Теория социальной роли личности

Полезный материал на тему: "Теория социальной роли личности" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Теория ролей

Важным в Теории ролей является утверждение о том, что основной механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. Личность рассматривается как совокупность ее социальных ролей. Согласно этим взглядам, человек в своей жизни, в общении с др. людьми, деятельности никогда не остается «просто человеком», а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и обществ. нормативов.

Исполнение ролей имеет большое значение в развитии личности человека Развитие психики, психической деятельности, социальных потребностей происходит не иначе, как в выполнении определенных общественных ролевых функций, а социализация человека представляет собой формирование ее социальных ролей.

Социальные роли в Теории ролей рассматриваются в трех планах: 1) в социологическом – как система ролевых ожиданий, т. е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека и овладения им социальными ролями; 2) в социально-психологическом – как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия; 3) в психологическом – как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет.

Взаимосвязь этих трех аспектов и представляет собой ролевой механизм личности При этом ведущими считаются социальные ролевые ожидания (экспектации), определяющие поведение человека, за что концепция интеракционизма самим основоположником, Дж. Мидом, названа «социальный бихевиоризм». Одно из важнейших понятий Теории ролей – «принятие роли другого», т. е. представление себя на месте партнера по взаимодействию и понимание его ролевого поведения. При этом человек приводит свои экспектации по отношению к этому человеку в соответствие с его социальными ролями. Без такого соответствия не может возникнуть интеракции, а человек не может стать социальным существом, осознать значимость и ответственность собственных действий и поступков.

Теория социальной роли личности

Структурное изображение личности, т.е. выделение определенных ее составляющих, зависит прежде всего от понимания сущности личности, а также от особенностей методов той науки, в рамках которой рассматривается в личность. В социологии личность изучается прежде всего как член общества, носитель определенных социальных функций. Поэтому основной социологической теорией личности в социологии является изображение ее через структуры тура выполняемых ролеей.

Теория социальных ролей

Понятие социальной роли предложили. Р. Линтон и. Дж. Г. Мид независимо друг от друга в 1930 г, причем первый описывал роль как единицу общественной структуры, второй — в контексте процесса взаимодействия люди ей, когда человек, принимая роль другого человека, усваивает определенные социальные норморми.

Линтонивський направление в развитии теории ролей получил дальнейшее развитие в теориях структурного функционализма (структурного изображения общества), прежде всего в работах. Т. Парсонса,. Альфреда. Радклифф-Бр. Рауно,. Р. Мертонна.

Идеи. ДжГ. МИДа было использовано прежде всего в психологической науке, а в социологии они начали направление интеракционизма (от англ interaction — «взаимодействие», т.е. теория, описывающая взаимодействие людей). Современный интеракционизм существует в виде двух научных школ: чикагской (Г. Блумер,. А. Сторос,. Т. Шибутани), для которой характерен интерес к процессуальным аспектам взаимодействия, и айовськои (М. Кун,. Т. Партле вс и др.), где акцент делается на изучении результатов взаимодействия — стабильных социальных структурах соціальних структур.

В советской литературе значительный вклад в развитие и популяризацию теории социальных ролей сделал. И. Кон

Социальная роль в социологии определяется как социальная функция, модель поведения, объективно заданная позицией личности в системе общественных отношений и межличностных отношений

Выполнение социальной роли должно соответствовать принятым в обществе нормам и ожиданиям. Индивид не является режиссером и автором социальной роли, которую он выполняет. Его можно сравнить с актером. Не случайно ба. Агат понятий, используемых в теории социальных ролей, заимствовано из театральной лексики. Конечно, разные актеры играют ту или иную роль по-разному, внося в исполнение свое видение роли, свои осо истисни качества. Однако роль уже написана драматургом, ее по-своему толкует режиссер в контексте всего спектакля, в содержание ее сделали вклад художник, композитор, другие актеры, и все они ждут от ак тора соответствия своим представлениям о ролл роль.

