Жестокость в детстве

Полезный материал на тему: "Жестокость в детстве" с полным описанием от профессионалов понятным для людей языком.

Детская жестокость

Детская жестокость, к сожалению, сегодня выходит на один из первых планов. Что же случилось? Почему наше счастливое советское детство такого понятия как детская жестокость не знало вообще и в принципе. Что же такого случилось с нашим обществом, с нашими детьми, а может быть, да и скорее всего с нами? В чем же заключается феномен детской жестокости? Дело в том, что дети по природе своей достаточно категоричные существа, они еще не видят полутонов в жизни и еще не знают, что отношения могут быть очень разными. Поэтому ребенок строит свои взаимоотношения с миром по принципу «черно-белое», то есть либо все у него хорошо и замечательно, либо у него все плохо, и он расстроен тем, что у него происходит. Понаблюдайте сами за своими детьми, и вы увидите что, вплоть до взрослой подростковости, ребенок видит мир в черно-белых тонах. Собственно говоря это один из факторов детской жестокости, которая проявляется очень по-разному….

Толчком для зарождения агрессивного поведения служат как жестокие компьютерные игры и фильмы, так и, как бы это ни было парадоксально, большинство детских мультфильмов, где жестокость между персонажами это нормальное явление, поданное в обертке сомнительного юмора. Достаточно посмотреть, как Джери снимает шкуру с Тома под веселый детский смех и станет понятно, как жестокость приходит в сердца наших детей.

На сегодняшний день проблему волны детской жестокости нужно пресекать на уровне государства, но и мы с вами, дорогие родители, тоже можем внести свою посильную лепту уже сейчас. Дети, учатся взаимодействовать с миром на нашем примере, на том, как это делаем мы (только в своем, «черно-белом» восприятии). И если сегодня мы в телефонном разговоре выразились о ком-то нелицеприятно, то завтра наши дети будут с упоением играть в игру «кто кого как обзовет». Если завтра, прейдя домой с работы, мы скажем, что наш начальник не отличается умом и сообразительностью, то после завтра наши дети будут так говорить о тех, кто является для них прообразом начальника – т.е. о педагогах, и о нас, их родителях.

Что делать, если.
. мой ребенок — агрессор
Не бывает дыма без огня. Подумайте и постарайтесь максимально честно ответить себе: являются ли в вашей семье ссоры естественным способом разрешения возникающих конфликтов? Часто ли вы общаетесь с ребенком с позиции силы, применяете ли рукоприкладство? Обычно поведение ребенка зеркально отражает манеру общения, принятую в семье.

Учите детей, что нельзя срывать злость на других людях, постарайтесь объяснить ребенку как можно отреагировать агрессию в безопасном контексте — порвать бумагу, умыться, поиграть в ладушки, глубоко подышать, посчитать до 10.

Обратитесь к специалисту, он поможет заменить установку агрессивного поведения на уверенное, разберется в причинах и поможет устранить следствия.

. мой ребенок — жертва
Очень часто жестокость со стороны окружающих провоцирует характер поведения самого пострадавшего. И эти особенности поведения тоже выросли из семье. Помните: у уверенных в себе родителей уверенные, в себе и спокойные дети.
Для ребенка очень важно, как родители оценивают его в присутствии посторонних взрослых. Дети считывают наше к ним отношение и интуитивно принимают его. Так что сформулируйте для себя: за что вы уважаете своего ребенка? И уверенно подчеркивайте его достоинства при общении с окружающими. Да и наедине не забывайте хвалить за все хорошее, что в нем есть.
Объясните детям, как вести себя в случае провокации: не пускаться в слезы, не начинать заводиться, не опускать глаза т.е. показывать уверенную позицию поведения. Юмор — нестандартный, но эффективный способ реагировать на конфликты. Научите ребенка нескольким дежурным отговоркам, которые можно будет использовать.

Обратитесь к специалисту, он поможет вашему ребенку выработать новую модель поведения, которая будет вести его к успеху на протяжении всей его дальнейшей жизни.

Детская жестокость — проблема современного общества

Почему жестоки дети? Как нужно воспитывать детей, чтобы они не были жестокими и агрессивными? Различают два вида жестокости: разовая и устойчивая, повторяющаяся от ситуации к ситуации. В этой статье мы поговори об устойчивой жестокости детей.

Мы живем в таком поле жестокости,
В
таком его напряжении, что никто
Ни
от чего не застрахован — ни от того,
Чтобы стать убийцей, ни от того,
Чтобы стать жертвой.

Жестокость сегодня

Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.

Довольно часто жестокое поведение дает существенные результаты: человеку удается с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведет в тупик. Наблюдая или почувствовав на себе жестокое поведение, окружающие составляют соответствующее мнение о таком человеке и, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать. Жестокий в итоге становится одиноким, окруженным страхом, недоверием, непринятым другими.

Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей. Конечно, малыши должны уметь себя защищать, однако вряд ли целесообразно, чтобы дети входили в жизнь, заняв бойцовскую позицию.

Кто-то мудро отметил: если бы дети были наделены физической силой взрослых, весь мир погрузился бы в насилие. Ребенок мог бы совершить много бед, сея боль и разрушение, поскольку еще не усвоил общечеловеческих норм поведения и не научился контролировать свои поступки. К счастью, физические возможности детей существенно ограничены.

[3]

Изучение детской жестокости

Относительно природы детской жестокости в науке существует много мнений. Многие специалисты пытаются найти в детской жестокости истоки будущей агрессивности, уголовных преступлений, политического экстремизма. Следует признать, что такие рассуждения правильны, но лишь отчасти.

