Зачем нужна мораль

Полезный материал на тему: "Зачем нужна мораль" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Зачем нужна мораль

В наше время наблюдается тенденция к разрушению морали и объявление ее предрассудком. Но разве мораль является предрассудком? Давайте подумаем, как появилась мораль и зачем она нужна. Ведь не просто так возникли запреты не некоторые аспекты поведения человека.

Обычно моральные принципы запрещают то, что человек в здравом уме итак никогда не додумается сотворить. Т.е. эти запреты накладываются на элементы противоестественного поведения, которые противоречат здоровому рассудку и вызывают негативную реакцию в психике окружающих. Часто такое поведение называют асоциальным, оно губительно для человечества. Например, если было нормой убивать друг друга, то человечество давно бы исчезло с лица земли. Поэтому нормальный человек испытывает отвращение к убийству и переживает ужас при виде мучения других. Такая реакция – это данный нам природой психологический механизм, определяющий такой стиль поведения с другими индивидами, который способствует выживанию всего вида. Таким образом, базовые принципы морали заложены генетически. На это также указывает и тот факт, что у преступников имеется генетическая предрасположенность к преступлениям. Мораль это своего рода социальный инстинкт самосохранения, обеспечивающий выживание вида и исключающий его самоуничтожение. Кстати, даже животные при внутривидовой борьбе редко когда загрызают друг друга насмерть.

Но не все элементы нравственного поведения разумных существ еще до конца сформированы. Можно сказать, что мораль только формируется, и вся история вида Homo Sapiens это эволюция и становление морали и этот процесс еще далек до завершения. Многие нравственные законы существуют в виде правил. Но, правила общественной морали, будучи основаны на морали генетической, запрещают делать лишь то, что вызывает ужас, отвращение или неприязнь. А отвращение может вызывать не только убийство, но также подлые поступки, разврат и особенно извращения. Последние вызывают его вследствие своей негигиеничности и противоестественности. Физические уродства тоже вызывают отвращение, потому что они противоестественны и являются отклонениями от нормы, это то – чего не должно быть. Аморальное поведение это такое же уродство, только психологическое. И чувства, которые испытываешь при виде сексуальных извращенцев, идентичны тем, что испытываешь при виде уродцев в пробирках. Гей-парад это точно такое же нездоровое безобразное зрелище. Только вот уродцы не виноваты, что родились такими, и наряду с отвращением они вызывают сострадание, а извращенцы стали таковыми по своей воле, и поэтому кроме омерзения вызывают еще гнев и негодование, и хочется чтобы они исчезли с лица земли.

Таким образом, мораль отражает естественно правильное, выработанное природой поведение, и ни в коей мере не является предрассудком. Аморальное всегда = отвратительное. Если вы нагадите посреди банкетного зала, это будет аморально, так как вызовет естественное отвращение у окружающих. Также аморально прилюдно обнажать свои испражнительные органы, так как они являются канализацией организма, откуда вытекают нечистоты, и смотреть на них противно. И хотя передние органы часто называют половыми, в первую очередь они все же являются испражнительными. Голые сиськи тоже зрелище не очень приятное, хотя они ни в коей мере не являются «погаными местами» в отличие от предыдущих, а как раз наоборот. Но взгляните на папуасок, и сразу поймете, почему сиськи стали считать срамом в цивилизованном обществе. Именно из-за неприятности созерцания срамных мест их стали прикрывать, а вовсе не потому, что это кого-то возбуждает. К слову, ни папуасов, ни нудистов это не возбуждает. Даже с точки зрения сексуальной привлекательности, женщина в эротическом белье выглядит в 10 раз соблазнительнее, чем полностью обнаженная. А интерес к обнаженной женской груди объясняется только тем, что в нашей культуре это место принято прикрывать, что создает завесу тайны и вызывает любопытство.

Моральными предрассудками можно назвать лишь некоторые культурные аспекты, принятые в том или ином обществе. Например, где-то мини-юбка считается неприличной, а где-то считается неприличным ходить без паранджи. Здесь имеют место просто разные традиции и привычки, они весьма относительны. Совсем другое дело, когда заголяются для развратных целей, например в стриптизе или порно. К тому же стремление демонстрировать всем свои срамные места является психическим заболеванием (эксбиционизм). Потеря интимного стыда часто наблюдается также при шизофрении. Поэтому все любители порнографии являются психически нездоровыми. Это тоже самое, если бы они с упоением наблюдали за поведением пациентов дурдома.

Можно провести аналогию нравственных норм с правилами дорожного движения. Их тоже можно объявить условностями и предрассудками, и начать превышать скорость, проезжать на красный, ездить по тротуарам, управлять машиной в нетрезвом виде. Согласились бы вы жить в городе, где пьяные водители гоняют по тротуарам и это считается общепринятой нормой?

Разрушения морали – это разрушение эволюционно сложившихся законов поведения в социуме, без которых общество (а, следовательно, и каждый человек в нем) не может нормально существовать. Разрушение морали это падение в хаос, беспредел и, в конечном итоге, вымирание. Что и было доказано на основе Римской империи, и многих других народов, которые были развращены. А тем дурикам, которые считают мораль предрассудком, я скажу: если бы не было морали, вас бы давно ограбили, изнасиловали в извращенной форме и зверски замочили, напоследок расчленив и подвергнув каннибализму. Всего этого с вами не произошло только благодаря тому, что в большинстве людей заложены моральные законы, которые вызывают ужас и омерзение к подобным поступкам. Разрушение нравственных норм, которое происходит сейчас на Западе, в Европе и России проводиться врагами человечества – мировой олигархической закулисой, цель которых убрать «бесполезных едоков» и сократить население планеты до жирующего «золотого миллиарда» и его прислуги. Отсюда и пропаганда половой распущенности, и либерализация однополных браков с прочими извращениями, и насаждение толерантности ко всей этой противоестественной мерзости, которая изначально у людей вызывала отвращение на подсознательном уровне.

