Специфика социальной адаптации

Полезный материал на тему: "Специфика социальной адаптации" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Специфика социальной адаптации

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ

Онопченко Ольга Анатольевна

студент 6 курса, кафедра психологии, Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», РФ, г. Ялта

Григорьев Георгий Павлович

научный руководитель, д-р мед. наук, профессор Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», РФ, г. Ялта

В статье затронута одна из наиболее важных проблем современного общества — адаптация подростка из неблагополучной семьи. Сам по себе подростковый возраст, насыщенный кризисами, является и наиболее опасным периодом в плане формирования девиантного поведения. В проявлении такого поведения помогает неблагополучная семья и отсутствие поддержки со стороны родителей. Адаптация в обществе — процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении равновесия между средой и организмом. В случае, когда семья не помогает ребенку в адаптации в социуме, происходит отторжение общества, уход в себя, импульсивное поведение, обособленность. В дальнейшем эти факторы могут стать препятствием на пути к комфортному общению или сотрудничеству с людьми. Рассмотрим подробнее, что такое адаптация, особенности подросткового возраста и влияние семьи на адаптацию ребенка в социуме.

В наше время понятие адаптация основывается на работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Г. Селье, П.К. Анохина и др. Одним из первых же начал рассматривать адаптацию К. Бернар. Он выдвинул гипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий, существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма, а это, в свою очередь, происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессы находятся в равновесном состоянии. На основании работ К. Бернара можно заключить, что адаптацию следует рассматривать как совокупность динамичных образований или как соотношение неравновесных систем [3]. В адаптации принято выделять три основных функциональных уровня: психологический, физиологический и социальный. Различают такие виды адаптации: преобразование или преодоление конфликтной или проблемной ситуации; уход от проблемной ситуации; приспособление к проблемной или конфликтной ситуации [1, c. 42].

[1]

Ведущим видом деятельности младшего школьника обычно является учеба, но с наступлением подросткового возраста деятельность меняется и главным в жизни подростка можно назвать устанавливающиеся взаимоотношения со сверстниками и с социумом в целом. Не секрет, что подростковый возраст насыщен кризисными состояниями, ведь в этот период жизни происходит достаточно большой «скачок» в развитии психики человека: подросток начинает оценивать себя и свои возможности, осознает свою индивидуальность, формируется стойкое самопознание. Поэтому комфортное протекание подобных процессов очень важно для самого ребенка, поскольку самой важной задачей в этот период для него является установить контакты со сверстниками, занять удовлетворяющую его нишу в иерархии группы (класса или компании), заслужить одобрение его действий и уважение. Поведение ребенка в основном зависит от выполнения этих задач. Общение в сфере сверстников является проигрыванием модели взаимоотношений в будущем, например, в семье. В случае невыполнения этих задач подросток замыкается в себе и не находит места в обществе. Его поведение направлено на защиту себя от «чужого» общества, т. е. уход от проблем, приспособление к ним или преодоление. Конфликтные ситуации в подобных случаях неминуемы [2, c. 76].

Поддержка семьи в подростковом возрасте является обязательной для ребенка, ведь в этот период намечаются пути его будущей жизни, появляются стойкие установки и цели. Отношение родителей к подростку является решающим для становления и закрепления образа «Я». Семью можно сравнить с зеркалом, в котором установки и образ, сложившийся у родителей, отражается в стиль жизни ребенка. Принятие личности, оценка себя, формирование образа «Я» зависит от того, как родители относятся к ребенку, как они его понимают и воспринимают, его потребности, увлечения, интересы, способности, переживания. С помощью родительских установок, ребенок формирует идеалы и ценности, оценку себя как личность, осознает свое поведение и оценивает поведение других людей. Все это напрямую отражается на социальной адаптации подростков [4, c. 04]. Как утверждает И.С. Кон, поведение подростка (как в социальном, так и в психологическом аспекте) всегда зависит от семейных взаимоотношений.

С самых первых дней жизни за ребенка берет ответственность его семья, она дает ему элементарные знания об окружающем мире, помогает наладить контакты со многими людьми, руководит и направляет. В подростковом возрасте подобная связь становится тоньше и подросток уже сам должен устанавливать нужные ему знакомства и ежедневно делать выбор, неся за это ответственность. Если общение между ребенком и родителями уменьшается (в случае неблагополучной семьи) или исчезает совсем, то модель общения с взрослыми не воспроизводится у подростка и ему намного сложнее установить контакты со старшим поколением, пропадает интерес в общении и социализации [1, c. 89].

Не менее важным фактором в адаптации подростка является взаимоотношения между супругами. От стиля и характера их взаимоотношений зависит эмоциональный климат семьи и возможности в воспитании ребенка.