Жестокость ребенка не следует измерять взрослыми мерками. Это особый феномен. Попробуем разобраться в своеобразии этого явления, его последствиях, а особенно в том, является ли неотвратимым перерастание детской жестокости во взрослую?

Науке известно, что жестокость взрослого человека может быть детской по своей природе, поскольку этот индивид в своем нравственном становлении остановился на более низком, примитивном этапе, то есть просто не стал полноценной, зрелой личностью. Однако отношение к нему соответствующее – от общественного осуждения к уголовному наказанию.

Почему дети становятся жестокими?

А как быть с жестоким ребенком? Известно, что развитие личности происходит постепенно, причем для начальных этапов характерно несовершенство или даже отсутствие нравственной позиции. Сознательным человеком ребенок еще должен стать, шаг за шагом, под руководством взрослого. Как правило, он еще находится под влиянием собственных импульсов и эмоций.

Моральные барьеры, которые упорядочивают жизнь взрослого человека, детьми не усвоены. К тому же ребенок не всегда умеет соотносить свои поступки и их последствия. Ведь у многих взрослых «чешутся руки», когда их кто-то раздражает своим поведением, и только значительными волевыми усилиями им удается себя сдерживать. Прожитые годы, приобретенный жизненный опыт, усвоенные нравственные наставления приучили их придерживаться общественных норм.

Ребенок же еще ​​не получил подобного опыта, не усвоил необходимых моральных уроков, у него «руки чешутся» недолго, и расправа над сверстниками, теми, кто помладше и послабее, происходит мгновенно.

Ребенок может поступить жестоко от незнания, от непонимания того, что крик и плач товарища – свидетельство страдания и боли, нанесенных им. Если он не научился понимать и сопереживать, то не способен правильно оценивать и чувствовать чужие страдания. Хотя это не оправдание, поскольку гуманности в отношении к другим нельзя не научиться никогда. Пробудить в детской душе сочувствие – задача взрослых: родителей, учителей, воспитателей.

Читайте так же:  Конфликт отцов и детей

Исследователи заметили, что жестокими чаще бывают дети тех родителей, которые сами не пытаются сдерживать собственные проявления жестокости. Можно рассматривать этот феномен как проявление наследственности, а можно объяснить тем, что дети просто усваивают соответствующее поведение при помощи наглядных пособий.

Как предотвратить детскую жестокость?

Жестокости можно научиться. Если ребенок воспитывается в такой среде, где жесткие, безжалостные столкновения являются обычным делом, то с легкостью усваивает образцы поведения. Тем более что современная массовая культура, к которой дети очень чувствительны, также преимущественно навязывает стереотипы именно жестокого поведения. Отсюда простая и естественная рекомендация для родителей: заботьтесь о круге интересов своего ребенка, особенно младших школьников, ограничивайте просмотр боевиков, компьютерных игр с элементами жестокости, насилия и агрессии.

Практика показывает, что простое средство влияния в семейном воспитании – наказание. Но если ребенок не понимает его причину, то чувствует лишь озадаченность и раздражение. Наказание считает произволом взрослых. Поэтому выражение «искоренение жестокости» парадоксально. Насилие нельзя лечить насилием. Незнание устраняют разъяснением. Если ребенок поступил жестоко по незнанию, необходимо его развеять, подробно объяснив, в чем дело. Гораздо легче это делать, когда семейная атмосфера наполнена духом сочувствия, сопереживания, толерантности к другим людям и «братьям нашим меньшим».

Следует постоянно, на собственных примерах, учить детей доброте, человечности, гуманности. Большинство детей легко усваивают эту науку, и проблемы с детской жестокостью не возникает.

Но вернемся к наказанию. Многие родители злоупотребляют этим методом воспитательного воздействия: наказывают не только за жестокость, но и за любую провинность. Часто «педагогическое воздействие» сводится к прямому причинению боли ребенку. Это часто позволяет достичь определенного результата: из-за страха перед болью ребенок на время удержится от некрасивых поступков, но в глубине души зарождается терпимость к жестокости и насилию. Ребенок убеждается в мысли: старший – сильнее, он всегда способен утвердиться в своих правах и желаниях, вызвав боль и страдания у тех, кто младше и слабее. Хуже, что такой механизм самоутверждения укоренится в детском сознании.

Многие ученые отмечают, что дети из семей, в которых практикуются физические наказания, гораздо чаще прибегают к жестоким поступкам – их этому научили в семье. Поэтому родителям необходимо помнить: если они бьют ребенка за то, что она избил младшего или ударил девочку, поиздевался над собачкой или котенком, то они не искореняют сорняк жестокости, а наоборот – подпитывают его.

Известны случаи, когда физические наказания входили в «воспитательную систему», превращаясь буквально на экзекуцию, которую нельзя объяснить лишь гневом, раздражительностью родителей. Эффект такого «воспитания» описан многими учеными-психиатрами, которые указывают на его тяжелые непоправимые последствия для психики ребенка, его личностного развития. Рубцы на теле ребенка через некоторое время заживут, но психическая травма может вылиться в тяжелый невроз, который, в свою очередь, повлечет искажения психосексуального развития. Исследователи указывают, что садомазохистские сексуальные установки, как правило, появляются у тех людей, которые в детстве подвергались жестокому избиению. А поскольку удовлетворить такие склонности в нормальном, здоровом браке невозможно, возникает реальная угроза противоправных действий.