Развратники же и дегенераты, которые пытаются навязать другим свое асоциальное поведение, напоминают двоечников, которые вместо того чтобы стараться лучше учиться, мешают учиться отличникам, чтобы их тоже превратить в двоечников, и таким образом не чувствовать свою ущербность. Спрашивается, если тебе нравиться творить разврат и другие аморальные поступки, зачем тогда ты вообще родился человеком? Лучше был бы кобелем или быком-производителем. А раз родился человеком, то нефиг превращаться в скотину! Ты же не на помойке подобрал свое человеческое тело, чтобы так его паскудить. С уважением и трепетом относись к тому, что родился разумным существом и веди себя соответственно. И помни, твое ДНК всего лишь дает тебе возможность стать человеком, и только от твоего морального уровня зависит, будешь ты человеком или скотиной.

Ответы на популярные вопросы — что это, что значит.

Что такое Мораль

Мораль – это система сугубо условных правил поведения в обществе, основанная на сложившейся парадигме восприятия добра и зла. В широком понимании, мораль – это система координат, которая позволяет направлять действия людей таким образом, чтобы результаты их действий приносил благо для всего человечества в целом. С точки зрения психологии, мораль это – глубинная часть человеческой психики, которая отвечает за оценку происходящих событий, а именно за распознание добра и зла. Довольно часто слово «мораль», принято заменять словом «Нравственность».

[2]

Что такое мораль человека. Понятие (определение) морали простыми словами – кратко.

Несмотря на достаточно простую суть термина «мораль», существует огромное множество его определений. Так или иначе, практически все они являются верными, но, пожалуй, самым простым ответом на вопрос «Что такое мораль?» будет данное утверждение:

Читайте так же:  Депрессия после 40 лет

Мораль — это попытка человека определить, что правильно и неправильно в отношении наших действий и мыслей. Что хорошо и плохо для нашего бытия.

Если с термином по большому счету все более или менее понятно, то сама концепция того, что является моральным, а что является аморальным вызывает массу споров. Дело в том, что понятия зла и добра не всегда являются абсолютными и их оценка зависит исключительно от современной парадигмы, принятой в обществе.

К примеру, в средние «темные» века, когда общество было малообразованным, но весьма религиозным – сжигать людей, заподозренных в колдовстве было весьма высокоморальным поступком. Само собой, что в современную эпоху гуманизма, науки и права, подобное считается ужасной глупостью и преступлением, но исторические факты никто не отменял. А еще было рабство, святые войны, различного рода геноциды и другие события которые воспринимались определенными частями общества, как что-то нормальное. Благодаря подобным примерам мы разобрались с тем, что мораль и ее нормы, это весьма условные правила, которые способны изменятся в угоду общественному укладу.

Несмотря на приведенные выше примеры и печальный исторический опыт в оценке тех или иных событий, сейчас мы имеем в определенном отношении более или менее адекватную систему моральных ценностей.

Функции морали и зачем мораль нужна людям?

Несмотря на множество философских и научных теорий, ответ на данный вопрос весьма прост. Мораль нужна людям для дальнейшего благополучного сосуществования и развития как вида. Именно благодаря тому, что существуют общие понятия, о том, что хорошо, а что плохо, наше общество все еще не поглотил хаос. Таким образом, можно сказать, что функция морали заключается в формировании общих правил поведения или законов, которые в свою очередь поддерживают порядок в обществе.

В качестве примера понятного абсолютно всем морального принципа, можно привести так называемое: Золотое правило морали.

Золотое правило морали гласит:

«Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали с тобой.»

Существует несколько интерпретаций данного принципа, но все они передают одну суть.

Нормы и примеры морали.

К нормам и примерам морали можно отнести огромное множество аспектов, некоторые из них будут высокоморальными абсолютно везде, а некоторые спорными с учетом различия культурных особенностей. Тем не менее в качестве примера приведем именно те нормы морали, которые не вызывают сомнений.

Нормы морали в обществе:

  • Честность;
  • Храбрость;
  • Умение держать слово;
  • Надежность;
  • Щедрость;
  • Сдержанность (самоконтроль);
  • Терпение и смирение;
  • Милосердие;
  • Справедливость;
  • Терпение к различиям (Толерантность);
  • Самоуважение и уважение к другим людям.

Мораль и Этика

Термины «Мораль» и «Этика», являются тесно связанными понятиями, и довольно часто употребляются как синонимы, но это не совсем верно. Простыми словами, дело в том, что мораль, это более глобальное понятие, которое говорит нам, что правильно или неправильно в целом и общем невзирая на конкретную ситуацию. Этика в свою очередь это руководящие принципы, которые помогают человеку или группе решать, что хорошо или плохо в конкретной ситуации.

В итоге хотелось бы отметить, что данную тему практически невозможно раскрыть в одной маленько статье в силу ее объемности, но надеемся, что основные принципы вам стали более понятны.

Ресурсы НЛП

Часто в разговоре с разными людьми мы применяем фразы: «это же аморально» или «это бесчеловечно». Особенно часто подобного рода высказывания прмименяются в двух случаях,
1. Родители пытаются таким образом повлиять на своего ребенка.
2. В паре подобные высказывания позволяет себе женщина для проталкивания своей точки зрения. (Не обязательно женщина, но как правило)))
Пользуясь такими категориями, мы практически вынуждаем человека делать то, что нам необходимо. Эффективность этих фраз очень высока. Иногда даже доходит до смешного… )))
В арсенале влиятельного человека мораль — отличный инструмент для власти над другими.
Зачем придумана мораль? Кому она нужна?