Основными типами воспитания в семье являются авторитарный, демократический и переходный. Множество исследований было проведено на эту тему В.А. Горшковым, Р.М. Капраловой и А.И. Ушатиковой.

Можно сделать вывод о том, что при демократическом стиле воспитания у детей отмечается лучшая успеваемость в школе, они в большей степени обладают такими качествами как доброта, самостоятельность, трудолюбие, бескорыстие, скромность и проявление любви к своей семье. Они еще в подростковом возрасте лучше подготовлены к будущей жизни, у них есть сложившаяся модель структуры и поведения семьи. Большинство таких детей имеют высокую позитивную направленность.

При авторитарном стиле воспитания зафиксировано чувство страха, озлобленность, снижение или отсутствие навыков культурного, вежливого общения, противоречия интересов. В подобных семьях подростки часто испытывают чувство стыда за своих родителей и чувство неполноценности. Такие дети достаточно часто нарушают дисциплину, практически не проявляют интерес к школе и учебе в целом, среди них можно чаще заметить второгодников. Как следствие ребенку сложно приспособиться к социуму и к факторам окружающей среды [4, c. 43].

Читайте так же:  Типы темперамента классификация

Переходный период заканчивается возникновением «самоопределения». Подросток осознает себя в качестве члена социума и своего назначения в жизни. Теперь основной направленностью в жизни является устремленность к будущему. Намечаются цели и задачи, подкрепляемые теми установками, которые человек должен был получить в подростковый возраст из своей семьи. План дальнейшей жизни зависит от выбора, который в идеале подкрепляется и одобряется в семье. Подростки, не имеющие достаточного внимания или общения со стороны родителей, зачастую оказываются не готовыми сделать правильный выбор дальнейшего пути. В первую очередь страдает профессиональное самоопределение [2, c. 78].

Можно сделать вывод, что от стиля общения (а иногда и от количества общения) зависит социальная адаптация подростка. В случае отсутствия общения или авторитарного стиля воспитания, у подростка возникают проблемы в социуме, что приводит в дальнейшем к снижению навыков общения и к непоправимым проблемам в будущем связных с самоопределением и способностью адаптироваться в любом обществе.

В современном обществе достаточно часто можно наблюдать неблагополучные семьи, которых мало заботит состояние детей и их положение в обществе. В каких-то семьях родители зависимы от алкоголя или наркотиков, в каких-то матери или отцы одиночки не справляются с воспитанием, а в каких-то семьях родители не считают нужным поговорить с ребенком и проявить свою заботу к нему. Все чаще в учебных заведениях проводятся опросы по выявлению проблем ребенка из неблагополучной семьи, а затем создаются условия для успешной социализации детей. Создано множество коррекционных программ для работы психологов с подростками по устранению проблем развития личности ребенка.

Говоря о необходимости оказания психологической помощи детям из неблагополучных семей, необходимо помнить, что работа с проблемами ребенка будет неэффективной без включения в этот процесс их родителей и привлечения общественности.

Понятие социальной адаптации

Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальной адаптации в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации. [7]

Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. [10]

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более, социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.

Помимо этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно – важное значение, не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.

В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов социальной адаптации.

Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам социальной адаптации тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по социальной адаптации инвалидов, уволенных в запас военнослужащих – в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия социальной адаптации молодежи.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные – степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные – удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

Читайте так же:  Виды умственной отсталости у детей

Вся сложность процесса социальной адаптации может быть хорошо проиллюстрирована на примере адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется в современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективности деятельности предприятий.

В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.

Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе. [4]

Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служит аутизм.

Показателями успешной социальной адаптации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик, как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида – образование и возраст. [5]

Виды адаптации

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Социальная адаптация – процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д. [4]

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактныи анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.

Профессиональная адаптация – это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин. Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. Человека – субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему. В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.

Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 2009 | Нарушение авторских прав

Сущность и содержание социальной адаптации

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ.

В настоящее время усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др. Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса, возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания в различных областях социальной жизни.

Читайте так же:  Как строить отношения с женатым мужчиной

В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова, П.И. Царегородцева и других ученых. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как А.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и многих других исследователей. С учетом указанных и многих других направлений в изучении адаптационных процессов существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления.

В совокупности труды этих ученых имеют важное теоретическое и методологическое значение, указывают перспективы развития индивидов в социальной практике. Вместе с тем необходимо отметить, что остается недостаточно исследованной проблема социальной адаптации в системе социальной защиты населения, которая объективно требует более глубокого изучения, особенно в контексте технологизации социальной работы.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации — это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность — это сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации («эффект Маугли»).

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

В последнее время особую актуальность для педагогов приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Сейчас в России около 45 миллионов детей и подростков оказались вне системы школьного образования; десятки тысяч превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школах физическое и 24% — психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психических нарушений (среди дезадаптированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%, детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения[10].

