Условия воспитания толерантности

Полезный материал на тему: "Условия воспитания толерантности" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Теоретические основы исследования проблемы формирования толерантности

Слово «толерантность» в последнее время приобрело большую популярность. Однако его значение неоднозначно, а поэтому требует подробного разъяснения. Данное слово происходит от латинского tolerantis , которое буквально означает «терпение, выносливость».

Сама идея толерантности имеет древнюю историю, возникла еще в глубокой античности — как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам, и постепенно религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в обществе. Примечательно то, что данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, философии, медицине, педагогике и других.

В разных языках понятие «толерантность» имеет синоним «терпимость» В словаре В.И.Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность, что или кого-либо терпеть « только по милосердию, снисхождению». В XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем (26) и выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. («Толковый словарь русского языка» В.Даля. М., 1998). Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность.

Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (М., 1994) категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов и выражений» (М., 1998) понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо».

Аналогичным образом толкуют данное понятие и большинство современных словарей. Толерантность рассматривается как способность терпеливо или снисходительно относиться к другому, к его инакодействию ( в позитивном смысле) или инакомыслию.

Определение толерантности содержится в Краткой философской энциклопедии: «Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и осознания надежности собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»

Еще одно полное определение, раскрывающее саму суть толерантности, дано в словаре по этике: «Толерантность — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т.д. без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я».

В современной философской литературе в понятии «толерантность» выделяется множество типов. Так, В.А. Лекторский рассматривает четыре возможные модели толерантности.

Первая модель — «толерантность как безразличие». В этом случае толерантность выступает как безразличие к существованию разных взглядов, как неважных, перед лицом основных проблем, с которыми общество имеет дело.

Вторая модель — «толерантность как невозможность взаимопонимания». Она выступает здесь как уважение к другому и в то же

время как невозможность понимать и взаимодействовать с ним. Это касается религиозных взглядов, специфических ценностей той или иной культуры.

Третья модель — «толерантность как снисхождение». В этом понимании она выступает как снисхождение к слабости других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним. Например, я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, но вступать в критическую дискуссию с таким человеком не имеет смысла. Здесь толерантность не включает в себя принятие ценностей другого. Как раз напротив, это есть еще один, может быть, более утонченный метод еще более усилить унижение другого.

И, наконец, четвертая модель — «толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог». Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.

Считается, что из всех вышеизложенных моделей толерантности лишь последняя означает уважение других в их особенности, признания самоценности прочих мнений. Поэтому данная модель в современной ситуации является наиболее плодотворной. Иными словами, толерантность базируется не столько на понимании непохожести, сколько на согласии с тем, что данный факт, явление, поступок, взгляд имеют право на существование, то есть признается и принимается существование различий.

При этом, как замечают многие ученые, «толерантность — это не пассивное принятие, а активный поиск точек соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное». Толерантность предполагает заинтересованное отношение к другому; желание прочувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно — иное, чем-то непохожее на собственное восприятие действительности.

В 1995 году известный отечественный этнолог В. А. Тишков в своем выступлении на Международной конференции «Толерантность во имя взаимопонимания и сотрудничества» предложил свое понимание данного явления в обществе. По определению В.А. Тишкова толерантность — это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многообразными, а значит, и взгляды на этот мир различны, они не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

В своих работах ученый отметил, что « толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне — как внутренняя установка личности и на политическом уровне — как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма. Как установка толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора. Она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие толерантность — это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость.

Директор Института социологии РАН доктор исторических наук Леокадия Михайловна Дробижева, выступая на конференции «Объединяющее лидерство: женщины за толерантность и прогресс, против расизма и ксенофобии», проходившей 1-2 октября 2001 года в Москве, определила толерантность как уважение к мнению другого человека, готовность понять его и осуществлять взаимодействие.

Читайте так же:  Метод сильва сила мысли

В послании Генерального секретаря ООН Кофи Аннана по случаю Международного дня толерантности 16 ноября 2001 года говорится, что «толерантность — это открытость, диалог, понимание и уважение других. Диалог должен брать верх над насилием, понимание над безразличием, знание других людей над неведением и предубеждением».