Если обратиться к истории, то вы найдете огромное кол-во примеров, того как мораль помогала людям умеющим ею пользоваться в своих делах, кстати, не обязательно плохих. Для себя я давно ответил на этот вопрос — мораль нужна для того, чтобы было легче управлять людьми. Параллельно с общепринятой моралью существуют разные институты, диктующие обычному человеку правила поведения. Например, правила поведения в различных коллективах — это местечковое проявление морали. А догмы, насажденные церковью или различными сектами уже являются более глобальным размахом влияния.
И это не проявления неверия по отношению к религиозным общинам, все дело в том, что иногда они прикрываются таковыми. А реальность она немного другая.
Хочешь понять Библию — прочти её в оригинале.

Мораль — это сильный инструмент в руках манипулятора.
Мораль — это сборник типовых правил поведения обычных людей в распространенных жизненных ситуациях. Сравнивая свое поведение с нормами морали, каждый человек должен делать вполне определенные действия и обязан поступать именно так, а не иначе. Мораль во многих ситуациях лишает человека возможности думать. И самое полезное для нас с вами — многие люди этому несказанно рады. До 80% людей живут по правилам морали, перекладывая на нее всю ответственность за свои решения.
Чем меньше люди думают, тем легче ими управлять.
Как руководитель четко понимаю, что нам бездумные исполнители нужны далеко не всегда!

Что делать?
Ответ прост: в сознании тех людей, которые нам нужны как думающие и предприимчивые подчиненные, необходимо создать такую мораль, которая будет гласить следующее:«От меня ждут результат и я обязан думать и действовать. Я должен выложиться на все 110%! Я часть команды и я не могу их подвести. Мой Босс (читай свое имя) великий человек и мне повезло, что я могу на него работать. Я сделаю все, чтобы он (читай свое имя) был доволен мною».

На деле такую мораль в сознание человека можно легко внедрить.

А теперь остановитесь на секунду и ответьте мне честно на вопрос: Вы подумали, что я пишу аморальные вещи?
Ответ «Да»:
Подумайте, может вы еще не созрели быть сильным и влиятельным человеком?
Может не нужно читать дальше?
Почитайте книжки о том как завоевывать друзей, потому что ведомым нужны друзья, а друзей нужно искать и завоевывать их дружбу. Подумай…
Ответ «Нет»:

Мы понимаем друг друга и нам по пути.
Здесь я пишу о том, как быть сильным и влиятельным человеком. Как быть Альфа —
Человеком, за которым идут другие, идут все.
Мы обсуждаем вопросы влияния и власти. Не все инструменты будут «моральными» с точки зрения подчиненных, но мораль у каждого своя.
Как вы используете кухонный нож? Уверен, что по прямому его предназначению — готовишь еду. А по статистике 70% бытовых убийств делается при помощи именно кухонного ножа. Все, о чем мы здесь говорим, в разумных руках является инструментом для созидания, достижений и реализации своих планов.

Мораль — понятие очень условное!

Уверен, что именно ваша способность идти вперед, не обращая внимания на общественное мнение (общественную мораль) не сделает вас хорошим человеком — она сделает вас Великим Человеком!

Зачем нужна мораль людям.

Тема в разделе «Общественные отношения», создана пользователем UniQ.

UniQ неофит

gexogen учащийся

Мораль выступает в роли регулятора общественных отношений, т. е. отношений между людьми. Мораль предполагает уважительное отношение людей к другу, примером тому служат фундаментальные десять заповедей (из Библии). Кроме того, мораль сдерживает животные инстинкты человека, благодаря такому сдерживанию, человеческое общество выжило, развилось и существует в наше время

Aka-L новичок

Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

Uylena школьник

Мораль-это совокупность норм, вытекающая из представлений о добре и зле. нужна чтобы люди вели себя с окружающими добропорядочно. чтобы знали как можно поступать, а как нет.

Ksano4ka неофит

Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

mchuxa учащийся

Мораль-это ценности и нормы регулирующие поведение человека. Людям она нужна для того чтобы они не забывали о ценностях, которые их окружают, это могут быть самые различные ценности от материальных до духовных, атакже она нужно для правильного поведения человека в обществе которое его окружает.

PinocChio ботан

1. Что такое мораль? Зачем она нужна людям? 2. По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью? 3. Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью? 4. В каких поступках проявляется любовь к ближнему? 5. Как связаны между собой патриотизм и гражданственность? 6. Какой смысл вкладывается в понятие 7. Что означает понятие Почему его называют многоликим и коварным?

lily23 ученик

D3N неофит

Пожалуйста помогите с вопросами:
1) Что такое мораль? Зачем она нужна людям?
2) По какому признаку мы узнаем мораль? Почему ее называютобщечеловеческой ценностью?
3) Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью?

nemodel школьник

1)Мораль — это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей или индивидуума. .
Мораль нужна обществу, а не людям
2)Мораль не есть общечеловеческая ценность.
Храни меня боже от буржуазной морали, морали вандалов и убийц.
Даже у убийц и воров бывает свой моральный кодекс, весьма похожий на общечеловеческий, но с дефектами.

Цель любой морали и прочих полу-законов — регулировать отношения.
Мораль изменчива и продажна.

Читайте так же:  Браслет с проекцией

Это человеческое, а не Божье установление, и добрых плодов от неё не жди. Она лжива.

