Учреждения социальной адаптации

Полезный материал на тему: "Учреждения социальной адаптации" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Центр социальной адаптации населения города кемерово
Муниципальное бюджетное учреждение города Кемерово, Кемеровской области.

Общая информация об учреждении

Наименование учреждения: муниципальное бюджетное учреждение «Центр социальной адаптации населения города Кемерово» Сокращенное наименование учреждения: МБУ «ЦСАН г. Кемерово» Сведения об учредителе: Муниципальное образование город Кемерово Функции и полномочия учредителя осуществляются Управлением социальной защиты населения администрации города Кемерово. Почтовый адрес: Россия, 650000, город Кемерово пр. Советский, 54. Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Кемерово. Почтовый адрес: Россия, 650000, город Кемерово, ул. Притомская набережная, 7. Дата государственной регистрации 16.12.2002 г. МБУ «Центр социальной адаптации населения г. Кемерово». Юридический адрес: 650021 г. Кемерово, ул. Предзаводская, дом 6.

Фактический адрес: Кемеровская обл., г. Кемерово, ул. Предзаводская, д. №6, 8 (3842) 57-04-34

Администратор +7(3842) 57-00-26
Приёмная +7(3842) 57-04-34
Факс — +7 (3842) 57-04-34
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайт организации: www.csankem.ru
Режим работы: Административно-управленческий аппарат
ежедневно с 8.30 до 17.30
Обед: с 13.00 до14.00
Выходные: суббота, воскресенье
Прием получателей услуг — круглосуточно

Директор – Юрий Станиславович Шевчук
Заместитель директора – Вячеслав Владимирович Долганин
Главный бухгалтер – Погорелко Татьяна Михайловна

Учреждения социальной адаптации

При возникновении необходимости связаться с руководством или специалистами учреждения на данном сайте Вы можете воспользоваться формой обратной связи, расположенной в правой части экрана. Также в разделе «Контакты» Вы можете узнать контактные данные и адреса учреждения .

С целью информирования об основополагающих принципах деятельности учреждения, а также о процедуре проведения социально-адаптационной работы Вы можете ознакомиться с нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней, а также нормативными актами учреждения.

Надеемся, что данный портал представит Вам исчерпывающую информацию о деятельности учреждения. В случае, если у Вас останутся какие-либо вопросы, Вы можете задать их любым удобным Вам способом.

НАШИ АДРЕСА

Фактический адрес места предоставления социальных услуг:
192283, Санкт-Петербург,
ст. м. Купчино,
ул. Будапештская,
д. 103/49, лит. А
Тел.: (812) 778-75-54,
Тел./факс: (812) 366-64-73
Email: [email protected]

Фактический адрес: 192283,
Санкт-Петербург, улица
Будапештская, дом 103/49,
лит. А
Тел.: (812) 778-75-54,
Тел./факс: (812) 366-64-73
Email: [email protected]

—>

Программа социальной адаптации граждан МБОО «Твой Дом»

Благотворительная программа социальной адаптации граждан МБОО «Твой Дом»

1. Цели и задачи программы.

Помощь неблагополучным категориям граждан в ряде социальных направлений:

— Помощь людям, зависимым от алкоголя и наркотических веществ;
— Помощь лицам без определенного места жительства;
— Помощь гражданам, склонным к бродяжничеству;
— Социальная адаптация освободившихся из мест лишения свободы;
— Помощь участникам боевых действий и локальных конфликтов;
— Помощь матерям одиночкам;
— Помощь зависимым от азартных игр;
— Помощь пострадавшим от влияния деструктивных сект;
— Переформирование системы моральных ценностей;
— Восстановление и социальная адаптация лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
— Пропаганда здорового образа жизни;
— Возвращение к нормальной социальной жизни людей с девиантным поведением.

— Создание и содержание адаптационных центров для осуществления данной Программы;
— Привлечение к сотрудничеству государственых, частных и религиозных учреждений, способствующих достижению благотворительных целей организации;
— Привлечение к добровольческой работе людей, желающих заниматься оказанием благотворительной помощи.

2. Основная форма деятельности организации при осуществлении Программы.