Наиболее полно сущность толерантности изложена в «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Как указано в Декларации (статья 1) , «толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность — это гармония в многообразии. Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания прав и основных свобод человека. Проявление толерантности не означает терпимое отношение к социальной несправедливости, отказ от своих убеждений, защищающих права человека. Это означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Характеристика толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Здесь толерантность получает социально активную окраску и рассматривается как условие успешной социализации, заключающееся в умении жить в гармонии, как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет определение «толерантности», предлагаемое американским словарем «American Heritage Dictionary»: «Толерантность — способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей».

Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье «Образование и толерантность» («Высшее образование в Европе». Т. XXI, № 2, 1997) приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь неполно, т.к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые

отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат».

В «Политической энциклопедии» мы находим следующее пояснение: «толерантность вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество».

Рассматривая психологическую трактовку данного понятия, следует отметить, что в «Большом психологическом словаре» (М., 2000) толерантность определяется неоднозначно: во-первых, как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждения, ценностей другого»; во-вторых, как «способность выносить стресс без серьезного вреда»; в-третьих, как «переносимость лекарств».

Таким образом, этимологическое значение толерантности заключается в том, что термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению: стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, лекарствам, собственному раздражению поведением другого индивида.

Во всех приведенных определениях можно выделить четыре компонента толерантности:

Принятие и признание различий, существующих между людьми, сегодня можно считать наиболее приемлемой формой межкультурного взаимодействия.

С гуманистических позиций принятие другого таким, каков он есть, обозначает изначальную ориентацию на человека и его ценность как личности, готовность взаимодействовать с человеком, признание за ним прав на личные интересы, учет его особенностей, допущение его возможного резкого отличия от остальных.

Подлинная толерантность является ценным нравственным качеством развитой личности, т.е. личности, которая имеет свои ценности и интересы и готова, если понадобиться их защищать, но вместе с тем, с уважением относиться к воззрениям и ценностям других людей; иными словами личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение или уничтожения кого-то другого. Толерантность предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир многообразны и не могут, и не обязаны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. То есть не допустимы любые формы предпочтения, привилегий для одних социальных, этнических, культурных и прочих групп и притеснение других. В то же время толерантность требует сохранение естественной здоровой неприязни к отрицательным явлениям в плане идеологии общения и поведения. Толерантность нетождественна отсутствию оценок нравственной направленности. Она не означает снисходительность, примирение с аморальными явлениями. Таким образом, толерантность в социальном аспекте — это терпимость к чужим мнениям, убеждениям и поведению к критике других своих действий, способность к сохранению эмоциональной устойчивости и адекватного реагирования на события и явления в условиях различных помех.

Можно выделить следующие критерии толерантности:

равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, людям из сексуальных меньшинств и т.д.);

равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в обществе;

свобода вероисповедания при условии, что не ущемляет права и возможности других членов общества;

сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Таким образом, современное понятие сущности толерантности базируется на признании, понятии, понимании и уважении непохожести, различия, а также готовности к диалогу.

Педагогические условия и уровни формирования толерантности у младших школьников

1.3 Педагогические условия и уровни формирования толерантности у младших школьников

Согласно данным исследований, провидимых в различных институтах наличие постоянных конфликтов среди школьников отмечают 37% преподавателей; грубость и жестокость по отношению к младшим школьникам со стороны старших школьников отмечают 30% учителей; высокий и выше среднего показатель уровня агрессивности наблюдается у 35% опрошенных. Отсюда понятен интерес педагогической науки к проблеме толерантности и очевидна ее актуальность.

Читайте так же:  Как легче пережить развод с мужем

Анализ философских, психолого-педагогических, социологических трудов таких авторов как А.Г.Асмолов, К.В.Бердников, С.К. Бондырева, Р.Р. Валитова, И.Ф. Комогоров, В.А. Лекторский, показывает, что исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее время. Однако дан­ная тема изучена пока еще фрагментарно и не системно, что может быть объяснено преобладающей в разработке проблемы толерантности в узкопредметности. В самых авторитетных курсах, посвященных исследованию толерантности и образовательной среды, проблематика их пространственной организации практически отсутствует.