Вывод из этого один: жестокость, избиение, издевательства – это не инструменты воспитания, а серьезная угроза нормальному развитию личности. Кто-то из родителей может возразить: «Меня отец бил, а я вырос нормальным человеком». Даже если это действительно так, то произошло это не благодаря, а вопреки такому «воспитательному воздействию». Необходимо помнить: родители – старшие друзья, а не палачи ребенка.

История человечества свидетельствует, что во все времена причинение боли меньшему, слабому считалось низким, гадким, недостойным поступком. И одновременно распространялась практика физических наказаний детей. При этом воспитатели исходили из своеобразной педагогической концепции, согласно которой ребенок – еще не совсем человек. Человеком он еще должен стать. Современная наука и общественность придерживаются иного мнения. Ребенок – полноценный человек, достойный человеческого отношения к себе. Родители собственным примером должны довести до сознания сына или дочери: зрелость и сила – не в способности разрушать, издеваться, унижать физически и морально, а в умении творить, утешать, любить.

Родителям необходимо понять: жестокость – это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Очень справедливы слова: «Мы не в состоянии улучшить семью, в которой растем, но в наших силах изменить семью, в которой будут расти наши дети». Любой педагогический совет является комментарием к этому высказыванию.

Детская жестокость

Ребёнок в глазах родителя всегда кажется кротким оленёнком, неспособным к жестокости и насилию. Но цифры говорят совершенно об обратном, и количество детских преступлений и проявлений жестокости вполне соотносится с количеством тех же явлений у взрослых. Для того, чтобы вовремя разглядеть опасные симптомы у Вашего ребёнка, необходимо представлять, на чём строится детская жестокость, и в какой момент особенно требуются активные действия с Вашей стороны.

Жестокость ребёнка всегда неожиданность для родителей. Когда-то ласковое и нежное чадо начинает отрывать крылышки у бабочек, таскать котёнка за хвост, издеваться над тем, кто младше. Жестокое поведение становится заметным уже у младших школьников, начиная с 6-летнего возраста. Как раз в это время активно проявляется характер, но жизненного опыта еще недостаточно, чтобы в полной мере оценить разницу между добром и злом.

Проявление жестокости у детей

Существуют несколько неочевидных форм проявления жестокости, которые угрожают окружающим и Вашему ребёнку:

  1. Пассивная агрессия – элемент проявления жестокости, когда негативные эмоции скапливаются внутри сознания ребёнка и проявляются в небольших проступках, действиях с негативными последствиями. Так, ребёнок с пассивной агрессией может наступить на маленькое животное или раздавить ногой муравейник. Если вовремя не локализовать причину подобной агрессии – она может принять более тяжёлые формы.
  2. Виртуальная жестокость – жестокость, которая проявляется, когда ребёнок играет в компьютерные игры или приставку. Поначалу подобный вид жестокости кажется безопасным, но со временем у некоторого процента подростков в сознании начинают достраиваться неверные аналогии с реальным миром, и происходит замещение виртуального и действительного. Мы настоятельно рекомендуем родителям минимизировать контент с проявлением явной жестокости, либо тщательно следить за психологическим состоянием детей во время игры в компьютер.

Причины детской жестокости

Причины такого поведения могут быть самыми разными. Начиная от просмотра взрослых программ по телевизору и заканчивая агрессивным поведением взрослых в семье. Ребёнок просто повторяет наглядные примеры, картинки, которые он видит в жизни. К тому же дети в силу возраста плохо контролируют эмоции. Может быть, воспитанием ребёнка практически никто не занимается, агрессивным поведением он просто хочет привлечь внимание, получить свою дозу нежности и любви.

Виды детской жестокости

Выделяют два вида проявления детской жестокости: фрагментарный и устойчивый.

Фрагментарная жестокость характеризуется тем, что у неё нет постоянной основы – это спонтанные проявления недовольства и раздраженности, обычно направленные на членов семьи, друзей, учителей. В таком порыве подросток может бросить Вас чем-нибудь, что попалось под руку, или впасть в истерику, не переставая кричать и топать ногами.

Бояться фрагментарной жестокости не стоит – она может быть вызвана переутомлением, давлением со стороны сверстников или преподавателей. Тем не менее, если Вы замечаете за Вашим ребёнком частые проявления подобной жестокости — обратитесь к психологу, чтобы причина была локализована, и чтобы в будущем у Вашего сына или дочери не было проблем с контролем своих эмоций.

Читайте так же:  Адаптация в доу по фгос

Следующий тип детской жестокости – устойчивая жестокость, и это уже серьёзно. Устойчивая жестокость чаще всего направлена на какую-либо конкретную группу (сверстники, животные, игрушки), которая вызывает постоянно растущее напряжение и раздражение в сознании ребёнка, что влечет за собой регулярный выплеск негативной энергии в отношении ненавистной группы. Это может быть физическое насилие или словесная агрессия.

В случае, если Вы заметили за своим ребёнком подобные проявления жестокости – незамедлительно обратитесь за помощью к психологу. Возможно, это спасет будущее Вашего сына или дочери.

Рекомендации для родителей

Любая форма жестокости недопустима. Необходимо больше разговаривать с ребёнком на волнующие его темы, стать для него хорошим собеседником и лучшим другом. Создать дома максимально спокойную, доверительную обстановку. Объяснить с точки зрения общественного мнения, какие поступки считаются хорошими, а какие — плохими.