— Предоставление бесплатного ночлега (койко-места с постельными принадлежностями);
— Обеспечение трехразового бесплатного питания;
— Оказание первой доврачебной, санитарной и психологической помощи;
— Помывка и стрижка подопечных, проведение санитарной обработки (с использованием дезинфекционной камеры) их вещей и имущества;
— Поддержка при избавлении от зависимости;
— Содействие в восстановлении документов;
— Оказание благотворительной и гуманитарной помощи в виде продовольствия, одежды и средств личной гигиены;
— Оказание консультативной помощи по социальным вопросам бытового устройства;
— Содействие в организации трудовой деятельности;
— Содействие при отправке поместу регистрации или месту проживания ближайших родственников.

3. Принципы и методы осуществления Программы.

3.1. Программа базируется на принципе доброй воли и личном выборе человека. Программа социальной адаптации для подопечного начинается в момент подписания им договора — анкеты и может быть досрочно прервана по его желанию.
3.2. Программа социальной адаптации граждан МБОО «Твой Дом» доступна всем категориям граждан и является бесплатной.
3.3. Простота оформления при поступлении в центр.
3.4. Конфиденциальность пребывания в центре.
3.5. Поэтапность прохождения программы социальной адаптации.

4. Добровольческая деятельность МБОО «Твой Дом».

4.1. Информационная деятельность.

а) МБОО «Твой Дом» регулярно проводит акции по распространению печатной информации о своей деятельности.
б) Проводятся индивидуальные беседы с потенциальными подопечными организации.
в) Проводится работа интернет-сайта и страниц в социальных сетях, посвященных деятельности организации «Твой Дом».
г) Проведение акций «Накорми голодного» и мероприятий направленных на пропаганду здорового образа жизни.

4.2. Адаптационный центр.

Для получения квалифицированной медикаментозной помощи по избавлению от абстинентного синдрома подопечный направляется в специализированное медицинское учреждение или в православные реабилитационные центры.

По прибытии в центр, подопечному предоставляется койко-места с постельными принадлежностями бесплатно на основании заключенного Договора на социальное обслуживание при условии соблюдения внутреннего распорядка и режима пребывания. Так же он получает трёхразовое питание, одежду, средства личной гигиены, бытовые удобства.

Первые две недели подопечный пребывает под постоянным контролем добровольцев организации. Ему оказывается моральная и психологическая поддержка. Доступ к мобильной связи и сети интернет позволяет поддерживать контакт с родственниками, сообщать о своём состоянии, получать моральную поддержку от родственников.

Пребывание, питание и прочие материальные блага подопечные получают за счет благотворительных пожертвований, а также из лично заработанных средств, участвуя в трудовых процессах по обеспечению материально-хозяйственных нужд центра, как доброволец или за вознаграждение.
Подопечные так же привлекаются в процессе адаптации к традициям Русской Православной Церкви (посещение Храмов, участие в службах и Таинствах, душепопечительские беседы), к спортивным мероприятиям (футбол, физзарядка) и к культурно-массовым мероприятиям (посещение театров, концертов, кино, музеев, выставок). Религиозная составляющая, а так- же спортивные и культурные программы возвращают у подопечных вкус к нормальному образу жизни, формирует влечение к позитивным целям.

Сроки данного этапа составляют в среднем от двух до шести месяцев, за это время человек приобретает некоторые нравственные ценности, формируя непосредственные установки для следующего этапа, где его самостоятельность проявляется в большей степени, но в той же степени прямо пропорционально растет и ответственность. Срок данного этапа может быть расширен по показаниям добровольцев центра, либо по желанию подопечного.

Читайте так же:  Депрессия в год ребенка

4.3. Вовлечение в жизнь организации.

На данном этапе социальной адаптации подопечный привлекается к деятельности организации как доброволец. Ему доверяют выполнение не сложных обязанностей в центре социальной адаптации и в организации.