Результаты проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантности. В связи с этим возникают следующие противоречия:

— между насущной потребностью общества в толерантной личности и недостаточной направленностью системы образования на ее воспитание;

— между потребностью образовательной практики в научно-методическом и содержательном обеспечении процесса воспитания толерантности и недостаточной его разработанностью в педагогической теории и практике;

— между нормами, ценностями семьи школьника, социальной и этнической группой, к которой он принадлежит, и нормами, ценностями общества, членом которого он является;

— между увеличивающимися интеграционными процессами в образовании, миграционными потоками, приводящими к интеграции и ассимиляции культур, и отсутствием наработок по построению толерантной среды в образовательных учреждениях.

Образование должно использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Обновление содержания образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. С раскрепощением личной свободы и расширением кругозора преодолевается синдром нетерпимости к любому инакомыслию. В результате чувство терпимости становится существенным элементом духовного пространства нашего общества. Таким образом, толерантность в процессе социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее поведения и мышления.

[1]

Характерной особенностью образовательного пространства является то, что оно объективно предлагает информационное обеспечение самообразования участников образования, которое проявляется в процессах обмена информацией с окружением. Такой обмен информацией осуществляется по четырем координатам, что учитывается нами при построении толерантной среды:

— нормативно-регламентирующей, которая представлена спектром законов, других законодательных документов, в которых отражаются права и обязанности участников образования, регламентируются условия их жизнедеятельности;

— перспективно-ориентирующей, представленной доктринами образования или программами развития образования, которые определяют перспективы образования на обозримо длительный период;

— коммуникативно-информационной, которая создает условия для обмена информацией и представлена специально отобранными сведениями о реальном мире и о роли человека в нем, служит специфическим средством обмена между участниками образования;

Видео (кликните для воспроизведения).

— деятельностно-стимулирующей, предназначенной для побуждения участников образования не только к исполнению своих обязанностей, но и к удовлетворению познавательных и иных духовных потребностей.

Построение толерантной среды актуально для процесса формирования новой модели непрерывного образования, смещающей акценты воспитания с компенсаторно-адаптивных задач на задачи подготовки ребенка к участию в позитивных изменениях и обновлениях социальной среды, в том числе в ситуациях неопределенности.

Толерантная среда основывается на гуманистических, нравственных ценностях и создает условия для развития интерсубъектного процесса образования на фоне актуальных преобразований личности и сама является условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурно-исторические ценности.

Осмысливая содержание толерантной среды, нельзя не обратиться и к другой объективной реальности, имеющей противоположное начало – интолерантная среда.

Присутствие интолерантности в пространстве учебного заведения объясняется тем, что она является частью живой человеческой реальности, которая может разрушить первоначальные установки на объективизм восприятия, когда одним из участников общения выступает интолерантная личность, несущая на себе груз системы ценностей той культуры, к которой принадлежит.

Деление детей на толерантных и интолерантных достаточно условно, так как ребенок в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

Присутствие и взаимодействие толерантных и интолерантных детей в пространстве учебного заведения обусловлено их общим местом жизнедеятельности и одинаковыми контактами с окружением. Однако их ценностные установки, приемы общения и взаимодействия остаются разными.

Проявление интолерантности ведет к возникновению конфликтных ситуаций, затрудняет успешность, в конечном счете, препятствует самому образовательному процессу и личностному росту..

Преимуществом толерантных людей является то, что они действуют в интересах успешности ведения «культурного» диалога и в целях избежания межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями. Взаимодействие на основе построения толерантного мировосприятия помогает построить открытую, бережную, свободную от напряженности среду в вузе, которая позволит студентам свободно делиться своими переживаниями, идеями и представлениями.