Вот ложь и является общим признаком, Ложь охватила всё человечество и стала общечеловеческой.
3)Потому, что именно гуманизм отличает человека от животного. Все остальные чувства (кроме любви) свойственны и животным в той или иной мере
Тигр может не сьесть пойманную антилопу. Но не из-за гуманизма, а просто из-за того, что не голоден. .. А поохотиться хочется. . Для гуманизма главная ценность — человек. Другие идеологии ставят на первый план общественные ценности

YYYAHOO ученик

Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

SexyBebe новичок

Мораль-это правила, которые регулируют поведение людей. Ее особенность в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку, с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости. . Человеку мораль нужна прежде всего для того, чтобы научить нас, как относиться к людям)

mi-lady ботан

1. Что такое мораль? Зачем она нужна людям? 2. Покакому признаку мы узнаем мораль? Почему ее называют общечеловеческой ценностью? 3. Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью?. 4 В каких Поступках проявляется любовь к ближнему? 5.

svetlonic новичок

1. Особые духовные правила, регулирующие поведение человека, с точки зрения добра и зла. Она нужна людям, для того что бы регулировать своё поведение.
2. По признаку деления на хорошее и плохое, злое и доброе. Общечеловеческой ценностью её называют потому что она присуща каждому человеку.
3. Гуманизм это любовь к ближнему, а любовь с точки зрения морали, наивысшее благо.
4. Даже просто помочь перейти бабушке улицу, поделиться зонтом с незнакомым человеком, уже будет проявлением любви к ближнему.

NadiaMSK новичок

Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

yuki хорошист

Мораль она высмеивает людей за какие то поступки или ещё что то. например: «свинья под дубом»:
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль — основная поучительная мысль басни. Она якобы высмеивает человеческие недостатки. Она нужна для того чтобы не повторять ошибки прошлого.

Зачем людям нужна мораль?

Мораль — это оборотная, человеческая сторона закона. Знаете, как обратная сторона Луны. Её нам, вроде бы и не видно, но она вполне может определять «поведение» всей Луны. Также и с человеческой моралью. Мы можем вести «законный» образ жизни, но он, в это же самое время, может быть совершенно аморальным. И наоборот. Преступив официальный закон, мы можем поступить высокоморально.

Всем нам известно понятие: «моральные ценности». Я вспомнила его специально для того, чтобы подчеркнуть слово «ценности». Мораль для общества всегда ценнее закона. Законы перекраиваются ежедневно и ежечасно, закон может существовать десять, двадцать, тридцать лет, а затем сами же законодатели признают, что он требует либо упразднения, либо очень существенной доработки. То есть, жизнь официального закона, как правило, очень коротка.

Иное дело с моралью. Она по-настоящему ценна, поэтому её основные моменты живут веками и тысячелетиями.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Мораль отражает законы развития и функционирования общества, выработанные опытом поколений. Это важнейший регулятор общественных взаимодействий.

Любые моральные законы имеют под собой сложные и веские основания, некоторые из которых изжили себя, но большинство остается актуальными, хотя и сложными для понимания. И нарушение таких моральных законов ведет к губительным последствиям, но не для конкретного человека, а для общества в целом.

Люди, объединенные общей моралью, являют собой некоторую силу, одни едины для отстаивания своих интересов. Люди, не обремененные моралью, думают, что у них развязаны руки, но на деле это всегда беспомощные одиночки.

Вот и сейчас, когда мораль принято отрицать, общество большинства «цивилизованных» стран обречено на постепенное разложение и гибель. Европейцев, как мы знаем, вытесняют исламисты — в массе своей глупые и полудикие, но гораздо более морально подкованные.

Плюс, моральные и формальные законы (согласно теории информационного метаболизма) принадлежат к разным информационным каналам, поэтому выразить моральное суждение через закон невозможно в принципе.

Поясняю: убивать плохо? Плохо. А если для самозащиты? Тогда можно. А что называть самозащитой? . А если смерть одного спасет сотню жизней? .

В таких моральных дебрях закон путается и бывает справедливым гораздо реже, чем простое человеческое (моральное) суждение.

Вот такое лоскутное одеяло из мыслей. Прошу прощения за подачу информации в неструктурированном виде.

Зачем соблюдать моральные правила?

Человек должен соблюдать моральные правила не для других людей, а для себя.

Может быть, эти слова покажутся странными, но на самом деле, это так и есть. Человек живёт для себя, по большому счёту. Значит, он сам себя должен уважать.

Если человек соблюдает моральные правила, значит, что бы с ним не произошло, он всегда может себя уважать и поэтому быть сильнее духом, чем другие.

А другие — это те, которые моральными правилами пренебрегают, манипулируют: то плохой, то хороший, то верный, то предатель, то честный, а то — вор.

Ну, и куда придут эти другие, которые не знают, кто они такие, на самом деле?

Моральные правила для человека — это суть его возможностей в жизни.

Чтобы быть нормальным положительным человеком общества, нужно соблюдать моральные правила. Ведь если каждый человек будет поступать так как ему заблагорассудится, то это может привести к неразберихе, к скандалам, потому что это действие может быть плохим для других людей.

Людям всегда нужен какой-то совет. Ведь не зря раньше, когда не было законов, люди в общинах за советом обращались к мудрецам, чтоб как-то решить свой вопрос и чтоб не было среди людей непонимания.

В современном мире, когда много всего сложного, чтоб избежать неразберихи, обязательно нужны моральные правила, чтоб установить рамки поведения для каждого человека.

Только так можно навести порядок в обществе, а иного и быть не может. Это даже в целях нашей всеобщей безопасности, чтоб оградить нормальных людей от разных садистов и бандитов. Ведь они часто нарушают имеющиеся законы и делают много зла для людей.

Читайте так же:  Возрастные кризисы у детей

Мораль и нравственность: высший закон или зачем они нужны?