Так же и в жизни: роли заданы человеку объективно — обществом, культурой, социальной группой за содержание роли правят принятые в обществе или социальной группе социальные нормы, т.е. те требования, которым должно соответствовать поведение людей, которые занимают определенную позицию в обществе. А зрителями является среда, окружающая индивида, имеет определенные ожидания относительно»правильности»игры, соответствия поведения лица социальной роли, которую она выполняет. Так, от матери ожидают, чтобы она беспокоилась о своем ребенке, какой бы безответственной ни была эта женщина по своей природе, роль отца предполагает, что он с абезпечуваты свою семью. Социальная роль студента означает, что он должен учиться, готовить себя к будущей профессии. Даже те роли, которые, казалось бы, обусловленные биологически, на самом деле зависят от типа су спильства и его культуры. Так, в. Средние века ребенок рассматривалась как маленький взрослый и соответственно имела вести, не имея права на какую-то детскую»особенность»Психически больной человек в современном су спильства может надеяться в лучшем случае на помощь и чуткое отношение, в. Средние же юродивого почитали, ибо считалось, что он причастен к божественного откровения и наделен даром провидения наділений даром провидіння.

целом человек сам выбирает свои роли, но некоторые уже заданные ему от рождения: ребенок рождается сыном или дочерью, мужчиной или женщиной. В каждом обществе уже установлено, что должен делать добра дочь или сын (скажем, в обществах с преимущественно авторитарным типом семьи слово отца — закон для детей, хотя в каком возрасте они ни были; в обществах, где большинство семей строится на демократических ср адах, дети имеют право сами выбирать свой путь)»Роли»женщины и мужчины тоже не заданы биологически: каноны женственности и мужественности меняются от эпохи к эпохе и от общества к обществу. Когда-то. Жорж. Сайд в брюках воспринималась как дерзкий вызов морали и общественным канонам женственности, сегодня брюки — непременный компонент женского гардеробого гардеробу.

Читайте так же:  Как выйти из депрессии после смерти

Ролевые предписания могут быть как»писанными», т.е. зафиксированными в официальных документах, так и»неписаным», закрепленными в обычаях, традициях, нормах. Однако в любом случае в обществе действует достаточно жо орстка система контроля за правильным соблюдением ролльним дотриманням ролі.

Этой цели служит разветвленная система социальных санкций, применяемых как оценка действий людей в обществе. Они могут быть положительными и отрицательными (известный метод»кнута и пряника»), жестко регламе ентованимы, применяемые властями, и неформальными, как, например, моральное осуждение. Тех своих членов, удовлетворительно выполняют роли, общество поощряет материально и морально, в случае отказа от отклонения от ролевых норм нарушитель будет наказан. Как правило, за нарушение»писаных»законов приходится так же официально отрегулирована система наказаний (так, за нарушение правил дорожного движения тираж ають штраф или даже лишают водительских прав, т.е. лицо отстраняется от роли водителя). Однако и в случае нарушения»неписаных»ролевых предписаний наказание может быть не менее жестоким. Когда знакомые отказываю ться подать руку, это, конечно, страшнее, чем штраф. Насмешки, проявление пренебрежения и даже изгнание из своей социальной группы — гораздо действенные санкции, чем значится в официальных документах ніж записані в офіційних документах.

Однако социальная роль выполняет не только негативную функцию ограничения произвола отдельных индивидов. Главная конструктивная функция ее заключается в том, что согласование относительно содержания социальных ролей дает людям возможность н нормально сосуществовать в обществе, предвидеть реакцию окружения на свои действия. Выступая в определенной роли, человек надеется, что другие участники также придерживаться»правил игры», которые не зависят от того, кто в эту игру играет. Когда водитель ведет машину, он должен соблюдать. ПДД и надеется, что остальные поступает так же. Иначе безопасность на дорогах была бы невозможноа б неможливою.

Ролевая концепция личности. Понятие социального статуса. Социальные роли и статусы. Ролевой и статусный набор. Социально-ролевой конфликт. Несовпадение статусов.