Мы выделяем два механизма перехода от интолерантной среды к толерантной. Первый заключается в пресечении негативных, агрессивных или враждебных реакций по отношению к другому. Это могут быть определенные ограничения, описанные в правилах, уставе и других регламентирующих документах учебного учреждения наподобие тех, что можно найти в международных стандартах прав человека, различных законах, в которых содержатся не просто конкретные формулировки такого рода ограничений, но и налагается ответственность за проявления интолерантности. К сожалению, такие ограничения выражают минимальный уровень уважения к другим, и, если он не выдерживается, люди и общество скатываются к нетерпимости и нарушению прав человека.

Регламентирующие правила могут касаться, к примеру, общественных отношений, которые в толерантной среде основаны на взаимном уважении человеческого достоинства всех членов общества и уважении прав человека и характеризуются равенством (равным доступом к получению образовательных услуг, независимо от социальной принадлежности, пола, национальности, вероисповедания, возраста и т.д.).

Читайте так же:  Развитие человеческого мышления

Другой механизм развития и укрепления толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека и утверждения демократии. В рамках образовательного пространства вуза переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развития способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий. Он проявляется в нацеленности преподавателей и студентов на конструктивное разрешение конфликтов совместной деятельности, которая формируются благодаря таким важным качествам как самоатрибуция, самоубеждение и самооправдание, основными агентами влияния которых являются они сами и усвоенное ими представление о себе, а также в организации групповой рефлексии, в которой отражается понимание различного поведения людей.

Эти механизмы не конкурируют между собой, а находятся в отношениях взаимного дополнения, особенно в ситуации, когда налицо проявления интолерантности. Задача преподавателя моментально реагировать и пресекать такие проявления. Но самая важная задача педагога — научиться видеть и различать первые признаки возможной конфликтной ситуации, дабы предотвратить ее развитие или найти компромиссный, толерантный выход из конфликта.

[3]

Доминирующими методами воспитания-самовоспитания толерантности во взаимоотношениях являются: убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания, метод дилемм и рефлексия.

Практическая подготовленность ребенка состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-значимых задач, выработке потребности творческих исканий, принятии оптимальных решений, уверенности в своих возможностях

Современное образовательное пространство учебного учреждения ценным и значимым признает культурную самобытность каждого, в нем открывается доступ ко всем цивилизациям мира, включая собственную, в нем происходит снятие внешних ограничений доступности к другим образовательным системам. Здесь формируется некая социокультурная и жизненная установка, каждый ощущает комфортность бытия, самодостаточность, стремление к самосовершенствованию. Однако специфика развития общества создает систему препятствий для реализации этих целей (опять-таки с известной степенью условности допустимо называть это «негативным» влиянием).

Исследование влияния этих факторов на процесс развития толерантности показало, что осознание и учет их способствуют повышению его эффективности. Умелое использование этих факторов зависит от знания условий, влияющих на становление толерантной личности, т.е. составных частей или характеристики среды, в которой развивается ребенок. Система всех факторов и условий жизнедеятельности образует среду обитания человека, которая является важным условием мировоспитания личности ребенка, ибо создает актуальный образ в сфере межличностных отношений, в основе которых лежит толерантность.

Общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические и политические, культурные и бытовые условия, составляют среду становления и развития человека как социального объекта. Педагогические и дидактические условия должны обеспечивать успешность обучения и воспитания толерантности. Характер межличностных отношений, основанный на толерантности, должен обусловливать эффективное становление толерантной личности.

ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ЩКОЛЬНИКОВ

Педагогика

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность — это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей:

[2]

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании — это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Читайте так же:  Как распознать психопата мужчину

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность — значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество — детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда — готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий:

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе
Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность — уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности — это тяжёлый интеллектуальный и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы

Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:
  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • изучение иностранных языков
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители
Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается агрессия, вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки — то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике — он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся — он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются — он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают — его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть — он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают — он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители — он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности — он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём — он будет верить в любовь.
Читайте так же:  Синдром профессионального эмоционального выгорания

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра — вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен — причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность — это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности:

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

Воспитание толерантности у современных детей

В современном обществе возникла необходимость учиться толерантности. Это вызвано тем, что люди различных социальных групп, отличных по множеству признаков постоянно и с возрастающей интенсивностью взаимодействуют между собой. В эпоху глобализации, которая захватывает всё больше областей нашей жизни, приходится общаться и совместно работать на виртуальных и реальных площадках людям различных рас, национальностей, вероисповеданий, половой принадлежности и имеющим другие существенные различия.