Попробуйте подняться над собой. Взлететь ввысь, под облака, и внимательнейшим образом, неторопливо, оттуда, со стороны и высоты, свободный как птица, посмотреть на Человека. Посмотреть сквозь пелену времени, наносные культурные слои, противоречивые религии, громоздкие обычаи и традиции. Хотя бы вглядеться в то, как еще вчера жили ваши отцы и деды, какими внутренними законами руководствовались они. И как и чем сейчас живете и руководствуетесь вы.

Как внимательный наблюдатель, не заинтересованный в приличествующем самообмане, наедине с собой, вы увидите, что Человек, как и раньше, втиснут, словно тряпичная кукла в замшелый сундук после того, как с ней наигрались, в узкие рамки перцепций и апперцепций о себе и мире, о добре и зле, о правде и лжи. О том, как надо жить и как жить не надо.

Когда в обществе по каким-то причинам перестают действовать законы государства, Человеку, как правило, ничего не остается, как обратиться к законам морали и нравственности. К законам, как ему кажется высшим, и поэтому правильным и подходящим для всех случаев жизни. Многие из нас, в той или иной степени, руководствуются этими высшими законами всегда, невзирая на времена и обстоятельства, в святой вере, что поступают правильно, и внутренне за то испытывают душевный подъем и ощущают себя бОльшими Людьми, чем те, кто, по их мнению, законов этих не придерживается.

Каковы они, эти высшие законы морали и нравственности, кто их устанавливает и зачем они нужны? Конечно, в первую очередь хорошо всем знакомое библейское «Не убий, не укради, не прелюбодействуй»… Дальше, не столь часто вспоминаемое, не прописное, но не менее важное: старших нужно уважать, младших не обижать, заботиться о братьях наших меньших. Быть патриотом, любить жену (мужа) и детей, заботиться о родителях. Не лгать, не пить, не курить А устанавливают их, конечно, сами люди, наделенные теми или иными «морально-нравственными полномочиями», — философы, писатели и государственные мужи, исходя из опыта предыдущих поколений и формирующейся в том или ином направлении современности. Устанавливают их, как правило, в целях духовного развития Человека, спасения его Души, сохранения его божественной целостности… ну, и ради поддержания закона и порядка в государстве, что обычно упоминается реже.

Но так ли они, мы — те, кто взял за парадигму своего земного существования законы морали и нравственности, безупречны? Так ли весомы наши аргументы, когда, например, желая поставить жирную точку в долгом споре, мы приводим в пример эти высшие законы? Не являются ли некоторые из них, при всей своей внешней красоте и правильности, как раз антигуманными, вступающими в конфликт с Жизнью и Природой, или, по крайне мере, неабсолютными?

Если вернуться к вступительному предложению подняться ввысь и взглянуть на Человека с высоты, непредвзято и честно, то нельзя не заметить, что в разные времена, в разных социумах, были свои законы морали и нравственности, которые очень сильно разнились, регрессировали и прогрессировали на протяжении коротких промежутков времени. Некоторые из этих морально-нравственных законов и вовсе отсутствовали, с нашей точки зрения. Древним грекам, например, понятие «совесть» вообще было незнакомо. Низшие сословия боялись гнева богов. Высшие, как и сейчас, в богах либо сомневались, либо вовсе отвергали их, признавая за человеком законы другие: природы и самого человека.

Возьмем самый основной из всех гуманистических, и, следовательно, нравственных законов — не убий. Церковь, являясь главным адвокатом морали и нравственности на Земле, четко и однозначно дает понять, что не человек дал жизнь человеку, а Господь Бог, и, следовательно, не человек имеет право ее отнять. Однако не стоит забывать, что этой морально-нравственной максимой, не задумываясь, чаще всего оперируют те, кто не сталкивался с насильственной смертью своих родных и близких, кто не был жертвой военных конфликтов, не смотрел в глаза убийце и не сталкивался с бездействием властей. По статистике, как ни парадоксально, большинство православных россиян не готово полностью отринуть от себя Моисеев закон и принять закон Иисусов, даже теоретически. Так ли это большинство не право?

[3]

«Не укради»… Не стоит забывать, что понятие «чужое, не мое», имеет весьма нечеткие контуры. Понятно, кто у кого украл, когда подросток садится в твою машину и угоняет ее. Или когда один человек в автобусе вытягивает у тебя из кармана бумажник. Но можно ли пользоваться той же прямолинейной терминологией, когда рабочий, что отработал на заводе тридцать лет за скромную зарплату и положил там свое здоровье, тянет оттуда килограмм гвоздей или три подшипника? Он — вор у завода, у государства, или не вор? А может ли завод обворовывать своих рабочих? А государство своих граждан? Может ли нравственный закон «не укради» быть применен и здесь? Насколько?

Здесь также уместно вспомнить недалекие восьмидесятые, когда существовали понятия «фарцовка» и «спекуляция», наказуемые по закону и порицаемые обществом по всей тяжести существующей морали и нравственности. А ныне, всего двадцать лет спустя, зачастую те же новые-старые моралисты и нравственники давно примирились с этими явлениями, и даже возносят их почти в добродетель, называя их почтенно «бизнес» и «коммерция».

Как быть полноценным патриотом, если у тебя хватает зрения, чтобы видеть неправомочность и ту же безнравственность действий, предпринимаемых государством, страной, в которой ты живешь? Не желаешь в них участвовать? Здесь лучше быть нравствующим глупцом, закрывающим глаза на то, что их режет или безнравственным интеллигентом — предателем и изменником?