Не будьте голословными: расскажите, что нельзя обзывать одноклассника очкариком, потому что снизиться зрение может у кого угодно. В то же время, когда мальчишка начнет носить контактные линзы, никто и не вспомнит, что он когда-то носил очки. Нельзя издеваться над беззащитными животными, потому что они не могут дать отпор. Нельзя обижать девочку с лопоухими ушами – она не виновата, что родилась с нестандартной внешностью.

Если вовремя не обратить внимание на жестокое поведение ребёнка, то ситуация во взрослой жизни только усугубится. Вырастет безжалостный, с неконтролируемыми приступами ярости человек. Ему будет трудно адаптироваться в любом коллективе, возникнут сложности с приобретением профессии и поиском работы. Ребёнок вырастет неблагополучным, агрессивным взрослым и может даже иметь проблемы с законом.

Такие люди считаются только со своим мнением, стараются во всем и везде доминировать. Общество не терпит этого, и человек с таким поведением в большинстве случаев оказывается за пределами социума.

Чтобы предупредить столь печальные последствия, доброту, чуткость и отзывчивость лучше воспитывать с детства.

Причины детской и подростковой жестокости

Проблема агрессивного поведения детей, подростков в коллективе, к сожалению, становится все более актуальной. Мне кажется, что чрезвычайно важно уделять внимание именно профилактике жестокого обращения. Для того, чтобы предупредить жестокость, надо знать, какие факторы влияют на ее формирование.

Люди не рождаются жестокими, эта черта (а жестокость — это черта личности, характеризующееся безразличием к страданиям людей или стремлением нанести им страдания) приобретается под воздействием внешней среды.

Вы, наверное, замечали, что все маленькие дети ведут себя очень эгоистично, а наиболее агрессивным возрастом, по утверждению канадских психологов, считается возраст 2,5-3 года. Однако маленький ребенок еще ничего не знает о социальных нормах и запретах. От родителей зависит, насколько им удастся воспитать в ребенке доброжелательность, миролюбие, отзывчивость, умение сочувствовать другому человеку. Именно поэтому основные причины подростковой жестокости следует искать в детско-родительских отношениях и моделях семейного воспитания.

Следует помнить, что родители воспитывают только собственным примером. Если вы будете рассказывать ребенку о милосердии, а через час ваш ребенок станет свидетелем семейного конфликта, то будьте уверены, что запомнит он именно конфликт. И именно конфликтность, агрессивность станет привычным способом его поведения.

Дети, подвергшиеся жестокости со стороны родителей, также часто вырастают со склонностью к проявлению агрессии и жестокости.

Впрочем, причиной формирования жестокости, как это ни парадоксально, может стать и «слепая» родительская любовь. Когда родители чрезмерно оберегают ребенка, навязчиво о нем заботятся, они тем самым пренебрегают его индивидуальностью и самостоятельностью. Постепенно у ребенка зарождается желание доказать своим родителям, что он может совершать любые поступки по своему усмотрению. Часто это находит свое выражение в жестоком обращении с животными, со сверстниками.

Кроме того, чрезмерная родительская «любовь», вседозволенность, формирует у ребенка чувство безнаказанности, что также приводит к деструктивному поведению.

Есть случаи, когда родители сознательно воспитывают жестокость у детей. Например, родители могут подстрекать ребенка кого-то ударить или оскорбить.

Среди причин жестокого поведения детей и подростков следует назвать и равнодушие взрослых к проблемам ребенка. В таком случае занятые собственной карьерой и личными проблемами родители игнорируют потребности ребенка. В свою очередь, не получив поддержки со стороны близких, ребенок замыкается в себе, выплескивая свои проблемы в виде вспышек непонятной агрессии.

Нередко в отношениях между детьми и родителями образуется эмоциональный вакуум. Очень важно развивать у ребенка способность осознавать свои чувства и эмоции, управлять ими. Для этого родители не должны скрывать от ребенка свои собственные эмоции, желательно, чтобы они откровенно говорили о своей радости, печали или злости. При этом важно понимать и уважать эмоции детей. Например, когда ребенок плачет, дайте ему возможность поплакать, обнимите его, не говорите: «мальчики не плачут», или «будь сильной», или «стыдно, не плачь, на тебя люди смотрят». Дети, родители которых замечали и уважали свои чувства и чувства других, растут эмоционально открытыми, способными к состраданию, они смогут понять физическую и эмоциональную боль другого человека.

Понятно, что, кроме семейного воспитания, на формирование жестокого поведения влияют и много других факторов.

В частности, кризис переживает не только институт семьи, но и институт наставничества. Вспомните историю, раньше воспитанием занимались сильные, харизматичные люди. Сейчас ситуация изменилась. Небольшая заработная плата, длительный экономический и политический кризис заставляют талантливых учителей искать места с достойной заработной платой. Лишь единицы ярких сильных личностей остаются работать в школе, поэтому у ребенка сужается круг людей, поведение которых достойно подражания.

В обществе получают распространение достаточно сомнительные стандарты поведения. С одной стороны родители и учителя говорят об одних социальных нормах, с другой — в реальной жизни дети видят совсем другое. Интернет перенасыщен сценами насилия, грубости и жестокости. Герои фильмов и компьютерных игр решают все проблемы исключительно с позиции силы. Социальные сети переполнены роликами со сценами насилия. Все это приводит к тому, что подростки начинают считать агрессивное поведение нормой. Кстати, в некоторых странах, тех, кто снимает драки и сцены насилия наказывают лишением свободы. Мне кажется, что очень важно, чтобы люди, которые снимают подобные ролики и выставляют их в социальные сети, также несли надлежащую ответственность за свои поступки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важную роль в формировании жестокости играет авторитетная для подростка группа сверстников. В этом возрасте влияние сверстников становится сильнее влияние родителей и требования общества. Стремление соответствовать ожиданиям друзей приводит к распространению жестокости.

