к семье существенно ухудшают жизненное самочувствие этой категории детей.

Поэтому современное сиротство как социальная проблема рассматривается комплексно на медико-психолого-педагогическом уровне, т.е. при исследовании этой проблемы решаются задачи коррекции, компенсации отклонений в развитии, ослабление негативных последствий депривации и задачи социальной адаптации детей для успешной интеграции их в общество.

Только в семье ребенок может адаптироваться к нормальной жизни. Многие воспитанники детских домов не владеют даже элементарными навыками проживания в обществе – не знают, как пользоваться деньгами, не умеют мыть посуду. Выходя из интерната, они оказываются наедине с совершенно другим миром, в котором просто не готовы жить. Необходимо ввести обязательный постинтернатный патронаж, чтобы за подростком в течение несколько лет был закреплен отдельный человек. Тогда выпускник не будет чувствовать себя одиноким. Патронаж фактически обеспечит его взрослым другом». Если же ребенку повезло, и он попал в семью, то он начинает быстрее развиваться, и из него получается полноценный член общества.

В связи с тем, что фактически это осуществить пока не представляется возможным, социально-реабилитационные центры частично берут на себя данную задачу.

Основными задачами социально-реабилитационных центров при работе с выпускниками детских домов являются:

— обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

— охрана интересов и прав воспитанников;

[3]

— освоение детьми образовательных программ; получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;

— формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни; формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;

— создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Следует отметить, что подготовку подростка-сироты к самостоятельной жизни необходимо начинать задолго до того, как он покинет детский дом. Все программы, за исключением одной, должны быть реализованы в период нахождения подростка в стенах детского дома.

Все так же актуальны следующие направления работы с детьми-сиротами:
— профилактика девиантного и делинквентного поведения;

— полоролевое воспитание (обучение «женским» и «мужским» моделям поведения);
— сексуальное просвещение;

-профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;

— формирование навыков решения жизненно важных задач;

— валеология, здоровьесберегающие технологии;

— обучение бытовым навыкам (приготовление пищи, содержание дома, планирование бюджета и пр.).

В связи с тем, что социально-психологической адаптации выпускников в учреждениях интернатного типа не уделяется должного внимания, в социально-реабилитационных центрах разрабатываются программы для адаптации выпускников, которые реализуются в период их самостоятельной жизни, — это программы постинтернатного сопровождения. В процессе их реализации необходимы занятия для формирования навыков управления своим свободным временем, психокоррекционные занятия по самооценке; психотерапевтическая работа по восстановлению уважения к труду. Ценность труда потеряна сегодня у большинства молодых людей, но у выпускников детских домов она деформирована еще и в силу того, что они находятся на государственном обеспечении.

Социальная адаптация означает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация проводится через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

В ходе реализации программ решаются следующие проблемы:

  • профессионального самоопределения выпускников;
  • освоения ими различных социальных ролей человека в обществе;
  • ознакомления со структурой и функциями семьи;
  • формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома.

Представительство интересов ребенка в правозащитных и административных органах – важная функция, которую выполняют сотрудники центра. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением дальнейшего обучения.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Включение детей-сирот в социальную деятельность является процесс, в ходе которого происходит следующее:

— выработка критериев, обслуживающих выбор деятельности;

— формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;

Видео (кликните для воспроизведения).

— приобретения опыта деятельности.

Наибольшую трудность для детей-сирот имеет решение первой задачи, так как у них ограничены возможности как выбора деятельности, так и способов ее осуществления.

Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.

Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным — отношение личности к данной деятельности.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является также общение. Для воспитанника учреждения круг общения и его содержание значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи.

Читайте так же:  Гипотезы сопротивления материалов

Третья сфера социализации — самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образа его Я», возникающего у него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний.

Таким образом, наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знания себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.

Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем.

Наиболее оправданным является подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника детского дома своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Воспитанник должен научиться приобретать и формировать свою жизненную позицию, быть способный делать разумный выбор, вырабатывать собственные идеи. Речь идет о личности, способной на самостоятельное управление своим поведением с учетом существующих стандартов, норм и законов общества.

На основе анализа воспитательных систем, в том числе работ В,А, Краковского, С.Т. Шацкого, Ш.А. Амонашвили, А.Н. Тубельского, коммунарской методики И.Иванова и др., а также с учетом современных технологий организации воспитательного процесса, разрабатываемых Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, А.К. Савченко, определяют следующий ряд принципов, которые могут быть положены в основу работы с воспитанниками детского дома.