Высокоморально ли не лгать — и тем самым настроить против себя весь мир, усложнить существование другим и даже погубить себя, или все же правдолюбцем быть плохо? Насколько? Где та грань правды, дозволяемая моралью и нравственностью — если она вообще может быть проведена, и насколько она там, где должна быть? Истинная правда и истинная мораль — две эфемерные субстанции, исключающие друг друга. Просто потому, что большая часть человечества предпочитают мир приятных иллюзий и заблуждений, правду находит возмутительной и, как раз, аморальной. Можно сказать, что морально все аморальное, до те пор, пока сокрыто от глаз. И, наоборот, мораль, преданная огласке, часто имеет признаки аморальности.

По понятиям и представлениям моих западных друзей, знающим о нас не понаслышке, жизнь человека в СССР была далека от высоких морали и нравственности. ГУЛАГ, партийно-номенклатурные ложь и лицемерие. Берлинская стена, Чехословакия, Афганистан… По их мнению, и нынешняя жизнь в России, с ее статистикой по абортам, пьянством и воровством, если и ближе к какой-то демократии, то нисколько не ближе к моральности и нравственности.

Наоборот, Запад в нашем представлении, хотя и экономически процветающий с элементами внешней демократии, в морально-нравственном аспекте продолжает загнивать: тотальная власть денег, непонятные православному человеку ценности и свободы, вроде гомосексуализма, потребительское отношение к жизни, индивидуализм и эгоцентризм. То есть, не менее безнравственен и аморален.

На мой взгляд, мораль и нравственность — настолько же придумка человеческая, насколько и юридические законы и законы общежития. И насколько последние несовершенны и амбивалентны, настолько и первые могут быть неабсолютны и сомнительны. Субстанции временные, быстро меняющиеся, часто противоречивые и взаимоисключающие. И поэтому выбор — броситься помогать упавшему подняться или падающего подтолкнуть, может быть не настолько однозначным. Хотя бы потому, что тот, кому вы помогли подняться может и дальше продолжать падать, в инертном ожидании вашей помощи. А тот, кому вы дали пинка, ради его собственного блага, в следующий раз падать поостережется.

Читайте так же:  Ребенок сдвг коррекция

Зачем нужна мораль

Дарья Косинцева
«Что такое мораль? Откуда она взялась? В ней нет логики. Логику можно придумать и под такую мораль, и под сякую. Подлецы часто успешнее приличных людей, но вот счастливее ли? Если бы были счастливее, то мы жили бы среди сплошных подлецов. В мире торжествовали бы сила и подлость. А ведь это совсем не так. Сила проигрывает мужеству, подлость – честности, ненависть – любви. Не сразу, но всегда, в конце концов», – говорит Ходорковский в интервью писателю Борису Акунину.

То есть мораль – она вовсе не для того придумана, чтобы «короли и священники правили отупленным народом». Да, она «нелогична» с точки зрения рационалиста. Именно потому, что связана с чем-то таким непонятным и странным, как человеческая душа (да, да, та, которой нет ;-). Но эта душа болит у любого рационалиста, у которого ее якобы нет – фантомные боли, одним словом. Человек иррационально счастлив и нелогично несчастлив.

Можно сколько угодно переоценивать добро и зло с точки зрения логики, выгоды, экономической целесообразности, эволюции, государственной необходимости и чего угодно еще. Можно придумать миллион логичных моралей. Если бы зло всегда называлось злом – оно бы проиграло без вариантов. Но зло – это всегда целесообразность, выгода, продиктованная обстоятельствами необходимость и т.д. Что угодно – только не счастье. То счастье, которое рождается в невидимой и нелогичной («несуществующей», ага) человеческой душе, рождается только добром. Старым, добрым, «отсталым», традиционным, «скучным», «устаревшим» добром.

Вот моя любимая цитата от постоянного комментатора этого бложика Александра Балкова : «Никто не чувствует тепло и радость, идя вразрез с совестью. Это миф современности. Удовольствие от воровства весьма иллюзорное и искусственное. А когда ты подлинно счастлив – то кто ж тебе судья?»

И когда ты подлинно несчастлив – никакое рациональное обоснование этому не поможет. Вот и весь «критерий истины» для «религиозных сказок», якобы нелогичных и ненужных. Можно отказаться от души, от Бога, от «отсталой морали» с ее ограничениями, чтобы жить стало легче, жить стало веселее. Веселее и легче – но вот только вряд ли счастливее.

Вот еще цитата из того же разговора с Ходорковского с Акуниным: «Мы живем не для того, чтобы только загрязнять воду и воздух. Мы все существуем для чего-то большего. Для чего – не знаю, и никогда не узнаю. Я верю, что есть Великая Цель у человечества, которую мне не дано постичь. Люди назвали эту цель Богом. Когда мы ей служим – мы счастливы, когда уходим в сторону – нас встречает Пустота. Пустота, которую не может заполнить ничто материальное».

Зачем человеку мораль? А человечеству она зачем?

Зачем человеку мораль? А человечеству она зачем?

На эту избитую тему серьезно и попусту размышляли и писали начиная с седой древности. Но сейчас, на историческом переломе, когда решается судьба человечества, не лишне вернуться к ней – и посмотреть на дело с позиций прикладной философии. Эта короткая статья, как повелось с недавних пор — приглашение к дискуссии по крайне сложной и многомерной проблеме. Только без понтов и приколов.

Попробуем доказать такую теорему: без создания новой, справедливой и действенной системы международного права и восстановления в нем норм морали человечество обречено. И еще: этого не достичь, если не взяться всем миром за индивидуальную мораль – это пока будет без аргументации, на потом. А что до общечеловеческой морали – до нее еще дожить надо, это дело многих поколений. На первом этапе достаточно удовлетвориться реально возможным – и то попотеть придется. Итак, приступим — только следуя не формальной, а диалектической логике. Все-таки не математические задачи решаем — ставки уже для всех здесь максимальные и предельно ясные: жить или погибать.