1) периферийные атрибуты роли, то есть такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружающими, ни на ее эффективность; пример – гражданское состояние учителя или инженера не влияет на восприятие его окружающими.

2) такие атрибуты роли, которые влияют как на ее восприятие, так и на ее эффективность; (слабое здоровье спортсмена, длинные волосы хиппи – атрибут хиппи).

3) атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности.

Личность формируется на основе многих взаимодействий людей с окружающим
миром. В результате люди создают свое зеркальное «Я», составленное из трех элементов:

— того, как нас воспринимают другие;

— того, как люди реагируют на то, что они видят в нас;

— того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

Это теория Чарльза Кули, важное значение придается нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

Социальная роль

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями «социальная роль» и «социальный статус».

Социальная роль — это модель поведения, объективно заданная « социальной позиций» личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания — это то, что согласно «правилам игры» ждут от той или иной социальной роли и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Всякий раз, беря на себя ту или иную социальную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось согласно правам и обязанностям роли. Для этого существует целая система социального контроля от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая им система социальных санкций — от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Границы ролевого поведения достаточно жесткие, поскольку смешение разных функций или неадекватное их использование может привести к нарушению равновесия всех социальных систем.

Роль задает общую направленность и цель действия, а стиль их выполнения — это фактор вариативный.

Например, роль директора предполагает выполнение функции руководства, управления, но осуществить это руководство можно различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими. В этом плане ограничения не накладываются. Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Помимо ролей, несущих общественную нагрузку и имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним, выполняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль. Как и социальные, межличностные роли также могут быть различными и совершенно противоположными в разных малых группах. Поэтому человек очень часто в своем поведении вынужден учитывать эту разнообразную палитру ожиданий, предъявленных к нему и ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу.

Т.Парсонс

считал, что любая роль описывается пятью основ­ными характеристиками:

1) способом получения — одни предписы­ваются, другие — завоевываются;

2) эмоциональностью — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности;

3)масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта;

4) формализацией — действия в строго установ­ленных правилах либо произвольно;

5) мотивацией—на общее благо, на личную прибыль и т.д.

Американский социолог и социальный психолог Джордж Морено предложил наиболее общую классификацию ролей, в соответствии с которой роли подразделяются на три группы:

1) психосоматические, которые исходят из биологических потребностей, адаптированных к культуре и носят бессознательный характер;

2) психодраматические — это такие, в которых поведение личности определяется ее социальным окружением;

3) социальные — это такие роли, которые связаны с поведением, соответствующим определенному социальному статусу.

Для того чтобы пользоваться понятием социальная роль, необходимо иметь представление о типичном или эталонном поведении в соответствии с определенным статусом.

Роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Так, например, статус пре­подавателя вуза включает в себя и роль учителя, и роль наставника. Каждая из этих ролей требует особой манеры поведения. Роль учителя заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтения лекций, проведения семинаров, проверки контрольных работ, принятии заче­тов и экзаменов. Роль наставника в большей мере обусловлена нефор­мальными отношениями и проявляется в стремлении помочь студенту разобраться в жизненных обстоятельствах. И здесь преподаватель выступает в роли старшего товарища, мудрого советчика и т.д.

Читайте так же:  Использование искусственного интеллекта

Социальный статус

Каждый человек занимает в обществе определенное положение. Эта позиция в социологии обозначается понятием статус. Впервые данный термин был употреблен английским историком Г. Мейном, а в социологию его ввел американский социолог Р. Линтон. Характеризуя социальный статус личности, обычно указывают на ее права и обязанности, а также положение в социальной иерархии.

Социально-группо­вой — это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, клас­са, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, сту­денческой группе, сообществе сверстников и т.д.). Социально-груп­повой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус опреде­ляется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.

Социологи различают предписанный (аскриптивный) и приобретенный (достигаемый) статусы. Предписанный статус навязывается обществом в не зависимости от усилий и заслуг личности, он обусловлен этническим происхождением, местом рождения, семьей и так далее. Приобретенный статус, то есть достигаемый, определяется усилиями самого человека, он приобретается личностью в результате свободного выбора и целенаправленных усилий.