Часто дети считают, что издевательства над другими поможет им стать популярными, привлечь внимание к себе внимание, заставит других бояться их.

К тому же подростки тяготеют к созданию неформальных групп, а, как известно, наиболее жестокие поступки и преступления совершаются именно в группе. Даже не склонны к агрессивному поведению подростки, под влиянием группы могут проявить агрессию и жестокость. В группе редко задумываются о возможных последствиях, о персональной ответственности за преступление.

Итак, факторов, влияющих на формирование жестокости, очень много. Я назвала лишь основные, важнейшие причины распространения жестокости среди детей и подростков.

Еще раз их повторю их: кризис семейного воспитания; отсутствие внимания родителей к проблемам ребенка; недостаток близких отношений у родителей с ребенком; агрессивное поведение родителей; слабый или слишком сильный контроль над ребенком; отсутствие положительных примеров; влияние средств массовой информации; представление о том, что агрессивное поведение допустимо; желание привлечь внимание и завоевать авторитет в глазах друзей и сверстников и тому подобное.

Читайте так же:  Как заинтересовать мужчину

Детская жестокость — скрытые причины и решение проблемы

Приветствую, с Вами Оксана Манойло, и тема у нас сегодня-детская жестокость — чрезвычайно непростой для рассмотрения вопрос. В конце статьи будет простое и верное решение этой проблемы. В подсознании каждого человека сидит образ ребёнка, как ангельского существа, априори доброго, чуткого, с нежной улыбкой на милом личике. Тем более шокирующим для нас, взрослых, бывает контраст с реальностью, когда в поведении малыша мы видим металлические нотки, чёрствость, порой переходящие в жестокость и агрессию. Поговорим на тему детской жестокости и попробуем разобраться в причинах и следствиях детской жестокости.

В этой статье вы узнаете:

Вообще само явление детской жестокости, агрессии – это закономерное следствие влияния того мира, в котором находятся дети. Они чрезвычайно чувствительные существа, особенно те, которые пришли на нашу планету в последние десять лет. Очень тонко чувствуют энергии и не могут не реагировать на них.

Они ещё не настолько приспособлены к условиям современного мира, чтобы уметь абстрагироваться от тех или иных явлений, у них ещё не столько свобод, чтобы волевым усилием менять обстоятельства своей жизни и убирать из неё что-то, привнося другое в замен.

Дети вынуждены находиться и «переваривать» окружающую их действительность такой, какая она есть. А она, подчас, бывает достаточно мрачной.

Ребёнок похож на сосуд — чем наполняется, то и изливается из него, когда «через край» уже. Если атмосфера в доме царит напряжённая, если ссоры между родителями дело нередкое, если он сам себя в глазах уставших от распрей родителей ощущает помехой, источником раздражения…

[2]

Если в его доступе информация с самым низкопробным контентом, будь то зверские «стрелялки» в играх, либо агрессия, страх и жестокость в мультфильмах и фильмах, то ребёнок логично изливает то, что накопил и тогда удивляться причинам детской жестокости по меньшей мере странно.

Кстати, отдельно хочу сказать о вышеперечисленных компьютерных играх и мультфильмах с выраженной агрессией. Изучая причины детской агрессии, а так же отслеживая динамику детской преступности, учёные пришли к неожиданному выводу. Каким образом технически обеспечивался этот диагностический эксперимент остаётся только догадываться, однако в районах с достаточно тяжёлой социальной обстановкой, с высокими криминогенными показателями среди детей, эти показатели снизились, когда дети свою ярость и агрессию начали «выпускать» в этих самых жестоких «стрелялках» и при просмотре мультфильмов и фильмов схожей «тяжёлой» тематики.

Вывод оказался совсем не однозначным. Подобные низкочастотные варианты отвлечения детского внимания можно даже так сказать, что полезны в ситуации, когда ребёнок живёт в условиях, где с жестокостью, агрессией и отсутствием спокойствия он сталкивается помногу и ежедневно.

Тогда именно в эти моменты просмотра жестоких сцен он, что называется, осуществляет «выхлоп», сбрасывает накопленную статику, не выводя собственное накопленное до краёв на других людей, замыкая тем самым круг.

Но подобные игры-фильмы-мультфильмы чрезвычайно опасны на этапе, когда ребёнок развивается и растёт во вполне приемлемых условиях, когда он, по большей части, спокоен и обстановка в семье в основном благоприятная. Тогда просмотр подобного контента может нанести серьёзный удар по детской психике, породить всплеск жестокости и неуправляемости.

Ребёнок, привыкший вибрировать на более высоких частотах, в таком вот «отвлечении» наливается уж совсем не тем, вступает в состояние диссонанса и ему просто становится плохо, чего уж тут.

Регулярный контакт с подобной информацией раз за разом низведёт его на вибрационный уровень этой информации – так работает приспосабливаемость, тело и психика ребёнка ведь не враги ему. Ребёнок в силу отсутствия критичного мышления ещё не в силах разумно подходить к выбору того, чем себя занять.