Добровольческая деятельность подразумевает: в свободное от работы время заниматься активной общественной работой, в основном по профилактике аморального образа жизни и бродяжничества, беседы с подопечными центра. Такое положение позволяет воспитывать у подопечных ответственность и солидарность в общем коллективе. Добровольцы берут шефство над вновь прибывшими, следят за их состоянием, ориентируют их на дальнейшее становление, прививают ответственность за себя и окружающих, наблюдают за их поведением. Таким образом, тот, кто прошёл начальные этапы социальной адаптации, способствуют становлению вновь прибывших подопечных как личности. Во-первых, это развивает в подопечных чувство коллективной ответственности друг за друга. Во-вторых, подопечные, заботясь об окружающих, имеют меньше возможности останавливать всё своё внимание только на собственных проблемах. В-третьих, человеку, который только что пришёл в центр социальной адаптации, легче найти общий язык и понимание с равными себе.

Подопечные центра социальной адаптации имеют возможность хранить у себя наличные деньги от личного заработка, тратить их по своему усмотрению, но в то же время они еще подконтрольны старшим добровольцам центра и их свободное передвижение регламентируется и обговаривается.

После положительного прохождения этого заключительного этапа добровольцу предлагается пройти последний этап к самостоятельной жизни.

5. Программа социальной адаптации.

По результатам исследований, мы пришли к заключению, что человек, вернувшийся сразу из центра социальной адаптации домой, подвержен риску срыва из-за резкой смены обстановки. Поэтому мы разработали программу социальной адаптации, которая представляет собой промежуточный этап.

Этот этап предусматривает самостоятельную жизнь. Подопечные курса стационарной программы становятся выпускниками и проживают в заранее арендованных общежитиях, в основном группами – рабочими бригадами. За порядком, трудовой и нравственной дисциплиной следит старший сотрудник. В общежитии есть свой режим и правила пребывания — исключены употребление спиртных напитков и наркотических веществ, а так- же аморальное поведение. За это предусматриваются дисциплинарные взыскания. Сотрудники организации трудоустраивают выпускников. Выпускники получают заработную плату, планируют свою жизнь, бюджет, готовят себе пищу. Плата за проживание удерживается из заработка. Сами участники программы имеют свободу действий, но контроль за ними все же сохраняется. Однако, по условию соглашения, если выпускник систематически нарушает условия пребывания, он может быть отчислен или возвращён на предыдущий этап.

6. Поддержка выпускников после выхода из центра.

[2]

Граждане, успешно прошедшие курс социальной адаптации, возвращаются к самостоятельной жизни. Но организация продолжает поддерживать их и после выхода. Организация «Твой Дом» регулярно интересуется судьбами выпускников, налаживает общение, приглашает их в гости.

Цель общения заключается в том, чтобы напоминать бывшим подопечным о последствиях употребления наркотических веществ, алкоголя и аморального образа жизни. А так же, подбодрить их в новых начинаниях, достижениях и успехах, а так- же помочь в налаживании новых связей и дальнейшей поддержки.

7. Результат.

Целью организации является временное изъятие нуждающегося в помощи человека из привычной для него среды, в которой он начал употреблять наркотики или алкоголь. А затем, проведя в стационарных условиях комплекс программ по социальной адаптации, вернуть его обратно в общество, но уже в новом качестве. Мы рады за каждого, кто вернулся к самостоятельной жизни без вредных привычек и с устойчивой базой положительных моральных принципов. Мы рады, когда восстанавливаются и создаются новые семьи, когда налаживаются ранее испорченные отношения с родными и близкими, когда наши выпускники добиваются успеха в работе и личной жизни. Каждый доброволец, прошедший курс восстановления и социальной адаптации в наших центрах – есть положительный результат труда наших добровольцев и партнёров организации.

Цели и задачи деятельности учреждения

Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр социальной адаптации» является специализированным учреждением в сфере социальной реабилитации и адаптации, социальной поддержки и социального обслуживания лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации из числа зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя, представителей уязвимых групп населения, в т.ч. живущих с ВИЧ, а также реализации мероприятий, направленных на снижение наркотизации, распространения ВИЧ-инфекции и других социально-опасных заболеваний в подростковой и молодёжной среде.

Основная цель деятельности Центра:

— создание условий для социальной реабилитации и адаптации, социальной поддержки и социального обслуживания лиц выше указанной категории, разработка и осуществление мероприятий, направленных на восстановление их физического, психического, духовного и социального здоровья, восстановления личности с целью соблюдения здорового образа жизни и дальнейшей интеграции в обществе;

— проведение социально-профилактической и информационной работы среди населения с целью снижения наркотизации, предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и других социально-опасных заболеваний в подростковой и молодёжной среде.