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.

В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия «стресс» и «адаптационный синдром». Стресс — это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, работа космонавта). Адаптационный синдром — это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Эти понятия получили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических.

Стресс — неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. Стрессом, в широком понимании, являются и любовь, и творчество, безусловно, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных «ударов» жизни.

Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Человеку свойствен определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья.

Читайте так же:  Фристайл моя первая любовь

Так, для человека, оказывающегося без работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Именно длительная незанятость действует разрушающе на личность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношений полноценным работником. Западная статистика свидетельствует, что если человек находится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.

Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.).

Профессиональная адаптация — это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. Человека — субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему. В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.

Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Особенности социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах

Особенности социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах. Симонова М.Г. ОГБУ «Хинганский дом-интернат» п. Хинганск, Облученского района, ЕАО, Россия

Аннотация: в статье раскрыты особенности адаптации пожилых людей и инвалидов к проживанию в домах-интернатах. Приведены ключевые компоненты успешной адаптации в учреждении.

Ключевые слова: адаптация, дом-интернат, инвалиды, пожилые люди, социальная активность.

Под адаптацией к проживанию пожилых людей и инвалидов в учреждениях социального стационарного обслуживания, понимается процесс, направленный на сохранение личности и предполагающий ее качественные изменения и приспособления к условиям старения и к ограниченной степени жизнедеятельности человека. Степень приспособления человека к своему новому социальному статусу определяется в значительной мере состоянием его соматического и психического здоровья.

Цель социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях это сохранение и продление социальной активности клиентов. Развитие личностного потенциала в домах-интернатах, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса.

Ключевым в определении содержания понятия «социальная адаптация» является непосредственно сама суть адаптационного процесса, т.е. решение проблемы выживания человека через гармоничное приспособление к новым условиям среды. В социологическом справочнике дается следующее определение понятия «социальная адаптация»: «Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды«.

Социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.

В настоящее время пожилые люди и инвалиды являются наиболее социально — незащищенной категорией общества. Дом-интернат является той средой, в которой многие живут долгие годы. От организации всей жизни учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки от организации досуга и занятости, социально-медицинской помощи, степени контактов живущих с внешним миром зависит состояние физического и психологического здоровья человека. Поэтому очень важно продолжать изучение проблем домов-интернатов, находить пути их решения для того, чтобы обеспечить пожилым людям и инвалидам, достойно жить в этих учреждениях. Важно повседневное внимание к решению социальных проблем этой категории граждан.

Граждане, проживающие в домах-интернатах общего типа это пожилые люди и инвалиды, вынужденно объединённые похожими условиями проживания. Жизненная реальность клиентов домов-интернатов, характеризуется признаками, составляющими понятие «госпитализм». К этим признакам относятся:

*монотонный образ жизни;

*ограниченность связей с внешним миром;

*скученность, недостаточность жизненного пространства;

*зависимость от персонала;

*ограниченные возможности занятости;

*регламентированность деятельности социального учреждения.

Социальная адаптация первоначальный и очень важный этап в реабилитации граждан к условиям проживания в стационарных учреждениях. От того, насколько успешно пройдет первый этап, будет зависеть и дальнейший этап вхождения в новые для человека социальные отношения.

Одной из главных задач переходного периода являлось построение такой системы социальной адаптации граждан, которая должна быть ориентирована на результат – повышение их социальной активности для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения и инвалидов разной категории.

Социально-психологическая адаптация пожилых людей и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях, занимает центральное место в деятельности специалистов. Самые трудные для человека первые 6 месяцев проживания в домах-интернатах. Задача сотрудников учреждения, а в первую очередь социального работника, сделать так, чтобы у гражданина не возникало чувство отчужденности, ненужности. Это достижимо если он окружен теплом и заботой, имеет возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал. В последние года наблюдается положительная динамика роста числа социальных услуг адаптивного характера, ориентированных на создание наилучших условий для жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях.

Читайте так же:  Белая горячка сама проходит

Таким образом, для развития содержательной деятельности социальной и социально-адаптационной работы, для стационарных учреждений определим главные задачи:

*совершенствовать работу в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания;

*разрабатывать и реализовывать социальные проекты;

*совершенствовать методическое обеспечение процесса социальной адаптации;

*внедрять инновационные формы и методы работы с клиентами в интернатах;

*индивидуально подходить к предоставлению социально-адаптационных услуг.

Именно это и повлияет на конечный результат — повысит качество жизни граждан, проживающих в учреждениях стационарного обслуживания.

Одним из приоритетных направлений социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами в доме-интернате, является организация той среды их обитания, чтобы у инвалида и пожилого человека всегда был выбор способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь.