Это общение вызывает у людей психологическую напряжённость из-за того, что появляются разногласия, которые находят отражение в культурной нетерпимости, неуважении иного вероисповедания, агрессии по отношению к представителям других этнических групп. С подобными проявлениями справится неподготовленному человеку достаточно трудно, поэтому надо учиться толерантности, преодолеть себя и научиться терпимо, и позитивно относиться к тому, что на первый взгляд кажется совершенно неприемлемым с обыденной точки зрения.

Зачем нужна толерантность

В первую очередь толерантность нужна в целях сохранения мира на планете. Отсутствие толерантности приводит к развязыванию кровавых войн в различных точках Земли. Всё актуальнее становятся причины вооружённых столкновений на межэтнической почве. Поводом для военных конфликтов становится религия и традиционная культура стран и народов. Необходимо научиться уважать взгляд на мир других людей, иной, даже непонятный нам образ жизни.
Толерантность, которая относится к добродетелям, стоит в одном ряду с честностью, добротой, дружелюбием, вежливостью. Она предполагает позитивное восприятие и уважение к пониманию мира другими людьми, отличным от общепринятых в нашем обществе ценностям, различным вероисповеданиям, поведению, к критике другими людьми наших идей, позиций и действий. Развитию толерантности помогают искренность человека, высокий уровень образования, право выбора религии, свобода убеждений. Эти качества позволяют взаимодействовать с множеством людей в целях прогресса науки и развитию культуры в нашей стране, и на всей Земле.

Как воспитать толерантность в детях

Толерантность – это необходимое условие существования гражданского общества, но кто и как будет прививать это качество подрастающему поколению – является предметом споров педагогов, родителей, бабушек, дедушек и всех неравнодушных к проблемам детей и подростков.

В педагогической среде становится всё более устойчивым мнение, что основную роль в воспитании толерантности принадлежит учителям. Процесс этот достаточно сложный и чаще всего неявный. Только стратегия непрямых действий может привести к требуемому результату. Различные запреты на проявление нетерпимости ни к чему хорошему точно не приведут. Скорее всего результат будет обратным ожидаемому. Некоторые «горячие головы» предлагают ввести уроки толерантности, что тоже не выдерживает никакой критики. Что же делать?

Окружающие детей взрослые люди должны постоянно развивать и совершенствовать в себе умение отличать хорошее от плохого и толерантно относиться к окружающему миру. При этом проявлять нетерпимость к расизму, фашизму, оскорблению личности. Понимая при этом, что проявление нетерпимости должно находиться в существующем правовом поле.

Детские дошкольные образовательные учреждения и школы должны стать примером создания идеальных условий для общения детей различных национальностей, вероисповеданий, различных мировоззрений и культур. Этому должны способствовать и складывающиеся отношения между учителем и учениками, и образовательные программы мягко подводящие обучаемого к пропитыванию идеей толерантности. Очень важна и совместная целенаправленная деятельность, результаты которой выше разногласий вызванных непохожестью взглядов детей на окружающий мир.

Как узнать, что мы на правильном пути?

Существует множество психологических методик, которые позволяют дать количественную и качественную оценку результатов воспитательной деятельности. Они же помогают оценить и формирование толерантности у детей. Основными критериями при данной оценке выступают:

  1. социальная направленность личности;
  2. социальная адаптация, которая происходит своевременно и качественно;
  3. желание и возможность творчески взаимодействовать с окружающим миром.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что бы добиться положительных результатов в движении к толерантному обществу, взрослые люди должны из раза в раз показывать детям положительный пример отношения терпимости к другим людям.

Источники


  1. Юрчук, В. В. Женское искусство околдовывать, соблазнять и обирать мужчин / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2008. — 480 c.

  2. Сергей Дольче Вита для двоих. Идем дальше / Сергей, Дина Волсини. — Москва: РГГУ, 2013. — 483 c.

  3. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.
    Условия воспитания толерантности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here