Центр в соответствии с целями и задачами:

  1. Предоставляет получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей социальные услуги:

1) услуги по социальной реабилитации и адаптации;

8) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;

9) срочные социальные услуги.

  1. Проводит информационно-просветительские и профилактические мероприятия среди общего населения, детей, молодежи, представителей уязвимых групп с целью предупреждения случаев инфицирования ВИЧ, распространения зависимости от психоактивных веществ.
  2. Осуществляет социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
  3. Для повышения эффективности и результативности реабилитационного и адаптационного процесса, усиления профилактической работы Центр:

— разрабатывает и реализовывает программы социально-психологической реабилитации и адаптации для лиц зависимых от психоактивных веществ;

— разрабатывает и осуществляет целевые и тематические программы социальной и психологической адаптации для получателей социальных услуг Центра с целью профилактики и борьбы с распространением ВИЧ-инфекции и сопутствующими заболеваниями;

— привлекает родителей или лиц, которые их заменяют, к сотрудничеству, предоставляет им консультации;

— организовывает работу групп взаимопомощи для лиц зависимых от психоактивных веществ, созависимых родственников, ВИЧ-инфицированных детей и молодежи, а также родителей или лиц, которые их заменяют;

— организовывает кружки, клубы по интересам, проводит конкурсы;

— проводит тренинги, обучающие семинары, информационные занятия.

[1]

Центр сотрудничает с учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты, общественными организациями, религиозными организациям, правоохранительными органами, благотворительными фондами и другими организациями.

Социальной адаптации (стр. 1 из 9)

В настоящее время основной проблемой детей с задержкой психического развития является трудность их социальной адаптации, затруднение взаимодействия с социальной средой так как задержка психического развития обусловлена нарушением интеллектуальных функций, ущербность эмоционально-волевой сферы, низкая работоспособность, быстрая истощаемость. У таких детей снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, правил, что может вызвать неадекватную реакцию. Исследованием данной проблемы занимались многие известные отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский, В.А. Ядов, Е.И. Холостовой

Читайте так же:  Как избавиться от безответной любви к мужчине

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧКСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Понятие социализации и социальной адаптации

Социально адаптация – это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Е.И. Холостова выделяет две формы социальной адаптации:

— Активная, когда индивид стремиться к воздействию на окружающую среду с целью ее изменения;

— Пассивная, когда индивид не стремиться к воздействию на нее. [23]

И..А. Милославова рассматривает социальную адаптацию в качестве сложного структурного образования, состоящего из двух взаимосвязанных компонентов – адаптивной ситуациии адаптивной потребности. Под адаптивной потребностью понимается неизбежно возникающая потребность личности приблизить, в какой-то степени «уравнять» шаблоны поведения, привычки, представления, в связи с изменившимися условиями социальной среды. Адаптивная ситуация рассматривается как изменения в социальной среде.

Социально – психологическая адаптация – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Исследователи выделяют 4 этапа социально-психологической адаптации.

1 стадия – уравновешивание. Характеризуется минимальной степени включенности индивида в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы. На этой стадии адаптации устанавливается как бы «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам поведения друг друга.

2 стадия — псевдоадаптация. Отличительные черты этой стадии: сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3 стадия – приноровление. Базируется на признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

4 стадия – уподобление. Характерной особенностью рассматриваемого этапа является психологическая переориентация индивида, т.е. трансформация прежний взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения. Рассмотренные выше стадии или этапы социальной адаптации фиксируют разные степени включенности индивида в новую ситуацию. Индивид может последовательно пройти все этапы, постепенно все более адаптируясь к социальной среде, от стадии уравновешивания до стадии уподобления, а может одну из них миновать или остановиться на какой-то из них.