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

Естественный статус личности предполагает существующие и относительно устойчивые характеристики человека. Профессионально-должностной — это базисный статус личности. Для взрослого человека он чаще всего является основой интегрированного статуса, в нем фиксируется социально-экономическое и производственно-техническое положение (банкир, адвокат, инженер).

[3]

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает человек в данной социальной системе. Совокупность же требований, предъявляемых индивиду обществом в соответствии с его определенным статусом, образует понятие социальной роли.

Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Таким образом, социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус и характеризующаяся предписанными правилами поведения (социальными нормами).

Социальные роли и социальные нормы относятся к системе взаимодействия и описывают динамику общества. А социальные статусы связаны с социальными отношениями и характеризуют статику общества. Подобно статусному набору существует и ролевой набор — это совокупность ролей, которая ассоциируется с определенным статусом. Ролевой набор описывает все виды и все многообразие ролей (шаблонов поведения) закрепленных за одним статусом.

Люди в разной степени отождествляют себя со своими стату­сами и соответствующими им ролями. Иногда они буквально слива­ются со своей ролью и автоматически переносят стереотип своего поведения с одного статуса на другой. Так, женщина, занимающая должность начальника на работе, приходя домой, продолжает об­щаться начальственным тоном с мужем и другими близкими. Мак­симальное слияние индивида с ролью называется ролевой идентификацией.

Но не со всеми ролями человек отождествляет себя одинако­во. Исследования показывают, что с лично значимыми ролями (свя­занными чаще всего с главным статусом) идентификация также осуществляется чаще. Другие роли являются ничего незначимыми для человека. Нередко наблюдается также дистанцирование от ро­ли, когда человек сознательно ведет себя вопреки требованиям норм и ожиданиям людей.

Пример

: если начальник приходит в строгом костюме на работу – он ассоциирует себя с ролью, если в спортивном костюме и позволяет подчиненным называть себя на ты – то это дистанционирование от роли. Если человек не играет роли в соответствии с ожиданиями, то он вступает в определенный конфликт с группой или обществом. Например, родители должны заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушным к нашим проблемам. Если родитель не проявляет такой заботы, то общество его осуждает, если мы обращаемся за помощью или сочувствием к близкому дру­гу и не получаем их от него, то мы обижаемся и можем даже порвать с ним отношения.

Термин «сокращение межстатусной дистанции» характеризует отношения между носителями разных, но функционально связанных статусов, например начальник — подчиненный. У каждого человека есть свой ролевой набор, но не со всеми ролями он идентифицирует себя одинаково. С одними (социально значимыми) более сильно, с другими имеет место дистанцирование от роли. Идентификацию с ролью или дистанцирование от нее изучали великие режиссеры создавшие свои школы игры: К. Станиславский, Б. Брехт.

Э. Берн

в знаменитом бестселлере «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры», подробно рассматривает как люди воспринимают роли, идентифицируются с ними и как они строят свою судьбу в зависимости от избранной роли. Одни приспосабливают роль к себе, строят свою судьбу сами по принципу «я герой, я пророк», другие приспосабливаются к роли — «амебовидная личность».

| следующая лекция ==>
Социализация личности, ее особенности и формы. Десоциализация и Ресоциализация. | Социальная типология личности (типы личностей)

Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 306 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

3. Ролевые теории личности. Социальный статус и социальная роль

Значительным влиянием в социологии личности пользуется ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформули­рованы Г.Кули, Дж. Мидом, Р. Линтоном, Т. Парсонсом, Р.Мертоном и др. Каковы же основные положения этой теории?

Однако права и обязанности человека закрепляются за ним не абсолютно, а относительно прав и обязанностей по отношению к нему других людей. Так, например, позиция профессора соотносительна с позицией студентов, заведующего кафедрой, декана, ректора вуза и т.д. Во всех этих случаях профессор наделяется своеобразным набо­ром прав и обязанностей. Из этого примера видно, что каждый чело­век включен не в одну социальную связь, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействий и отно­шений с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз определенные функции. Тот же профессор является мужчиной, мужем, отцом, членом определенной партии и т.д.