  1. Принцип творческого начала в проведении и организации воспитательного мероприятия. Проведение воспитательных мероприятий с элементами непредсказуемости способствует формированию у детей различных вариантов реагирования, приучает их к неожиданностям взрослой жизни и тем самым работает на развитие механизмов социальной адаптации.
  2. Личностно-ориентированный подход в воспитательной работе. Принцип реализуется в формировании основы для адекватного общения воспитанника с разными социальными группами (взрослыми, сверстниками и т.д.) через развитие его собственных устремлений. Личностно ориентированный подход способствует устранению таких иждивенческих отношений, так как он направлен на организацию воспитательного процесса таким образом, чтобы воспитанника сами для себя открывали свои возможности в решении поставленных воспитателем задач.
  3. Принцип коррекционно-развивающей направленности мероприятий.
  4. Принцип единства обучения и воспитания.
  5. Принцип социально-практической направленности мероприятий.

[2]

Итак, ни один педагог и воспитатель не могут повлиять на социальную ситуацию, которая сегодня постоянно меняется. Однако научить воспитанников владеть собой, ориентироваться в этой ситуации, приспосабливаться к условиям, которые может быть и не очень хорошие – вот задача социальной адаптации. Социальная адаптация – это не столько борьба с внешними условиями, сколько развитие внутри себя механизмов самоутверждения.

Таким образом, критериями преодоления трудностей могут быть сведущие:

1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;

2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;

3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовленности ребенка к преодолению трудностей социализации. Они могут рассматриваться только в комплексе.

Итак, понятие социально-психологической адаптации подразумевает приспособленность человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями общества, а также с собственными потребностями, мотивами, интересами. Адаптивный потенциал личности рассматривается как одно из важнейших социальных качеств личности, обеспечивающих ей субъектное функционирование в разнообразных критических ситуациях (стресс, кризисы, конфликты) социальной жизни. Несоответствующий социальным нормам эффективного функционирования личности адаптивный потенциал наиболее четко проявляет дефект социализации развивающейся личности в критические периоды жизнедеятельности подростка, индуцируя возникновение стресса психологической аккультурации, блокирующего конструктивные формы социальной активности личности. Несоответствие актуального уровня адаптивного потенциала личности социально-нормативному (т.е. необходимому для полноценного социального функционирования) является дефектом социализации развивающейся личности.

Выпускники учреждений интернатного типа неизбежно испытывают трудности в адаптации к условиям жизни вне детского дома. Это связано с рядом объективных причин: дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имею комплекс брошенного, нелюбимого ребенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.

В настоящее время социально-реабилитационные центры должны ставять перед собой задачу помочь выпускникам детских домов адаптироваться к новым условиям жизни путем разработки и реализации программ постинтернатного сопровождения.

Социальная адаптация семьи в современном обществе как необходимое условие ее выживания

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, то есть состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе. В социально-педагогической работе с семьей важны следующие структурные характеристики семьи:

Читайте так же:  Человек с чувством собственного достоинства

— наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная семья);

— стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая семья);

— порядок заключения брака (первичный, повторный);

— количество поколений в семье;

— количество детей (многодетная, малодетная семья).

[1]

В перечисленных характеристиках проявляются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска. Например, повторность брака восполняет утраченные супружеские и детско-родительские связи, но может вызвать ухудшение психологического климата семьи и воспитания детей; сложный состав семьи, с одной стороны, создает более разнообразную картину ролевых взаимодействий (а, значит, более широкое поле социализации ребенка), с другой — в условиях дефицита жилья вынужденное совместное проживание нескольких поколений может стать причиной повышения конфликтности в семье и т.д.

Для социально-педагогической деятельности с семьей также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом; интересы, способности, образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения, наличие поведенческих отклонений и др. Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику — статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, четыре статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, то есть представляют собой срез некоторого состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе. Структура социальной адаптации семьи представлена на рисунке __4.

Первый компонент социальной адаптации семьи — материальное положение семьи. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимы такие критерии, как: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи. Второй компонент социальной адаптации семьи — ее психологический климат – более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Рис._4_. Структура социальной адаптации семьи.

Для оценки состояния психологического климата семьи (социально-психологического статуса) целесообразно разделить все взаимоотношения на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением. Критерием оценки состояния психологического климата семьи могут служить: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния, место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением. Третий компонент структуры социальной адаптации семьи – социо-культурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственно бытовую и поведенческую культуру членов семьи. Критериями могут служить: широкий круг интересов, рационально организованный быт, разнообразный досуг (преобладание совместных форм досуговой и бытовой деятельности), развитые духовные потребности, ориентация семьи на всестороннее воспитание и развитие ребенка, здоровый образ жизни.

Четвертый показатель — ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; в случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус — низкий.

На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе.