Охарактеризованные здесь стадии адаптации могут быть интерпретированы как типы адаптации, которые более или менее соответствуют определенным типам личности. Каждая личность, имеющая свой тип нервной системы, неповторимый жизненный опыт, характеризуется индивидуальными «приспособленными» механизмами, своими собственными оценками ситуации, своим типом адаптации. Тип адаптации, т.е. типичный способ реагирования на новую ситуацию, важная характеристика человеческой личности. Большинство людей проявляют различный тип адаптации в различное время, в зависимости от конкретных обстоятельств, но у каждого человека какой-то тип адаптации преобладает.

Социально – психологическая адаптация личности – это процесс приобретения ею определенного социально – психологического статуса, овладение теми или иными социально – психологическими равными функциями. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус ребенка в новой социальной среде, а также его психологическая удовлетворенность ею. Признаками низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (другое образовательное учреждение) и отклоняющееся поведение. По мнению Е.И. Холостовой успешность этого процесса зависит как от характеристик социальной среды, так и от характеристик самого индивида.Таким образом, социальная адаптация – это скорее не цель, а средство активного воздействия индивида на среду, на ее преобразование, где человек подвергается воздействию среды, но, в свою очередь, сам приспосабливает ее к себе, т.е. одновременно выступает субъектом и объектом адаптации.

Особенности социально-психологической адаптации в условиях социально-реабилитационного центра

Вложение Размер
osobennosti_sotsialno-psikhologicheskoy_adaptatsii_v_usloviyakh_sotsialno-reabilitatsionnogo_tsentra.docx 22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности социально-психологической адаптации в условиях социально-реабилитационного центра

Жизнь ребенка без родителей делится на две половины: жизнь сиротском учреждении и жизнь после его окончания. Вместо постоянного контроля и заботы со стороны воспитателей, учителей, психолога, социального педагога выпускник внезапно для себя остается один на один со своими проблемами в самостоятельной жизни. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей-сирот. Замедленное интеллектуальное развитие, его дисгармоничность, психологическая надломленность, бедность и однообразие сенсорного опыта, несформированность чувства долга, причастности к семье существенно ухудшают жизненное самочувствие этой категории детей.

Поэтому современное сиротство как социальная проблема рассматривается комплексно на медико-психолого-педагогическом уровне, т.е. при исследовании этой проблемы решаются задачи коррекции, компенсации отклонений в развитии, ослабление негативных последствий депривации и задачи социальной адаптации детей для успешной интеграции их в общество.

Только в семье ребенок может адаптироваться к нормальной жизни. Многие воспитанники детских домов не владеют даже элементарными навыками проживания в обществе – не знают, как пользоваться деньгами, не умеют мыть посуду. Выходя из интерната, они оказываются наедине с совершенно другим миром, в котором просто не готовы жить. Необходимо ввести обязательный постинтернатный патронаж, чтобы за подростком в течение несколько лет был закреплен отдельный человек. Тогда выпускник не будет чувствовать себя одиноким. Патронаж фактически обеспечит его взрослым другом». Если же ребенку повезло, и он попал в семью, то он начинает быстрее развиваться, и из него получается полноценный член общества.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В связи с тем, что фактически это осуществить пока не представляется возможным, социально-реабилитационные центры частично берут на себя данную задачу.

Основными задачами социально-реабилитационных центров при работе с выпускниками детских домов являются:

— обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

— охрана интересов и прав воспитанников;

— освоение детьми образовательных программ; получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;

— формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни; формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;

— создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Следует отметить, что подготовку подростка-сироты к самостоятельной жизни необходимо начинать задолго до того, как он покинет детский дом. Все программы, за исключением одной, должны быть реализованы в период нахождения подростка в стенах детского дома.

Читайте так же:  Любовь с первого взгляда все выпуски

Все так же актуальны следующие направления работы с детьми-сиротами:
— профилактика девиантного и делинквентного поведения;

— полоролевое воспитание (обучение «женским» и «мужским» моделям поведения);
— сексуальное просвещение;

-профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;

— формирование навыков решения жизненно важных задач;

— валеология, здоровьесберегающие технологии;

— обучение бытовым навыкам (приготовление пищи, содержание дома, планирование бюджета и пр.).