Читайте так же:  Эмин фадеев прости

Таким образом каждый человек имеет множество статусов. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р.Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Но не обязательно должность, профессия опре­деляют главный статус человека. Это может быть также расовая при­надлежность (например, негр) и социальное происхождение (дворя­нин) и т.д. В общем главным для жизнедеятельности человека высту­пает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.

В социологии принято различать два уровня статусной пози­ции человека: социально-групповой и личный. Социально-группо­вой — это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, клас­са, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, сту­денческой группе, сообществе сверстников и т.д.). Социально-груп­повой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества. Личный же статус опреде­ляется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благо­даря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: пред­писанный и достигнутый. Предписанный — это значит навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обус­ловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным по­ложением семьи, местом рождения и т.д. Достигнутый (приобретен­ный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.

Социальный статус определяет конкретное место, которое за­нимает индивид в данной социальной системе. Зная социальный ста­тус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуще­ствлять определенный набор действий, которые необходимы для вы­полнения его функций. По определению Р. Линтона, ожидаемое по­ведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, назы­вается социальной ролью. Иначе говоря, социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус в соответст­вии с ожиданиями людей. Ее также можно определить как шаблон­ный тип поведения, направленный на выполнение прав и обязаннос­тей, предписанных конкретному статусу. А это значит, что социаль­ную роль можно рассматривать как статус в движении, статус в его реальном осуществлении.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических докумен­тах, инструкциях, положениях, уставах и т.д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются ста­тусом. Так статус преподавателя вуза — это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксировано юри­дически в Законе о высшем образовании, уставах того или иного вуза. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он дол­жен вести себя со студентами (передавать знания, следить за дис­циплиной, оценивать знания, служить примером культурного пове­дения и т.д.). Следовательно, роль преподавателя в его отношении со студентами — это ожидание внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. В ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств, делается акцент именно на тех чертах, которые га­рантируют выполнение данной социальной функции. Вместе с тем, ролевые ожидания реализации того или иного статуса в различных культурах разные и находятся в соответствии с принятой в них сис­темой ценностей. Таким образом время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

В ролевом поведении, как отмечалось ранее, значительное ме­сто занимают институциализированные, формализованные нормы. Однако не следует абсолютизировать их значение. Если бы человек вел себя только в рамках формализованных норм, он действовал бы как машина. Реально же исполнение роли каждым человеком сугубо индивидуально. И поэтому зафиксированные в социальных нормах ожидания должны стать достоянием внутреннего мира индивида. Каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представ­ление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром дру­гих социальных статусов.

Т. Парсонс считал, что любая роль описывается пятью основ­ными характеристиками: 1) способом получения — одни предписы­ваются, другие — завоевываются; 2) эмоциональностью — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 3)масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией — действия в строго установ­ленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией — на общее благо, на личную прибыль и т.д.

Роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Так, например, статус пре­подавателя вуза включает в себя и роль учителя, и роль наставника. Каждая из этих ролей требует особой манеры поведения 1 . Роль учителя заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтения лекций, проведения семинаров, проверки контрольных работ, принятии заче­тов и экзаменов. Роль наставника в большей мере обусловлена нефор­мальными отношениями и проявляется в стремлении помочь студенту разобраться в жизненных обстоятельствах. И здесь преподаватель выступает в роли старшего товарища, мудрого советчика и т.д.

Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, при­надлежащего данному человеку, называется ролевым набором.

Понятие «ролевой набор» описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уни­кальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.

Люди в разной степени отождествляют себя со своими стату­сами и соответствующими им ролями. Иногда они буквально слива­ются со своей ролью и автоматически переносят стереотип своего поведения с одного статуса на другой. Так, женщина, занимающая должность начальника на работе, приходя домой продолжает об­щаться начальственным тоном с мужем и другими близкими. Мак­симальное слияние индивида с ролью называется ролевой индентификацией.