В состоянии раздражения или дискомфорта человека обычно тянет к «низкочастотным» вещам, дети выбирают вот такие вот игры-фильмы, тем более, что зачастую их не ограничивают в этом и всё предельно доступно…А неосознанные взрослые выбирают алкоголь…

Есть ещё аспекты детской жестокости, в свете условий нового, уже иного по вибрациям времени, в котором мы сейчас живём. В будущем не будет войн, вооружённых конфликтов и всей многоуровневой боли, связанной с этим многовековым явлением.

Время тяжёлой трёхмерности прошло. Опыт нахождения Любви через лишения и страдания, опыт «точильных камней» получен сполна.

И светлые детские Души, пришедшие сюда для того, чтобы выстраивать новый уже Мир, выбирают на этапе детства «доиграть» в войны, в страсти, во «врагов» и «однополчан» с тем, чтоб в свете стремительных перемен успеть получить этот опыт, который им для чего-то очень нужен. Часто многие родители на детских площадках за голову хватаются, наблюдая, как малолетние кибальчиши разминают мышцы уже буквально выходя из подъезда, на предмет того, против кого бы подружить, с кем бы повоевать, а то и подраться. И речь уже о вполне благополучных районах и семьях, в которых родители по большей части вдумчиво, с заботой и любовью относятся к своим детям.

Как? Откуда это берётся? Почему? А ниоткуда. Доиграть им надо и опыта добрать. И любопытно то, что хоть это со стороны порой и выглядит вовсе не шуточной игрой, а вполне основательным конфликтом, хоть сколько-нибудь серьёзными увечьями такие потасовки не заканчиваются, будто встроенная какая-то блокировка стоит. Поэтому принять их выбор и не подпитывать своими страхами.

Есть вполне весомые причины с точки зрения психологии, которые превращают ежедневное пребывание маленьких ангелов в неподходящей им среде, в натуральный детский ад. Неудивительны последствия в виде проявления в них жестокости и агрессии. Среда обитания предполагает. А что в детском саду такого ужасного, спросите вы?

На минуту представьте, что вас поместили в условия, где вы находитесь практически целый день в одном пространстве и, так или иначе, в тесной связке с достаточно большим количеством людей, в среднем человек этак тридцать. Этих людей для общения вы не выбирали, более того, многие из них достаточно нервозны, крикливы, эмоциональны. У вас нет возможности уйти, у вас нет возможности уединиться, у вас нет возможности хоть как-то абстрагироваться от происходящего.

В довесок ко всему вы обязаны вести себя так, как приказывают вам пара совершенно чужих взрослых «воспитателей», которых вы тоже себе не выбирали. Вы обязаны соответствовать их ожиданиям, чтобы снискать к себе расположение, плюс обязаны есть, спать, играть, обучаться и даже порой ходить в туалет не тогда, когда вам всего этого хочется, а в соответствии с режимом и на усмотрение чужих взрослых людей. Представили? Ну и каково?

А теперь прибавьте к вышеперечисленному психологическую особенность возраста маленьких детей

[1]

Сразу оговорюсь, что все дети в детском саду, независимо от группы – маленькие дети, но дети 3-4 лет это прицельно маленькие дети, на которых подобные условия сказываются сугубо негативно.

Мама составляет для маленького ребёнка базис его доверия к Миру. Её наличие рядом позволяет ему свою жажду жизни и энергию направлять на благостное, живое изучение Мира.

Постепенно, взрослея, ребёнок совершенно естественным образом становится «отдельным», его шествие по жизни гармонично и исходит из желания преобразовывать.

Читайте так же:  Лечение депрессии антидепрессантами

И совсем другое происходит, когда ещё недавно гревшийся в безопасной ауре мамы малыш, вдруг оказывается помещённым в вышеперечисленные условия выживания.

Тридцать разбалансированных, не стойких ещё психически в силу возраста детей в одном пространстве – это очень много! Даже десять – много! Дети чувствуют энергетику друг друга и передают разряды напряжения друг другу как провода под током. К концу дня в таких организациях напряжение как на электростанции. И в этом всём изо дня в день.

И вот невесёлая новость в том, что движущей силой действий ребёнка в детском саду отныне становятся скрытая агрессия и страх. Страх неуюта, боязнь дискомфорта и природное стремление к восстановлению в себе хоть какой-то целостности, хоть какого-то спокойного убежища, порождает совершенно закономерные приспособленческие навыки в психике. Быть тише, не проявлять себя – это выбор тех, кто не хочет быть наказанным лишний раз уставшей воспитательницей, у которой может в личной жизни проблемы, а тут ещё… Ребёнок не хочет ронять свою и без того шаткую самооценку и выбирает притеснять себя, «не высовываться», особенно этот выбор калечит мальчиков, ломая в них лидера.

Кто-то в силу более стойкого характера выбирает протестовать, вызывать «огонь на себя», быть аутсайдером, показывая своё нежелание смириться с таким навязываемым ему положением вещей. Они встречают агрессию взрослых, никому не нравятся бунтари, которые «мутят воду» и добавляют проблем. Такие дети часто сами «черствеют» к другим по тому же типу, как относились к ним, становятся источниками открытой агрессии и жестокости.