В связи с тем, что социально-психологической адаптации выпускников в учреждениях интернатного типа не уделяется должного внимания, в социально-реабилитационных центрах разрабатываются программы для адаптации выпускников, которые реализуются в период их самостоятельной жизни, — это программы постинтернатного сопровождения. В процессе их реализации необходимы занятия для формирования навыков управления своим свободным временем, психокоррекционные занятия по самооценке; психотерапевтическая работа по восстановлению уважения к труду. Ценность труда потеряна сегодня у большинства молодых людей, но у выпускников детских домов она деформирована еще и в силу того, что они находятся на государственном обеспечении.

Социальная адаптация означает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация проводится через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

В ходе реализации программ решаются следующие проблемы:

  • профессионального самоопределения выпускников;
  • освоения ими различных социальных ролей человека в обществе;
  • ознакомления со структурой и функциями семьи;
  • формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома.

Представительство интересов ребенка в правозащитных и административных органах – важная функция, которую выполняют сотрудники центра. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением дальнейшего обучения.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Включение детей-сирот в социальную деятельность является процесс, в ходе которого происходит следующее:

— выработка критериев, обслуживающих выбор деятельности;

— формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;

— приобретения опыта деятельности.

Наибольшую трудность для детей-сирот имеет решение первой задачи, так как у них ограничены возможности как выбора деятельности, так и способов ее осуществления.

Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.

Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным — отношение личности к данной деятельности.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является также общение. Для воспитанника учреждения круг общения и его содержание значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи.

Третья сфера социализации — самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образа его Я», возникающего у него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний.

Таким образом, наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знания себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.

Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем.

Наиболее оправданным является подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника детского дома своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Воспитанник должен научиться приобретать и формировать свою жизненную позицию, быть способный делать разумный выбор, вырабатывать собственные идеи. Речь идет о личности, способной на самостоятельное управление своим поведением с учетом существующих стандартов, норм и законов общества.

На основе анализа воспитательных систем, в том числе работ В,А, Краковского, С.Т. Шацкого, Ш.А. Амонашвили, А.Н. Тубельского, коммунарской методики И.Иванова и др., а также с учетом современных технологий организации воспитательного процесса, разрабатываемых Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, А.К. Савченко, определяют следующий ряд принципов, которые могут быть положены в основу работы с воспитанниками детского дома.

  1. Принцип творческого начала в проведении и организации воспитательного мероприятия. Проведение воспитательных мероприятий с элементами непредсказуемости способствует формированию у детей различных вариантов реагирования, приучает их к неожиданностям взрослой жизни и тем самым работает на развитие механизмов социальной адаптации.
  2. Личностно-ориентированный подход в воспитательной работе. Принцип реализуется в формировании основы для адекватного общения воспитанника с разными социальными группами (взрослыми, сверстниками и т.д.) через развитие его собственных устремлений. Личностно ориентированный подход способствует устранению таких иждивенческих отношений, так как он направлен на организацию воспитательного процесса таким образом, чтобы воспитанника сами для себя открывали свои возможности в решении поставленных воспитателем задач.
  3. Принцип коррекционно-развивающей направленности мероприятий.
  4. Принцип единства обучения и воспитания.
  5. Принцип социально-практической направленности мероприятий.

Итак, ни один педагог и воспитатель не могут повлиять на социальную ситуацию, которая сегодня постоянно меняется. Однако научить воспитанников владеть собой, ориентироваться в этой ситуации, приспосабливаться к условиям, которые может быть и не очень хорошие – вот задача социальной адаптации. Социальная адаптация – это не столько борьба с внешними условиями, сколько развитие внутри себя механизмов самоутверждения.

Таким образом, критериями преодоления трудностей могут быть сведущие:

1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;

2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;

Читайте так же:  Амнезия машина прохождение

3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовленности ребенка к преодолению трудностей социализации. Они могут рассматриваться только в комплексе.

Итак, понятие социально-психологической адаптации подразумевает приспособленность человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями общества, а также с собственными потребностями, мотивами, интересами. Адаптивный потенциал личности рассматривается как одно из важнейших социальных качеств личности, обеспечивающих ей субъектное функционирование в разнообразных критических ситуациях (стресс, кризисы, конфликты) социальной жизни. Несоответствующий социальным нормам эффективного функционирования личности адаптивный потенциал наиболее четко проявляет дефект социализации развивающейся личности в критические периоды жизнедеятельности подростка, индуцируя возникновение стресса психологической аккультурации, блокирующего конструктивные формы социальной активности личности. Несоответствие актуального уровня адаптивного потенциала личности социально-нормативному (т.е. необходимому для полноценного социального функционирования) является дефектом социализации развивающейся личности.