Читайте так же:  Системно векторная психология мужчины

Но не со всеми ролями человек отождествляет себя одинако­во. Исследования показывают, что с личнозначимыми ролями (свя­занными чаще всего с главным статусом) идентификация также осуществляется чаще. Другие роли являются ничегонезначимыми для человека. Нередко наблюдается также дистанцирование от ро­ли, когда человек сознательно ведет себя вопреки требованиям норм и ожиданиям людей. Если человек не играет роли в соответствии с ожиданиями, то он вступает в определенный конфликт с группой или обществом. Например, родители должны заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушным к нашим проблемам. Если родитель не проявляет такой заботы, то общество его осуждает, если мы обращаемся за помощью или сочувствием к близкому дру­гу и не получаем их от него, то мы обижаемся и можем даже порвать с ним отношения.

Данный конфликт индивида с группой, обществом или други­ми индивидами следует отличать от ролевого конфликта, который обусловливается столкновением требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса. Так, напри­мер, молодой человек может оказаться в ситуации ролевого конфлик­та в тех случаях, когда ему приходится иметь дело с ролевыми ожи­даниями его сверстников, учителей, родителей и т.д. Так, например, произошло какое-то серьезное нарушение дисциплины — разбито оконное стекло в классе. От конкретного ученика требуют, чтобы он сказал, кто нарушитель. Сверстники ждут, что он промолчит, скажет «не знаю», «не видел» и т.д. И роль товарища требует, чтобы он не до­нес на нарушителя. Учитель же требует, чтобы он назвал этого нару­шителя, и роль ученика требует, чтобы он подчинился этому требо­ванию и назвал нарушителя. Существует несколько способов пре­одоления ролевого конфликта. Один из них заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие, и их испол­нению придается приоритетное значение.

РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или же вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – иначе говоря, ролей. Такие социальные роли вытекают из её социального статуса.

Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Г. Мидом в книгах «Роль, Я и общество» (1934) и «Исследование человека» (1936). Дж.Г. Мид считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль.

В освоении ролевых функций Джордж Герберд Мид выделил три стадии:

1) имитация, т.е. механическое (по сути бездумное) повторение: дети копируют поведение взрослых, по сути, не понимая его;

2) стадию ролевых игр, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, полицейского, военного, автогонщика и т.д., попросту воспроизводя эти роли в процессе игры. Примером такой игры может быть индивидуальная игра девочки в «Дочки-матери»: девочка вначале говорит от лица матери – то ласково, то сердито, потом – «сюсюкающим» голосом уже от лица ребенка, затем – опять от лица матери и т.д.). Иными словами, переход от одной ролевой игры к другой развивает у ребенка способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, каковой придают им другие члены общества, иными словами, — смотреть на ситуацию глазами другого человека;

3) стадию коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. К примеру, каждый игрок футбольной команды придерживается правил и идей, общих для всей команды и для всех игроков в футбол. Эти общие установки и ожидания создают для человека образ некого «другого» — т.е. некого безликого (обобщенного) человека со стороны, олицетворяющего общественное мнение. Таким образом, дети оценивают свое поведение по стандартам, установленными «другими со стороны». Следование правилам игры в тот же футбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. Кроме того, на стадии коллективных игр формируется чувство социальной идентичности (принадлежности).

Вместе с тем, ключевое понятие этой теории – «социальная роль» — было разработано в начале 20 века в работах Э. Дюргейма, М. Вебера, а позднее – Т. Парсонса, Р. Липтона и др.

Социальная роль

(от фанц. role) – образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения.

Ролевое ожидание

– это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого от нас ждут окружающие, зная наш социальный статус.

Ролевое исполнение

– это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Для того, чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к эксперименту с «искусственной тюрьмой» американского исследователя Филиппа Зимбардо.

Обращаем внимание, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению.