Кто-то выбирает наладить хорошие отношения с воспитательницей, ходить в любимчиках, как раз затем, чтобы обеспечить себе «на всякий случай» дополнительный процент лояльности от человека, представляющего силу. Во взрослой жизни это проявляется заискиванием перед властьимущими, стремлением «склонять голову» перед тем, кто сильнее, соглашаясь с ними и не афишируя свои предпочтения. И много-много ещё примеров привнесения в детскую светлую сущность «не того» можно было бы привести, но нужно ли…

Кто-то упрекнёт меня в слишком жёстком отношении к детским садам, соглашусь, что так оно и есть. Моё мнение, что в скором будущем детские сады в той их представленности, какая наличествует сейчас, канут в небытие. И, слава Богу. Если сад, то со свободной системой воспитания, обучения, сродни мягкой вальдорфской системе, лучше немноголюдный и частный, чтоб было с кого спросить. Да и практика показывает, что в частные детские сады идут как раз люди, движимые идеей и любовью к тому, что они делают. Пока так. Ну и чем позже от мамы – тем лучше.

Мы много писали о причинах, а вот на вопрос «что делать» само собой отводится совсем немного места в нашей беседе. Просто потому, что ответ очевиден. Будьте другом своему ребёнку. Спрашивайте чаще, что его беспокоит и внимательно слушайте. Спрашивайте чаще, чего он хотел бы, и внимательно слушайте. Займитесь собой, наконец. Своим уютом и своей жизнью, убрав из неё всё, что мешает вам ощущать комфорт. Ищите повод для собственной радости в каждом моменте и будьте благодарны за то, что у вас уже есть. Будете наполнены. Если в состоянии баланса вы – будет гармоничен и ваш ребёнок. Его агрессия отражает агрессию в вас, всегда помните это.

И любите. Просто за то, что он есть, дышит, смеётся. Шалит. Ошибается. Не соответствует ожиданиям, может быть.

Часто такие прописные истины родители склонны понимать только после того, как переживут сложную болезнь чада. Тогда будто пелена с глаз и явно и отчётливо истина предстаёт – любовь и жизнь, важнее и нет ничего. Но не доводите до крайностей.

Любите своего ребёнка и себя в нём. Если не помогает- удвойте дозу! И тогда такая проблема, как детская жестокость в вашей жизни и жизни вашего ребёнка отпадёт сама собой, дав место радости от совместного шагания по жизни.

Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Я, Манойло Оксана — практикующий целитель, коуч, духовный тренер. Сейчас вы на моем сайте.

Закажите у меня вашу диагностику по фото. Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.

Детская жестокость

Проблема детской жестокости существовала всегда. Однако в ХХ в. по данным статистики волна детского насилия захлестнула благополучные страны Европы и Америку. В Польше девочка повесилась после того, как над ней издевались одноклассники и сняли на видео. В школах Великобритании зафиксирована настоящая эпидемия буллинга — систематического физического насилия, словесных оскорблений и запугивания детей со стороны одноклассников. В Америке с 1960-х гг. подростковая преступность возросла в 5 раз.

И в нашей стране эти данные не утешительны. Около 8% преступлений в стране – то есть до 155 тыс. преступлений в год – совершается детьми и подростками. По оценке экспертов, большинство современных детей от 8 до 17 лет согласились бы быть истязателями. 6% школьников готовы на убийство, если оно будет оплачено. И так далее… Перечислять все эти факты нет особого желания.

Откуда же все-таки берется агрессия у «цветов жизни»? Попытаемся разобраться в этом сложном вопросе.

На протяжении всей жизни человечества люди всегда проявляли жестокость к себе подобным. Многие ученые пытались определить природу жестокости, причины ее возникновения, факторы, способствующие ее формированию и проявлению. Все существующие ныне теории агрессии, можно подразделить на четыре основные категории.

Первая рассматривает биологическую обусловленность агрессивности, как врожденную инстинктивную, генетически запрограммированную форму поведения. И исходя из чего, даже самые положительные, изменения в окружающей среде, не способны предотвратить ее проявление. Максимум, возможно, ослабить ее. И если человек имеет определенный ген, то он пойдет по криминальному пути. Кроме того, агрессию связывают с нарушением функционирования головного мозга. А. Рэйн и его коллеги с помощью сканирования измерили активность мозга убийц, жестокость которых нельзя было объяснить ни беспризорностью, ни насилием, пережитым ими в детском возрасте, и обнаружили аномалии головного мозга в мозге мужчин, склонных к антисоциальным поступкам.

Вторая группа теорий рассматривает агрессию как потребность и побуждение, которые возникают в ответ на происходящее с человеком в жизни. В эксперименте, проведенном С. Милгрэмом на добровольцах показано, что у 35% людей имеется сильная реакция против жесткости. А 65% испытуемых удалось поставить в такие условия, что они вели себя жестоко, но при этом в большинстве случаев они проявляли реакцию возмущения или неприятия садистского типа поведения. В другом тюремном эксперименте, проведенном Ф. Зимбардо, показано, что под влиянием обстоятельств человек может дойти до какого угодно состояния, вопреки всем своим представлением о нравственности, вопреки личной порядочности и всем социальным принципам, ценностям и нормам. К этой теории также можно отнести факты пыток и унижения человеческого достоинства в тюрьме «Дельта» в Гуантанамо американскими солдатами, которые являлись добропорядочными гражданами в обычной жизни. То есть большинство людей в определенных условиях (самозащита, роль «палача», приказ и т.п) могут проявлять жестокость, хотя в обычных условиях не склонны к насилию.