Выпускники учреждений интернатного типа неизбежно испытывают трудности в адаптации к условиям жизни вне детского дома. Это связано с рядом объективных причин: дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имею комплекс брошенного, нелюбимого ребенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.

В настоящее время социально-реабилитационные центры должны ставять перед собой задачу помочь выпускникам детских домов адаптироваться к новым условиям жизни путем разработки и реализации программ постинтернатного сопровождения.

25 Основные виды социальной адаптации человека.

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.

26 Формы и методы социальной работы по регулированию адаптивных процессов.

Адаптационный потенциал — степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой — накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т.д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация. Различные формы асоциальной активности — наркомания, алкоголизм, психическая напряженность — следствие неудачной социальной адаптации либо дезадаптации. Именно с людьми, социально дезадаптированными или характеризующимися преобладанием неадекватной активности, чаще всего приходится взаимодействовать социальному работнику. Одно из важнейших направлений работы с ними — реадаптация, т.е. восстановление адаптационных способностей, для чего применяется ряд социальных технологий.

Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов:

Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения. В этом случае завершением адаптационных процессов чаще всего является отказ (полный или частичный) от общественно-полезной деятельности, перемещение центра активности личности в сферу досуга или самореализация человека в альтернативных группах, не входящих в социальную структуру общества. В современных условиях эти процессы находят свое выражение в переориентации человека на самого себя: всевозможные оздоравливающие системы, нетрадиционные способы психологической и физиологической самореализации, развитие «экстрасенсорных» способностей, стремление к мистическим и оккультным переживаниям и т.п.

Другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат этой формы адаптации личности — создание различных социальных утопий и их пропаганда.

Третья форма адаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития.

В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в том числе в домах-интернатах для престарелых.

Одной из важнейших функций современных домов-интернатов, придавшей новый смысл этим учреждениям, стала социальная адаптация и реадаптация. Известно, что людям престарелого возраста присущи физиологические изменения. В старости происходят также изменения психики, проявляющиеся на различных уровнях. Помимо некоторых личностных изменений (скупость, подозрение, недоверчивость, нетерпимость, ранимость и т.д.), связанных с процессом старения, возможны трансформации психических функций, в том числе нарушения памяти, внимания, эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки в целом — нарушение адаптивных механизмов.

Ослабление способности к адаптации, свойственное пожилому возрасту, сказывается при смене места жительства, привычного окружения, при необходимости общения в непривычной обстановке и т.п. При этом возникают реакции дезадаптации, которые имеют разные степени выраженности — от личностных до клинически очерченных. Например, различным факторам риска дезадаптации пожилых людей в домах-интернатах противопоставляется группа альтернативных факторов, т.е. определенная технология социальной адаптации: мероприятия по профилактике предубежденности, негативного отношения к этим учреждениям и др.

Читайте так же:  Барьеры педагогического общения

Деятельность социального работника, выбора им соответствующей технологии зависит от этапа «прохождения» социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате. В основном это три этапа, которые подразумевают определенную технологичность в работе:

Пребывание в приемно-карантинном отделении. На данном этапе можно выделить следующие функции социального работника: разъяснить цели и задачи учреждения, познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации. При этом могут использоваться разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения (в форме стендов, альбомов, с помощью разных технических средств и т.д.) — все это должно способствовать адаптации, снизить неуверенность, тревожность клиента. В этот период важно установить причину поступления в дом-интернат. Как правило (около 40% случаев), причиной является конфликтная ситуация в семье, что осложняет эмоционально-психологическую адаптацию пожилых людей, способствует длительному сохранению негативных эмоциональных реакций и в связи с этим требует активного вмешательства социального работника в адаптационный процесс.