Человечество – это по определению биологический вид Человек разумный или Хомо сапиенс, завоевавший за сотни тысяч лет господство на планете. А за последние тысячи лет построивший развитую цивилизацию. Каждый рожденный человек имеет биологическую сущность с задатками (потенциалом развития) социальной и духовной сущностей. Как существо (в потенции) социальное, человек схож с многими другими биологическими видами, но это качественно разные уровни.

Мораль или Нравственность (из философской энциклопедии) – форма общественного сознания, совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. По-простому – это нормы или правила поведения в человеческом обществе, которые обеспечивают его нормальное существование и развитие.

[1]

«…В эпоху варварства, в первобытно-общинном обществе мораль сводилась к безусловно соблюдаемым обычаям, а индивид, фактически слитый с коллективом, еще не сознает себя личностью. И все, что было вне племени, было вне закона..Дальнейшее развитие общества потребовало расширения общения людей и должно было закономерно повести за собой расширение тех рамок, в которых действуют моральные нормы…». Это почти текстуально из основополагающего труда Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Настоятельно рекомендую: высококалорийная пища для ума. Добавлять к этому нечего.

Все последующие социально-экономические формации были классовыми и основывались на классовой морали. Это тоже впервые сформулировали Маркс и Энгельс. Всякие «политкорректные» обоснования общечеловеческих основ морали, в т.ч., новомодные, здесь нет смысла рассматривать: это очередные фиговые листки, «лапша» или «деза» — как кому нравится. В основе всего этого то же – ложь, лицемерие. Многие пытливые умы на протяжении столетий искали биологические истоки альтруизма (по-нашенски, человеколюбия) – не нашли. Даже используя достижения генетики — последним был наш ?? Эфроимсон.

Мы здесь не будем рассматривать конечные выводы Маркса и Энгельса о генезисе морали, который полностью реализуется в коммунистическом обществе. Нравственные отношения должны в нем играть роль главного регулятора человеческих отношений (роль законов при этом сводится, очевидно, к минимуму). Это очевидно не ко времени. Как говорится, не до жиру – быть бы живу…

В новейшей истории начались попытки ввести какие-то, пусть элементарные нормы морали во взаимоотношения между народами, странами – без этого начинали сильно страдать их интересы. Гуманизмом при этом и не пахло – просто бизнес, как говорят сейчас. Экономика, вернее, закономерное развитие производительных сил всегда передавливало ростки гуманизма – строго по Марксу. Так возникло хилое и редко кем соблюдаемое международное право. Лига наций, ООН… Примерно так обстоит дело и в наши дни – господствует право сильных. А уже в нашу эпоху сфера (преимущественно формально) действия морали еще более расширилась и включает окружающую среду и даже планету в целом. Потому что теперь затрагиваются интересы всех ее жителей.

Основные стороны этих проблем детально рассмотрены в недавних работах из цикла «Люди и Нелюди». И так как один из дотошных друзей, читающих мои работы, высказал обоснованную претензию в отсутствии ссылок (мол, в Инете это дурной тон), повторяю:
http://zhurnal.lib.ru/k/kamenskij_s_i http://gidepark.ru/user/main/3471837089
http://proza.ru/cgi.bin/login/intro.pl http://forum.2000.net.ua/forum/viewforum.php?f=23

Еще одно важное напоминание: мораль работает только в сочетании с законами и дополняет их. Из опыта истории известно: одними законами четко прописать все особенности человеческого взаимодействия в нашем чрезвычайно сложном мире никогда не удается. Многомерные проблемы этого взаимодействия подробно рассмотрены в статье «Древние знания – на службу современности. Часть 7», здесь повторяться не будем.

Вот и все исходные условия для нашей теоремы. Но в последнюю неделю после подрыва информационной бомбы Викиликс появилась проясняющее многое поправка. Подтвердилось, что вся система международного права фактически представляет ширму, за которой уже глобальный финансово-промышленный капитал, захвативший власть над миром, диктует ему свою волю. А США – всего лишь штаб-квартира или Ставка главного командования этого плохо различимого, но вездесущего монстра. И не надо путать: Главком ОПГ – это совсем не Обама, Далеко не все еще можно подтвердить фактами, документально – многое впереди. Потерпим, дело того стоит.

Читайте так же:  Что означает темперамент

Очевидно, что мы никогда не увидим документов Бильдербергского клуба, Комитета 300 и еще несколько совсекретных «неформальных и надправительственных» организаций, исполнительных органов необьявленного мирового правительства. Точно так же, как и документов ФРС – кто не в теме, это Федеральная резервная система США. Фактически, это «общак» всего мира. Только они исхитрились, сцуки — и в начале прошлого века сумели-таки сделать его самопополняющимся, неисчерпаемым. Причем, национальные и транснациональные ОПГ не вносят в него зелень, как издавно заведено у братанов любой национальности. Наоборот, из него выдают грины-пустышки всему остальному миру! А тот, как (уже глобализованный!) лох, расплачивается реальными товарами и ресурсами, в натуре. Нехило устроились, нелюди — и пока еще банкуют. И договориться с ними по-мирному не выйдет – придется всем миром передавливать и ломать. Нелюди ведь.

Основу этого правительства — а правильнее, глобальной ОПГ — составляют, как достаточно достоверно установлено (в основном, американскими!) экспертами, порядка 370 кланов, представляющих преимущественно англо-саксонскую и иудейскую ветви человечества. И свои документы они хранят еще надежнее, чем Кощей свою смерть. Но даже имеющейся доказательной базы достаточно для подтверждения этого предположения. Посему, за неимением равноценной реалистической версии, будем исходить из этой.