Говоря о направлениях деятельности в рамках семейной политики, отметим такие важные из них, как: социальная работа, социальная помощь, социальная поддержка и социальное курирование (социальный патронаж).

Рис._5. Направления деятельности в рамках семейной политики.

Социальная работа с семьей — это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье, попавшим в трудную для них жизненную ситуацию, через оказание различных социальных услуг: информирования; диагностики; консультирования; реабилитации; прямой натуральной и финансовой помощи; ухода и обслуживания больных и одиноких; педагогической и психологической поддержки. Высокий уровень жизни и благосостояния семей не только не исключает необходимости в проведении социальной работы, но делает ее задачи более сложными, тогда как социальная защита носит временный характер, проводится с целью оградить семью от общественно-экономических, социальных, природных и других кризисов, потрясений, экстремальных ситуаций и включает в себя социальную помощь, а также значительную часть социальной поддержки.

Социальная помощь семье оказывается непосредственно с целью обеспечения выживания в виде: прямой натуральной и финансовой помощи, льгот (предоставляются в случаях, когда семья не может обеспечить прожиточного минимума своего существования), ухода за больными и неспособными к самообслуживанию.

Социальная поддержка — это формы помощи, стимулирующие активность семьи, ставящие ее в ситуацию повышенной ответственности за свои действия. Прямая денежная или иная экономическая помощь как мера социальной поддержки должна иметь временный характер ( кредиты, страхование, временные льготы и т.п.) и преследовать цель- обеспечить условия дальнейшей самостоятельной активности семьи. Предоставляется в виде: выбора деятельности по самообеспечению; помощи психологического, педагогического, информационного порядка, направленной на достижение уровня самообеспечения в интервале от прожиточного минимума до среднего уровня включительно.

Главной задачей социального курирования является организация возможностей эффективного осуществления семьей культурно-социализирующей функции, разработка и предложение «тонких» социальных технологий, преодоление различных семейных проблем, консультирование и т.п. Основные виды экономической помощи должны иметь возвратный характер и направляться на освоение семьей новых форм деятельности. Социальное курирование предлагается семьям с уровнем жизни выше среднего и высоким уровнем самообеспеченности.

Читайте так же:  Как строить отношения с женатым мужчиной

Говоря о социально-педагогической деятельности с семьей, нужно отметить, что ее объектами могут быть: ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья в целом, как коллектив. Компоненты социально-педагогической помощи отражены в следующей схеме:

Рис. _6_.Социально-педагогическая помощь семье.

— советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей;

— консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье;

— защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Говоря о формах социально-педагогической помощи семье, нужно отметить долгосрочные и краткосрочные формы работы. Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которая может быть обусловлена изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Неблагоприятные периоды в семье связаны с возрастными кризисами ребенка: кризис трех лет, связанный с процессом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности; 7-8 лет — адаптация к новому социальному статусу школьника, усвоение нового режима жизни, новых отношений с учителем, детским коллективом; 12-17 лет — период самоутверждения, изменения отношения с родителями и миром взрослых в целом; 18-21 — социальное самоопределение. Кризисная ситуация требует быстрого реагирования. Ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. Используются как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи. Независимо от того, какие проблемы создали кризисную ситуацию, социально-педагогическая помощь направляется на смягчение воздействия стресса, мобилизацию усилий семьи на преодоление кризиса путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки.

Проблемно-ориентированная модель взаимодействия также относится к краткосрочным стратегиям работы (продолжительность не превышает 4 месяцев). Она направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей. В центре этой модели находится проблема, которую семья осознала и над которой готова работать, а не выявление природы и причины самой проблемы. Данная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Социально-педагогическая деятельность поможет создать такие условия, решить проблему совместными усилиями.

Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психо-социальном подходе. В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение таких форм работы с семьей, как:

— патронаж (посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями);

— консультационные беседы (оказание помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач);

— социально-психологические тренинги (использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении).

В современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее страны. Семья имеет свои специфические особенности и требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья — система гомеостатическая, то есть сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений; семья — система закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.

Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи), права (опека и попечительство), экономики (бюджет семьи), этнографии (быт, культурные особенности), истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга), религии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Котова, А. К. Как стать правой рукой шефа. Настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2016. — 288 c.

  2. Гэри, Чепмен Семья, о которой ты мечтаешь. Пять способов сделать ее реальностью / Чепмен Гэри. — М.: Библия для всех, 2015. — 968 c.

  3. Роджерс, Карл Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс. — М.: Издательство «Этерна», 2012. — 320 c.
  4. Шеламова, Галина Михайловна Деловая культура и психология общения. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Шеламова Галина Михайловна. — М.: Академия (Academia), 2017. — 345 c.
    Социальная адаптация условия
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here