Работа по организации социальной адаптации пожилых людей и инвалидов в Хинганском доме-интернате, (не только в нашем учреждении, но и во всех стационарных учреждениях социального обслуживания) имеет свою специфику:

— компактность проживания, что способствует индивидуальному и комплексному подходу к гражданам;

— доброжелательный, психологический климат облегчает социально-психологическую адаптацию лиц с ограниченными возможностями и граждан пожилого возраста к новым условиям.

А именно, в областном государственном бюджетном учреждении «Хинганский дом-интернат для престарелых и инвалидов» это особенная специфика — это место, где сама природа создаёт позитивное настроение, что способствует переходу человека из одной микросреды в другую, менее болезненной.

В учреждении разработана программа повышения качества жизни «В отрогах Хингана », которая успешно реализуется для того чтобы условия проживания были не только комфортными, но и интересными.

-содействие и помощь людям пожилого возраста и инвалидам к условиям проживания и организации досуга

-выявление способностей у инвалидов и пожилых граждан к занятиям различной направленности;

[3]

-содействие в реализации творческих способностей пожилых и инвалидов.

Программа состоит из четырёх этапов:

1.Проведение ознакомительной экскурсии по учреждению;

2.Ознакомление с культурно-бытовой жизнью учреждения;

3.Ознакомление с историей посёлка и экскурсии по красивым местам

4.Знакомство с мероприятиями, проводимыми в учреждении.

Программа работает со дня существования дома – интерната и участвуют в этой программе не только граждане, проживающие в учреждении, но и сотрудники.

При поступлении в дом-интернат дается как можно более исчерпывающая информация о жизни в учреждении, разъяснения по бытовым вопросам, по вопросам постоянного, медицинского контроля за здоровьем каждого, о возможности сохранения связей и встреч с родственниками, знакомыми. При этом необходимым условием работы всего персонала с пожилыми и инвалидами является доброе, чуткое и терпимое отношение.

В программу по социальной адаптации включены такие мероприятия: массовые игры, соревнования, коллективное и игровое общение, представления, вечера развлечений, праздники, концерты и другой досуг граждан на природе в разное время года. Целью этих мероприятий является повышение самооценки пожилого человека и инвалида, возможности создания условий для реализации интеллектуальных, культурных и физических потребностей граждан.

Немаловажно в общем процессе социальной адаптации инвалидов и пожилых людей, проживающих в учреждении, проводить трудотерапию. Она проводится исходя из физических способностей, является безопасной и посильной, не утомительной, осуществляется под контролем с соблюдением режима труда и отдыха. Важную роль в трудовой терапии играет фактор осознания граждан своей нужности и полезности. Способные и стремящиеся трудится, граждане помогают в работе по уборке территории учреждения.

Для вовлечения в общественную и культурную жизнь учреждения начинали с малого – зимой в учреждении организовывали посиделки: чай, беседы, застольные песни, затем к весне участвовали в праздничных мероприятиях посёлка и принимали посильное участие в субботниках по очистке стадиона и тополиного парка.

Летом — принятие солнечных ванн, а прямо под окнами – зреет земляника, немного, но этого, ни с чем несравнимого аромата, хватает, чтобы организовать поход на сопку, что находится в пятидесяти метрах от учреждения. Приятная усталость и баночка (у кого – то стакан) душистой земляники уберёт все невзгоды и прибавит сил для следующего похода.

Сходить на речку Хинган и послушать его журчание, пение птиц – не это ли полная расслабленность нервной системы! Наши бабушки и дедушки слушали тишину окружающего леса, а как их глаза блестели!

В горах, выше посёлка, образовалось Чудо – бирюзовое озеро. На это чудо приезжают смотреть с других регионов, и даже иностранцы. Наши граждане не все ещё побывали на этом озере, но у нас ещё всё впереди! К сожалению, по состоянию здоровья не все могут побывать на природе, поэтому для них из турпохода, привозим из лесу «подарки от Мишки»: букеты полевых цветов, веточки с земляникой, ёлочные шишки…

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как показывает практика, участие в таких походах на природу всегда сопровождается улучшением не только физического самочувствия, но и наступает эмоциональная разрядка, повышается социальная активность.

Источники


  1. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. — 928 c.

  2. Станков, А. Г. Что надо знать до брака и в браке / А.Г. Станков. — М.: Медицина, 2007. — 350 c.

  3. Александр Кичаев Как сохранить семью, или Когда лучше развестись. Научитесь правильно отпускать. Секрет успеха (комплект из 2 книг) / Александр Кичаев , Бригитта Нойзидл. — М.: ИГ «Весь», 2013. — 640 c.
    Специфика социальной адаптации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here