В нормативной структуре той или иной социальные роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания, требования, связанные с данным поведением;

[1]

3) оценка выполнения предписанной роли («справляется» либо, наоборот, «не справляется»);

4) санкции, которые могут носить как негативный, так и положительный характер.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует свой спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

Ролевой конфликт

– это столкновение требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей.

Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию:

Читайте так же:  Пытаюсь бросить пить

Во-первых,

это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли самой личностью, с одной стороны, и окружающими людьми, — с другой стороны. К примеру, либеральный преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего учебного предмета студентами без жесткого давления на них, однако руководство кафедры требует использовать иной методический подход, основанный на «закручивании гаек».

Во-вторых,

[2]

это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката, согласно принципу судебной состязательности, требуется принятие всех мер к оправданию подзащитного, но одновременно от него же, как юриста и правоведа, ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих,

это конфликт между необходимостью проявлять требуемые для исполнения данной социальной роли личностные и профессиональные качества, с одной стороны, и противоположными ожиданиями, предъявляемыми авторитетными и значимыми для этого человека людьми, — с дугой стороны. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако, исследователи Штайн и Гофман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию и сочувствию. В результате спортсмены-мужчины вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте (проявляя эмоциональную холодность и твердость), с одной стороны, и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола (проявляя эмоциональную теплоту и сочувствие), — с другой стороны.

В-четвертых,

это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. К примеру, от женщины ее непосредственный начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж – высокой самоотдачи дома.

В-пятых,

это конфликт между личностными качествами индивидов, с одной стороны, и ролевыми требованиями, — с другой стороны. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми личностными качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, иначе говоря, «переступать через самого себя».

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, нежели другие. Так, в некоторых случаях следует выбирать, что важнее: семья или работа. Для женщины нормальным считается выбор пользу первого, для мужчины – в пользу второго.

3.7. ТЕОРИЯ «ЗЕРКАЛЬНОГО Я»

Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория «зеркального Я». Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как своеобразные «зеркала» его Я.

«Я» (или образ «Я», своего рода отражение моего «Я» в зеркале) – это центральное понятие целого ряда трактовок личности.

«Я» — это самость, т.е. интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя самого от внешнего мира и других людей.

У. Джеймс,

один из основоположников теории «зеркального Я», выделял в «Я» так называемое социальное «Я», которое было тем, чем признают данного человека окружающие его люди. Человек имеет столько «социальных Я», сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых является важным для данного человека.

Эту идею развил Чарльз Кули, американский социолог и социальный психолог. Ч. Кули считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать своё Я. Остальным условием этого, по мнению Ч. Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства Я без соответствующих ему чувств Мы, Он или Они. Сознательные действия индивида всегда социальны. Они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей.Другие люди – это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя.

Согласно Ч. Кули,личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем со стороны окружающих его людей.

Собственное Я

человека – это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих.

Человеческое «Я» включает в себя:

1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку;

2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»;

3) вытекающее из этого специфическое чувство «Я» типа гордости или унижения – иными словами, «самоуважение».

Всё это вместе взятое (1,2 и 3) складывается в человеческое чувство личной определенности» или – «зеркальное Я».

«Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и итогом его взаимодействия с обществом. При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым, понятие «Я» в сущности является продуктом воображения.

Теория «зеркального Я» была развита Дж.Г. Мидом, который ввел понятие «стадий» формирования Я. Стадии принятия роли другого, других и, наконец, «обобщенного другого» выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали навыки отношения индивида к самому себе как к социальному субъекту.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-07-30 ; просмотров: 3781 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Дитрих, фон Гильдебранд Метафизика любви / Дитрих фон Гильдебранд. — М.: Алетейя, Ступени, 2007. — 630 c.

  2. Ципоркина, И. Домашняя дипломатия, или Как установить отношения между родителями и детьми / И. Ципоркина, Е. Кабанова. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. — 304 c.

  3. Пол, Джордан Как вылечить отношения. Главная книга любовников и супругов / Джордан Пол , Маргарет Пол. — М.: Прайм-Еврознак, 2016. — 320 c.
    Теория социальной роли личности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here