Размещение для проживания в доме-интернате. После двухнедельного пребывания в приемно-карантинном отделении клиенты переводятся в отделение на постоянное место жительства. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для человека. Перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Успех социально-психологической адаптации зависит от многих факторов: подбора комнаты, соседей, психологического климата, традиций и т.д. Для того, чтобы помочь клиенту адаптироваться в новых условиях, социальному работнику необходимы сведения о характерологических особенностях этого пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Социальный работник может и должен также научить индивида общению, сочувствию, осмыслению ситуации совместного проживания и т.д.

Третий, более длительный этап — проживание пожилого человека в доме-интернате первые 6 месяцев. Здесь встает проблема окончательного решения: остаться в доме-интернате на постоянное проживание или вернуться в прежние, привычные домашние условия. В этот период происходит критическая оценка как социально-бытовых условий в доме-интернате, так и своих возможностей для адаптации к ним. Одним из эффективных методов является так называемая «терапия средой», т.е. создание благоприятного психологического микроклимата. Этот процесс осуществляется совместно с медработниками, трудинструкторами, культработниками и библиотекарями, а также с помощью методов трудотерапии и т.п. Конечно, после этого этапа работа по адаптации не прекращается, так как и по истечении 6-месячного срока пребывания проблемы остаются.

Здесь очень важно сочетать как индивидуальные, так и групповые методы воздействия. Во многих домах-интернатах разрабатываются, например, «Индивидуальные программы социальной адаптации пожилого человека, проживающего в доме-интернате». Сюда включаются: трудовая деятельность, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. В этой программе указываются сроки, предусматриваются ответственные за ее выполнение, отслеживается эффективность различных видов занятости в процессе адаптации.

В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию.

Сложные проблемы возникают у лиц, отбывших тюремное наказание. Особенно остро встают семейно-бытовые проблемы, проблемы взаимоотношений в трудовых коллективах.

Социальная адаптация, реадаптация таких лиц в новых условиях проходит следующие этапы:

Этап выработки адаптационных навыков и способностей, облегчающих впоследствии социальную адаптацию. Этот период во многом зависит от тех установок и ценностей, которые индивид вынес из мест лишения свободы. Средствами убеждения, а подчас и принуждения социальный работник должен добиться нейтрализации или уменьшения антиобщественной установки личности, если таковая имеется.

Приспособительный этап, когда освобожденный решает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Хотя этот этап должен быть кратким, но он очень важен для дальнейшей реализации планов и установок индивида: стремления трудиться, наладить внутрисемейные, дружеские отношения в социальной среде и т.д.

Этап усвоения социально полезных ролей. Он наиболее сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного. Происходит изменение социальных ролей, ломка стереотипов поведения, сознания. Профилактическое значение этого этапа состоит в том, чтобы не допускать влияния неблагоприятного социального окружения и других факторов, обусловливающих асоциальное поведение.

Этап правовой адаптации, когда в сознании утверждаются и закрепляются социально значимые установки и цели исправления судимого лица.

Поскольку социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, то возникает вопрос о его стадиях. Здесь можно говорить о четырех качественных стадиях социальной адаптации:

первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;

вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;

третья стадия — приспособления, «аккомодации» — связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;

четвертая стадия — полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.

Специфические моменты технологии социальной адаптации:

— только человеку свойственно создавать специальные «приспособления», определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

— только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

— процесс «принятия» или «неприятия» индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

— человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, только человек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации, только для человека характерна относительная способность варьировать свое поведение при изменении условий и обстоятельств.

Источники


  1. Осьминина, Наталия Воскресение лица, или Обыкновенное чудо. Мысли, творящие молодость женщины. Мысли, творящие красоту и молодость женщины до 100 лет и дальше. Десять секретов Любви (комплект из 4 книг) / Наталия Осьминина , Георгий Сытин , Адам.Дж. Джексон. — М.: ИГ «Весь», София, 2015. — 564 c.

  2. Спок, Бенджамин Ребенок и уход за ним / Бенджамин Спок. — М.: Машиностроение, 2008. — 496 c.

  3. Бенард, Черил Без нас вы ничто. Женщины в жизни мужчин / Черил Бенард , Эдит Шлаффер. — М.: Панорама, 2014. — 238 c.
    Учреждения социальной адаптации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here