Читайте так же:  Психические расстройства передаются

Особенно сильно изменяется поведение человека под влиянием группы. Срабатывает закон толпы, когда происходит оглупление массы, то есть снижение общего уровня интеллекта. Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе снимается личная ответственность за содеянное. А в подростковом возрасте желание быть принятым в группу сверстников сильнее любой другой потребности. Вспомните фильм «Чучело» Р. Быкова, где подростки, поддавшись влиянию неформальных лидеров класса, объявляют бойкот девочке, которая отличается от всех. Не секрет, что в каждой социальной группе есть свои «аутсайдеры» – дети, по разным причинам, ставшие изгоями (личностными, интеллектуальными, физическим – инвалидность, сниженное зрение, низкий материальный статус семьи и т.п.). И мало кто из подростков захочет заступиться за того, против кого ополчилось большинство, чтобы не быть также отверженным группой.

Третья группа теорий, учитывает такие аспекты человеческого опыта, как познавательная деятельность и эмоции. Вся информация, которую человек получает и любой жизненный опыт вызывает определенные эмоциональные реакции. В частности, с точки зрения Л. Берковица агрессия возникает постольку, поскольку формируется негативная реакция на агрессивные стимулы (боль, недомогания, неприятные запахи и т.д.). М.Зильман утверждал, что осмысление события может влиять на степень возбуждения. Сторонники этой теории утверждают возможность управления агрессией, контроля над поведением «простым» научением людей реально представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации.

Мы, взрослые люди, привыкли сдерживать свои эмоции, а дети — нет. У них они бьют ключом. Если обида, то смертельная, если счастье, то безграничное и если жестокость, то ярко выраженная. Понятно, что у детей нет жизненного опыта, поэтому подростки далеко не всегда могут предсказать последствия своих действий. Эмоции захлестывают разум и сознание, поэтому ребенок совершает действие, а потом уже думает, правильно ли оно. Если ваш ребенок кого-то ударил, это еще не означает, что он вырастет хулиганом. Проявление агрессивности и жестокости – это определенный этап взросления ребенка. Он должен осознать, пережить и научиться контролировать свои негативные эмоции. Неосознанная детская жестокость со временем проходит бесследно. А вот если подросток сознательно причиняет другим боль и понимает, что это плохо, – это уже повод переживать и принимать меры.

С распространением социальных сетей в интернете возникло явление «опубличивания» частной жизни. Ради увеличения своего рейтинга подростки снимают на видео жестокие сцены (которые пользуются огромной популярностью, потому, что вызывают сильные чувства зрителей) и размещают их на своих страницах. Таким образом, участники избиения становятся героями фильмов, а это добавляет кураж и жестокость удваивается, подкрепленная этим драйвом, и помножается на подсмотренную с экрана жестокость.

Согласно четвертой теории социального научения, агрессия представляет собой приобретенную в жизни модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии (жестокость близких взрослых людей), а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений. В документальном фильме Иллариона Павлюка «Ген жестокости» проводят эксперимент, в котором исследуют шесть московских подростков. На детекторе лжи фиксируют их физиологические реакции, возникающие при просмотре подобранных сцен насилия. Результаты заставляют задуматься: только у одного появляются изменения состояния, которые связывают с сочувствием и сопереживанием, возникающим от увиденного в моменты, когда герои испытывают боль… У остальных реакции не изменяются, то есть они никак не реагируют на чужие страдания. Как выяснилось, авторами фильма, именно этот единственный, еще способный сочувствовать подросток меньше всего смотрит телевизор из-за ограничений, установленных родителями.

Возможно, это срабатывает механизм психологической защиты, который защищает маленького человека от беспрерывного потока негативной информации с экранов телевизора и печатных страниц, содержащего в себе кровавую криминальную хронику, изощренные сцены насилия, убийств, издевательств, которые представлены с особым смаком в художественных фильмах и даже в мультфильмах. Не только в кино, но и в повседневной жизни полно примеров безнаказанности жестокости и поощрения насилия. Если ребенок будет сочувствовать и испытывать сильные эмоциональные переживания при каждой увиденной жестокой сцене, то его сердце просто не выдержит. И появляется такой своего рода иммунитет на чужую боль, защищающий маленького человека от психотравмы. А человек, не способный переживать за другого может причинить ему вред. Получается, что дети ведут себя так, потому что в обществе насилие стало нормой.

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка?

· С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное — формировать способность к сочувствию и сопереживанию.

· Учить здоровым отношениям между детьми, где никто не отвергнут и не унижен.

· Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту.

· В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости – ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей!

· Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.

· Четко определите рамки дозволенного. В случае нарушения правил всегда должно следовать наказание, но не давите авторитетом, объясните свое решение.

· Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребенка могут стать необратимыми.

· Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь.

· Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум.

· Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении.

· Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимание или превратить происходящее в шутку и др.).

· Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты — сильный!» Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.

· Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, жестокими бывают редко. Постарайтесь всегда поддерживать доверительные отношения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Забота о подростке не сводится к тому, чтобы контролировать его оценки, одеть и накормить, а внимание к его проблемам (какими бы незначительными они вам ни казались), раскрытие и развитие его талантов (а ими обладает каждый ребёнок), общение с его друзьями, расширение кругозора. Основная задача родителей — научиться относиться к ребёнку с уважением и пониманием в любой ситуации.

Источники


  1. Толстая, Наталья Я хочу быть с тобой! Учебник счастливой жены / Наталья Толстая. — Москва: Мир, 2013. — 320 c.

  2. Арутюнов, С.С. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против» / С.С. Арутюнов. — М.: Проспект, 2015. — 436 c.

  3. Зубова, А. В. Семейная дипломатия. Между невесткой и свекровью… / А.В. Зубова. — М.: Феникс, 2015. — 224 c.
    Жестокость в детстве
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here