Попробуем теперь соорудить доказательство – как и договорились, открытое для критики и обсуждения.

Глобализация стала уже неспоримым фактом. И подавляющее большинство народов и стран («золотой миллиард» в это число не включаем) сейчас подобны разнородным, только уже не разобщенным, племенам в далекую эпоху варварства. Но изменившиеся условия существования на планете, вспомним снова классиков, требуют «расширения тех рамок, в которых действуют моральные нормы». Теперь уже до предельных – глобальных масштабов. Невыполнение этого условия равнозначно остановке развития – как санкции за нарушение обьективных и универсальных законов природы. Никак не антропоморфных, то есть, не учитывающих интересы – что человека, что человечества. Но если нет развития, закономерно следует деградация, упадок – и гибель.

Примерно об этом писали и Фукуяма и Хантингтон. Только в их воспаленном (но, по справедливости, высокоразвитом) мозгу перепутались Божий дар с прозаической земной яичницей. Дело в деформированном задатчике, эмоциональном ядре психики, спрятанном глубоко в подкорке – в которое сознание человека по законам его природы не вхоже. А все потому что выкормлены и соответственно спецкорму воспитаны были эти мозги на лучших в мире западных, как их там кличут, «либеральных» ценностях – и никаких других в упор просто не могут видеть. (В самый раз вспомнить еще раз Энштейна: «То, что мы видим, определяется той теорией, которой мы пользуемся»). Ну не могут видеть они всего разнообразия тех очень разных ценностей, которые исповедуют более 5 миллиардов землян, и все тут. Повторюсь: ну да ладно, что с морально убогих взять…

Вот, пожалуй, единственное на сегодня доказательство сформулированной теоремы. Возможно, со временем удастся найти и другие – мне или кому еще…

P.S. Каждый день отовсюду с бывших советских земель приходят сообщения об очередных иногда кажущихся дикими с позиций нормальной человеческой логики происшествиях и преступлениях. Похоже, что люди в массе своей сильно ожесточились, изуверились, почти потеряли надежду на лучшие времена. Десоциализировались, если по-науке, ну а простым языком – расчеловечились. Восстанавливать что еще не окончательно прогнило и удалять уже омертвевшее – ох как долго придется вкалывать. Но другого выхода нет. Иначе кранты, в первую очередь, нам – бывшим красным, советским.

Как уже повелось, мы исключаем любые теологические варианты решения этой нашей общей проблемы – или доказательства сформулированной теоремы. А что до роли Всевышнего в наших земных делах, пару лет назад о ней были даже написаны серьезные «Философские вариации на тему теологии». И прочитав их, кто-то на одном из интернет-форумов предложил типа прикол. Я его, как яркий образец творчества, сохранил:

всеведущ, вездесущ и всемогущ,
окутан голубыми небесами,
господь глядит на нас из райских кущ
и думает: расхлебывайтесь сами…

И ниже был, как бывает на форумах, такой девиз – похоже, ложащийся почти в тему: ________________
Все то, против чего враг борется, мы должны поддерживать, а против всего того, что враг поддерживает, мы должны бороться.

P. P.S. Хорошо, что вспомнил сегодняшние самые горячие новости перед отправкой статьи по своему кругу общения и на сайты в Инете. Ох и воплей будет сегодня от того же пост-оранжевого хора на телешабашах у Савика Шустера и Евгения Кисилева… Это я о перетрАхивании (респект А.Г. Лукашенко) всей системы государственной власти. Ну а если серьезно, об административной реформе. Указ подписан вчера ночью.

Скажу о представителях этой, как говорят, второй древнейшей профессии вместе с разномастными, но с несмываемым оранжевым оттенком, «экспертами», «политологами» и т.п., только одно. Которых, кстати о птичках, втихую прикармливали умелые руки – сами догадайтесь, чьи…С интеллектом, т.е., с мозгами у них все в порядке. Формально – как у тех же Фукуямы и Хантингтона. Проблема в так и не несформированной или деформированной социальной сущности – а это, кто забыл, в самой глубине, под неокортексом.

Так что, все они имели бы моральное право критиковать что угодно в действиях новой власти при одном условии: признав провальность прошлой власти и свою готовность взять на себя долю ответственности за это, Пусть и малую, но соразмерную. Потому что практически все они поддерживали именно ее – и теперь так же хором выступают против новой власти. Но такого подвига от этих, уже наших собственных убогих, не дождаться – я все это не раз аргументировал. А ведь там часто бывают даже бесславные представители прежней власти – о них скажу только: бесстыжие глаза и прогнившая душа. Ведь на этих форумах мат не приветствуется.
А лекарство для них все то же, единственное и сильнодействующее: раскрыть согласно АПК, а затем и УПК все их неправедные дела – и воздать каждому по закону. Повторю старую неполиткорректную «мансу»: пусть будет им земля каменистым ложем. И да простится мне, атеисту, аминь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Так вот, в недавней статье «Мастер-класс по государственному управлению Дмитрия Медведева» был сделан вывод, что власть самой логикой исторического развития обречена начинать серьезные реформы с себя. Только так народ начнет ей верить – и потихоньку «приходити до тями». Это относится не только к России, но и к Украине. Видите, недолго было ждать подтверждения очередного прогноза. И о днях грядущих: сограждане, то ли еще будет – никакие телешоу не сравнятся, честное слово…

Источники


  1. Камаровская, Елена Как сделать из обычного мужа образцового отца / Елена Камаровская. — М.: Питер, 2018. — 176 c.

  2. Рипинская, Мария Захомутать строптивого! / Мария Рипинская , Наталья Баратова. — М.: Питер, 2003. — 320 c.

  3. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. — М.: Мысль, 2011. — 176 c.
    Зачем нужна мораль
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here